Мысленный самомассаж туловища.
На схеме Пенфильда туловище почти не представлено, однако его тоже следует расслаблять и добиваться чувства невесомости.
1Þ Методика мысленного самомассажа туловища стандартная, по известной схеме.
2ÞВ качестве технических средств для самомассажа могут быть использованы любые средства: роликовые или вибрационные массажёры.
3ÞСпецифических особенностей освоения эйдетических ощущений мысленного самомассажа туловища нет, следует только выполнять определенную последовательность действий по частям туловища: массаж крестца, поясницы, спины, живота, грудной клетки.
4ÞВ результате мысленного самомассажа туловища должны возникнуть следующие обязательные ощущения.
1® Чувство приятного тепла в области сердца.
2® Чувство лёгкости и свободы дыхания.
3® Чувство тепла в области живота.
4® Чувство тепла в области поясницы и позвоночника.
5® Чувство исчезновения веса тела и ощущение лёгкости вплоть до ощущения полёта.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание упражнения и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞВ чём особенность методики мысленного самомассажа туловища?
2 ÞКакие технические средства используются для самомассажа туловища?
3 ÞКакова последовательность мысленного самомассажа туловища?
4 ÞКакие обязательные ощущения должны возникнуть в процессе мысленного самомассажа туловища?
Þ Домашнее задание.
Используя приёмы умственных и чувственных действий первого и второго этапа упражнения, отработайте устойчивое телесное эйдетическое представление мысленного самомассажа туловища.
Сеанс психотехники состояния
Телесного покоя (нуля)
Þ Сведения к размышлению!
Дорогие друзья!
Если Вы считаете, что успешно освоили все приемы упражнений, направленных на формирование состояния телесного покояс помощью мысленного самомассажа различных частей тела, можете приступить к освоению методики сеанса психической саморегуляции, направленной на достижение этого состояния.
1 Þ Сеанс психической саморегуляции (СПСр)является основной формой занятий по культуре эмоций. Это очень сложная интегрированная система интеллектуально-чувственных действий, проводимых над своей психикой и телом. Поэтому овладение методикой сеанса психической саморегуляции имеет большое практическое значение. Сеанс всегда будет подводить итог Вашим успехам по тренировке психотехнических инструментов, их которых он состоит. Сеанс вбирает в себя Ваши индивидуальные творческие достижения, полученные в каждом упражнении, и интегрирует их в единую систему.
2 Þ СПСр имеет несколько этапов. По мере того, как Вы будете осваивать новые инструменты психической саморегуляции, количество этапов сеанса будет увеличиваться.
Сейчас, в процессе Вашего первого знакомства с особенностями СПСр,направленного на тренировку состояния телесного покоя (нуля), его структура будет самой простой. Она содержит три этапа.
1-й этап – психологическая настройка на сеанс.
2-й этап – формирование желаемого результата.
3-й этап – возвращение в исходное состояние.
3 ÞПервый этап – психологическая настройка на сеанс необходима для Вас, чтобы перестроиться с повседневной привычной Вам деятельности на свой внутренний мир, переключиться на общение с этим миром, и произвести активное самовоздействие на этот мир.
Оказывается, что это не легко сделать, особенно если Вы чем-то заняты, или возбуждены, или встревожены. Поэтому приёмы первого этапа СПСрнаправлены на то, чтобы отключиться от забот, проблем, тревог внешнего мира и сосредоточиться на заботах и тревогах вашего внутреннего мира.
4 ÞВторой этап – формирование желаемого результата. Этот процесс заключается в применении тех упражнений, которые Вам необходимы для достижения цели сеанса. СПСр,направленный на достижение состояния телесного покоя, содержит освоенные Вами в этой теме инструменты мысленного самомассажа разных участков тела.
5 ÞТретий этап – возвращение в исходное состояние. Применение приёмом мысленного самомассажа формируют у Вас особое психофизическое состояние, из которого следует выйти по завершению сеанса. Процесс выхода решает две задачи.
