Критерии оценки педагогического проекта

1. Соответствие описания проекта предъявляемым требованиям к его оформлению.

2. Соответствие содержания, способов взаимодействия и приемов целям педагогического проекта.

3. Новизна педагогического проекта, его оригинальность.

Проект инновационных педагогических приемов

Наряду с созданием педагогического проекта мы предлагаем вам на выбор еще одну интересную форму работы. Вам необходимо разработать оригинальные педагогические приемы по выбранной теме с учетом возраста и опыта воспитанников. Студентом должно быть представлено не менее 15 педагогических приемов.

Подсказка: педагогический прием – конкретная операция взаимодействия педагога и ребенка (детей) в образовательном процессе.

В ходе проектирования педагогических приемов необходимо учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

- ведущий вид деятельности;

- закономерности процесса воспитания;

- реальные педагогические условия;

- особенности своего профессионального стиля, профессиональной компетентности.

Критерии оценки проекта инновационных педагогических приемов

- Соответствие количества и описания приемов предъявляемым требованиям к их оформлению.

- Адекватность предлагаемых приемов возрасту детей, их опыту, особенностям развития.

- Доступное (понятное) описание приемов и рекомендаций по их использованию.

- Понятный алгоритм действий педагога в ходе использования педагогических приемов.

- Вариативность использования педагогических приемов в педагогическом процессе ДОУ.

- Новизна предлагаемых приемов, оригинальность.

Предлагаем вам примерные темы проектов.

Инновационные педагогические приемы воспитания валеологической культуры:

- культурно-гигиенических умений и навыков, умений самообслуживания и безопасного поведения детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста;

- умений разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

- умений регуляции эмоционального самочувствия, снижения агрессивности и деструктивных форм поведения дошкольников;

- навыков в эмоциональном самовыражении и самопроявлении ребенка в разных видах детской деятельности, умений выражать словами собственные действия, мысли, чувства, налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать друг с другом.

Кроме предложенных примерных тем проектов могут быть и другие. Если вы по теме курсовой работы углубленно занимаетесь конкретной проблемой, то можно развить эту тему.

Формы методической работы в ДОУ

Одна из основных функций старшего воспитателя – оказание помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми. Здесь разворачивается широкое поле деятельности, раскрываются большие возможности по индивидуализации этой работы, с одной стороны и, созданию сплоченного коллектива педагогов – с другой.

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, старший воспитатель использует известные, широко вошедшие в практику формы:

· Групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.).

· Индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).

Остановимся на наиболее распространенных формах методической работы, чтобы выделить особенности и подчеркнуть необходимость каждой в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ.

Подготовка и участие педсовета

в дошкольном образовательном учреждении

Самым главным и ответственным совещанием в дошкольном учреждении является заседание Совета педагогов.

Совет педагогов – это постоянно действующий орган самоуправления дошкольного образовательного учреждения, выразитель коллективной педагогической мысли, своеобразная школа мастерства и трибуна педагогического опыта.

Примерным Уставом ДОУ (приложение к Типовому положению о ДОУ в РФ) определены следующие функции Совета педагогов:

- указывает направления образовательной деятельности ДОУ;

- отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;

- рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;

- организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;

- заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательной программы;

- обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;

- рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям.

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные задачи дошкольного учреждения:

- обсуждаются основные вопросы воспитания и обучения дошкольников;

- анализирует имеющиеся недостатки;

- принимаются решения для устранения недочетов;

- организуется обмен опытом педагогической работы.

Тематика педагогических советов определяется в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты работы педагогов: уровень развития детей, их здоровье, формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников.

Все педагогические советы можно условно разделить

· По формам организации:

а/ традиционный педсовет;

б/ педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;

в/ нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др.

· По видам:

а/ тематический;

б/ итоговый.

Подготовка педсовета

Чтобы педагогический совет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, каждому заседанию должна предшествовать тщательная подготовка всех его участников.

Заведующий и старший воспитатель продумывают организационные вопросы: тему, повестку, регламент. Старший воспитатель тщательно продумывает весь ход педсовета, подбирает варианты активизации педагогов.

После определения темы рекомендуется создать рабочую группу, которая продумает форму педсовета, организует оформление помещения, составит список литературы для изучения. В методическом кабинете оформляются выставки: «Готовимся к педсовету» или «Наш педсовет». Здесь важно представить опыт работы педагогов (пособия, конспекты, выписки из планов работы с детьми), публикации, методический материал. Воспитателям предлагаются задания, которые помогут им подготовиться к педагогическому совету. Задания помогут создать на педсовете обстановку для творческого размышления, поиска истины. Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем за 2-3 недели до проведения педсовета.

Старший воспитатель и заведующий помогают педагогам сравнить результаты анализа занятий, умений, навыков детей с требованиями образовательной программы ДОУ, выделить главные направления в работе. Каждому педагогу необходимо дать критический анализ своей деятельности, прийти на педсовет с выводами, сделанными в ходе этого анализа (что в работе с детьми не удается, почему и как выявленные недостатки можно исправить).

Проведение педсовета

1. Информация о присутствующих и отсутствующих. Определение правомочности Совета педагогов.

2. Информация о выполнении решений предыдущего заседания, о ходе выполнения решений с более длительным сроком.

3. Вступительное слово председателя Совета педагогов о теме, повестке дня, о значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ.

4. Обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня.

5. Заключительное слово председателя Совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения - важнейший момент в работе педсовета. Оно должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения.

6. Принятие Советом педагогов решения голосованием.

Обязательным условием правильной организации всей работы в ДОУ является сочетание коллективного руководства и персональной ответственности за свое дело. На заседаниях педагоги приходят к единому решению по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, аттестации воспитателей, организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы. На педагогическом совете определяются перспективы развития учреждения. Его решения обязательны для исполнения всеми членами коллектива. Поскольку исполнение решений контролируется, они должны быть понятны, адресованы конкретным людям и ограничены сроками.

Советы и рекомендации студентам

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные задачи дошкольного учреждения.

В содержании проблем, выносимых на педсовет, в характере их обсуждения, поведении педагогов на педсовете, в отношении к нему проявляется уровень руководства ДОУ.

Наши рекомендации