Начальные элементы техники общения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Цикл 1. Культура самопознания внутреннего мира и основы психотехники преодоления эмоционального напряжения . . . .
Тема 1. Культура эмоций. С чего она начинается?. . . . . . . . . . . .
Тема 2. Начальные элементы техники общения с внутренним миром . . . . . .
Тема 3. Для чего нужно состояние телесного покоя? Как можно овладеть этим состоянием? . . . . . . . .
Тема 4. Для чего нужно состояние эмоционального покоя? Как его можно сформировать? . . . . . . . . .
Тема 5. Состояние умственного покоя. Как его достичь? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 6. Для чего нужно состояние трех нулей? Что такое психомоделирование? . . . . . . . . . . . . .
Цикл 2. Культура формирования эмоциональной устойчивости и самообла­дания. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 1. Как лучше управлять различными отрицательными переживаниями?. .
Тема 2. Как развить навыки самообладания при общении с неприятными Вам людьми?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   
Цикл 3. Культура формирования оптимизма и продуктивного благодушия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 1. Оптимистическое настроение и как его формировать?. . . . . . . . . . ..
Тема 2. Контроль настроения. Как оставаться оптимистом в отрицательных ситуациях?. . . . . . . .
Тема 3. Как вызывать у себя чувство удовольствия и радости от факторов, которые ранее были безразличны?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 4. Психотехника формирования юмористического состояния и состояния благодушия. . . . . . . . . . . .  

Введение

Дорогой читатель!

начальные элементы техники общения - student2.ru Вас, наверное, удивило название книги «Культура эмо­ций?» Действительно. Почему «культура»? Разве наши человеческие эмоции могут быть культур­ными или некультур­ными?

Какие эмоции можно считать культурными, а какие нет?

Вот первые вопросы, кото­рые, когда приходится гово­рить о культуре эмоций.

Давайте попробуем разо­браться в этом. Люди по раз­ному воспринимают окру­жающий мир. Одни сначала думают, а потом делают. Дру­гие, сначала действуют, а по­том думают. Первые в своих поступках основываются на разуме, вторые – на чувствах и эмоциях.

начальные элементы техники общения - student2.ru Что лучше? Сначала чувствовать, а потом думать? Или иначе, сначала думать, а по­том чувствовать?

Давайте разберёмся.

Вы получили неприятное известие. Оно вызвало у Вас бурю переживаний. Вы по­чувствовали себя плохо. На­чало болеть сердце. И Вы, вместо того, чтобы думать, как посту­пить в этом случае, полностью погрузились в свои пережи­вания.

Вы поступили правильно или нет?

начальные элементы техники общения - student2.ru А вот другой пример. Вы получили не­приятное известие и тут же себе сказали: «стоп, спокойно, надо в этот разо­браться».

Вместо того, чтобы переживать и испы­тывать неприят­ные эмоции, вы начали об­думывать, что Вам надо делать.

Какой вариант лучше?

Слышим голоса: «конечно, не все так могут. Не все мо­гут быть такими спокой­ными, когда у них неприятности».

Отвечаем: «да, не все. Только те, кто умеет держать себя в руках, умеет переклю­чаться с чувств и переживаний на осмысле­ние того, что ему необходимо.

Оказывается что владение собой, самообладанием, спо­собностью переключаться с эмоции на осмысление возник­шей ситуации – явления особого порядка. Их называют умениями и навыками самообладания. Этому можно научиться, т.е. приобрести культуру умственной и чувст­венной деятельности. Вот что означает культура эмоций.

начальные элементы техники общения - student2.ru Рассмотрим ещё один пример. Вы поставили перед собой жизненную цель и активно её доби­ваетесь. Многое из того, что раньше было Вам интересно, Вы временно отставили, чтобы иметь возможность полностью сосредоточиться на дос­тижении этой цели.

