Начальные элементы техники общения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Цикл 1. Культура самопознания внутреннего мира и основы психотехники преодоления эмоционального напряжения . . . . | |
Тема 1. Культура эмоций. С чего она начинается?. . . . . . . . . . . . | |
Тема 2. Начальные элементы техники общения с внутренним миром . . . . . . | |
Тема 3. Для чего нужно состояние телесного покоя? Как можно овладеть этим состоянием? . . . . . . . . | |
Тема 4. Для чего нужно состояние эмоционального покоя? Как его можно сформировать? . . . . . . . . . | |
Тема 5. Состояние умственного покоя. Как его достичь? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 6. Для чего нужно состояние трех нулей? Что такое психомоделирование? . . . . . . . . . . . . . | |
Цикл 2. Культура формирования эмоциональной устойчивости и самообладания. . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 1. Как лучше управлять различными отрицательными переживаниями?. . | |
Тема 2. Как развить навыки самообладания при общении с неприятными Вам людьми?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Цикл 3. Культура формирования оптимизма и продуктивного благодушия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 1. Оптимистическое настроение и как его формировать?. . . . . . . . . . .. | |
Тема 2. Контроль настроения. Как оставаться оптимистом в отрицательных ситуациях?. . . . . . . . | |
Тема 3. Как вызывать у себя чувство удовольствия и радости от факторов, которые ранее были безразличны?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 4. Психотехника формирования юмористического состояния и состояния благодушия. . . . . . . . . . . . |
Введение
Дорогой читатель!
Вас, наверное, удивило название книги «Культура эмоций?» Действительно. Почему «культура»? Разве наши человеческие эмоции могут быть культурными или некультурными?
Какие эмоции можно считать культурными, а какие нет?
Вот первые вопросы, которые, когда приходится говорить о культуре эмоций.
Давайте попробуем разобраться в этом. Люди по разному воспринимают окружающий мир. Одни сначала думают, а потом делают. Другие, сначала действуют, а потом думают. Первые в своих поступках основываются на разуме, вторые – на чувствах и эмоциях.
Что лучше? Сначала чувствовать, а потом думать? Или иначе, сначала думать, а потом чувствовать?
Давайте разберёмся.
Вы получили неприятное известие. Оно вызвало у Вас бурю переживаний. Вы почувствовали себя плохо. Начало болеть сердце. И Вы, вместо того, чтобы думать, как поступить в этом случае, полностью погрузились в свои переживания.
Вы поступили правильно или нет?
А вот другой пример. Вы получили неприятное известие и тут же себе сказали: «стоп, спокойно, надо в этот разобраться».
Вместо того, чтобы переживать и испытывать неприятные эмоции, вы начали обдумывать, что Вам надо делать.
Какой вариант лучше?
Слышим голоса: «конечно, не все так могут. Не все могут быть такими спокойными, когда у них неприятности».
Отвечаем: «да, не все. Только те, кто умеет держать себя в руках, умеет переключаться с чувств и переживаний на осмысление того, что ему необходимо.
Оказывается что владение собой, самообладанием, способностью переключаться с эмоции на осмысление возникшей ситуации – явления особого порядка. Их называют умениями и навыками самообладания. Этому можно научиться, т.е. приобрести культуру умственной и чувственной деятельности. Вот что означает культура эмоций.
Рассмотрим ещё один пример. Вы поставили перед собой жизненную цель и активно её добиваетесь. Многое из того, что раньше было Вам интересно, Вы временно отставили, чтобы иметь возможность полностью сосредоточиться на достижении этой цели.
Теперь радость вам доставляет только то, что связано с этой целью. А многообразные неудачи, которые всегда воспринимаются, как неизбежность, как обычные трудности, побуждают Вас их преодолеть. Однако могут возникать ситуации, в которых трудности кажутся непреодолимыми, и тогда возникает стресс, напряженность и другие отрицательные переживания.
Наступает момент, когда вы замечаете, что изменились. Присущее Вам жизнерадостное настроение, активность, сменились раздражительностью, тревожностью, подозрительностью. Вам чаще присуще плохое настроение, чем былая весёлость.
Вы бы опять хотели стать весёлым и жизнерадостным?
Конечно, хотите. А как это сделать? Оказывается, для этого существуют специальные психотехнические приёмы, которые могут помочь Вам вернуть оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе. Эти приёмы также относятся к «культуре эмоций».
Книга, которую вы держите в руке – учебник по психотехнике формирования культуры эмоций. Курс интенсивной тренировки культуры эмоций, который предлагается в этом учебнике, как раз предназначен для того, чтобы научить Вас культуре самообладания и культуре оптимистического жизнерадостного настроения.
Этот курс содержит 3 цикла тренировочных занятий.
Первыйцикл тренировок направлен на становление навыков самообщения, самонаблюдения и самоанализа своих эмоций, на освоение приёмов контроля за ними и элементарных приёмов воздействия на свои переживания.
Второйцикл тренировок направлен на становление навыков осознанного эмоционального и рассудочного реагирования на окружающую Вас действительность, на освоение навыков эмоциональной устойчивости и самообладания.
Третийцикл тренировок направлен на становление навыков преодоления пессимизма, хандры, тревожности, пониженного настроения, а также на освоение навыков формирования оптимизма и продуктивного благодушия.
Как осваивать этот курс?
Прежде всего, нужно иметь вместе с учебником комплекс CD-дисков с тренировочными сеансами, CD-плэйер и диктофон.
Далее, важно организовать тренировки с кем-нибудь вместе, в группе. Для этого имеется две важных причины.
Первая причина заключается в том, что партнёры стимулируют проведение тренировок, в том время, как индивидуальные занятия часто позволяют себя уговорить перенести тренировку по очень важным основаниям и потом согласиться с собой.
Вторая причина заключается в том, что в группе можно обменяться полученным опытом, и получить от своих товарищей по группе такие рекомендации, которые не прочесть ни в одной книге.
Коллективные тренировки следует проводить по материалам учебника и с помощью тренировочных сеансов на CD-плэйере, а также с диктофоном и последующим обсуждением достигнутых результатов.
Очень важно, чтобы участники группы превратились в коллективный интеллект, обогащающий каждого в режимах интеллектуального штурма и взаимоподдержки.
Все учебные действия имеют свои символы. Они Вам помогут путешествовать по страницам этой книги.
ÞЭто символ информации к размышлению и творческих заданий. | |
ÞЭто символ работы над контрольными вопросами. | |
ÞЭто символ работы над домашними заданиями. | |
ÞЭто символ работы с учебными аудио-сеансами. | |
ÞЭто символ творческих упражнений. | |
ÞЭто символ комментариев к тексту. | |
ÞЭто символ работы над собственными программами ведущего. | |
ÞЭто символы приёмов формирования функциональных состояний. | |
ÞЭто символ дополнительных сведений для пытливых. | |
ÞЭто символ подготовки и записи сеанса самопрограммирования поведения. |
Желаем Вам успехов на этом нелёгком пути, в конце которого Вас ждёт выраженное повышение качества Вашей психической жизни.
Авторы В.А.Востриков, А.А.Табидзе.
Цикл 1
КУЛЬТУРА САМОПОЗНАНИЯ
ВНУТРЕННЕГО МИРА И ОСНОВЫ
ПСИХОТЕХНИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Тема 1
КУЛЬТУРА ЭМОЦИЙ.
С ЧЕГО ОНА НАЧИНАЕТСЯ?
Þ Сведения к размышлению!
Дорогие друзья!
Вы познакомились с введением в наш учебник и решили углубиться в его содержание.
Это очень приятно авторам и мы вместе с Вами начинаем не лёгкое, но очень увлекательное путешествие в мир культуры эмоций. Из этого путешествия Вы должны вернуться, обогатившись всем тем, что покажется Вам важным и интересным. А сейчас давайте подготовимся.
Поговорим об экипировке, о психотехнических инструментах, необходимых для успешного путешествия.
1 ÞКогда вы пожелаете влиять на какие-то свои внутренние психические процессы, Вы начинаете общаться с собой. Это означает, что Вы переносите своё внимание с внешнего мира, в котором живёте и действуете, на внутренний мир, который живёт и действует в Вас.
Внутренний мир – это сфера осознаваемой психической жизни человека. Это значит, что человек способен обращать внимание на то, что с ним происходит, и, осмысливая это, воздействовать на себя.
Умение осмысленно и целенаправленно путешествовать внутрь себя – особое искусство, которому нужно учиться. К нему мы относим, такой важный психотехнический навык, как самонаблюдение, наблюдение за собой, за всем, что происходит внутри себя, в своих ощущениях, мыслях и переживаниях.
Процесс самонаблюдения в психологии определяется как рефлексия своих мыслей, чувств, действий.
Рефлексия состоит из таких важных психотехнических элементов, как созерцание и выделение, самоанализ и самооценка.
Если Вы хотите научиться влиять на свои эмоции и настроение, Вы должны уметь сосредотачивать внимание на своих переживаниях и говорить себе, например:
§ я испытываю приятное переживание;
§ у меня неприятное ощущение и т.п.
Перенесение внимания на свои переживания – это концентрация сознания на них.
Удержание какое-то время внимания на этих переживания – это внутреннее созерцание своего эмоционального состояния.
Определение характера этого переживания (приятное, неприятное) – это выделение в сознании природы эмоции.
Анализ причины, почему Вы испытываете это переживание, приводит к осознанию связи между возникновением эмоции и вашими действиями или событиями, которые вызвали эту эмоцию.
Самооценка заключается в осознании правильности или ошибочности ваших действий и последующем выводе на будущее.
Искусство рефлексии – важнейший инструмент психической саморегуляции, разговор о которой пойдет ниже.
2 Þ Культура эмоций –это часть более сложной культуры – культуры психической деятельности человека.
Любая осмысленная деятельность требует навыков. Психическая деятельность основывается на психических навыках. Это навыки осознанного проявления чувств, мышления, воображения, переживания и т.д. в той или иной ситуации. Мы говорим о простых психотехнических навыках, возникающих у каждого человека в процессе знакомства и взаимодействия с окружающей действительностью, накопления опыта такого взаимодействия и его осмысления. Многие навыки развиваются в школе, другие развивают родители, семья, третьи формируются самостоятельно, по мере необходимости в них.
3 Þ Однако существуют психические навыки, отражающие особенности влияния на внутренний мир человека, его палитру и глубину.
Возможность осознанного влияния на процессы внутреннего мира с помощью различных психологических приёмов называют психотехникой. Приёмы психотехники формируют задаваемые сознанием изменения в работе тех или иных психических процессов. Например, навык успокаиваться в тревожной ситуации. В основе духовного развития человека лежат психотехнические навыки самосознания и навыки самопобуждения или волевой саморегуляции.
Психические навыки:
§ управляют протеканием разных психических процессов;
§ контролируют протекание этих процессов;
§ изменяют характер этих процессов.
Если у Вас развиты психотехнические навыки, Вы обладаете развитым самосознанием и самопобуждением или волевой саморегуляцией. Вы способны управлять собой и совершенствовать себя как личность, Вы – сильная личность.
Если психотехнические навыки развиты у Вас слабо, то вы обладаете поверхностным самосознанием, Ваша волевая саморегуляция часто подчиняется импульсам желаний, влечений, связанных с сиюминутными изменениями в Вашем теле, и Ваш разум не может противостоять этим непроизвольным потребностям Вашего тела.
4 ÞКультура психической деятельности заключается в развитии и самосовершенствовании как психических навыков вашего восприятия и мышления, так и психотехнических навыков волевой саморегуляции.
Психотехнические навыки составляют основу культуры психической деятельности человека и чем более они развиты, тем выше эта культура.
Что же представляет собой инструментарий, необходимый для путешествия в мир культуры эмоций?
Это элементарные психотехнические навыки, позволяющие вам осознать характер Ваших эмоций и научиться управлять некоторыми простейшими, но очень важными эмоциональными состояниями.
5 Þ Культура эмоций состоит из двух компонентов. Это:
§ культура самообладания;
§ культура настроения.
