Организация и участие в семинарах
И семинарах -практикумах
Ежегодно в годовой работе детского сада обязательно планируются семинар и семинар-практикум, остающиеся наиболее эффективной формой повышения квалификации воспитателей.
Семинары – это групповые занятия по определенному плану под руководством опытных педагогов, специалистов.
Их целью является – повышение теоретического уровня воспитателей по конкретному вопросу воспитательно-образовательной работы с детьми.
Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения.
Семинар может быть постоянно действующим и временным. Руководитель семинара вместе со старшим воспитателем продумывают его программу, план работы.
Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы.
Обычно предусматривается постоянный состав участников семинара, но план может быть составлен таким образом, что на некоторые занятия полезно прийти воспитателям, например, младших и средних групп, а на другие – старших.
Участие в работе семинара добровольное, поэтому при выборе темы необходимо учитывать пожелания и потребности педагогов конкретного детского сада, ну и, конечно, руководители могут рекомендовать некоторым воспитателям посетить отдельные занятия.
Необходимо предусмотреть подготовку участников семинара к занятиям. Вместе с планом работы семинара в методическом кабинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, подготавливается выставка. Воспитатели учатся критически оценивать прочитанное, выбирать нужные для себя сведения. Они должны понять сущность изучаемого материала, чтобы усвоить и использовать его в своей практической деятельности. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу: провести диагностику, опрос детей группы, подготовить сообщение по научной литературе и т.д. Предварительная подготовка предоставляет возможность руководителю семинара проводить занятия с активным привлечением всех участников: в форме дискуссии, круглого стола и др.
Готовить и проводить семинар можно по-разному в зависимости от содержания, темы и цели занятия.
Семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в работе изученной проблемы или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.
В практике детского сада используются также семинары-практикумы, направленные на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми.
Проводится для более глубокого и систематического изучения проблем педагогики, психологии, методики; теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. В
ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в определенном виде деятельности, развиваются творчество и фантазия.
Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.
Руководителями этой формы методической работы могут быть люди, хорошо владеющие необходимыми навыками.
В ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Работа семинаров-практикумов всегда имеет какой-то материальный результат. Это могут быть: наглядные материалы, подготовленные воспитателями, рекомендации к их использованию, выставка работ, участники могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни или стихи и т. д.
Материалы семинаров и семинаров-практикумов оформляются в письменном виде и хранятся в папках «Материалы семинара».
Важно, чтобы итоги семинара оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем руководителя.
Подготовка и проведение консультаций для педагогов
Индивидуальные и групповые консультации проводятся по основным направлениям работы всего коллектива, актуальным проблемам педагогики и психологии, по заявкам воспитателей и т.д.
Основные консультации планируются на год. По мере необходимости в этот план вносятся изменения.
Тема консультации может быть подсказана вопросами воспитателей или определена в зависимости от того, какие затруднения испытывают воспитатели в своей работе.
Подготовка к проведению консультации предполагает:
· Составление плана изложения материала;
· Продумывание советов и рекомендаций по каждому вопросу;
· Подбор методической литературы и описанного педагогического опыта.
Возможно использование вопросов к воспитателям для коллективного обсуждения; всевозможных заданий по ходу консультации.
Следует прибегать к различным методам проведения консультаций.
При проблемном изложении материала формулируется проблема и показывается путь ее решения.
При использовании поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы.
Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения, обладающий рядом положительных качеств: достоверностью, экономным
отбором конкретных фактов, научностью подготовки рассматриваемых явлений и др.
Материалы консультации – ее содержание или развернутый план с указанием используемой литературы излагаются в письменном варианте, который можно использовать и в последующей работе.
Советы и рекомендации студентам
Мы остановились всего лишь на нескольких групповых формах методической работы. Более подробную информацию о каждой форме работы с педагогами.
При организации групповых форм методической работы не надо гнаться за количеством участников, гораздо важнее, чтобы каждая форма методической работы принесла конкретную пользу, а полученные знания, умения нашли отражение в педагогической деятельности и способствовали повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.
Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу. Выбор последних для каждого конкретного методического мероприятия должен определяться целями и задачами, особенностями содержания, контингента педагогов, конкретным состоянием воспитательно- образовательного процесса в данном учреждении по проблеме.