Первая задача – переход из внутреннего мира во внешний.
Вторая задача – выход из психофизического состояние «тела нет, есть только сознание».
Обычно обе задачи решают параллельно с помощью формул пробуждения тела от сна.
6 ÞСеанс записан авторами и его следует выполнять, слушая команды диктора. Включать CD-плэйер и работать с сеансом следует столько раз и до тех пор, пока Вы себе не поставите оценки: «Стандарт», «Элита-1» или «Элита-2». Это оценки трёх уровней качества освоения индивидуального творческого достижения (ИТД).
Оценка «Стандарт» говорит об обязательном уровне освоения. Оценки «Элита» показывают уровни повышенного качества ИТД.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание сведений и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞЧто собой представляет сеанс психической саморегуляции?
2 ÞНазовите этапы СПСр.
3 ÞВ чём особенность первого этапа сеанса?
4 ÞЧто характерно для второго этапа?
5 ÞЗачем нужен третий этап сеанса?
6 ÞКак оценивается качество ИТД?
Þ Творческое задание! Внимательно прочитайте текст сеанса и познакомьтесь с комментариями. После этого приступайте к сеансу с ведущим.
Включите магнитофон или CD-плэй-ер.Слушая ведущего, прочитайте и проиллюстрируйте содержание каждого его слова в зрительных образах, телесных ощущениях и чувственных переживаниях.
Текст сеанса
1 ÞДорогие друзья!
Начинаем сеанс формирования состояния глубокого телесного покоя при активном сознании.
Проиллюстрируйте каждое слово диктора зрительным образом, телесным ощущением и приятным эмоциональным переживанием.
Цель сеанса – научить Вас входить в это состояние, освоить его и вызывать у себя это состояние при его необходимости достаточно быстро. При овладении психотехникой состояния телесного покоя можно погружаться в это состояние за 30-40 секунд.
2 Þ Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза.
Прочувствуйте свое тело.
Примите удобную позу, ощутите удобство и комфорт.
Вызовите у себя ощущение удовольствия от расслабленного тела и постарайтесь усилить это состояние. Прекрасно!
Вы подготовили тело для восприятия умственного и чувственного самовоздействия.
Начинаем формирование состояние телесного покоя при ясном и активном сознании.
Помните, что главным Вашим противником является сонливость, которую следует учиться преодолевать.
3 ÞНачинаем работу.
1®Сконцентрируйте внимание на лице. Расслабьте мышцы лица и примите успокоенное, бесстрастное выражение.
Прочувствуйте кожу лба.
Мысленным самомассажем разгладьте ее.
Помассируйте скулы, губы, подбородок.
Почувствуйте, как лицо расслабляется, принимая выражение «маски релаксации».
2®Давайте усилим состояние телесного покоя, расслабив с помощью мысленного самомассажа руки.
Сосредоточьтесь на правой и левой руке.
Волевым усилием расслабьте их.
Начинайте мысленный самомассаж одновременно обеих рук.
Сосредоточьтесь на больших пальцах и помассируйте их.
Последовательно помассируйте все остальные пальцы.
Помассируйте ладони и тыл кистей.
Помассируйте внутренние и наружные поверхности предплечий.
Помассируйте переднюю и заднюю поверхность плеч.
Помассируйте мышцы над плечевыми суставами.
Прочувствуйте: руки расслабились и глубоко засыпают.
Волна телесного покоя охватывает вас.
Прочувствуйте и запомните это состояние.
Ваше сознание ясное, Ваши мысли чёткие.
3®Сосредоточьтесь на ощущениях в ногах. Прочувствуйте подошвы.
Вообразите, как вы массируете подошвы, и кожа подошв нагревается.
Представьте себе свои стопы и вообразите, как вы массируете их.
Прочувствуйте, что ваши стопы наливаются приятной горячей кровью.
Представьте себе голени и прочувствуйте их.