Культура самообладания – это первая крепость на Вашем пути, которую Вы должны одолеть, взять штурмом или осадой.
Что лежит в основе самообладания?
Это умение оставаться совершенно спокойным во всех, даже очень сложных жизненных ситуациях.
Спокойствие духа и спокойствие тела – основа самообладания.
Как достичь такого спокойствия?
Это не легко. Нужно упорно осваивать важные психотехнические навыки.
6 ÞСначала надо освоить азы психотехники спокойствия. Это «три нуля».
§ Эмоциональный нуль – состояние эмоционального покоя, бесстрастия.
§ Состояние безмыслия – мыслительный нуль.
§ Телесный нуль – состояние глубокого расслабления тела, релаксации.
Умение формировать у себя состояние трёх нулей – это и есть ведущий психотехнический инструментарий для путешествия в мир культуры эмоций и главное вооружение для взятия крепости самообладания.
Таким образом, культура эмоций начинается с овладения психотехникой трёх нулевых состояний.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞЧто такое внутренний мир?
Чем он отличается от внешнего мира?
Что нужно для путешествия во внутренний мир?
2 ÞЧто представляют собой простые психотехнические навыки?
В результате чего они возникают?
3 ÞЧто такое психотехника и психотехнические навыки?
Какое они имеют отношение к духовному развитию человека, его культуре?
4 ÞВ чём заключается культура психической деятельности?
Что составляет её основу?
5 ÞИз каких компонентов состоит культура эмоций?
Что лежит в основе самообладания?
6 ÞЧто такое состояние трёх нулей?
Для чего они нужны?
Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел темы, номер которого соответствует номеру трудного вопроса.
Тема 2
С ВНУТРЕННИМ МИРОМ
Þ Сведения к размышлению!
Дорогие друзья!
Для того, чтобы успешно осваивать культуру эмоций Вам необходимо сначала научиться общаться с собой, со своим внутренним миром. В основе такого общения лежит психотехника. Ещё раз зададим себе вопрос: Что такое психотехника?
1 ÞЭто особые приемы наблюдения за собой, анализа и контролирования себя, воздействия на те или иные свои процессы, качества, свойства. Психотехнике не так-то просто научиться, если вы раньше не имели опыта таких действий как способа самопознания.
В основе психотехники лежит творческое воображение и волевое управление тех процессов, на которых Вы сосредоточили своё внимание и сознание. Такое управление осуществляется с помощью мысленного усиления или ослабления протекания этих процессов.
2 ÞИнструментами психотехники являются творческое воображение и волевое управление.
Творческое воображение основано на эйдетических представлениях.
Эйдетические представления – это способность представлять зрительные образы, телесные ощущения и эмоциональные переживания так же ярко, как будто Вы видите это, ощущаете или переживаете по настоящему.
Эйдетические представления развиты не у всех, поэтому в этой теме цикла вы будете учиться их диагностировать и тренировать.
Волевое управление внутренними процессами осуществляется с помощью творческого воображения. Сосредоточившись на каком-то органе, Вы представляете его, видите и чувствуете его работу и мысленно усиливаете эту работу или ослабляете. В процессе волевого управления вы вызываете эйдетические образы и ощущения изменения функции органа.
Очень часто вслед за представляемым изменением функции органа можно наблюдать реальное изменение этой функции.
Почему?
3 ÞВсё дело в так называемой психосоматической связи.Существует прямое взаимодействие между духом и телом. Мысленное и эмоциональное представление о каком-либо изменении в теле напрямую вызывает такое изменение. На этом феномене основаны отрицательное влияние на здоровье мнительности. Вообразил, что заболел и на самом деле заболел.
4 ÞКультура психической деятельности использует феномен психосоматической связи для достижения обратного результата. Вообразил что выздоравливаешь, представил и ощутил это, и действительно, болезнь отступает. На этой психотехнике основана психосоматическая терапия различных функциональных расстройств.
В творческих заданиях этой темы Вы будете учиться психотехнике творческого воображения и волевого управления некоторыми функциями тела.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞЧто такое психотехника?
Что лежит в её основе?
2 ÞКаковы инструменты психотехники?
3 ÞВ чём заключается феномен психосоматической связи?
4 ÞНа чём основана психосоматическая терапия?
Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел сведений, номер которого соответствует номеру трудного вопроса.
Диагностика и тренинг
зрительного эйдетизма
Þ Сведения к размышлению!
Можно говорить о нескольких видах памяти и, прежде всего, о зрительной памяти. В основе зрительной памяти лежит способность к ярким зрительным представлениям.
1 Þ Представления – это процесс припоминания в образно-чувственной сфере ранее воспринимаемых образов или ощущений. Можно представить зрительные образы, телесные ощущения, звуки, эмоциональные переживания.
Зрительные представления основаны на припоминании на внутреннем экране различных зрительных образов.
2 Þ Внутренний экран – это особый механизм, позволяющий ярко представлять с закрытыми глазами различные ранее увиденные образы. Мы говорим: закройте глаза и представьте, и люди, закрыв глаза, представляют себе и видят то, что вы предлагаете увидеть.
Яркие зрительные представления получили название эйдетических представлений.
Для тренировки зрительных представлений очень важно развить внутренний экран до уровня эйдетических представлений.
3 Þ Вы можете легко проверить уровень развития у себя эйдетических представлений.
Возьмите любую красочную открытку с цветами, например, с розой. Посмотрите на неё и закройте глаза. Представьте себе этот цветок как бы на экране внутреннего видения.
Эти представления могут быть разного характера по цветности, четкости и устойчивости. Оцените качество Ваших эйдетических образов в баллах:
Тип эйдетики:
§ Черно-белые образы – 1 балл.
§ Цветные образы – 2 балла.
Четкость и детализация:
§ «Картинка» размытая – 1 балл.
§ «Картинка» чёткая – 2 балла.
Устойчивость:
§ «Картинка» не устойчивая – 1 балл
§ «Картинка» устойчивая – 2 балла
Диапазон оценки качества представлений от 0 до 3-6 баллов.
Þ Ответьте на вопросы!Прослушайте вопросы, попробуйте правильно ответить на них.
1 ÞЧто такое зрительные представления?
2 ÞКак Вы представляете себе свой внутренний экран?
3 ÞКак проявляют себя эйдетические представления?
Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел сведений, номер которого соответствует номеру трудного вопроса.
Þ Творческое задание! Послушайте инструкцию и попробуйте выполнить творческое задание.
Для проверки качества своих эйдетических образов проведите тренировочную разминку: «посмотрел и запомнил – закрыл глаза и припомнил, представляя на внутреннем экране так же ярко и точно, как будто смотришь на объект запоминания с открытыми глазами».
Проведите 5 таких циклов, и оцени свои результаты в баллах.
Þ Домашнее задание.
Используя цикл умственных действий тренировочной разминки, и работая с различными картинками, отработайте устойчивое зрительное эйдетическое представление. Это будет вашим индивидуальным творческим достижением в этом задании.
Диагностика и тренинг
телесного эйдетизма
Þ Сведения к размышлению!
1 Þ Тактильная (телесная) памятьпроявляется в способности запоминатьощущения от прикосновенияк различным предметам и припоминать эти ощущения.
Телесный эйдетизм – способность представлять до реального уровня любые телесные ощущения.
2 ÞВ основе телесного эйдетизма лежит следовое ощущение. Это ощущение, которое человек испытывает после того, как какое-то телесное воздействие произошло. Например, потрите ладонью предплечье. Прочувствуйте, что после этого действия вы какое-то время испытываете след от этих ощущений. Следовое ощущение лежит в основе следовой телесной памяти.
3 ÞТренировка следового телесного ощущения проводится следующим образом.
Положите перед собой два-три разных на ощупь предмета. Например, шарик, резинки для волос, квадратик бархата.
Возьмите один из них в руки, например, шарик, и прочувствуйте его на ощупь. Вообразите, что он вам напоминает?
Закройте глаза и представьте эту картинку и воображаемое ощущение.
