Выпуск 3: «профилактика плоскостопия»

Показателем, имеющим тесную связь с физическим развитием у детей младшей возрастной группы, являются особенности стопы. Стопа обеспечивает вертикальное положение тела и многие движения — бег, ходьбу и др.

Стопа имеет сводчатое строение и является важным опорным и рессорным аппаратом и как бы одним из активных периферических сосудистых насосов. Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для дальнейшего здоровья ребенка. Это избавит его от боли в икроножных мышцах, частого «подвертывания» стоп, болей в суставах (боли в коленных суставах могут имитировать ревматизм) и позвоночнике, от головных болей вследствие пониженной рессорной функции стоп.

В возрасте 4 лет еще не закончено формирование стопы, но уже можно получить косвенную информацию о ее развитии, так как даже в более раннем возрасте отмечена определенная связь между состоянием стопы и избыточной массой тела, а также между состоянием стопы и наличием определенных заболеваний (рахит, избыточная масса тела, слабость опорно-связочного аппарата у часто болеющих детей, последствия повышенного мышечного тонуса у детей с перинатальной энцефалопатией и др.). Кроме того, по мнению некоторых специалистов, на стопе есть «представительства» всех внутренних органов, следовательно, воздействуя на стопу, мы активизируем весь организм. Существует даже такой термин — «стопотерапия».

При правильной ходьбе линия опоры должна проходить через пятку и второй палец ноги, при этом внутренний край стопы приподнят, что бывает при ходьбе по прямой линии с параллельным положением стоп. Такая ходьба воспитывается путем постепенного (по мере тренировки) сужения дорожки, по которой ходит ребенок.

Заключение о состоянии опорного свода стопы делается на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке.

Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая — с основанием большого пальца.

Если обе линии расположены внутри контура — стопа плоская (в), если контур между линиями — стопа уплощенная (б),

если вне линий — стопа нормальная (а).

Особое внимание, естественно, должны вызывать не только дети с плоской стопой, но и с уплощенной. Несмотря на то, что в этом возрасте стопа еще не сформирована, динамика в случае плоской стопы может быть отрицательной.

При осмотре стопы следует обращать внимание на положение пятки. При нормальной стопе оси голени и пятки совпадают, при продольном плоскостопии образуют угол, открытый кнаружи — вальгусная установка стопы.

Положение пятки вы можете определить по обуви ребенка: при вальгусном (низко расположен внутренний край) - ребенок стаптывает внутреннюю часть подошвы, при варусном (уплощен наружный край) - ребенок стаптывает наружную часть подошвы.

В этом возрасте еще не поздно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Для этого во все занятия гимнастикой включают упражнения для стопы, а дома родители могут принять дополнительные меры.

Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности

Массаж стоп

И.п.:ребенок лежит на спине, ногами к взрослому.

Выполнение. Возьмите левой рукой левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растираем ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).

Комплекс гимнастических упражнений

И.п.:сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте - до свидания».Совершать движения стопами от себя - на себя (5-6 раз.)

2. «Поклонились».Согнуть и разогнуть пальцы ног (8-10 раз.)

3. «Большой палец поссорился со своими братьями».Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя (3-4 раза.) Если не получается, можно помочь руками.

4. «Пальчики поссорились ,помирились».Развести носки ног в стороны, свести вместе (3 -4 раза.)

5. «Пяточки поссорились, помирились».Развести пятки в стороны, свести вместе (3-4 раза.)

6. «Гусеница пошла гулять». Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы (2-3 раза.)

7. «Кружки». Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу (5-6 раз.)

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

8. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой.)

9. «Перенеси мяч ногами».Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же упражнение в обратном направлении (4-6 раз.)

10. «Покажи ёжику солнце».Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счёт 1-3, опустить (8-10 раз.).

11. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз.)

12. «Растяни ленточку».Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3-4 раза.)

13. «Спрячь ленточку в домик».Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.

И.п.: сидя на стуле.

14. «Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, Г, К, Л, П).

И.п.:стоя.

15. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

16. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

17. «Мишка косолапый».Ходьба на внешней стороне стопы.

18. «Отправляемся в поход».Ходьба с выполнением различных движений, например «как цапля»: высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:

- Я цапля, цапля, цапля. Хожу, хожу, хожу.

На всех подружек сверху смотрю, смотрю, смотрю.

19. «Шагаем по канату».Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.

И.п.:сидя на коврике.

20. «Султан».Сесть «по-турецки» (ноги крест-накрест, наружные края стоп опираются о пол), приговаривая: Я султан, я султан. Посмотри на мой кафтан. Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.

И.п.:стоя.

21. Ходьба по массажной дорожке:

а) по ребристой поверхности с узкими полосками - скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;

б) по мягкой поверхности — прыгать на носках;

в) по колючей поверхности - переступать с пятки на носок;

г) по ребристой поверхности с широкими полосками — скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке.

22. Ходьба по гимнастическому бревну (высота от пола 5 см).

23. Ходьба по ребристой деревянной поверхности.

24. Ходьба по мягкому модулю («гусенице»).

Советы родителям.

1. Внимание стопам нужно уделять буквально с рождения. Тесные носки и ползунки недопустимы. Нежелательно детям до года надевать ботинки. Ребёнок не должен ни в коем случае донашивать чужую обувь. У детской обуви должен быть жёсткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук.

2. Ребёнку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию.

3. Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно). Для тренировки предлагайте ребёнку пройти по бортику тротуара (в безопасном месте), бревну, доске, верёвке.

Полезно ходить босиком по различным поверхностям.

Папка–передвижка

Тема: «Больше внимания осанке» ДД

Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большой степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много:

1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (лежа на ковре), как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу. Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах, другая - на других, и посмотрите показания). О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы – это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам, стесанному бревну. Если ребенок уже выполнял соответствующие упражнения и у него все в порядке с координацией, то он может спокойно пройти вдоль палки или вдоль веревки.

4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком», и пр. Неправильная поза при видении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу).

Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна – на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.

5. Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку. От

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие – меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочек как для будущей женщины. Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять. Сидение не отдых, а акт статистического напряжения. Дети при сидении, в отличии от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы-разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются до пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опираться на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины. Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы и ребенок может свободно и глубоко дышать.

Анкета

«Соблюдаете режим?»

  Компоненты режима   Время Регулярность соблюдения
Регулярно Не регулярно Вообще нет
Подьем 7 - 8.00      
Утренняя гимнастика 8.05      
Завтрак 8.30      
Прогулка 10 - 12.00      
Обед 12.30      
Сон 13 - 15.00      
Разминка после сна 15 - 15.30      
Полдник 15.45      
Самостоятельные игры 16 - 17.00      
Ужин 17.00      
Прогулка 17.30 -19      
Ужин 2 19.30      
Занятия по интересам 20 - 22.00      
Ночной сон 22 - 7.00      

Консультация

Наши рекомендации