Теперь радость вам доставляет только то, что связано с этой це­лью. А многообразные неудачи, которые всегда вос­прини­маются, как неизбежность, как обычные трудности, побуж­дают Вас их преодолеть. Однако могут возникать си­туации, в которых трудности кажутся непреодолимыми, и тогда возникает стресс, напряжен­ность и другие отрица­тель­ные переживания.

начальные элементы техники общения - student2.ru Наступает момент, когда вы замечаете, что измени­лись. Присущее Вам жизне­радостное настроение, ак­тивность, сменились раз­дражительностью, тревож­ностью, подозри­тельностью. Вам чаще присуще плохое настроение, чем бы­лая весё­лость.

Вы бы опять хотели стать весёлым и жизне­радостным?

Конечно, хотите. А как это сделать? Оказывается, для этого существуют специальные психотехнические приёмы, которые могут помочь Вам вернуть оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе. Эти приёмы также относятся к «культуре эмоций».

Книга, которую вы держите в руке – учебник по психо­технике формирования культуры эмоций. Курс ин­тенсивной тренировки культуры эмоций, который предлагается в этом учебнике, как раз предназначен для того, чтобы научить Вас культуре самообладания и куль­туре оптимистического жизнерадостного настроения.

Этот курс содержит 3 цикла тренировочных занятий.

Первыйцикл тренировок направлен на становление навыков самообщения, самонаблюдения и самоана­лиза своих эмоций, на освоение приёмов контроля за ними и элементарных приёмов воздействия на свои пере­живания.

Второйцикл тренировок направлен на становление на­выков осознанного эмоционального и рассудочного реаги­рования на окружающую Вас действительность, на освое­ние навыков эмоциональной устойчивости и самообла­дания.

Третийцикл тренировок направлен на становление на­выков преодоления пессимизма, хандры, тревожности, пониженного настроения, а также на освоение навыков формирования оптимизма и продуктивного благоду­шия.

Как осваивать этот курс?

начальные элементы техники общения - student2.ru Прежде всего, нужно иметь вместе с учебником ком­плекс CD-дисков с тренировочными сеансами, CD-плэйер и диктофон.

Далее, важно организовать тре­нировки с кем-нибудь вместе, в группе. Для этого имеется две важ­ных причины.

Первая причина заключается в том, что партнёры сти­мулируют проведение тренировок, в том время, как индиви­дуальные занятия часто позволяют себя уговорить перене­сти тренировку по очень важным основаниям и по­том со­гласиться с собой.

Вторая причина заключается в том, что в группе можно обменяться полу­ченным опытом, и получить от своих това­рищей по группе такие рекоменда­ции, которые не прочесть ни в одной книге.

Коллективные тренировки следует проводить по мате­риалам учебника и с помощью тренировочных сеансов на CD-плэйере, а также с диктофоном и последующим обсуждением достигну­тых результатов.

Очень важно, чтобы участники группы превратились в коллективный интеллект, обогащающий каждого в ре­жи­мах интеллектуального штурма и взаимоподдержки.

Все учебные действия имеют свои символы. Они Вам по­могут путешествовать по страницам этой книги.

начальные элементы техники общения - student2.ru ÞЭто символ информации к размыш­лению и творческих заданий.
   
начальные элементы техники общения - student2.ru ÞЭто символ работы над контрольными вопросами.
   
начальные элементы техники общения - student2.ru ÞЭто символ работы над домашними заданиями.
начальные элементы техники общения - student2.ru ÞЭто символ работы с учебными аудио-сеансами.
   
начальные элементы техники общения - student2.ru ÞЭто символ творческих упражнений.
   
начальные элементы техники общения - student2.ru ÞЭто символ комментариев к тексту.
   
начальные элементы техники общения - student2.ru ÞЭто символ работы над собствен­ными программами ведущего.
   
начальные элементы техники общения - student2.ru начальные элементы техники общения - student2.ru ÞЭто символы приёмов формирования функциональных состояний.
   
начальные элементы техники общения - student2.ru ÞЭто символ дополнительных сведений для пытливых.
   