Вообразите, как вы массируете переднюю и заднюю поверхность голени и вызовите соответствующие ощущения.
Прочувствуйте приятные ощущения в икроножных мышцах.
Мысленно представьте себе свои бедра и прочувствуйте их.
Вообразите, как вы массируете переднюю и заднюю поверхность бедер.
Прочувствуйте ощущение удовольствия от этого процесса.
Сосредоточьтесь на всех ощущениях в ногах.
Прочувствуйте, как ноги расслабились, и этот процесс значительно углубился.
Возникает ощущение легкости и невесомости в ногах.
Эти ощущения нарастают. Запомните эти ощущения и научитесь их быстро у себя вызывать.
4®Начинаем мысленный самомассаж поясничной области. Прочувствуйте ее.
Вообразите и прочувствуйте, что поясница приятно нагревается.
Почувствуйте жар в пояснице.
Усильте это ощущение с помощью воображения.
Перенесите внимание на живот. Прочувствуйте его.
Мысленно помассируйте эту область.
5®Вообразите, что в глубине живота возникает приятный жар, и прочувствуйте это необыкновенное ощущение.
Усильте это ощущение.
Мысленно объедините тепло в пояснице и внизу живота.
Прочувствуйте этот жар и ощутите, как приятное тепло и покой исходят от него по всему телу.
6®Сосредоточьте внимание на поверхности груди. Мысленно представьте себе эту поверхность и прочувствуйте ее.
Начинайте мысленный самомассаж груди справа, а затем слева.
Вообразите и прочувствуйте, как под влиянием этого действия грудная клетка разогревается.
Особенно сосредоточьтесь на области сердца.
Усильте мысленный самомассаж в этой области и постарайтесь вызвать в ней чувство приятного тепла.
Вообразите и представьте себе, что вы погружаете левую руку в горячую воду.
Ладонь и предплечье разогреваются, приятное тепло поднимается по плечу.
Достигнув плеча, тепло приятным водопадом изливается на область сердца. Прочувствуйте все это.
Сердечные сосуды расширяются, сердцу становится очень приятно и легко.
7®Перенесите внимание на спину.
Начинайте мысленный самомассаж от поясницы вверх по позвоночнику к шее.
Возникает ощущение жара в позвоночном столбе.
8®Начинаем глубокое усыпление тела при сохранении активности сознания и мышления.
Все признаки сонливости волевым усилием отгоните от себя.
Прочувствуйте: ваше сознание бодрое, мышление активное.
Вообразите и представьте себе, что вы погрузились в приятную, теплую воду.
Тело разогревается и растворяется в тепле, подобно сахару в чашке чая.
Возникает удивительное, необычайно приятное ощущение невесомости.
Прочувствуйте, как ноги и руки исчезают из ощущений.
Прочувствуйте, как все тело исчезает из ощущений.
Возникает состояние, при котором тела как будто нет, а сознание – бодрое и ясное.
9®Ваше воображение обостряется. Вам легко представить себя птицей, свободно парящей в небе.
Далеко внизу, под Вами расстилаются поля, леса, реки, озёра.
Прочувствуйте радость свободного полёта.
Наслаждайтесь этим состоянием несколько минут.
4 ÞЗавершаем сеанс.
Проведём выход из состояния глубокого телесного сна.
Надо пробудить мышцы и активизировать все органы и системы. Для этого представьте себе приятную прохладу. Например, вы прыгнули в море и плывете.
Почувствуйте, как приятная прохлада охватывает все тело.
Вообразите и прочувствуйте, как мурашки и озноб бегут по коже.
Мышцы тела пробуждаются и активизируются.
Хочется двигаться и действовать.
Сожмите пальцы в кулаки и поднимите руки вверх.
Вытяните ноги и потянитесь всем телом.
Сделайте глубокий вдох и откройте глаза.
Не поднимаясь с места, начинайте танец,
Не торопитесь вставать.
Танцуйте до тех пор, пока не почувствуете, что вы полностью активизировали тело.
