Контроль рассудка над чувствами.
Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза.
Представьте себя в обычной для Вас ситуации, в которой Вы привыкли свободно выражать свои чувства и эмоции другим людям, например, детям, супругу, родственникам, друзьям, подчинённым.
Прочувствуйте, как привычные для этих ситуаций эмоции у Вас возбуждаются под влиянием этих представлений.
У Вас постепенно пробуждается характерная для них раздражительность, возмущение и другие чувства.
Итак, смоделированная в воображении ситуация тут же отразилась в Ваших мыслях и чувствах.
Однако, Вы осознанно решили изменить проявление своих чувств и вести себя в подобных ситуациях более сдержано, интеллигентно.
Для того чтобы контролировать себя в такой ситуации Вы должны вспомнить основные приёмы достижения состояния бесстрастия и некоторые телесно-чувственные коды, и научиться применять те их них, которые для Вас оказались более действенными.
Прежде всего, следует включить рассудок и самоконтроль, свойственный Вашему наблюдателю и управителю.
Вообразите себя, смотрящего со стороны, как в зеркало.
Посмотрите на своё возбуждённое лицо и спросите:
Вы очень красивы с таким выражением лица? Вы себе нравитесь?
Попробуйте прислушаться к тому, как Вы говорите и спросите себя: Вы культурный человек?
Проанализируйте возникшие у Вас эмоции и назовите их. Спросите себя: От чего возникло у Вас это переживание? Стоит ли так реагировать?
Всё это поможет взять себя в руки и успокоиться.
Посмотрите опять на себя со стороны. Вы непривычно спокойны, сдержаны и это вызывает у Вас чувство самоудовлетворения.
Скажите себе – какой я молодец! Пусть этот человек ведёт себя, как хочет, а я посмотрю на это со стороны.
Þ Упражнение № 2.
Формирование программы для управителя.
Если Вы всерьёз решили изменить привычное поведение с окружающими Вас людьми, Вам следует максимально к этому подготовиться. Лучше всего сделать это, подключив сформированных ранее наблюдателя и управителя. Поэтому нужно подготовить для них программу, в основе которой лежат выводы по анализу ваших взаимоотношений с близкими и знакомыми. Для получения таких выводов предлагается данное упражнение.
Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза.
Активизируйте своё мышление и постарайтесь обдумать и образно-чувственно представить себе привычные для Вас конфликтные ситуации с близкими и знакомыми, с Вашими:
§
|
§ детьми;
§ родственниками;
§ друзьями;
Внимательно проанализируйте характер Ваших эмоций, привычные для Вас высказывания в разных ситуациях с этими людьми, сделайте выводы для себя.
Можете ли Вы назвать себя в этих ситуациях интеллигентным человеком?
Если Вы чётко осознаёте, что в этих ситуациях по отношению к тем или иным людям у Вас не хватает интеллигентности, проведите мысленный тренинг таких ситуаций, в которых Ваше поведении безупречно.
Таким образом, Вы психологически подготовите себя к желаемому поведению и заложите основу непроизвольной, автоматической установки на сдержанное поведение в реальных условиях.
Когда возникает реальная конфликтная ситуация, Вы, ощущая её приближение, включаете телесно-чувственные коды и подготавливаете себя к достойному поведению в этой ситуации.
Þ Домашнее задание.
Отрабатывая эти упражнения, постарайтесь сформировать комплекс телесно-чувственных кодов, которых легко применить в реальной ситуации. Если необходимо, отработайте упражнения в сеансах самопрограммирования. Всякий раз проверяйте эффективность кодов, как только возникает в них необходимость.
ИТД– Вы изменили Ваше реагирование и поведение со значимыми для Вас людьми и очень довольны собой.
Þ Сведения к размышлению!
Ситуации, ограничивающие возможность
Свободно выражать эмоции
1 Þ Конфликт в ситуациях с ограниченной для Вас свободой выражения эмоций и своего отношения к происходящему обычно создаёт внешне скрываемое, однако остро переживаемое состояние страдания, чувство обиды, униженности, бессильной ярости, оскорблённости, стыда, горечи, разочарования, тяжести, боли, негодования и др.
Как уже говорилось, эти ситуации психологически гораздо сложнее переносятся, чем предыдущие. Поэтому для сохранения самообладания, сдержанности, ощущения своего не ущемлённого достоинства необходима специальная система психологической защиты.
Защита в таких случаях заключается в предварительной оценке собеседника по классификатору отрицательных персонажей, и исходя из его принадлежности к тому или иному типу людей, по разному оцениваются фрустрирующие факторы: проявление хамства, неуважительного отношения к Вам и другим людям, отсутствие культуры и интеллигентности и т.д.
Такое предварительное оценивание собеседника по классификатору поведения отрицательных персонажей позволяет отнести его к определённому типу людей, для которых характерно именно такое поведение и включить автоматическое реагирование на этот тип поведения и соответствующим образом себя вести.
Авторы предлагают особую классификацию типов поведения людей, основанную на синтезе практической психологии поведения. Эта классификация очень удобна для использования при формировании алгоритмов психологической защиты и полностью себя оправдала за двадцать лет её применения с этой целью многими тысячами лиц, прошедших этот курс.