начальные элементы техники общения - student2.ru начальные элементы техники общения - student2.ru ÞЭто символ подготовки и записи се­анса самопрограммирования поведения.

Желаем Вам успехов на этом нелёгком пути, в конце ко­торого Вас ждёт выраженное повышение качества Вашей психической жизни.

Авторы В.А.Востриков, А.А.Табидзе.

Цикл 1

КУЛЬТУРА САМОПОЗНАНИЯ

ВНУТРЕННЕГО МИРА И ОСНОВЫ

ПСИХОТЕХНИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Тема 1

КУЛЬТУРА ЭМОЦИЙ.

С ЧЕГО ОНА НАЧИНАЕТСЯ?

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Сведения к размышлению!

Дорогие друзья!

Вы познакомились с введением в наш учебник и решили углубиться в его содержание.

Это очень приятно авторам и мы вместе с Вами на­чинаем не лёгкое, но очень увлекательное путешествие в мир культуры эмоций. Из этого путешествия Вы должны вернуться, обогатившись всем тем, что пока­жется Вам важным и интересным. А сейчас давайте подготовимся.

начальные элементы техники общения - student2.ru

Поговорим об экипировке, о психотехнических инст­рументах, необходимых для успешного путешествия.

1 ÞКогда вы пожелаете влиять на какие-то свои внутренние психические процессы, Вы начинаете об­щаться с собой. Это означает, что Вы переносите своё внимание с внешнего мира, в котором живёте и действуете, на внутренний мир, который живёт и дей­ствует в Вас.

Внутренний мир – это сфера осознаваемой психической жизни человека. Это значит, что человек способен обращать внимание на то, что с ним проис­ходит, и, осмысливая это, воздействовать на себя.

Умение осмысленно и целенаправленно путешест­вовать внутрь себя – особое искусство, которому нужно учиться. К нему мы относим, такой важный психотехнический навык, как самонаблюдение, наблюдение за собой, за всем, что происходит внутри себя, в своих ощущениях, мыслях и переживаниях.

Процесс самонаблюдения в психологии опре­деляется как рефлексия своих мыслей, чувств, дейст­вий.

Рефлексия состоит из таких важных психотехни­ческих элементов, как созерцание и выделение, са­моанализ и самооценка.

Если Вы хотите научиться влиять на свои эмоции и настроение, Вы должны уметь сосредотачивать внима­ние на своих переживаниях и говорить себе, например:

§ я испытываю приятное переживание;

§ у меня неприятное ощущение и т.п.

Перенесение внимания на свои переживания – это концентрация сознания на них.

Удержание какое-то время внимания на этих пере­живания – это внутреннее созерцание своего эмоционального состояния.

Определение характера этого переживания (прият­ное, неприятное) – это выделение в сознании при­роды эмоции.

Анализ причины, почему Вы испытываете это переживание, приводит к осознанию связи между возникновением эмоции и вашими действиями или со­бытиями, которые вызвали эту эмоцию.

Самооценка заключается в осознании правиль­ности или ошибочности ваших действий и последую­щем выводе на будущее.

Искусство рефлексии – важнейший инструмент психической саморегуляции, разговор о которой пойдет ниже.

2 Þ Культура эмоций –это часть более сложной культуры – культуры психической деятельно­сти человека.

Любая осмысленная деятельность требует навыков. Психическая деятельность основывается на психи­ческих навыках. Это навыки осознанного проявления чувств, мышления, воображения, переживания и т.д. в той или иной ситуации. Мы говорим о простых пси­хотехнических навыках, возникающих у каждого человека в процессе знакомства и взаимодействия с окружающей действительностью, накопления опыта такого взаимодействия и его осмысления. Многие на­выки развиваются в школе, другие развивают роди­тели, семья, третьи формируются самостоятельно, по мере необходимости в них.

3 Þ Однако существуют психические навыки, отра­жающие особенности влияния на внутренний мир че­ловека, его палитру и глубину.

