Критерии типологии цивилизаций. Традиционный и техногенный типы цивилизаций.
В зависимости от содержательного ядра понятий “цивилизация” определяется и их типология. Цивилизации могут различаться по господствующему типу хозяйственной деятельности - земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип естественно-географической среды, то цивилизации делятся в зависимости от того, вступают они во взаимодействие с другими цивилизациями или нет, на “открытые” и “закрытые”. Или интравертные, т.е. те, чья творческая энергия обращена "вовнутрь", и экстравертные, стремящиеся к расширению своих пределов (сопоставим, например, исламскую и индо-буддистскую цивилизации). Получает распространение, отстаиваемая отечественным философом В.С.Степиным, концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном и техногенном. Так же как и ряд других концепций, эта исходит из признания, что тип цивилизации, их стратегии определяются культурой. Различия в западно-европейской цивилизации (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.
Концепции происхождения техники и факторы ее развития.
В объяснении происхождения техники сложилось несколько подходов.
Натуралистический подход
Естественно-природные основания возникновения техники согласно этой точке зрения, человек вынужден производить технические артефакты чтобы защититься от враждебных природных сил.
Волевой подход
Техника частично определяется природой. Другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля. Эта воля является источником всех фундаментальных ценностей западной цивилизации.
Рациональный подход
Техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие. Отсюда вытекают два варианта объяснения. Один из них связан с сущностью технического знания. В другом варианте рациональность выводится из божественного веления. Источником технического развития является интеллект.
В современных представлениях об истоках возникновения техники, обобщающих названные подходы, можно выделить предпосылки двух видов:
Антропологические истоки техники
Свой мысленный проект человек материализует в труде, в действии над природным материалом, придавая ему нужные свойства
К антропологическим предпосылкам относится и информационно- коммуникативная способность человека вырабатывать информационно- языковые средства.
Технику можно рассматривать как знаковое средство хранения и передачи технической культуры. Техника как форма культурно- языкового общения не только совершенствует процесс передачи информации, но и видоизменяет технический процесс.
Социокультурные предпосылки
Они кроются в том, что техника возникает на фоне общего социокультурного развития как результат общих представлений о мире, уровнем развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры.
Развитие техники имеет не только внутренние факторы, но и внешние детерминанты.
Технологический детерминизм (ограниченная модель технического развития) сторонники этой модели основными аргументами в пользу утверждения, что эволюция техники не зависит от социальных, политических систем , приводят то обстоятельство, что ни одна социальная группа, ни один человек никогда не хотели, чтобы техника стала тем, чем она является сегодня.
Ценностный детерминизм
Согласно этой модели, техника и ее развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст. Техническое развитие с этой точки зрения опирается на свободный выбор ценностей, определяющих процессы технического действия и определяется внешними обстоятельствами. Таким образом, процесс развития техники имеет как внутренние детерминанты, лежащие в основании технологической логики, так и внешние, связанные с логикой социокультурной динамики.
34. Сущность кризиса техногенной цивилизации и возможности его преодоления.
Осознание этих характеристик и тенденций современной цивилизации и приводит большинство мыслителей ХХ века к выводу о том, что на этом пути у общества перспектив нет. Собственно в этом и состоит сущность кризиса техногенной цивилизации. Может ли человечество его избежать, может ли найти пути выхода? При существовании двух ответов на эти вопросы: пессимистического “нет” и оптимистического “да”, оставим это на суд истории. Будем исходить все-таки из того, что у человечества есть шанс в преодолении этого кризиса.
Во-первых, через осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры . Другим важнейшим условием преодоления техногенности является смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурное, собственно человеческое измерение. Необходимы не фрагментарные критерии, а системные интегративные оценки.
И, наконец, важнейшим условием преодоления кризиса являются также революционные изменения инженерного мышления и действия, которые назрели еше на рубеже ХIХ и ХХ веков.