Эмоциональной отзывчивости ребенка».
Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально – нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально – нравственного развития ребенка.
Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родители и дети связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у ребенка братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.
Приобретаемые в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических, лингвистических способностей и т. д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину. Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.
Важно подчеркнуть, что в вопросе воспитания у детей доброты и отзывчивости к другим людям между воспитателями и родителями может и не быть того обоюдного понимания и единодушия, как, например, при формировании у детей навыков, умений, при обучении их различного рода знаниям.
Так, не секрет, что некоторые родители не считают эти качества важными и значимыми в ряду других качеств и свойств ребенка. Более того, встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя стукнули, а ты что, не сможешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.
Труд души ребенка должен быть организован близкими взрослыми с большой тщательностью, он должен интересовать их и направлять ими. Чтобы получить ощутимые результаты в развитии внутреннего мира детей необходимо как можно полнее представить эмоциональный опыт ребенка, и в первую очередь приобретаемый им в семье; вести постоянную работу по развитию и обогащению эмоционального опыта ребенка. С этим вопросом тесно связан и вопрос эмоционального микроклимата семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей. При положительных взаимоотношениях может интересовать в основном степень участия ребенка в общих делах, проблемах, заботах семьи. При отрицательных взаимоотношениях важно понимать какой огромный вред наносит разлад родителей (конфликты, ссоры) настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношениям со сверстниками.
Очень важно выяснить характер реальной воспитательской позиции родителей, которая складывается из их понимания и отношения к целому ряду вопросов. Эта позиция, как правило, соответствует ценностным ориентациям личности самих родителей. Необходимо понять, в какой мере такие интересующие его качества личности, как способность к сопереживанию и сочувствию, к эмоциональному отклику, являются для родителей значимыми и важными, то есть ценностными. Какое место занимают ценностные ориентации такого рода среды других ценностей, разделяемых членами семьи. В понимании этого вопроса следует идти от раскрытия ценностных ориентаций более общего и глобального порядка (идеалы, цели, ценностные сферы деятельности) к ценностным ориентациям более частого и конкретного характера (предпочитаемые способы достижения, методы и приемы реализации целей, поставленных задач и пр.)
Существенную помощь в воспитании эмоций может оказать понимание родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем (его можно связать с предстоящим переходом ребенка из детского сада в школу и, что особенно важно, в новый детский коллектив). Идеальными большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, внимание к другим людям. Родители сознают (хотя, возможно, сугубо интуитивно) необходимость воспитания у ребенка не какого-то одного, изолированного качества, а системы качеств, соотнесенных и связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных т. д.
Бывает, однако, и так, что переживания родителей связаны с качествами исключительно интеллектуального порядка. Например, родителей радует любознательность, способность ребенка быстро понимать материал, умение схватить существенное. Огорчает и тревожит их, в свою очередь, рассеянное внимание ребенка, замедленное мышление, нежелание учиться и т. д. В то же время сугубо человеческие качества – доброта, чуткость, отзывчивость – не являются, по мнению родителей, заслуживающими внимания.
Очень важно найти для ребенка в семье постоянное, действительно значимое для всех членов семьи дело (занятие, поручение, деятельность), которое являлась бы реальной практикой заботы о другом человеке: бабушке, больным отцом, старшей сестре. Необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности.
Очень важно понять родителям роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности (особенно в тех случаях, когда в семье воспитывается только один ребенок); это участие ценно не только для формирования у ребенка определенных умений или получения такого продукта, какой он не может изготовить один. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.
Значимым моментом для родителей может явиться эмоциональное поведение ребенка в ответ на удачное или, наоборот, неудачное действие по ходу деятельности.
Систематическая работа по эмоциональному воспитанию детей должна осуществляться с учетом особенностей, психики детей и основных закономерностей усвоения ими человеческого опыта. Существенными звеньями в этой работе должны стать: развитие социальной ориентации детей, обеспечение опыта решения ими социально-нравственных задач и реальная практика деятельности детей для других людей. Каждое из этих звеньев вносит свой специфический вклад в формирование личности дошкольника.
Памятка