Возможность осознанного влияния на процессы внутреннего мира с помощью различных психологиче­ских приёмов называют психотехникой. Приёмы психотехники формируют задаваемые сознанием изменения в работе тех или иных психических процес­сов. Например, навык успокаиваться в тревожной си­туации. В основе духовного развития человека лежат психотехнические навыки самосознания и навыки самопобуждения или волевой саморегуляции.

Психические навыки:

§ управляют протеканием разных психических про­цессов;

§ контролируют протекание этих процессов;

§ изменяют характер этих процессов.

Если у Вас развиты психотехнические навыки, Вы обладаете развитым самосознанием и само­побуждением или волевой саморегуляцией. Вы спо­собны управлять собой и совершенствовать себя как личность, Вы – сильная личность.

Если психотехнические навыки развиты у Вас слабо, то вы обладаете поверхностным самосоз­нанием, Ваша волевая саморегуляция часто подчиня­ется импульсам желаний, влечений, связанных с сию­минутными изменениями в Вашем теле, и Ваш разум не может противостоять этим непроизвольным потреб­ностям Вашего тела.

4 ÞКультура психической деятельности заключа­ется в развитии и самосовершенствовании как психи­ческих навыков вашего восприятия и мышления, так и психотехнических навыков волевой саморегуля­ции.

Психотехнические навыки составляют основу культуры психической деятельности человека и чем более они развиты, тем выше эта культура.

Что же представляет собой инструмен­тарий, необходимый для путешествия в мир культуры эмоций?

Это элементарные психотехнические навыки, по­зволяющие вам осознать характер Ваших эмоций и научиться управлять некоторыми простейшими, но очень важными эмоциональными состояниями.

5 Þ Культура эмоций состоит из двух компонентов. Это:

§ культура самообладания;

§ культура настроения.

Культура самообладания – это первая крепость на Вашем пути, которую Вы должны одолеть, взять штурмом или осадой.

Что лежит в основе самообладания?

Это умение оставаться совершенно спокойным во всех, даже очень сложных жизненных ситуациях.

Спокойствие духа и спокойствие тела – основа самообладания.

Как достичь такого спокойствия?

Это не легко. Нужно упорно осваивать важные пси­хотехнические навыки.

6 ÞСначала надо освоить азы психотехники спокой­ствия. Это «три нуля».

§ Эмоциональный нуль – состояние эмоциональ­ного покоя, бесстрастия.

§ Состояние безмыслия – мыслительный нуль.

§ Телесный нуль – состояние глубокого расслабле­ния тела, релаксации.

Умение формировать у себя состояние трёх ну­лей – это и есть ведущий психотехнический инстру­ментарий для путешествия в мир культуры эмоций и главное вооружение для взятия крепости самооблада­ния.

Таким образом, культура эмоций начинается с овла­дения психотехникой трёх нулевых состояний.

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Ответьте на вопросы!

Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно отве­тить на контрольные вопросы.

1 ÞЧто такое внутренний мир?

Чем он отличается от внешнего мира?

Что нужно для путешествия во внут­ренний мир?

2 ÞЧто представляют собой простые пси­хотехнические навыки?

В результате чего они возникают?

3 ÞЧто такое психотехника и психотехни­ческие навыки?

Какое они имеют отношение к духов­ному развитию человека, его культуре?

4 ÞВ чём заключается культура психиче­ской деятельности?

Что составляет её основу?

5 ÞИз каких компонентов состоит куль­тура эмоций?

Что лежит в основе самообладания?

6 ÞЧто такое состояние трёх нулей?

Для чего они нужны?

Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел темы, номер кото­рого соответствует номеру трудного вопроса.

Тема 2

С ВНУТРЕННИМ МИРОМ

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Сведения к размышлению!

Дорогие друзья!

Для того, чтобы успешно осваивать культуру эмоций Вам необходимо сначала научиться общаться с собой, со своим внутренним миром. В основе та­кого общения лежит психотехника. Ещё раз зададим себе вопрос: Что такое психотехника?

1 ÞЭто особые приемы наблюдения за собой, ана­лиза и контролирования себя, воздействия на те или иные свои процессы, качества, свойства. Психо­технике не так-то просто научиться, если вы раньше не имели опыта таких действий как способа самопо­знания.

В основе психотехники лежит творческое вооб­ражение и волевое управление тех процессов, на которых Вы сосредоточили своё внимание и сознание. Такое управление осуществляется с помощью мыс­ленного усиления или ослабления протекания этих процессов.

2 ÞИнструментами психотехники являются твор­ческое воображение и волевое управление.

Творческое воображение основано на эйдети­ческих представлениях.

Эйдетические представления – это способ­ность представлять зрительные образы, телесные ощущения и эмоциональные переживания так же ярко, как будто Вы видите это, ощущаете или пережи­ваете по настоящему.

Эйдетические представления развиты не у всех, поэтому в этой теме цикла вы будете учиться их диаг­ностировать и тренировать.

Волевое управление внутренними процессами осуществляется с помощью творческого воображе­ния. Сосредоточившись на каком-то органе, Вы пред­ставляете его, видите и чувствуете его работу и мысленно усиливаете эту работу или ослабляете. В процессе волевого управления вы вызываете эйдети­ческие образы и ощущения изменения функции ор­гана.

Очень часто вслед за представляемым изменением функции органа можно наблюдать реальное изменение этой функции.

Почему?

3 ÞВсё дело в так называемой психосоматиче­ской связи.Существует прямое взаимодействие ме­жду духом и телом. Мысленное и эмоциональное представление о каком-либо изменении в теле напря­мую вызывает такое изменение. На этом феномене ос­нованы отрицательное влияние на здоровье мни­тельности. Вообразил, что заболел и на самом деле заболел.

4 ÞКультура психической деятельности исполь­зует феномен психосоматической связи для дос­тижения обратного результата. Вообразил что выздо­равливаешь, представил и ощутил это, и действи­тельно, болезнь отступает. На этой психотехнике осно­вана психосоматическая терапия различных функциональных расстройств.

В творческих заданиях этой темы Вы будете учиться психотехнике творческого воображения и волевого управления некоторыми функциями тела.

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Ответьте на вопросы!

Внимательно прочтите содержание сведе­ний к размышлению и постарайтесь пра­вильно ответить на контрольные вопросы.

1 ÞЧто такое психотехника?

Что лежит в её основе?

2 ÞКаковы инструменты психотехники?

3 ÞВ чём заключается феномен психосома­тической связи?

4 ÞНа чём основана психосоматическая те­рапия?

Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел сведений, номер которого соответствует номеру трудного вопроса.

Диагностика и тренинг

зрительного эйдетизма

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Сведения к размышлению!

Можно говорить о нескольких видах памяти и, прежде всего, о зрительной памяти. В основе зри­тельной памяти лежит способность к ярким зри­тель­ным представлениям.

1 Þ Представления – это процесс припоминания в об­разно-чувственной сфере ранее воспринимаемых об­разов или ощущений. Можно представить зрительные образы, телесные ощущения, звуки, эмоциональные переживания.

Зрительные представления основаны на при­поми­нании на внутреннем экране различных зри­тельных образов.

2 Þ Внутренний экран – это особый механизм, по­зво­ляющий ярко представлять с закрытыми глазами раз­личные ранее увиденные образы. Мы говорим: за­кройте глаза и представьте, и люди, закрыв глаза, представляют себе и видят то, что вы предлагаете уви­деть.

Яркие зрительные представления получили назва­ние эйдетических представлений.

начальные элементы техники общения - student2.ru Для тренировки зрительных представлений очень важно развить внутренний экран до уровня эй­детиче­ских представлений.

3 Þ Вы можете легко прове­рить уровень развития у себя эйдетиче­ских представлений.

Возьмите любую красочную от­крытку с цветами, например, с розой. Посмотрите на неё и за­кройте глаза. Представьте себе этот цветок как бы на экране внутреннего видения.

Эти представления могут быть разного характера по цветности, четкости и устойчивости. Оцените каче­ство Ваших эйдетических образов в баллах:

Тип эйдетики:

§ Черно-белые образы – 1 балл.

§ Цветные образы – 2 балла.

Четкость и детализация:

§ «Картинка» размытая – 1 балл.

§ «Картинка» чёткая – 2 балла.

Устойчивость:

§ «Картинка» не устойчивая – 1 балл

§ «Картинка» устойчивая – 2 балла

Диапазон оценки качества представлений от 0 до 3-6 баллов.

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Ответьте на вопросы!Прослушайте во­просы, попробуйте правильно ответить на них.

1 ÞЧто такое зрительные представления?

2 ÞКак Вы представляете себе свой внут­ренний экран?

3 ÞКак проявляют себя эйдетические пред­ставления?

Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел сведений, номер которого соответствует номеру трудного вопроса.

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Творческое задание! Послушайте инст­рукцию и попробуйте выполнить творческое задание.

начальные элементы техники общения - student2.ru

Для проверки качества своих эйдетических образов проведите тренировочную разминку: «посмотрел и за­помнил – закрыл глаза и припомнил, пред­ставляя на внутреннем экране так же ярко и точно, как будто смотришь на объект запо­минания с открытыми гла­зами».

Проведите 5 таких циклов, и оцени свои ре­зультаты в баллах.

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Домашнее задание.

Используя цикл умственных действий трени­ровочной разминки, и работая с различными картинками, отработайте устойчивое зритель­ное эйдетическое представление. Это будет ва­шим индивидуальным творческим достижением в этом задании.

Диагностика и тренинг

телесного эйдетизма

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Сведения к размышлению!

1 Þ Тактильная (телесная) памятьпрояв­ляется в спо­собности запоминатьощущения от прикосновенияк различным предметам и припоми­нать эти ощуще­ния.

Телесный эйдетизм – способность представ­лять до реального уровня любые телесные ощущения.

начальные элементы техники общения - student2.ru 2 ÞВ основе телесного эйдетизма лежит следовое ощущение. Это ощущение, которое человек испыты­вает после того, как какое-то телесное воздействие произошло. Например, потрите ладонью предплечье. Прочувствуйте, что после этого действия вы какое-то время испытываете след от этих ощущений. Сле­довое ощущение лежит в основе следовой телесной па­мяти.

начальные элементы техники общения - student2.ru 3 ÞТренировка следового телесного ощущения проводится следующим образом.

Положите перед собой два-три разных на ощупь предмета. Напри­мер, шарик, резинки для волос, квадратик бархата.

Возьмите один из них в руки, например, шарик, и прочувст­вуйте его на ощупь. Вообразите, что он вам напо­минает?

Закройте глаза и представьте эту картинку и во­об­ражаемое ощущение.

Например, я держу в руках жёлудь, вижу и ощущаю жёлудь.

Положите предмет на место, и про­должайте пред­ставлять эту картинку.

Вообразите, что вы до сих пор держите в руках этот предмет и ощущаете его.

4 Þ Оцените качество телесного экрана ощу­щений.

В моем воображении и представлении ощуще­ний я:

§ ничего не чувствую в пальцах и руках - 1 балл

§ что-то чувствую, но не так, как

если бы держал настоящие предметы - 2 балла

§ одни воображаемые предметы чувствую

хорошо, а некоторые не очень - 3 балла

§ хорошо чувствую, что держу предметы,

ощущаю его поверхность и вес - 4 балла

начальные элементы техники общения - student2.ru Возьмите в руки следующий предмет, например, резинки для во­лос, и прочувствуйте их на ощупь. Вообразите, что они вам на­поми­нают?

начальные элементы техники общения - student2.ru Закройте глаза, представьте и ощутите эту картинку.

