Материалы для организации работы с учащимися
1. Пословицы и поговорки.
Распределите предлагаемые пословицы и поговорки в несколько групп в зависимости от того, чему они посвящены. Постарайтесь определить, с каким общим понятием связаны пословицы и поговорки каждой из получившихся групп.
Всяк кулик своё болото хвалит.
Где нет борьбы, там нет и победы.
Где родился - там и сгодился.
Героем упадёшь - поднимут, трусом упадёшь - раздавят.
Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.
За свою Отчизну не жаль и жизни.
Знали, кого били, потому и победили.
Как дверь ни открывай, она возвращается к своему порогу.
Каков Савва, такова ему и слава.
Кому мир дорог, тот и нам дорог.
Красна девушка косами, а солдат орденами.
Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
На своей земле не ходили в кабале.
На что и меч, коль нечего сечь.
На чужой сторонушке рад родной воронушке.
Народы нашей страны дружбой сильны.
От Родины теплом веет.
Первое дело в жизни – служить Отчизне.
Поднявший меч от меча и погибнет.
Пока битва впереди – храбрецов хоть пруд пруди.
Потому хорошо живётся, что дружба народов ведётся.
При солнце тепло, при Родине добро.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родная сторона – золотая колыбель.
Родную мать никем не заменишь.
Своя земля и в горсти мила.
Славу свою добывай в бою.
Сражайся смело за родное дело.
Старая слава новую любит.
Что мир строит, то война разрушает.
Чужая сторона – дремучий бор.
Шаг вперёд –шаг к победе.
2. День народного единства
В каждой стране есть свои государственные праздники, объединяющие всех граждан государства. Есть такие праздники и в России. Один из них – «День народного единства», отмечаемый ежегодно 4 ноября.
Как государственный праздник день 4 ноября стал отмечаться сравнительно недавно, с 2005 года. Но связан он с историческими событиями, которые происходили почти четыреста лет назад.
Тогда, в начале XVII века над Российским государством нависла смертельная опасность. В страну вторглись польские и шведские войска. Вот уже несколько лет они разоряли западные, северные и центральные ее районы. В самой столице, Москве, хозяйничали польские оккупанты. Ни царя, ни сильного правительства, способного организовать борьбу с захватчиками, в стране не было. Претендентов на власть за несколько лет сменилось множество, поэтому люди не знали, чьим приказам подчиняться. Отсутствовало и боеспособное войско. Многие полностью отчаялись: казалось, что России ни за что не удастся сохранить независимость.
Однако в этих условиях в стране было создано народное ополчение под командованием К. Минина и Д. Пожарского. Оно возникло не по государеву или правительственному указу, а по почину самих людей. Вошли в него, взяв в руки оружие, тоже в основном не военные, а простые люди. Проведя ускоренное обучение, ополчение двинулось к Москве, чтобы освободить ее от поляков.
22 октября 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли укрепления Китай-города, примыкавшего к московскому Кремлю. Польский гарнизон отступил в Кремль и был там блокирован. Четыре дня спустя, 26 октября командование гарнизона подписало капитуляцию, выпустив из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день гарнизон сдался. Москва была освобождена. А в конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. Россия снова получила прочную государственную власть; Смутное время закончилось.
В день 22 октября, когда войска народного ополчения одержали решающую победу, по православному календарю отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери». Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Позднее, в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября) был объявлен государственным праздником. Он праздновался в течение трех столетий – вплоть до 1917 года.
22 октября – дата, указанная по старому стилю, действовавшему в России до 1917 года. Когда после революции 1917 г. вместо старого (юлианского) был принят новый (григорианский) календарь, между датами возникла разница в семь дней. Поэтому в современном календаре дата 22 октября приходится на день 4 ноября. Именно эта дата – 4 ноября по григорианскому календарю – была выбрана для государственного праздника, Дня народного единства.
Задания:
1. В честь какого события в современной России установлен праздник, отмечающийся 4 ноября – День народного единства?
2. Военных побед в истории нашего государства было немало, но далеко не каждая отмечается как общенациональный государственный праздник.
Как вы думаете, почему победа, одержанная в 1612 году ополчением К. Минина и Д. Пожарского, удостоилась этой особой чести? (Что произошло бы, если бы не было этой победы?).
3. Как вы считаете, почему празднику, отмечаемому в честь событий 1612
года, дали именно такое название – День народного единства?
4. Как связан праздник, отмечаемый в день 4 ноября, с традициями православной культуры?
