К радостному реагированию на
Обыденные факторы
Þ Выполните следующие творческие задания.
Þ Упражнение № 1.
Радость утреннего пробуждения
Если Вы не больны, не переутомились, и Вам удалось нормально поспать, неизбежно имеются все предпосылки к тому, чтобы получить удовольствие от пробуждения. Для этого нужно освоить следующие правила и алгоритм действий:
§ не ленитесь радоваться и побыстрее переводите себя из нейтрального в радостное состояние;
§ почувствуйте удовольствие от расслабленного тела, от неги и активно понежитесь в постели, выбирая и умственно усиливая ощущения удовольствия;
§ вспомните что-нибудь смешное, что было у Вас за вчерашний вечер;
§ сосредоточьтесь на лице, примите мимику радости и удовольствия и юморного реагирования;
§ побудьте в этом состоянии не менее 2-5 минут и только тогда вставайте с постели.
Возьмите за привычку применять эту психотехнику пробуждения, и она сформирует у Вас очень хорошую исходную установку на последующий день.
Þ Упражнение № 2.
Радость водных процедур
Следующим естественным психофизиологическим удовольствием являются водные процедуры. К ним можно относиться нейтрально, а нужно максимально корыстно их использовать и получить физическое удовольствие от этого. Дл этого следует сосредоточиться на тех естественных приятных ощущениях от воды и, умственно усиливая ощущения удовольствия, постараться насладиться этими ощущениями. Искусство наслаждения – важнейший элемент техники радостной впечатлительности. Поэтому эту технику следует специально формировать.
Техника наслаждения заключается в следующем:
§ представьте возможное приятное ощущение;
§ найдите его и сосредоточьтесь на нём;
§ начинайте «балдеть»;
§ умственно усильте это состояние и продолжайте «балдеть» не менее 1-3 минут;
§ ощутите прилив радости по всему телу.
Взятая за привычку, техника наслаждения водными процедурами усиливает исходную установку жизнерадостного восприятия действительности.
Если в процессе принятия водной процедуры возникли мелкие неприятности, скажем, что-то случилось с краном, упало мыло и т.д., найдите смешное в этом событии и попробуйте сочинить юмористическую реплику по этому поводу.
Þ Упражнение № 3.
Удовольствие от вкуса пищи
Тренинг вкусовых наслаждений
Помните, что с завтраком не следует торопиться, как бы Вы не спешили. Еда также является естественным фактором, дающим много ощущений удовольствия, нужно только уметь их находить, усиливать и «балдеть». Не следует бояться, что Вы переедите и растолстеете. При правильно освоенной технике наслаждения пищей можно есть очень мало, но получать от этого много приятных впечатлений.
Каковы правила получения удовольствия от пищи?
Помните, что в искусстве наслаждения пищей важно не её количество, а разнообразие вкусовой палитры.
Вы можете положить на тарелку десяток различных по вкусу кусочков пищи, как это делают японцы, и заниматься выделением в своих ощущениях самых разнообразных вкусовых оттенков, умственно усиливать их, сравнивать по полученным впечатлениям, экспериментировать и «балдеть» от процесса. Важно находить в этом массу юмористических ситуаций и делать юмористические выводы. Такой процесс называется тренингом вкусовых наслаждений, и он как своеобразный вкусовой спорт может довольно сильно увлечь. Его можно предложить друзьям и обмениваться с ними вкусовыми впечатлениями. Можно изобретать разнообразную пищу, дающую изысканные вкусовые оттенки, и гордиться уникальностью своих изобретений, можно проводить соревнования по этому поводу с друзьями и знакомыми.
Главное в этом процессе – объём дегустируемой пищи должен быть очень маленьким, а процедура наслаждения достаточно длительной.
Искусство наслаждения пищей основано на развитии у себя тонкой палитры вкусовых впечатлений, на умении выделять в симфонии вкусовых ощущений отдельные впечатления, описывать такое впечатление, и в умении создавать любую вкусовую палитру для себя и других, как проявление вашего творчества, Вашей индивидуальности.
Если Вы увлечётесь этим видом духовного спорта, Ваше восприятие жизни существенно изменится к лучшему и ваши взаимоотношения с близкими Вам людьми приобретут особый характер.
Þ Упражнение № 4.
Удовольствие от одежды, причёски, внешнего вида.
Эта особая категория удовольствий, связанная с вашим имиджем, модой, стилем, владением искусством нравиться окружающим. Она, как и предыдущие, основывается на естественных природных механизмах, но уже с большой прибавкой эстетического компонента и сложившихся у окружающих ценностных представлениях о «крутости» внешнего вида, его гламурности.