Положите резинки на место, и про­должайте представлять себе эту кар­тинку. Вообразите, что вы до сих пор держите в руках воображаемый предмет и ощущаете его.

Оцените качество телесного экрана ощущений.

Возьмите в руки ещё один предмет, например, квадрат из бархата и про­чувствуйте его на ощупь. Вообразите, что он вам напоминает?

Закройте глаза, представьте и ощутите эту картинку.

Положите бархат на место, и продолжайте пред­ставлять себе эту картинку.

Вообразите, что вы до сих пор держите в руках этот предмет и ощущаете его.

Оцените качество телесного экрана ощущений.

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Ответьте на вопросы!

Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно отве­тить на контрольные вопросы!

1 ÞЧто такое телесная память?

2 ÞКак телесный эйдетизм себя прояв­ляет?

3 ÞКак его нужно тренировать?

4 ÞКак его следует оценивать?

Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел сведений, номер которого соответствует номеру трудного вопроса.

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Творческое задание! Тренировка экрана телесных ощущений как телес­ного эйде­тизма проводится с помощью следующих уп­ражне­ний:

Упражнение 1. Запоминание ощущения по­верхности и веса твердых предметов. Тренировка воображения.

Положите перед собой яблоко (грушу, сливу, лю­бой фрукт.) Возьмите его в руки, за­кройте глаза, и ощутите кожицу яб­лока, его вес.

начальные элементы техники общения - student2.ru После этого по­ложите яблоко на стол и вообразите, как Вы его дер­жите в руках и ощущаете его фак­туру и вес.

Оцените ваш результат.

Упражнение 2. Запоминание ощущения погла­жива­ния. Тренировка воображения.

Освободите от одежды руку до плеча. Возьмите кисточку и начинайте очень нежно водить ею по коже. Вообразите, что это гу­ляет по руке божья коровка и Вам очень приятно. Запомните эти ощущения и, за­крыв глаза, припомните их, вновь вообразив божью ко­ровку.

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Домашнее задание.

Используя приёмы умственных действий обоих упражнений, и работая с различными на ощупь вещами, отработайте устойчивое телес­ное эйдетическое представление. Это будет ва­шим индивидуальным творческим достижением в этом задании.

Диагностика и тренинг

эмоционально-чувственного эйдетизма

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Сведения к размышлению!

Эмоционально-чувственный эйдетизм проявля­ется в способности представлять на внутреннем экране эмоции и чувства в форме различные по силе переживаний, от лёгкого намека на реальной эмоции до достаточно ярких.

При тренировке эмоционально-чувственного эйде­тизма следует ориентироваться только на положи­тельные переживания.

1Þ Внутренний экран при положительных эмо­ционально-чувственных переживанияхчаще всего отражаетпереживания лёгкого приятного волнения, радо­сти, удовольствия.

Тренировка эмоционально-чувственного эйде­тизма проводится с помощью представлений только приятных ситуаций, в которых обязательно должны возникнуть положительные переживания.

начальные элементы техники общения - student2.ru Например:

Закройте глаза и вообра­зите, что у Вас на руках ле­жит мягкий пушистый котё­нок, и что Вы его гладите.

Представьте себе образ котёнка, вообразите и про­чув­ствуйте его на руках и представьте себе его мягкую, при­ятную шерстку. Почувствуйте удо­вольствие от этого!

В этом задании сосредоточились три ведущих компонента образно-чувственной иллюстра­ции услышанных и прочитанных слов – зритель­ного образа, телесного ощущения и эмоциональ­ного переживания.

2Þ Оцените качество эмоционально-чувст­венного экрана.

Эйдетические зрительный и телесный образы ко­тёнка у Вас получились хорошо. Эмоционально-чувст­венные переживания:

§ Почувствовали удовольствие от воображае­мого ко­тенка, но не совсем реально -1 балл.

§ Чувство удовольствия от воображаемого ко­тенка было чётким, но слабым -2 балла.