5. Какое отношение имеет разговор о государственном празднике – Днем народного единства – к понятиям, которые мы обсуждали сегодня на уроке?
Дополнительная информация для учителя
НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО – объединение патриотических сил русского народа на завершающем этапе борьбы с польско-литовскими и шведскими оккупантами в начале XVII в. Возникло в сложной обстановке, после захвата интервентами значительной части страны, в т. ч. Москвы и Смоленска, и распада вследствие острых противоречий первого ополчения 1611 года. В сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. Его военным руководителем был приглашен кн. Д. М. Пожарский. Из Н. Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья. Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), создание нового правительства. Действия ополчения были поддержаны патриархом Гермогеном, отказавшимся выполнить требования московских бояр-изменников об осуждении ополчения и призывавшим к борьбе с интервентами. В марте 1612 ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю. Здесь был создан временный «Совет всей Земли» – правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. Одновременно происходило очищение района Поволжья от отрядов польско-литовских интервентов. Руководители казачества и южнорусского дворянства И. М. Заруцкий и Д. Т. Трубецкой вступили в переговоры с Мининым и Пожарским об участии в действиях ополчения, но одновременно поддерживали тайные связи с интервентами.
В связи с приближением к Москве крупного подкрепления польско- литовскому гарнизону народное ополчение выступило из Ярославля и в к. июля – н. августа 1612 подошло к Москве, заняв позиции вдоль западных стен Белого города. В сражении 22-24 августа, когда на помощь ополчению пришли также казаки Трубецкого, были разгромлены и понесли тяжелые потери польско-литовские войска под командованием гетмана Ходкевича, пытавшиеся прорваться извне в Кремль. Участники народного ополчения проявили в сражении массовый героизм, а их руководители – высокое полководческое мастерство и личную храбрость. Победа в сражении 22-24 августа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай-городе, которые капитулировали 22-26 октября 1612 г. Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной власти в стране и послужило мощным толчком к развертыванию массового освободительного движения против интервентов по всей стране. В ноябре 1612 г. руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Состав Земского собора 1613 отразил выдающуюся роль посадского населения и низшего дворянства, а также казачества в освободительной войне против интервентов.
МИНИН (Захарьев-Сухорук) Кузьма Минич (скончался до середины 1616 г.), русский национальный герой, организатор и один из руководителей 2-го ополчения в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции начала XVII в. Минин – нижегородский посадский человек. Избранный 1 сентября 1611 г. земским старостой, возглавил народное движение по организации ополчения и сбору для него денежных средств. К военному руководству ополчением по инициативе Минина был приглашен князь Д. М. Пожарский. В период движения к Москве, боев за ее освобождение и до созыва Земского собора 1613 г. Минин входил в состав «Совета всей Земли», временно выполнявшего функции русского правительства. В боях за Москву он проявил большую активность, высокие качества военного организатора и личную храбрость. В 1613 г. Минину присвоили чин думного дворянина, он был введен в состав Боярской думы.
Вскоре Минин умер. Минину воздвигнуты памятники в Нижнем Новгороде – в Кремле (1826 г., скульптор А.И. Колобов); в Москве на Красной площади (памятник Минину и Пожарскому,1818 г., скульптор И. П. Мартос).
http://rus-sky.org/
ПОЖАРСКИЙ Дмитрий Михайлович (1.11.1578 – 20.04.1642 гг.), князь, русский национальный герой, один из руководителей освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов в начале XVII в. Происходил из рода князей Стародубских. С 1602 года Пожарский – стольник при дворе Бориса Годунова, с 1613 года – боярин. С февраля 1610 г. Пожарский – воевода в городке Зарайске, где возглавил отпор захватчикам.
В начале 1611 г. Пожарский участвовал в организации Первого ополчения 1611 г., в марте 1611 г. – в восстании москвичей против интервентов. В Москве был ранен, вывезен в Троице-Сергиев монастырь, а затем в Суздальский уезд в родовую вотчину. В конце 1611 года совместно с К. Мининым возглавил Второе ополчение, освободившее Москву 26 октября 1612 г. В 1613-1618 гг. руководил военными действиями против польских интервентов и поддерживавших их казачьих отрядов Сагайдачного. С 1619 г. Пожарский ведал Ямским, в 1624 г. – Разбойным, в 1636-1637гг. и в 1640-1642 гг. – Судным и во время Русско-польской войны 1632-1634 гг.
3. Стихотворение
Родина
Александрова З.
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Тема 2. Культура и религия
Основные понятия урока: культура; религия; православие; взаимосвязь
русской культуры и православия.