II. Круглый стол «Сильное добро и добрая сила».
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Кто из родителей не чувствует порой желание, потребности похвалить за что-то ребенка, поцеловать, приласкать его, сделать подарок?
«Разве трудно сделать ребенку приятное? И при чем здесь умение?» – спросите вы.
Давайте послушаем, как некоторые из вас поощряют своих детей, и оценим, правильно ли они поступают.
Читаются и обсуждаются анкеты родителей.
Н а п р и м е р, в одной из анкет я прочитала, что мама поощряет учебу своих детей деньгами. Права ли эта мама?
Родители высказывают свое мнение.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Поощрение всегда предполагает серьезные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие-то нелегкие для него требования.
Если поощрение не сочетается с разумной требовательностью, оно теряет свою положительную силу воздействия на человека.
И все-таки поощрения детям нужны. Лучше всего, если они не носят материального характера.
Добрая улыбка, ласковое слово, одобрение всей семьи, похвала родителей должны быть лучшей наградой для ребенка. И хотя игрушка, новое платье и т. п. приносят ему больше радости, все эти подарки ни в коем случае не должны быть платой за что-то. Хорошо учить, быть дисциплинированным он должен и без материального вознаграждения. А подарки лучше делать ко дню рождения, праздникам.
Поощрение, неодобрение – способы подсобные, они лишь подправляют сбои, уходы от правильного пути.
Спокойное научение, мягкое или жестокое порицание, радостное поощрение, твердое «нельзя» (за которым сразу же идет «а вот это можно») – основная тактика воспитания. Пользуясь ею, можно растить ребенка без наказаний.
Я думаю, многие не поверят этому. Как это – без наказаний? Не распустит ли их это? Не повредит ли? Еще древние греки говорили, что человек, которого не наказывают, не научается нести ответственность за свои поступки. У тех, кого наказывают, возникает привычка: если ты сделал плохо другим, будет плохо тебе самому. Те, кого не наказывают, растут безответственными, потому что не знают этого закона расплаты и не боятся наказания.
Но вот послушайте, какой пример из своей практики приводит психолог.
Рассказ психолога.
Совсем старенькая бабушка дала мне урок «психотерапии общения» во дворе, где играли дети…
Проходя чужим двором, я заметила – в отдалении от других детей – косоглазенькую девочку в очках. Она ковыряла землю носком ботинка, угрюмо поглядывала на шумно игравшую группу. Слишком уж отверженной выглядела эта девчушка, чтобы можно было пройти мимо. И я подошла. Спрашиваю о чем-то, вовлекаю в разговор, доступный восьмилетнему человеку. Девочка понемногу начала оживать. Вдруг подходит к нам сгорбленная, с палочкой, прозрачная от ветхости старушка. И слабеньким таким голосом говорит:
– Да ты пошто, дева, отделилась-то ото всех? – Девочка опять уныло уставила очки в землю.
И было столько глубокой благожелательности в тоне и во всем облике бабушки, когда она сказала:
– Видно, чижало тебе, дак ты попалчься… Поплачься вот нам с тетей! – что девочка, задрожав подбородком, прошептала:
– Дразнятся… «косая», «уродина»…
– Вот оно как! Дак это они еще глупые! А ты вот послушай-ка… Красота-то всем поровну дана, у всех она есть. И у тебя тоже она есть! Только у всех она по-разному оказывает себя. Эвон у той кудри какие – в кудрях краса. Вот у этой – смех какой, слышь, как заливается, краса, значит, в смехе. А вон та, черненькая, – в лице у нее краса. А у тебя самая главная краса в душе, в сердечке, вот тут! – И старушка, как добрая колдунья, положила свою невесомую сморщенную руку девочке на сердце.
– Попомни, что скажу, всю жизнь помни! Вот тут, в сердце, главная красота и есть! Ты полюбуйся на чужую красу, и тебе краса прибавится. И тебя будут любить, к сердцу твоему льнуть будут! Иди-ка к ним. Глядя на всех, как картинки глядишь, без зла, без обиды! И будет красы у тебя в сердце, в душеньке – все боле… Ступай! – И она повела девочку. В некотором отдалении и я пошла за ними: это ж такая редкость – услышать мудрость глубинную, вековую, мудрость сердца!