Очень важно, чтобы эти представления не стали для Вас источником напряженности и неприятных переживаний, связанными с трудностями достижения желаемого.
В этом вопросе нужно помнить, что главным является душевное спокойствие, радость бытия и много юмора во всех ситуациях, которые создают трудности.
Никогда не следуйте за модой. Это путь, который приводит к соревнованию кошельков. Гораздо важнее для имиджа стать самобытным, индивидуальным, эксклюзивным. При тренировке творческих способностей желаемого результата можно достичь на уровне доступных финансовых средств, а удовольствия от этого намного больше.
Þ Упражнение № 5.
Удовольствие от окружающих эстетических факторов
Одним из важных механизмов техники радостной впечатлительности является духовно-эстетическое восприятие окружающей действительности, или как говорят, одухотворённая радостность.
Духовный компонент радостной впечатлительности является одним из существенных механизмов оптимизма, позволяющий сформировать устойчивую психологическую защиту от любых стрессовых и фрустрирующих факторов, сделав вашу эмоциональную устойчивость непробиваемой.
Эстетизм, как способ восприятия и реагирования на окружающую действительность является самостоятельной и очень сложной, длительно тренируемой культурой психической деятельности, особой системой мировидения, мирооценки, поведения и поступка.
Однако отдельные элементы эстетического мироощущения и мировосприятия могут быть сформированы в рамках предлагаемых упражнений по формированию жизнерадостного оптимизма, как культуры настроения.
В этом упражнении ведущим является настройка на поиск красоты и гармонии во всём, что Вас окружает. Это могут быть трава, цветы, дома, люди, которые мимо Вас проходят, голоса птиц, шелест травы и т.д.
Следующим элементом упражнения является сосредоточение на красоте и её созерцание, а если возможно, и чувственное присвоение.
Сосредоточение на красоте и её созерцание проявляется в том, что Вы выделяете какое-либо проявление красоты, например, красивый цветок, отмечаете для себя эту красоту и наслаждаетесь ею.
Чувственное присвоение красоты требует особого места и времени и проводится как специальный тренинг. Например, Вы видите цветок сакуры, подходите к дереву, замираете и мысленно представляете себя этим цветком, ощущая, как вся красота мира воплощается в Вас. Такое мгновенное перевоплощение даётся после специальных тренировок эмпатии. Оно надолго оставляет после себя ощущение возвышенной одухотворённости и духовной обновлённости. Такая психотехника характерна для Японии.
Взятая за привычку техника эстетического созерцания и чувственного присвоения красоты усиливает исходную установку жизнерадостного восприятия действительности.
Þ Упражнение № 6.
Удовольствие от общения с друзьями
Если забыть обо всех существующих классификациях функций общения и посмотреть на общение с позиции практических взаимоотношений и взаимодействия людей, то можно говорить всего о трёх функциях. Это общение с целью:
§ побуждения к чему-либо нужному другого человека;
§ информирования, обмена сведениями, нужной информацией;
§ эмоционального обмена, взаимоподдержки, «поглаживания» или «укола».
Все другие известные формы коммуникации являются комбинацией между этими тремя функциями.
Когда мы рассматриваем общение как фактор достижения различных форм удовольствия, то, прежде всего, сосредотачиваемся на различных видах эмоционального обмена.
Для формирования факторов удовольствия от общения нас, прежде всего, интересуют две техники:
§ эмоционального поглаживания (комплементов);
§ эмоциональной взаимоподдержки.
Эмоциональное «поглаживание» основано на искусстве комплемента, т.е. на умелом и тонком высказывании приятных собеседнику сведений о нём.
Искусство комплемента требует соблюдения некоторых психологических условий. Нужно:
- испытывать симпатию к собеседнику;
- желать сделать ему что-то приятное;
- уметь находить в нём приятные для Вас черты;
§ мягко, в бархатных тонах голоса высказать своё очаровывающее мнение о той или иной понравившейся Вам черте, как констатации несомненного для Вас факта.
Общение на основе эмоционального обмена может идти путём обсуждения любых пустяков, но главное в нём Ваши комплементы.
Если Вы хотите получить комплементы от партнёра, научитесь делать их сами и посмотрите, как Ваши комплементы побуждают партнёра делать их Вам. Воспринимайте комплементы критически, но с удовольствием. Они поддерживают Ваш оптимизм.
Эмоциональная взаимоподдержка является важнейшим источником радости в общении. Она проявляется как форма дружеского взаимоотношения и в её основе лежат такие сложные чувства, как:
§ чувство доверия;
§ взаимной симпатии;
§ потребности «погладить» друг друга;
§ процесс «поглаживания».
