Критерии оценки педагогического проекта
1. Соответствие описания проекта предъявляемым требованиям к его оформлению.
2. Соответствие содержания, способов взаимодействия и приемов целям педагогического проекта.
3. Новизна педагогического проекта, его оригинальность.
Проект инновационных педагогических приемов
Наряду с созданием педагогического проекта мы предлагаем вам на выбор еще одну интересную форму работы. Вам необходимо разработать оригинальные педагогические приемы по выбранной теме с учетом возраста и опыта воспитанников. Студентом должно быть представлено не менее 15 педагогических приемов.
Подсказка: педагогический прием – конкретная операция взаимодействия педагога и ребенка (детей) в образовательном процессе.
В ходе проектирования педагогических приемов необходимо учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
- ведущий вид деятельности;
- закономерности процесса воспитания;
- реальные педагогические условия;
- особенности своего профессионального стиля, профессиональной компетентности.
Критерии оценки проекта инновационных педагогических приемов
- Соответствие количества и описания приемов предъявляемым требованиям к их оформлению.
- Адекватность предлагаемых приемов возрасту детей, их опыту, особенностям развития.
- Доступное (понятное) описание приемов и рекомендаций по их использованию.
- Понятный алгоритм действий педагога в ходе использования педагогических приемов.
- Вариативность использования педагогических приемов в педагогическом процессе ДОУ.
- Новизна предлагаемых приемов, оригинальность.
Предлагаем вам примерные темы проектов.
Инновационные педагогические приемы воспитания валеологической культуры:
- культурно-гигиенических умений и навыков, умений самообслуживания и безопасного поведения детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста;
- умений разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
- умений регуляции эмоционального самочувствия, снижения агрессивности и деструктивных форм поведения дошкольников;
- навыков в эмоциональном самовыражении и самопроявлении ребенка в разных видах детской деятельности, умений выражать словами собственные действия, мысли, чувства, налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать друг с другом.
Кроме предложенных примерных тем проектов могут быть и другие. Если вы по теме курсовой работы углубленно занимаетесь конкретной проблемой, то можно развить эту тему.
Формы методической работы в ДОУ
Одна из основных функций старшего воспитателя – оказание помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми. Здесь разворачивается широкое поле деятельности, раскрываются большие возможности по индивидуализации этой работы, с одной стороны и, созданию сплоченного коллектива педагогов – с другой.
Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, старший воспитатель использует известные, широко вошедшие в практику формы:
· Групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.).
· Индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).
Остановимся на наиболее распространенных формах методической работы, чтобы выделить особенности и подчеркнуть необходимость каждой в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ.
Подготовка и участие педсовета
в дошкольном образовательном учреждении
Самым главным и ответственным совещанием в дошкольном учреждении является заседание Совета педагогов.
Совет педагогов – это постоянно действующий орган самоуправления дошкольного образовательного учреждения, выразитель коллективной педагогической мысли, своеобразная школа мастерства и трибуна педагогического опыта.
Примерным Уставом ДОУ (приложение к Типовому положению о ДОУ в РФ) определены следующие функции Совета педагогов:
- указывает направления образовательной деятельности ДОУ;
- отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;
- рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
- организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
- заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательной программы;
- обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;
- рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям.
Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные задачи дошкольного учреждения:
- обсуждаются основные вопросы воспитания и обучения дошкольников;
- анализирует имеющиеся недостатки;
- принимаются решения для устранения недочетов;
- организуется обмен опытом педагогической работы.
Тематика педагогических советов определяется в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.
Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты работы педагогов: уровень развития детей, их здоровье, формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников.
Все педагогические советы можно условно разделить
· По формам организации:
а/ традиционный педсовет;
б/ педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
в/ нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др.
· По видам:
а/ тематический;
б/ итоговый.
Подготовка педсовета
Чтобы педагогический совет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, каждому заседанию должна предшествовать тщательная подготовка всех его участников.
Заведующий и старший воспитатель продумывают организационные вопросы: тему, повестку, регламент. Старший воспитатель тщательно продумывает весь ход педсовета, подбирает варианты активизации педагогов.
После определения темы рекомендуется создать рабочую группу, которая продумает форму педсовета, организует оформление помещения, составит список литературы для изучения. В методическом кабинете оформляются выставки: «Готовимся к педсовету» или «Наш педсовет». Здесь важно представить опыт работы педагогов (пособия, конспекты, выписки из планов работы с детьми), публикации, методический материал. Воспитателям предлагаются задания, которые помогут им подготовиться к педагогическому совету. Задания помогут создать на педсовете обстановку для творческого размышления, поиска истины. Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем за 2-3 недели до проведения педсовета.
Старший воспитатель и заведующий помогают педагогам сравнить результаты анализа занятий, умений, навыков детей с требованиями образовательной программы ДОУ, выделить главные направления в работе. Каждому педагогу необходимо дать критический анализ своей деятельности, прийти на педсовет с выводами, сделанными в ходе этого анализа (что в работе с детьми не удается, почему и как выявленные недостатки можно исправить).
Проведение педсовета
1. Информация о присутствующих и отсутствующих. Определение правомочности Совета педагогов.
2. Информация о выполнении решений предыдущего заседания, о ходе выполнения решений с более длительным сроком.
3. Вступительное слово председателя Совета педагогов о теме, повестке дня, о значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ.
4. Обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня.
5. Заключительное слово председателя Совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения - важнейший момент в работе педсовета. Оно должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения.
6. Принятие Советом педагогов решения голосованием.
Обязательным условием правильной организации всей работы в ДОУ является сочетание коллективного руководства и персональной ответственности за свое дело. На заседаниях педагоги приходят к единому решению по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, аттестации воспитателей, организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы. На педагогическом совете определяются перспективы развития учреждения. Его решения обязательны для исполнения всеми членами коллектива. Поскольку исполнение решений контролируется, они должны быть понятны, адресованы конкретным людям и ограничены сроками.
Советы и рекомендации студентам
Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные задачи дошкольного учреждения.
В содержании проблем, выносимых на педсовет, в характере их обсуждения, поведении педагогов на педсовете, в отношении к нему проявляется уровень руководства ДОУ.