Например, я держу в руках жёлудь, вижу и ощущаю жёлудь.
Положите предмет на место, и продолжайте представлять эту картинку.
Вообразите, что вы до сих пор держите в руках этот предмет и ощущаете его.
4 Þ Оцените качество телесного экрана ощущений.
В моем воображении и представлении ощущений я:
§ ничего не чувствую в пальцах и руках - 1 балл
§ что-то чувствую, но не так, как
если бы держал настоящие предметы - 2 балла
§ одни воображаемые предметы чувствую
хорошо, а некоторые не очень - 3 балла
§ хорошо чувствую, что держу предметы,
ощущаю его поверхность и вес - 4 балла
Возьмите в руки следующий предмет, например, резинки для волос, и прочувствуйте их на ощупь. Вообразите, что они вам напоминают?
Закройте глаза, представьте и ощутите эту картинку.
Положите резинки на место, и продолжайте представлять себе эту картинку. Вообразите, что вы до сих пор держите в руках воображаемый предмет и ощущаете его.
Оцените качество телесного экрана ощущений.
Возьмите в руки ещё один предмет, например, квадрат из бархата и прочувствуйте его на ощупь. Вообразите, что он вам напоминает?
Закройте глаза, представьте и ощутите эту картинку.
Положите бархат на место, и продолжайте представлять себе эту картинку.
Вообразите, что вы до сих пор держите в руках этот предмет и ощущаете его.
Оцените качество телесного экрана ощущений.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы!
1 ÞЧто такое телесная память?
2 ÞКак телесный эйдетизм себя проявляет?
3 ÞКак его нужно тренировать?
4 ÞКак его следует оценивать?
Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел сведений, номер которого соответствует номеру трудного вопроса.
Þ Творческое задание! Тренировка экрана телесных ощущений как телесного эйдетизма проводится с помощью следующих упражнений:
Упражнение 1. Запоминание ощущения поверхности и веса твердых предметов. Тренировка воображения.
Положите перед собой яблоко (грушу, сливу, любой фрукт.) Возьмите его в руки, закройте глаза, и ощутите кожицу яблока, его вес.
После этого положите яблоко на стол и вообразите, как Вы его держите в руках и ощущаете его фактуру и вес.
Оцените ваш результат.
Упражнение 2. Запоминание ощущения поглаживания. Тренировка воображения.
Освободите от одежды руку до плеча. Возьмите кисточку и начинайте очень нежно водить ею по коже. Вообразите, что это гуляет по руке божья коровка и Вам очень приятно. Запомните эти ощущения и, закрыв глаза, припомните их, вновь вообразив божью коровку.
Þ Домашнее задание.
Используя приёмы умственных действий обоих упражнений, и работая с различными на ощупь вещами, отработайте устойчивое телесное эйдетическое представление. Это будет вашим индивидуальным творческим достижением в этом задании.
Диагностика и тренинг
эмоционально-чувственного эйдетизма
Þ Сведения к размышлению!
Эмоционально-чувственный эйдетизм проявляется в способности представлять на внутреннем экране эмоции и чувства в форме различные по силе переживаний, от лёгкого намека на реальной эмоции до достаточно ярких.
При тренировке эмоционально-чувственного эйдетизма следует ориентироваться только на положительные переживания.
1Þ Внутренний экран при положительных эмоционально-чувственных переживанияхчаще всего отражаетпереживания лёгкого приятного волнения, радости, удовольствия.
Тренировка эмоционально-чувственного эйдетизма проводится с помощью представлений только приятных ситуаций, в которых обязательно должны возникнуть положительные переживания.
Например:
Закройте глаза и вообразите, что у Вас на руках лежит мягкий пушистый котёнок, и что Вы его гладите.
Представьте себе образ котёнка, вообразите и прочувствуйте его на руках и представьте себе его мягкую, приятную шерстку. Почувствуйте удовольствие от этого!
В этом задании сосредоточились три ведущих компонента образно-чувственной иллюстрации услышанных и прочитанных слов – зрительного образа, телесного ощущения и эмоционального переживания.
