Характеристика сложнокоординационных видов спорта.

Среди сложнокоординационных видов спорта:

· Прыжки в воду: водный вид спорта, подразумевающий соревнования в прыжках с трамплина (1-3 м), а также с вышки (5-10 м.). Прыжки дополняются несколькими акробатическими элементами, вращениями.

· Прыжки на батуте: перечень видов спорта, включающих индивидуальные прыжки, синхронные прыжки на батуте.

· Синхронное плавание: водный вид спорта, на соревнованиях по которому спортсмены состязаются в выполнении синхронных фигур в воде под музыкальное сопровождение. В соревновательной Олимпийской программе — с 1984 года.

· Спортивная гимнастика: соревнования, включающие выполнение элементов на гимнастических снарядах (брусья, бревна, кольца и др.), состязания в вольных упражнениях и опорных прыжках.

· Фигурное катание: один из конькобежных видов спорта, спортсмены (по одиночке или в паре), катаясь на конках по льду, выполняют различные элементы под музыку — прыжки, вращения, поддержку.

· Фристайл: вид лыжного спорта, одно из направлений сноубординга.

· Художественная гимнастика: спортсмены выполняют всевозможные танцевальные и гимнастические элементы под музыкальное сопровождение. Упражнения могут выполняться как с предметами (ленты, обручи, мячи), так и без них.

Сложнокоординационные виды спорта требуют от спортсмена высокой выносливости и большого напряжения, на тренировках организм испытывает большие физические нагрузки. При этом важно уметь распределять силы, иметь мощный нервно-мышечный аппарат, хорошую координацию, ловкость, гибкость и быть аккуратным в выполнении двигательных элементов. Занятия сложнокоординационными, как и многими другими видами спорта, стимулируют весь опорно-двигательный аппарат: улучшается подвижность суставов, растет сила и эластичность мышц. Для занятий данными видами спорта требуется работа с тренером, а также приобретение спортивных снарядов. Основное отличие сложнокоординационных видов спорта состоит в том, что в этом направлении большую роль играет эстетическая оставляющая — красота выполнения упражнений.

Единая всероссийская спортивная классификация .

Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) — нормативный документ, определяющий порядок присвоения и подтверждения спортивных званий и разрядов в Российской Федерации. Определяет нормы, выполнение которых необходимо для присвоения званий и разрядов для всех официально признанных видов спорта. Первая ЕВСК была введена в 1994 году, она была рассчитана на период до 1996 года.[1] На период 1997—2000 гг. вводилась вторая ЕВСК, а на период 2001—2005 гг. — третья. В 2006 году введена четвертая ЕВСК, которая будет действовать до 2009 года (для некоторых видов спорта разработана ЕВСК на период 2007—2010 гг.).

Индивидуальный выбор вида спорта для занятий.

Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобно... Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к определенному виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А случайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эффективными.

Поэтому объективная оценка своего физического развития, телосложения, физической подготовленности, а также предварительное ознакомление с "возможностями" различных видов спорта необходимы для осознанного и оправданного выбора вида спорта и упражнений для своего физического совершенствования.

Профилактика профессиональных заболеваний с использованием средств

ППФП .

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) одно из важнейших направлений в системе физического воспитания студентов. Оно определяет «прикладность» физического воспитания, готовя будущего специалиста к профессиональной деятельности. Вместе с этим современный этап развития ППФП связан с изменением её направленности и повышенными требованиями к таким составляющим как психофизические качества, состояние здоровья, физическая и психическая готовность к профессиональной деятельности.

От того, насколько сам руководитель осознает роль и значимость производственной физической культуры для профессиональной дееспособности каждого члена коллектива, во многом зависит степень ее внедрения. Проблема использования различных форм ПФК не простая, так как часто вступает в противоречия с общими экономическими показателями. При решении вопросов производственной физической культуры руководителю коллектива приходится анализировать плюсы и минусы ее внедрения, сопоставляя гуманистические аспекты этих мероприятий с экономическими возможностями производства, организации.

Сегодня уже недостаточно, если специалист, окончивший высшее учебное заведение, сам занимается спортом. Очень важно, чтобы он умел организовывать в коллективе физкультурные мероприятия в течение и после рабочего дня, добиваться рациональной организации труда и отдыха своих сотрудников, способствовать их реабилитации и восстановлению. Статистически доказано, что здоровый, физически подготовленный человек меньше подвержен случайным и профессиональным травмам в силу хорошей реакции, достаточных скоростно-силовых возможностей. У него более высокая устойчивость против заболеваний, проникающей радиации.

Основная задача физических упражнений профилактической направленности - повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда.

К ним относятся:

· перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде;

· гипокинезия - ограничение количества и объема движений;

· монотония, связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания (именно в этом состоянии, подобном полудреме, увеличивается вероятность травматизма);

· рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.);

· повышенная нервно-эмоциональная напряженность труда,

· вибрация и укачивание,

· неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).

Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится так называемая профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобранных для профилактики неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма. Количество упражнений, темп их выполнения, продолжительность комплекса в каждом отдельном случае различные.

Групповые занятия профилактической гимнастикой могут проводиться в обеденный перерыв или сразу после окончания работы в специальных помещения

История комплекса ГТО .

Ведущую роль в разработке новых форм и методов физического воспитания сыграл комсомол. Именно он выступил инициатором создания Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне».

24 мая 1930 года газета «Комсомольская правда» напечатала обращение, в котором предлагалось установить всесоюзные испытания на право получения значка «Готов к труду и обороне». Речь шла о необходимости введения единого критерия для оценки физической подготовленности молодежи. Предлагалось установить специальные нормы и требования, а тех, кто их выполнял – награждать значком. Новая инициатива комсомола получила признание в широких кругах общественности, и по поручению Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР был разработан проект комплекса ГТО, который 11 марта 1931 года после общественного обсуждения был утвержден и стал нормативной основой системы физического воспитания для всей страны.

К 1958 году число физкультурников в нашей стране достигло 23 696 800 человек. В то же время в период действия комплекса 1955—1958 гг. ежегодная подготовка составляла немногим более 3 миллионов значкистов ГТО всех ступеней, и за 4 года этого периода было подготовлено около 16 миллионов значкистов ГТО.

30. Программно-нормативные основы физического воспитания студентов.

Проблемы программно – нормативного обеспечения физического воспитания студентов сводятся к решению вопросов, связанных их общей физической подготовленностью. Установлено, что программам для отдельных звеньев системы физического воспитания присущи недостатки общего характера. Их можно резюмировать в нескольких основных пунктах:

Нормативные требования для различных видов физических упражнений, изложенные в программах по физической культуре, зачастую неэквивалентны. Практически не используются в программах так называемые «должные» нормы. Нормативы не ориентированы на конкретные требования, предъявляемые к физической подготовленности учащейся молодежи.

При разработке учебных норм используются неадекватные этим целям оценочные шкалы.

Количество часов, отводимые на отдельные разделы программы (легкая атлетика, гимнастика, и т.п.) не согласуются с объемом и уровнем нормативных требований.

Контрольные упражнения, используемые в программах для оценки физической подготовленности, не прошли проверку на добротность (аутентичность).

При построении учебных программ по физическому воспитанию необходим учет региональных особенностей.

Важной частью учебных программ, являются нормативные оценки физической подготовленности. Задачи, стоящие перед каждым звеном системы физического воспитания, конкретизируются нормативными требованиями, составляющими содержание учебных программ.

Учитывая, что учебные нормативы физической подготовленности являются неотъемлемой частью системы педагогического контроля, можно предложить следующую схему последовательности действий при научной разработке учебных нормативов физической подготовленности:

Определяется предмет контроля. Это делается на основе теоретического анализа с использованием экспериментально – эмпирических методов. Экспериментально установлено, что следующие факторы характеризуют физическую подготовленность: а) скоростная подготовленность (быстрота); б) общая силовая подготовленность; в) «активная» гибкость; г) равновесие; д) скоростно-силовая подготовленность; е) выносливость.

После определения предмета контроля правомерна постановка следующей задачи – определение средств контроля. Для этих целей, помимо теоретических постулатов и логических построений, которые достаточно четко сформулированы в теории физического воспитания необходимо использовать методы математической теории тестов.

Рекомендуется учитывать следующее:

возрастные закономерности лежащие в основе развития моторики женского контингента;

особенности физической подготовленности ;

динамику показателей физической подготовленности учащихся в течение календарного года, учебного года, всего срока обучения и календарного времени .

Заключительной процедурой при разработке учебных программ является определение нормативных требований и оценок двигательной подготовленности. Построение нормативных требований программ на единой методологической основе позволит:

а) улучшить преемственность в системе физического воспитания;

б) повысить научную обоснованность нормативного содержания программ;

в) четко отразить через нормативные требования задачи, стоящие перед звеном системы физического воспитания;

г) приблизить нормативное содержание программ к современным требованиям жизни и спортивной деятельности.

Известно, что оценка физической подготовленности традиционно опирается на нормы, стандарты, показатели физического развития и физической подготовленности. Эти нормы требуют постоянной переработки и обновления, с учетом тех изменений уровня физической подготовленности, которые наблюдаются в реальной жизни. Физическая подготовленность изменяется под воздействием многочисленных факторов, из которых наибольшее значение имеет изменение социальных условий, а также комплекс факторов, объединенных в понятие «акселерация».

Наши рекомендации