Þ Комментарии к тексту сеанса!
Вы внимательно познакомились с текстом сеанса. Этот текст Вам практически знаком по отработанным Вами упражнениям. Имеются некоторые новые элементы, которые Вам следует осмыслить.
1 ÞКаждый сеанс всегда содержит определение цели и настройку на работу с информацией сеанса.
2 ÞПервый этап сеанса готовит слушателя к работе с основной информацией.
3 ÞВторой, основной этап сеанса может состоять из нескольких частей. В данном сеансе этот этап содержит 9 частей.
5 ÞВ течении 10-15 тренировок с ведущим наблюдается эффект укрупнения навыков и их свёртывание до уровня телесно-образных команд или кодов. Вызывая у себя эти образы и телесные ощущения можно легко достигнуть состояния глубокого телесного покоя.
Þ Домашнее задание.
Включите магнитофон или CD-
плеер.Слушая диктора, отрабатывайте
приёмы сеанса формирования состояния глубокого телесного покоя до тех пор, пока у Вас не будет естественно и легко возникать:
§ глубокое расслабление тела и чувство удовольствия от него;
§ ощущение лёгкости и свободы тела, возникновение чувства невесомости;
§ представление и ощущение свободного полёта.
Это Ваше индивидуальное творческое достижение. Его качество может дифференцироваться следующими оценками.
Стандарт– все базовые ощущения глубокого расслабления тела в процессе сеанса возникают легко и полностью.
Элита-1 – возникновение базовых ощущений глубокого расслабления тела опережает команды диктора, и протекают как бы сами по себе.
Элита-2 – Вы можете вызвать базовые ощущения глубокого расслабления тела самостоятельно, в течение 30-40 секунд с помощью телесно-образных кодов.
Тема 4
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО СОСТОЯНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОКОЯ?
КАК ЕГО МОЖНО СФОРМИРОВАТЬ?
Þ Сведения к размышлению!
Дорогой друг!
1 ÞСостояние эмоционального покояилибесстрастия входит в триаду основных психических состояний, открывающих возможность каждому человеку эффективно воздействовать на себя.
Что такое состояние бесстрастия?
Это такое состояние, при котором Вы как бы выключаете свои эмоции и воспринимаете окружающее только рассудком. На всякие воздействия, направленные на то, чтобы вызвать у Вас эмоциональную реакцию Вы реагируете только разумом, осмысливаете их.
2 ÞСледует пояснить, что состояние бесстрастия, прежде всего, направлено против отрицательных переживаний.
Если Вы испытываете страх, чувство напряженности, скованности, неуверенности, гнев, тревожность, то все эти переживания в той или иной форме блокируют рассудочную деятельность, заставляют Вас действовать в соответствии с ними, часто вопреки рассудку.
Ослабление этих переживаний позволяет взять себя в руки и начать контролировать свои действия.
Развитие состояния бесстрастия, оказывается, способствует тому, что все эти отрицательные переживания постепенно ослабевают и могут полностью исчезнуть. Если Вы предполагаете, что возможна ситуация, в которой могут развиться отрицательные переживания, то Вы, вызвав предварительно состояние бесстрастия, сможете избежать последствий для себя этой ситуации, значительно ослабив развитие отрицательных переживаний и взять их под контроль.
Следует сказать и о том, что состояние бесстрастия также полезно при избыточных положительных переживаниях. Когда человек находится в состоянии эйфории от переживания своих успехов, он также затрудняется объективно осмысливать окружающую его действительность. Головокружение от успехов, или, как говорят, «звёздная болезнь» становится основой многих проблем в будущем, которые часто приводят к развитию острых отрицательных переживаний и страданий. Поэтому в периоды благополучия не менее важно, чем в тяжелые для нас моменты дать возможность своему разуму осмысливать реальную ситуацию и себя в этой ситуации.
Таким образом, состояние эмоционального ноля, или бесстрастия также необходимо нам для того, чтобы не давать нашим чувствам опережать мысль и, тем более, мешать нам правильно оценивать ситуацию, события и себя.
Человек с высоко развитой культурой психики обязательно сначала думает, а потом чувствует и переживает.
Каковы механизмы состояния бесстрастия?
3 Þ Наши эмоции проявляются в двух видах противоположных переживаний – положительных и отрицательных. Когда нами овладевает то или иное эмоциональное переживание, например, радость, благодушие или тревожность, страх, у нас в соответствии с этими переживаниями возникает эмоциональное состояние. Такие образом, мы можем говорить о положительных и отрицательных эмоциональных состояниях. Эти состояния находятся по отношению друг к другу на разных полюсах и непосредственный переход от одного состояния к другому невозможен без третьего состояния – нейтрального.
Обратите внимание на схему маятника эмоциональных переживаний. Вы видите, что переход от отрицательного переживания к положительному требует достижения какого-то промежуточного состояния. Это состояние характеризуется как эмоциональный покой, бесстрастие.
Как известно, эмоциональная жизнь человека определяется активностью особых скоплений нервных клеток в мозгу. Их называют эмоциональными центрами удовольствия и страдания.
Когда мы испытываем сильные эмоциональные переживания, то это означает, что в нашем мозгу возбудились нервные клетки данных центров. Активность этих нервных центров нами переживается как положительное или отрицательное эмоциональное состояние.
В состояние бесстрастия активность обоих нервных центров минимальна. Поэтому человек в этом состоянии не испытывает отрицательные переживания, но у него ещё могут отсутствовать положительные переживания. Он становится как бы человеком без эмоций или как раньше говорили, человеком без страстей, т.е. бесстрастным.
Бесстрастие – основа для самонаблюдения.
Назовём состояние бесстрастия по отношению к положительным и отрицательным эмоциям состоянием эмоционального ноля. Это удобно, так как соответствует фазе перехода от одного эмоционального состояния к другому, противоположному ему. Два противоположных состояния и фазу перехода между ними можно обозначить знаками «-0 +».
Методика формирования состояния бесстрастия зависит от тех условий, в которых Вам приходится действовать. Эти условия можно разделить на две группы.
Первая группа условий связана с дефицитом времени, с ситуациями, в которых нужно немедленно себя успокоить и принять адекватное решение в соответствии с обстоятельствами.
Вторая группа условий характеризуется развитием ситуаций, в которых у Вас достаточно времени, чтобы привести себя в порядок и принять необходимые решения. Естественно, что эта группа условий более удобна, но, к сожалению, в жизни встречается реже.
Приёмы формирования бесстрастия основываются на определённых психофизиологических механизмах, которые отражают различные реакции нашей психики и физиологии, а также совместные реакции. Рассмотрим некоторые наиболее важные механизмы и приёмы, основанные на них.
4 Þ Первым таким механизмом является рефлекторная связь между мышцами лица, его мимикой и активностью нервных клеток эмоциональных центров, т.е. эмоциональным переживанием.
Этот механизм не сложен. Когда мы испытываем какие-либо переживания, то они непроизвольно отражаются на нашем лице в виде соответствующей мимики, а также на состоянии рук в форме жестикуляции. Мимика и жестикуляция – наиболее яркие способы демонстрации наших эмоциональных состояний.
Однако обратите внимание на следующее. Эта связь имеет двусторонний характер. Если мы пример определённое выражение лица и изобразим соответствующий жест, то через некоторое время мы будем испытывать соответствующее мимике и жестам эмоциональное переживание. Некоторые люди умеют эти слабые эмоциональные переживания усиливать и с помощью воображения и чувственной эйдетики реально их переживать. Например, если мы примем скорбное выражение лица и примем соответствующий ему жест, выражающий глубокое горе, то через 3-4 минуты действительно начнём испытывать чувство грусти, печали, жалости. Может возникнуть желание прослезиться. Некоторые дети легко плачут, особенно если усиливают воображаемые переживания каким-либо грустным воспоминанием и образно-чувственным представлением такой ситуации.
В другом примере, если мы примем весёлое выражение лица, изобразим соответствующие радостные жесты, то через некоторое время обязательно почувствуем, что наше настроение стало более приподнятым. Если мы усилим нарождающееся приятное переживание весёлыми воспоминаниями, то можем действительно развеселиться.
Первым механизмом управления эмоциональными состояниями и переживаниями является связь между мимикой и жестами, с одной стороны, и активностью соответствующих эмоциональных центров, с другой. Так, маска покоя на лице, которую Вы освоили в ходе занятий по формированию состояния телесного покоя, оказывается, обладает способностью снижать нервную активность эмоциональных центров и формировать состояние бесстрастия.
Улыбка, приятные воспоминания непроизвольно пробуждают активность нервных клеток центров радости и удовольствия. Поэтому нередко состояние бесстрастия формируется на фоне хорошего настроения.
Нужно помнить, что состояние эмоционального покоя всё-таки должно развиваться на фоне хорошего настроения. В этом есть определённый парадокс, и именно этим можно продемонстрировать различия между эмоциями и настроением.
5 Þ Вторым механизмом эмоциональной саморегуляции является рефлекторная связь между напряжением мышц, их тонусом и активностью нервных клеток эмоциональных центров. Чем выше возбуждение эмоциональных центров, тем выше напряжение мышц и тем больше непроизвольных движений. Успокоение, расслабление мышц автоматически приводит к снижению активности эмоциональных реакций и, наоборот, мышечное напряжение провоцирует эмоциональное возбуждение.
Такой механизм позволяет воздействовать на активность эмоциональных центров путём расслабления или тонизации мышц. Если нужно успокоиться, следует немедленно расслабиться и это автоматически приведёт к снижению активности переживаний.
Если нам нужно повысить эмоциональную активность, например, преодолеть внезапно наступившую сонливость, следует энергично напрячь мышцы, и подвигаться.
В состоянии полного мышечного расслабления нами переживаются чувства комфорта, покоя, удовлетворения. Причина этих эмоциональных состояний связана со следующим механизмом.
Снижение мышечного тонуса автоматически уменьшает напряженность эмоциональных центров, ощущения тепла, неги, истомы связаны с усилением кровообращения в расслабленных мышцах, которое приводит к небольшой активизации центра удовольствия.
Снижение возбуждения центра отрицательных переживаний приводит к развитию состояния бесстрастия. Небольшая активация центра удовольствия за счёт усиления кровообращения в мышцах формирует положительное настроение. Так состояние бесстрастия возникает на фоне хорошего настроения.
6 Þ Третьим механизмом эмоциональной саморегуляции является рефлекторная связь между представлениями различных эмоционально значимых ситуаций, припоминаниями разных эмоциональных переживаний и возбуждением эмоциональных центров, которые отвечают на эти представления возникновением таких же переживаний.
Многие знают, что бывает достаточно только вспомнить о чём-то пережитом, чтобы вновь вернуться к былым переживаниям как положительного, так и отрицательного характера.
С другой стороны, если Вы предвкушаете какие-то приятные события, то одна мысль о них, представление себе этих событий способны улучшить настроение на целый день и пробудить приятные переживания.
Напоминание ранее пережитых приятных ситуаций, представление себе таких ситуаций помогают повлиять на те отрицательные переживания, которые вы испытываете в данное время и эти представления, припоминания могут замещать собой неприятные переживания и реакции, от которых Вам бы хотелось избавиться.
Таким образом, третий механизм эмоциональной саморегуляции основан на эффекте замещения одних переживаний другими с помощью приёма воображения, и активизации чувственного эйдетизма на основе припоминания ранее пережитых приятных ситуаций и связанных с ними переживаний.
