Эстетическая культура, её сущность.
Эстетическая культура субъектов общества выступает элементом духовной культуры.
Эстетическая культура - состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического и других.
История развития эстетики как мировой науки уходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам.
Первоначально эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских размышлений о мире. Художественная культура, которая отражается и воспроизводится в эстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства. Но термин «эстетика» применяется также для обозначения формы знания, в которой отражается художественная культура и его главный элемент – искусство.
Эстетическая культура предъявляет определенные требования и к ценностям, и к тем, кто их воспринимает,— к «потребителям» этих ценностей. В соответствии с этими требованиями человек вырабатывает эстетические взгляды, формирует эстетический вкус, организует часть своей жизнедеятельности. Причем от глубины постижения этих требований зависит, как проявляется эстетическая культура в жизнедеятельности человека. Ее проявление может, например, ограничиваться стремлением обладать красивыми вещами.
Эстетическая культура представляет самостоятельный элемент духовной культуры субъектов. Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов отражает функционирование искусства, народного художественного творчества, а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной культуры.
Проблемы развития культуры. Культурная модернизация.
Модернизация– это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Но в социальной философии под модернизацией принято понимать переход общества от традиционного к современному.
Традиционное общество – это общество, ориентированное на традицию, на воспроизводство общественной жизни в устоявшихся веками формах.
Современное общество – это общество, ориентированное на новации, постоянное развитие и совершенствование всех сфер жизнедеятельности.
Самыми первыми на путь модернизации стали страны Запада.
Существует четыре типа модернизации:
1) С позиции Вебера, главным фактором западной модернизации стала протестанская этика, которая формировала такие качества личности, как трудолюбие, законопослушание, ответственность.
2) Вестернизация. Это полное последовательное копирование западного опыта, институтов, ценностей, образа жизни, всей культуры. Этот путь считается непродуктивным, так как приводит конфликту традиций и новаций.
3) Догоняющая модернизация. Когда акцент делается на развитии промышленности, науки, военных технологий, от которых зависит безопасность общества. Однако такая модернизация непродуктивна, поскольку она порождает откат назад в силу отсутствия внутренних источников развития (свободы личности).
4) В 60-ые – 80-ые годы 20 века в странах Юго-Восточной Азии возникает новый тип модернизации – модернизация на собственной культурной основе, основанная на соединений западных достижений с традиционными ценностями культуры. Этот путь считается наиболее продуктивным, так как:
- позволяет сохранить уникальную культуру
- позволяет избежать многих культурных проблем, связанных с разрушением собственных культурных традиций.
Сегодня в науке утверждается идея многообразия путей модернизации.
Функции культуры.
Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная.
Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.
Регулятивнаяфункция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.
В этом ряду наиболее важнейшей является (ценностная) функция. Культура – это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.
Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных языковых систем.
Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции.
Гносеологическая(познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя).
Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками.
Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества.