Переговоры как способ урегулирования трудовых конфликтов.

Переговоры следует рассматривать как комплексное явление: переговоры это процесс общения по совместному решению проблемы и удовлетворению потребностей субъектов, взаимных интересов сторон. В процессе переговоров осуществляется познание и согласование интересов субъектов, формируется эмоциональный настрой, определяются и разрабатываются сами способы реализации этих интересов .

такой подход способствует сохранению состояния мирного взаимодействия между противоборствующими сторонами. Это говорит о необходимости поиска путей решения проблемы до того, когда предпринятые силовые действия одной из сторон для достижения своих целей, сделают невозможным мирное сотрудничество. Ориентация на переговоры, как способ предотвращения конфликта является фактором сдерживания от конфликтных действий.

К основным методам разрешения социальных конфликтов в сфере производства относят· компромисс;· применение силы (власти, закона, традиции);· переговоры.

Условия, способствующие ведению переговоров, включают следующие моменты: в них участвуют стороны, имеющие различные системы ценностей и стремящиеся к взаимопротивоположным или резко различающимся целям; стороны включены в конкретную сферу деятельности, где у них есть зона общих интересов; отношение сторон к предмету переговоров не одинаково, т. е. наблюдаются серьезные различия в подходах к решению конфликта вплоть до их противоположности; стороны испытывают большое желание достичь взаимоприемлемого соглашения; стороны осознают необходимость учета интересов и позиций друг друга; стороны по-разному оценивают ситуацию, желаемый результат переговоров, соотношение сил своих и противника.

Чаще всего деловые переговоры базируются на гибком равновесии интересов и ресурсов сторон, на их стремлении к компромиссу. Правда, иногда они завершаются выбором между исключающими друг друга альтернативами. Важное значение имеет социально-психологический фон переговоров; велико влияние психологического образа участников переговоров как первоначального, так и сформировавшегося в процессе переговоров. Определенную роль играют элементы вербальной коммуникации (спора, дискуссии), цель которой состоит в защите собственных интересов и изменении позиции оппонента.

В литературе различают еще и такие формы разрешения трудового конфликта:

• реорганизацию , информирование, т. е. социально-психологическую регуляцию, направленную на изменение представления о ситуации в сознании конфликтующих сторон, достижение правильного взгляда на конфликт, пропаганду мира и выгоды от его заключения (в каждом конкретном случае);• трансформацию, т. е. перевод конфликта из состояния бесполезной вражды в состояние переговоров;• отвлечение, т. е. перенесение внимания конфликтующих сторонна другие проблемы или позитивные стороны их отношений, на что-либо общее, что способствует сплочению;• дистанцирование — исключение конфликтующих сторон из общих организационно-трудовых отношений путем, например, перевода на другие рабочие места, в другие подразделения, проведение кадровых замен;• игнорирование — умышленное невнимание к конфликту с тем,чтобы он разрешился сам собой или чтобы акцентирование внимания на конфликте не способствовало его обострению;• подавление, когда ситуация, при которой причины конфликта не устраняются, но всякое конфликтное поведение запрещается под угрозой административных санкций для одной или обеих сторон;• комфортное предпочтение, т. е. решение в пользу большинства, удовлетворение интересов более сильной в социальном отношении стороны.

Трудовой конфликт — сложное социальное явление, имеющее определенную структуру и функции. Структуру составляют все участники: как индивиды, так и группы. К основным функциям конфликта относят интеграционную, сигнализационную, информационную, инновационную, трансформационную, стабилизирующую, социализирующую. Последствия трудового конфликта могут быть как позитивными, так и негативными.

19. Переговоры как способ урегулирования политических конфликтов.

Политический конфликт — особая форма социального (политического) взаимодействия, в котором действия одной стороны зависят от действий другой. Взаимозависимость сторон в конфликте «вынуждает» их искать общие (частично совпадающие) интересы. «Чистый конфликт, в котором интересы двух противников полностью противоположны, — особый случай; он применяется в случае войны до полного истребления... По этой причине «выигрыш» в конфликте не имеет строго состязательного смысла; это не победа, одержанная над врагом. Здесь подразумевается выигрыш относительно своей собственной системы ценностей, и его можно добиться путем переговоров, компромиссов, а также избегая поступков, наносящих обоюдный ущерб». Такую стратегию в конфликте Т. Шеллинг называет теорией взаимозависимых решений. Наглядным примером подобных конфликтов являются «газовые» и «нефтяные» конфликты между Россией и Украиной (конец 2005 г.) и между Россией и Белоруссией (конец 2006 — начало 2007 г.). Взаимозависимость сторон в указанных конфликтах стала главным фактором, способствовавшим нахождению взаимоприемлемых компромиссов.

Политически конфликт – столкновение, противоборство разных соци­ально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные с борьбой за власть, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, а также с политическими перспекти­вами развития общества [3].

В основе политического конфликта лежат социальные, экономические, по­литические разногласия, которые свойственны любому обществу.

Выделяют внешнеполитические конфликты – это конфликты, которые происходят между двумя или несколькими государствами за сферы влияния и планирования на мировой арене, а также внутригосударственные – возникают чаще всего между представителями элиты и общественными массами.

Исходя из разновидности конфликта и сферы, в которой он произошел, выбирается и способ проведения политических переговоров, что является не­маловажным. Большинство научных исследователей рассматривают политиче­ские переговоры отдельно от самого понятия «переговоры».

Политические переговоры – взаимодействие политических субъектов или их представителей в форме прямого или опосредованного диалога, которое предусматривает согласование интересов и направлено на нейтрализацию по­тенциального или урегулирование реального конфликта.

В общем понимании, переговоры – один из основных путей решения или урегулирования конфликтов и проблем. Их главная отличительная характери­стика от других способов заключается в том, что решения в данном случае раз­рабатываются обеими сторонами вместе, а не принимаются за них вышестоя­щими или судебными (арбитражными) институциями. Переговоры открывают путь для совмест­ного сотрудничества сторон.

Выделяют разные типы переговоров. Они могу быть односторонними и многосторонними. Переговоры бывают политическими, которые ведутся на уровне глав государств и правления, министров иностранных дел, или дипло­матическими. Несмотря на разнообразие типов переговоров им присуща общая закономерность, которая составляет предмет теории переговоров, а именно по­иск общего способа решения проблемы.

В сравнении с другими способами урегулирования и решения конфликта преимущества переговоров заключаются в том, что в процессе переговоров происходит прямое взаимодействие сторон, а участники конфликта имеют возможность максимально контро­лировать аспекты своего взаимодействия.

В зависимости от того, как конфликтующие стороны рассматривают переговоры, выделяют позиционный торг и переговоры на основе интересов.

Путь от конфликта к консенсусу предполагает ряд стадий:

1. Обмен конфликтующих сторон требованиями;

2. Выдвижение встречных предложений;

3. Выявление общих позиций.

Способом реализации этих стадий выступают переговоры, в ходе которых соблюдаются некоторые принципы. Для того чтобы переговоры не зашли в тупик, их проведение не должно строиться на основе торга по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Метод принципиальных переговоров предполагает, что участники конфликта стремятся найти взаим­ную выгоду там, где только возможно, а где их интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами незави­симо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных пере­говоров лежат следующие нормы:

а) ведение переговоров по конкретному конфликту, недо­пущение ситуации спора по прежним конфликтам;

б) равные права двух сторон в разрешении конфликтной ситуации;

в) отказ от ведения позиционного торга и сосредоточение на интересах, а не на позициях;

г) использование объективных критериев при обосновании своей позиции;

д) разграничение между участниками дискуссии и обсуж­даемыми проблемами;

е) учет цивилизационной, национально-этнической и со­циокультурной среды, в которой происходит конфликт и ее влияния на его специфику.

Переговоры «мирно» протекающего конфликта, и направленные на регулирование вооруженного конфликта. Первый тип переговоров в основном преследует следующие цели: достижение перераспределительного соглашения; выработка нового соглашения;
получение косвенных результатов, итоги которых не отражаются в формальных соглашениях (в качестве косвенных результатов могут выступать установление контактов, выявление точек зрения партнеров, оказание влияния на общественное мнение). В рамках вооруженных конфликтных отношений выделяются два основных вида переговоров: неотложные мирные переговоры (цель - снять непосредственную угрозу безопасности людей); углубленные переговоры (цель - разрешение существующих противоречий).

    • Первый этап предшествует переговорам и называется подготовительным. (2 подэтапа - фаза целеполагания и анализа, когда происходит осмысление всей доступной информации об участниках переговоров, их возможных намерениях и целях и фаза планирования, во время которого определяются наиболее перспективные, основные и запасные варианты хода ведения переговоров).


Второй этап переговоров – это процесс ведения переговоров. • уточнение интересов, концепций и позиций участников;• обсуждение (обоснование своих взглядов и предложений); • согласование позиций и выработка договоренностей.

Уточнение позиций имеет особо важное значение при конфликтных отношениях сторон, не говоря уже о вооруженном конфликте. В этих случаях на данном этапе специальное внима­ние уделяется выработке основ «общего языка». Дело в том, что при конфликте участники нередко исходят из совершенно различ­ных определений и представлений о путях решения проблемы, а подчас не совпадает терминология, которой они оперируют.

Решение может быть в итоговом документе, который может носить различные наименования: договор, Конвенция, Соглашение, Протокол.и т.д.

Наши рекомендации