Едва ли эта бабушка умела читать. Речь ее была слишком далека от речи грамотного человека, ее своеобразие во всей его полноте уловить не удалость. О смысле некоторых ее слов пришлось просто догадываться. Но все, что она говорила, воспринималось как нечто неопровержимое, не подлежащее сомнению. И достигалось это тем неуловимым интонированием, которое рождается только стремлением дать необходимое, восстановить, соединить разорванную связь, внести мир. И девочка поняла ее! И те дети, к которым она подошла, прекратили игру и слушали ее доверчиво и с полным пониманием. Это легко читалось по их лицам, удивительно быстро менявшим выражение.
– Девочки, а я вашу потерю нашла и к вам привела. Вы подружку свою боле не теряйте. Глазки-то у нее слабеньки, дак и вовсе ей одной-то нельзя. Вот и доглядывайте, чтоб не отбивалась, чтоб с вами была! Она вас всех любит, сердце у нее доброе, красивое. Вот и берегите ее! Вы ведь тоже добрые!.. А что глазик косой, так и дождик косой, а без него трава не растет! И солнышко, бывает, косо смотрит, а с ним нам радость! И косы плетут косо, а хорошо. Если кто про это не знает, начнут дразнить вашу подружку, вы не давайте ее в обиду, растолкуйте тому – вот как я вам. Вон вас сколько – и все ей заступницы! Берегите друг дружку – и хорошо вам будет! – И дети послушались…
И ведь никаких слов упрека! «Ваша подружка», «ваша потеря», «вы ведь тоже добрые», «все ей заступницы»… – вот она, наука мира и доброты!»
Как видите, душевное тепло – это важнейшая основа воспитательного климата, и оно так нужно для нормального роста детей.
Но как же откликаться на плохие поступки? Только словами? Не окажутся ли слова бессильными? Возможно ли физическое наказание? Вот послушайте, как вы наказываете своих детей.
Классный руководитель читает выдержки из анкет о том, как родители наказывают своих детей.
А теперь давайте обсудим эти приемы наказания, отвечая на вопросы (разложены на столах):
– При каких обстоятельствах надобность в наказании отпадает?
– Надо ли извиниться перед ребенком, если выяснилось, что наказание несправедливо?
– Надо ли наказывать за плохую отметку?
– Можно ли наказывать дважды за один и тот же проступок?
– За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять (хорошая учеба, примерное поведение, благородный поступок)?
– Надо ли наказывать трудом?
– В чем вред физических наказаний?
Родители отвечают, обсуждают предложенные варианты ответов.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Предлагаю вам разобраться в вопросах наказания детей на примере разных педагогических ситуаций.
Н а п р и м е р:
1. Сын пришел домой в испачканной одежде, пуговицы
на рубашке были вырваны вместе с тканью.
– Как должны действовать в этом случае родители?
– Рассмотрите все возможные варианты.
2. У Ани сильно болела голова, но в школу она все-таки пошла, ведь в этот день была контрольная работа по математике. На уроке Аня не могла сосредоточиться. В результате было сделано несколько ошибок и работа была оценена ниже обычного.
3. Сережа решил сделать родителям сюрприз: самостоятельно сварить ужин. Он взял картофель, положил его в кастрюлю, залил водой и поставил варить. Когда родители пришли с работы домой, на столе стояли тарелки, в которых лежала картошка, серая от земли.
4. Максим задержался в школе. Ребята готовились к соревнованиям. Из-за этого он не успел убрать свою комнату, хотя мама убедительно просила его это сделать.
5. Ребята играли на улице в футбол. Вдруг мяч от удара Миши влетел в окно квартиры на первом этаже, в которой жила одинокая бабушка.
Родители обсуждают предложенные ситуации, находят их решение.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Как видите, наказание должно быть чрезвычайно приспособленным к каждому ребенку. Только при таком подходе наказание становится не просто устрашением, возмездием за проступок, а действенным средством воспитания. Только тогда оно помогает пресечь отрицательные поступки, побуждает к исправлению, а при определенных обстоятельствах укрепляет хорошие привычки.
Так, например, порвал брюки – зашей и ходи с заплатой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай.
Если наказание несправедливо, то ребенок обижается, ожесточается. Поэтому родителям нужно вникать в каждую ситуацию, а в случае ошибочного наказания извиняться.
Злоупотребление наказанием, наказания для острастки приводят к тому, что ребенок перестает на них реагировать.
Наказывая ребенка, умейте подобрать такие слова, чтобы они не ранили, не оскорбляли. Грубое слово – отрицательный раздражитель. Оно серьезным образом сказывается на нервной системе ребенка. Грубые слова и грубые окрики плохо воспитывают. Задевая самолюбие, унижая человеческое достоинство, они усложняют отношения взрослых, вызывая ответную грубость и порождая новые конфликты.