Тема: «Организация физического воспитания детей в семье»
Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования детей проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя или «контролера».При передаче родителям способов организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях необходимо создать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые, и дети могут чувствовать себя естественно и раскованно.
Младший дошкольный возраст (3-5 лет) - период формирования двигательных умений и навыков детей на основе подражания действиям взрослых или сверстников. Особенностям двигательного поведения детей этого возраста является совершенствование навыков ходьбы, бега и лазанье, а также освоение таких форм движения, как езда на трехколесном велосипеде, снегокате, катание на лыжах, выполнение движений с предметами и упражнений на тренажерах.
Ведущая роль в этот период отводится овладению различными формами прыжков, метания (бросание и ловля мяча или разнообразных легких предметов: шишек, тряпичных и теннисных мячей); освоению упражнений с сохранением равновесия (при ходьбе по ограниченной поверхности: скамейке, бревну, снежному буму, бордюрному камню и т.д.).
Особенно интенсивно в этом возрасте формируются навыки метания. Однако, бросая предмет в цель, ребенок не фиксирует направленность и дальность броска. Чаще всего он просто выпускает его из руки. Между замахом и броском нередко отмечается довольно длительная пауза, во время которой ребенок старается подойти как можно ближе к мишени. Еще очень неуверенно младший дошкольник ловит мячи и другие предметы. Многие исследователи отмечают, что ребенок заранее выпрямляет сведенные вместе руки навстречу мячу, сильно напрягается, широко расставляет пальцы или крепко сжимает их. Потом замирает в ожидании мяча, а при его подлете крепко зажмуривает глаза. Постепенно у детей 3-5 лет возникает интерес к правильности выполнения движений, их соответствия заданному образцу, а также к новым сочетаниям ранее освоенных движений. «Мама, смотри, как я умею!»- все чаще и чаще доносится с детской площадки. Но при этом младший дошкольник еще не умеет соизмерять свои силы и реальные возможности с выбранным двигательным заданием. Убедившись в невозможности выполнения того или иного действия, ребенок проделывает его наспех, оставаясь искренне убежденным, что все сделано качественно.
Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений остается совместная подвижная игра с взрослым и другими детьми и желание закрепить новые умения и навыки. На пятом году жизни соревновательный момент и ориентир на личный выигрыш также становится значительным побудительным мотивом к успешному овладению новыми движениями.
В условиях семейного воспитания детям младшего дошкольного возраста необходимо создать определенную развивающую среду: предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку-мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер - «ступеньки»), мяч-прыгунок (хоп, гимник) и лыжи.
Дома необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив ковровым покрытием. Но если без тренажеров и сетки для метания можно обойтись, то есть одна игрушка, без которой жизнь ребенка младшего дошкольного возраста была бы тусклой и бедной. И эта игрушка-мяч. Именно мяч является ключевым предметом, способствующим у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовании своих действий с действиями других участников игры.
Уникальность и универсальность мяча определяется теми свойствами, которыми он обладает: катиться, подскакивает, подлетать вверх, отлетать от преграды в результате приложения к нему физического усилия. Изменение движения мяча в результате произвольного изменения направления и силы броска - двигательный навык, который формируется у детей на протяжении всего дошкольного детства.
Для сверхподвижных детей можно предложить комплекс упражнений с использованием больших гимнастических мячей (гимников).
«Хлопки над головой»
И.п.: сидя на большом мяче; пружинящие движения ногами вверх-вниз («скачем на лошадке»);
Руки через стороны вверх, хлопок над головой;
Вернуться в и.п. (повторить 4-6 раз).
«Бабочки»
И.п.: то же;
Руки согнуть в локтях, приставить к плечам;
Поднять локти вверх и опустить их в стороны (повторить 4-6 раз)
« Бокс»
И.п.: то же;
Руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки;
Имитировать движения боксера (повторить 8-10 раз).
«Самолеты»
И.п.: то же;
Руки сложить перед грудью, пальцы сжать в кулаки;
Вращательные движения руками;
Руки в стороны, наклоны вправо и влево (повторить 2-3 раза).
Листовка