§ поддержка убеждения партнёра в его возможностях выйти из трудной ситуации.
Она основана как система взаимного «поглаживания» и особенно важна в критических для кого-то из партнёров общения ситуациях.
Поскольку конкретных тренинговых примеров в для этих техниках дать сложно, предлагается самостоятельно продумать особенности применения этих техник в своих жизненных ситуациях.
Þ Упражнение № 7.
Удовольствие от выполняемой работы
Необходимость поиска большого количества положительных факторов, стимулирующих приятные переживания, настраивают на особое отношение к выполняемой работе. Следует искать и находить удовольствие от трудовой деятельности, используя технику радостной впечатлительности.
Научитесь духовно-эстетическому восприятию того, что вы делаете на работе, относитесь к Вашей трудовой деятельности с позиции одухотворённой радостности.
Для этого необходимо сосредоточиться на всех видах своей трудовой деятельности и выявить факторы, которые могут приносить приятные переживания. Запишите эти факторы в тетради.
Проведите сеанс предварительной мысленной настройки на то, как эти факторы пробуждают у вас приятнее переживания, и сформируйте установку на их поиск и приятные переживания.
Зафиксируйте этой психотренировкой установку и получаемый опыт. В процессе повседневной рабочей деятельности стремитесь пробуждать в себе эту установку и привычно актуализируйте приятные переживания.
Делайте это регулярно и постарайтесь превратить положительный опыт в устойчивую привычку.
Þ Упражнение № 8.
Тренинг любования
Любование основано на чувственном наслаждении при духовно-эстетическом восприятии ряда объектов и присвоении их красоты и гармонии.
Объектами любования могут быть рыбки, цветы, картины и многое другое. Всё то, что привлекает ваше внимание как источник красоты и гармонии, может тать объектом любования.
В тренинге любования следует выделить следующие элементы:
1 Þ Концентрация на объекте и настрой на духовно-эстетическое восприятие и радостную впечатлительность от созерцания.
2 Þ Медитация и радостное переживание.
3 ÞПрисвоение красоты и гармонии путём перевоплощения в объект любования.
4 ÞЗавершение сеанса и удержание достигнутого настроения как можно дольше в обыденных делах.
Общий вывод: любой окружающий фактор может быть осмыслен и чувственно пережит как носитель радости и удовольствия с помощью психотехники выделения этого удовольствия и искусства наслаждения. Многие мелкие неприятности легко становятся источником юмора, нужно только уметь его ощущать и передавать, заражая окружающих.
Возьмите диктофон и CD-плэйер.
Подготовьте формулы для самопрограммирования нейтрального реагирования на раздражающие Вас факторы. Подготовьте сеанс.
Þ Домашнее задание.
Включите диктофон.Слушая ведущего, отрабатывайте приёмы эмоциональной устойчивости к заданным ситуациям с помощью телесно-образных кодов.
Тема 4.
ПСИХОТЕХНИКА ФОРМИРОВАНИЯ
ЮМОРИСТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
И СОСТОЯНИЯ БЛАГОДУШИЯ
Þ Сведения к размышлению!
Дорогие друзья!
Палитру оптимистических состояний, которые предопределяют и формируют активное и жизнерадостное настроение, нельзя себе представить без двух очень важных состояний. Это юмористическое состояние и состояние благодушия.
1 Þ Юмористическое состояние – это состояние восприятия окружающей действительности и себя лично с позиции веселого юмора.
В основе этого состояния лежит психологическая установка, так настраивающая систему жизненных ценностей, что всё, что бы ни происходило с человеком или его окружением, воспринимается через призму смешного.
Такая установка заставляет человека постоянно искать и находить признаки смешного во всем, что его окружает, а также в собственных действиях и поступках.
Природное или воспитанное чувство юмора создает особое видение мира, свою шкалу ценностей и свой тип поведения.
2 Þ Состояние благодушия – это особое эмоционально-чувственное состояние, при котором человек спокойно и благожелательно воспринимает любые отрицательные явления жизни.
В этом состоянии приятным факторам человек радуется, как ребенок, а неприятные явления возбуждают у него улыбку по принципу:
§ все, что ни делается – все к лучшему;
§ если неприятности неизбежны – расслабься и найди в них удовольствие.
Состояние благодушия – это жизненная позиция, с вершины которой любые отрицательные факторы, любые неприятности всегда воспринимаются как явления мелкие, ничтожные и временные.
Благодушие как жизненная позиция и оптимистическое состояние делают человека не просто хорошо владеющим собой, а «непробиваемым». Это означает, что обычные, естественные жизненные невзгоды, трудности, подлые усилия некоторых людей неспособны повлиять на восприятие и поведение этого человека, сбить его психику.