§ Чувство удовольствия от воображаемого ко­тенка было чётким и ярким -3 балла.

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Творческие задания! Прочитайте инст­рукцию, осмыслите её и выполните все за­дания инструкции.

1Þ Вообразите любую приятную Вам ситуацию. Мыс­ленно проиграйте её и постарайтесь вызвать у себя приятные переживания.

Постарайтесь отработать эмоционально-чувствен­ные представления на уровне 2-3 баллов.

2Þ Психотехника иллюстрирования

Слов ведущего

Овладев эмоционально-чувственным эйдетиче­ским представлением, Вы сможете объединить в на­вык образно-чувственной иллюстрации слов зритель­ные образы, телесные ощущения и эмоциональные пере­живания.

В основе тренировок навыков психической саморе­гуляции лежит работа с записями тренировочных сеан­сов. Для успешной работы с этими записями Вы должны освоить технику образно-чувственной ил­люстрации слов ведущего.

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Домашнее задание.

Используя приёмы образно-чувственной ил­люстрации слов в виде зрительных образов, телесных ощущений и чувственных переживаний, по­старайтесь научиться легко и свободно иллюстриро­вать различные слова.

Это будет вашим индивидуальным творческим достижением в этом задании.

Сеанс психотехники самопознания

тела, мыслей, эмоций, чувств

начальные элементы техники общения - student2.ru

Þ Творческое задание! Внимательно про­читайте текст сеанса, ответьте на контроль­ные вопросы. Если все ответы Вас удовле­творили, приступайте к сеансу с ведущим.

начальные элементы техники общения - student2.ru Включите магнитофон или CD-плэй-ер.Слушая ведущего, прочитайте и проиллюстри­руйте со­держание каждого его слова в зрительных образах, телес­ных ощущениях и чувственных переживаниях.

Текст сеанса

1 Þ Закройте глаза. Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях. Прочувствуйте свое тело.

Скажите себе: «Вот я ощущаю свое тело». Пре­красно!

А теперь сосредоточьтесь на своих мыслях.

Прочувствуйте, как вы мыслите.

Скажите себе: «Вот я чувствую свои мысли».

А теперь сосредоточьтесь на своих эмоциях, пере­живаниях… Прочувствуйте их.

Скажите себе: «Вот я чувствую свои эмоции и пе­реживания»… Замечательно!

Вы получили первый опыт сосредоточения на своем внутреннем мире. Приступаем к углублению этого опыта.

2 Þ Сядьте удобно и расслабьтесь. Прекрасно!

Закройте глаза и прочувствуйте свое тело.

Постарайтесь принять позу такую, чтобы ощутить удобство, комфорт.

Постарайтесь ощутить удовольствие от отды­хающего, расслабленного тела. Прекрасно!

Сосредоточьтесь на чувстве удовольствия.

Прочувствуйте: вам приятно и комфортно.

Вы познакомились с первым психотехническим приёмом самопознания. Это подготовка тела для проведения над ним умственного самовоз­действия.

Этот прием состоит из 4 этапов.

1-й этап – сесть удобно и расслабиться.

2-й этап – закрыть глаза и прочувствовать свое тело;

3-й этап – принять удобную приятную позу и ощу­тить удовольствие, комфорт;

4-й этап – усильте ощущение удовольствия от рас­слабленного тела с помощью воображения.

Запомните этот порядок. Повторите его еще раз.

3 Þ Прослушайте музыку и постарайтесь погрузиться в состояние телесного комфорта под влиянием музыки.

Прекрасно!

Вы подготовили свое тело для проведения умствен­ного самовоздействия на него.

Теперь, вам нужно подготовить вашу психику.

Для этого вам нужно овладеть приёмом снятия умственного напряжения.

Вы пришли на занятие после каких-то других дел. Естественно, что у вас могут быть различные мысли и беспокоить переживания, связанные с текущими забо­тами.

Они будут вас отвлекать, будут вызывать у вас мысли и пере

Наши рекомендации