2Þ Оцените качество эмоционально-чувственного экрана.
Эйдетические зрительный и телесный образы котёнка у Вас получились хорошо. Эмоционально-чувственные переживания:
§ Почувствовали удовольствие от воображаемого котенка, но не совсем реально -1 балл.
§ Чувство удовольствия от воображаемого котенка было чётким, но слабым -2 балла.
§ Чувство удовольствия от воображаемого котенка было чётким и ярким -3 балла.
Þ Творческие задания! Прочитайте инструкцию, осмыслите её и выполните все задания инструкции.
1Þ Вообразите любую приятную Вам ситуацию. Мысленно проиграйте её и постарайтесь вызвать у себя приятные переживания.
Постарайтесь отработать эмоционально-чувственные представления на уровне 2-3 баллов.
2Þ Психотехника иллюстрирования
Слов ведущего
Овладев эмоционально-чувственным эйдетическим представлением, Вы сможете объединить в навык образно-чувственной иллюстрации слов зрительные образы, телесные ощущения и эмоциональные переживания.
В основе тренировок навыков психической саморегуляции лежит работа с записями тренировочных сеансов. Для успешной работы с этими записями Вы должны освоить технику образно-чувственной иллюстрации слов ведущего.
Þ Домашнее задание.
Используя приёмы образно-чувственной иллюстрации слов в виде зрительных образов, телесных ощущений и чувственных переживаний, постарайтесь научиться легко и свободно иллюстрировать различные слова.
Это будет вашим индивидуальным творческим достижением в этом задании.
Сеанс психотехники самопознания
тела, мыслей, эмоций, чувств
Þ Творческое задание! Внимательно прочитайте текст сеанса, ответьте на контрольные вопросы. Если все ответы Вас удовлетворили, приступайте к сеансу с ведущим.
Включите магнитофон или CD-плэй-ер.Слушая ведущего, прочитайте и проиллюстрируйте содержание каждого его слова в зрительных образах, телесных ощущениях и чувственных переживаниях.
Текст сеанса
1 Þ Закройте глаза. Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях. Прочувствуйте свое тело.
Скажите себе: «Вот я ощущаю свое тело». Прекрасно!
А теперь сосредоточьтесь на своих мыслях.
Прочувствуйте, как вы мыслите.
Скажите себе: «Вот я чувствую свои мысли».
А теперь сосредоточьтесь на своих эмоциях, переживаниях… Прочувствуйте их.
Скажите себе: «Вот я чувствую свои эмоции и переживания»… Замечательно!
Вы получили первый опыт сосредоточения на своем внутреннем мире. Приступаем к углублению этого опыта.
2 Þ Сядьте удобно и расслабьтесь. Прекрасно!
Закройте глаза и прочувствуйте свое тело.
Постарайтесь принять позу такую, чтобы ощутить удобство, комфорт.
Постарайтесь ощутить удовольствие от отдыхающего, расслабленного тела. Прекрасно!
Сосредоточьтесь на чувстве удовольствия.
Прочувствуйте: вам приятно и комфортно.
Вы познакомились с первым психотехническим приёмом самопознания. Это подготовка тела для проведения над ним умственного самовоздействия.
Этот прием состоит из 4 этапов.
1-й этап – сесть удобно и расслабиться.
2-й этап – закрыть глаза и прочувствовать свое тело;
3-й этап – принять удобную приятную позу и ощутить удовольствие, комфорт;
4-й этап – усильте ощущение удовольствия от расслабленного тела с помощью воображения.
Запомните этот порядок. Повторите его еще раз.
3 Þ Прослушайте музыку и постарайтесь погрузиться в состояние телесного комфорта под влиянием музыки.
Прекрасно!
Вы подготовили свое тело для проведения умственного самовоздействия на него.
Теперь, вам нужно подготовить вашу психику.
Для этого вам нужно овладеть приёмом снятия умственного напряжения.
Вы пришли на занятие после каких-то других дел. Естественно, что у вас могут быть различные мысли и беспокоить переживания, связанные с текущими заботами.
Они будут вас отвлекать, будут вызывать у вас мысли и пере