Принципы физического воспитания.

1) принцип непрерывности процесса физического воспитания

Данный принцип выражен двумя положениями:

а) первое положение – процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий, которая обеспечивает преемственность задач, средств и методов тренировки в пределах одного урока и серии уроков.

Реализация положения начинается с планирования учебного материала, раскрывающего как последовательность изучения физических упражнений, так и взаимные связи между ними.

Так же данное положение определяется дидактическими правилами:

- «от легкого к трудному» – предусматривает такую последовательность, при которой обучение начинается с упражнений, требующих сравнительно небольших затрат физических и психических сил, с последующим их увеличением. Так как легкое и трудное – понятия относительные, поэтому они определяются уровнем подготовленности занимающегося и условием выполнения упражнения

«от простого к сложному» – предусматривает такую последовательность, при которой изучаемые упражнения располагаются в порядке возрастания структурной и координационной сложности. Понятие «простое» и «сложное» – относительные и определяются: двигательным опытом занимающегося «от освоенного к неосвоенному» – предполагает такую последовательность, которая позволяет использовать ранее изученные действия для формирования нового умения;

- «от знаний к умению» – предусматривает такую последовательность обучения, при которой формирование необходимых знаний предшествует формированию соответствующего умения. Данное правило ориентирует на предварительное получение тех знаний, которые являются опорными для первых попыток выполнить упражнение;

- «от общего к частному» – предусматривает освоение в первую очередь базовых элементов, прежде, чем приступать к изучению специфических особенностей и вариаций действий (например: сначала освоить базовый шаг, а затем его вариацию, базовую комбинацию шагов, а затем постепенное ее усложнение).

б) второе положениепринципа обязывает при построении системы занятий, обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий. Для этого необходимо устранить большие перерывы между ними.

2) принципы системного чередования нагрузок и отдыха.

От системного чередования нагрузок и отдыха зависит суммарный эффект занятий. Для достижения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через оптимальные определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха эффект от предыдущего занятия или занятий теряется, поэтому не наблюдается кумуляция (накопление) эффектов. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов.

3) принципы постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий (принцип постепенности).

В данном принципе раскрывается зависимость эффекта обучения от прогрессирования педагогических требований. Поэтому данный принцип иногда называют принципом прогрессирования или принципом динамичности.

Прогрессирование требований должно выражаться в постепенном (иногда неравномерном) усложнении нагрузок – техники и тактики, объема и интенсивности.

Усложнение воздействий достигается:

- повышением координационной сложности упражнения,

- введением вариативности в исполнении,

- изменением внешних условий,

- увеличением объема,

- увеличением интенсивности,

- уменьшением интервалов отдыха между упражнениями.

Из физиологии известно, что величина ответной реакции организма пропорциональна силе воздействия. Однако при чрезмерно сильных воздействиях ответная реакция снижается. Так же установлено, что выраженность процесса восстановления и сверхвосстановления имеет прямую зависимость от степени утомления. Однако большие нагрузки или вообще не вызывают сверхвосстановления, или резко снижают его проявление. Отсюда следует, что величина нагрузки не может превышать возможностей индивида (принцип индивидуализации и доступности).

Однако предъявление очень слабых воздействий не вызывает необходимой функциональной перестройки организма. Следовательно, необходимо давать оптимальную и адекватную для занимающегося нагрузку.

Но величина оптимальной нагрузки не является постоянной, т.к. при низкой подготовленности даже минимальные нагрузки способны вызвать фазу суперкомпенсации. С ростом же подготовленности такие нагрузки будут безрезультатны, т.к. они будут привычны. Поэтому нагрузку следует увеличить. Но со временем организм привыкнет и к ней. Таким образом, при постоянном росте предъявляемых нагрузок образуется цепь прогрессирующих воздействий, что вызывает обязательный рост физической подготовленности индивида.

Наши рекомендации