Если Вы в состоянии полного мышечного покоя начнёте припоминать ранее пережитые радостные события и фантазировать о каких-то очень желанных ситуациях, то у Вас наверняка разовьются самые приятные переживания, которые могут стать достаточно сильными по интенсивности и пробудить мышцы, нарушив, тем самым, состояние телесного покоя.
7 Þ Четвёртым механизмом эмоциональной саморегуляции является эффект переключения с эмоционального переживания на рассудочную деятельность и наоборот.
Размышление о том, почему Вы переживаете, по какой причине, как Вы переживаете, зачем Вам это нужно способны погасить активность как положительных, так и отрицательных переживаний.
Этот эффект основан на механизмах доминанты нервных процессов – особого очага возбуждения участков коры головного мозга, ответственных за определённую деятельность. Очаг доминанты концентрирует на себя всю свободную энергию рядом находящихся участков коры.
Поскольку доминанта концентрирует в себе всю свободную энергию сопредельных участков мозга, то естественно, что в каждый определённый момент может существовать небольшое количество доминант, и они конкурируют друг с другом за нервную энергию.
Рассудочная и эмоциональная деятельность протекает в разных областях мозга и, как правило, на основах доминанты. Поэтому если Вы эмоционально возбуждены, то формируется «эмоциональная» доминанта. Если вы настроены на философский лад, на рассуждение о том или ином, о целях и задачах того, что Вас волнует, то активизируется рассудочная доминанта.
Если Вы усилием воли заставляете себя размышлять о причинах, качестве, характере тех переживаний, которые Вы в данный момент испытываете, то, тем самым, с помощью воли формируете вторую доминанту, которая непременно начнёт отбирать энергию у эмоциональной доминанты. Чем упорнее Вы будете критически размышлять о своих отрицательных переживаниях, тем быстрее начнёт снижаться их острота, и тем лучше Вам удастся контролировать протекание своих переживаний и связанных с ними мыслей, действий и поступков.
Осмысление и анализ эмоциональных переживаний приводит к снижению силы и глубины переживаний. В этом заключается эффект переключения с эмоциональных процессов на интеллектуальные. И, наоборот, если начнёте вчувствоваться в приятные переживания, с помощью воображения усиливать их, то это приведёт к торможению рассудочной деятельности, к остановке мыслей. Мысленный покой – это очень важное состояние. Он более подробно будет рассматриваться в следующей теме.
8 Þ Пятый, завершающий механизм эмоциональной саморегуляции основывается на использовании рефлекторных связей между эмоциональными переживаниями, дыханием и засыпанием.
Если Вы возбуждены и у Вас тревожно на душе, или Вы испытываете какие-либо другие отрицательные переживания, то можно применить следующий приём. Сесть удобно, расслабиться и сосредоточиться на дыхании. Начать дышать спокойно, медленно, глубоко, как дышит засыпающий человек. При этом надо настроиться на сон и постараться пробудить в себе сонливость.
Естественно, что эмоциональное возбуждение не даёт заснуть. Однако эти приготовления и сонное дыхание сделают своё дело и значительно снизят эмоциональное возбуждение, уменьшат остроту отрицательного эмоционального переживания.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞВ чём заключаются особенности состояния эмоционального покоя?
2 ÞДля чего необходимо формировать навык проявления состояния бесстрастия?
3 ÞКак устроен механизм эмоционального маятника?
4 ÞВ чём заключаются особенности первого механизма эмоциональной саморегуляции?
5 ÞКаковы особенности второго механизма эмоциональной саморегуляции?
6 ÞКакова природа третьего механизма эмоциональной саморегуляции?
7 ÞВ чём заключаются особенности четвёртого механизма эмоциональной саморегуляции?
8 ÞКак используется пятый механизм эмоциональной саморегуляции?
Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел сведений, номер которого соответствует номеру трудного вопроса.
Психотехника формирования
Функционального состояния
«эмоционального нуля»
Освоение инструментов
состояния бесстрастия
Þ Выполните следующие творческие задания.
Þ Упражнение № 1.