Ни манипулятор, ни хам, ни жизненные трудности ничего не могут поделать с ним. Он все воспринимает спокойно, весело, благодушно. И эта его «железобетонная непробиваемость» доставляет много горьких минут тем, кто хотел бы доставить ему страдания, «выбить его из седла».
Как видите, оба эти состояния, в отличие от духовно-эстетических состояний, обладают более сложной конструкцией.
С одной стороны, это постоянное психическое состояние. С другой стороны, эти состояния представляют собой жизненную позицию.
3 Þ Жизненная позиция – это потребностно-мотивационное состояние человека с четко выраженным типом ориентации на восприятие окружающей действительности, себя, на определенную оценку всего воспринимаемого, на привычный тип реагирования и поведения.
Если рассматривать роль психической саморегуляции в формировании жизненной позиции человека, то можно отметить, что эта роль – одна из ведущих.
Мы не будем раскрывать всей глубины понятия «жизненная позиция», поскольку оно отражает весь комплекс сложностей в представлении о структуре личности, о её ядре.
Рассмотрим только тот аспект, который имеет непосредственное отношение к регуляции настроения, и определяет реагирование и поступки, характерные для оптимистических состояний.
4 ÞНа протяжении всех циклов и тем этого курса вы овладевали приёмами волевой саморегуляции своих эмоций и настроения.
Вы теперь знаете, что такая регуляция требует настойчивости, волевых усилий. Поэтому она нередко воспринимается как трудное дело. Иногда, если подумать, сколько нужно сделать усилий, чтобы успокоиться, то может пропасть желание успокаиваться вообще, и человек продолжает волноваться и нервничать просто из лени.
Невольно возникает вопрос: неужели эмоциональная саморегуляция может быть только осознанной, и её нельзя сделать автоматической?
На этот вопрос можно и нужно ответить положительно.
Культура эмоций предполагает, что эмоциональная саморегуляция, сначала освоенная и применяемая осознанно, по мере формирования устойчивых навыков и привычек применять эти навыки в повседневной волевой саморегуляции, завершается своей высшей формой – автоматической психической саморегуляцией.
Возникает парадокс: культура психической деятельности тем отличается от инстинктивного автоматического самоуправления, что она всегда осмысленна, и поэтому оптимальна.
Действительно, человек, не владеющий культурой эмоций, становится жертвой автоматического самоуправления, часто мнительности, поскольку его эмоции и чувства зависят от животных реакций на окружающую действительность, а эти реакции не редко бывают неадекватными.
Такие реакции, подобно автоматизированным рефлексам, которые правят человеком, заставляют совершать необдуманные поступки. Они побуждают его страдать в тех случаях, когда можно было избежать страданий.
Эти реакции пробуждают в человеке чувство тревоги и напряженности тогда, когда он должен быть предельно спокоен и собран.
Таким образом, культура эмоций заключается в том, что человек постепенно приобретает власть над своими переживаниями, обучается не только контролировать их, но и управлять ими.
Поэтому навыки культуры эмоций становятся важной частью волевых действий человека, частью его социального и духовного «Я», самосознания.
5 ÞПо мере освоения личностью культуры психической деятельности, структура ядра усложняется, возникают новые элементы, активно влияющие на потребности человека и мотивы его поведения.
Именно эти новые структуры формируют жизненную позицию человека, его отношение и реагирование на окружающую действительность и на себя.
К этим структурам относятся механизмы автоматизированной саморегуляции по осознанно сформированным программам.
Многие считают, что становление человека как существа разумного, возвышающегося над своей биологической природой, проявляется в известной борьбе между человеческим и животным. Эта борьба якобы выражается в том, что в основе поступков человека находятся желания его тела и веления души.
Если в человеке побеждает телесное влечение, то возвышенное в нём проявляется минимально. Если у человека преобладают душевные порывы, то в этом случае человеческие свойства превалируют. С такой позиции бессознательная сфера не может очеловечиваться.
Однако, эта точка зрения неправильна. Тысячелетняя практика Востока показывает, что область неосознаваемых процессов может не только прекрасно управляться сознанием, но и глубоко очеловечиваться.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞЧто характерно для юмористического состояния?
2 ÞВ чём выражается состояние благодушия? Опишите его особенности.
3 ÞРасскажите о особенностях жизненной позиции.
4 ÞВ чём сущность волевой саморегуляции?
Можно эмоциональную саморегуляцию сделать неосознаваемой? Что такое мнительность?
5 Þ Как усложняются психические структуры под влиянием психической саморегуляции?