III. Диспут «Родительский авторитет: данность или саморазвитие».
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я:
1) Согласны ли вы с точкой зрения, высказанной выше?
2) Являются ли ваши родители для вас авторитетом?
3) Считаете ли вы свой авторитет в семье незыблемым?
4) Как вы стараетесь поддержать свой авторитет в семье?
5) Как вы относитесь к авторитарному воспитанию?
6) Как вы относитесь к утверждению: «Воспитание – это пример любви и больше ничего»?
7) Всегда ли ваши слова соответствуют вашим поступкам?
IV. Заключительное слово.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Отношения родителей к детям и друг к другу, их внимание, предупредительность, исходящая от них атмосфера, настроение – все это дети воспринимают с самого младшего возраста отчетливо, получая положительные или отрицательные впечатления. Поэтому от поведения родителей зависит, станут ли они образцом для своих детей.
Если отношения между отцом и матерью проникнуты уважением друг к другу, если они создают доверительную товарищескую атмосферу в семье, тогда они влияют на своих детей, не произнося громких слов об авторитете и т. п.
В заключение подчеркну: мало хотеть правильно, надо делать правильно.
Успехов вам в воспитании ваших детей. И не останавливайтесь в саморазвитии!
Будьте для своих детей хорошим примером.
Как обеспечить безопасность детей
Цель: знакомство родителей с криминогенной обстановкой в микрорайоне школы, анализом детского дорожно-транспортного травматизма; с уровнем знаний их детьми повседневных правил поведения на дороге и во время дороги в школу и домой, с основами виктимологии; ролью родителей в общении детской безопасности.
П р и г л а ш е н н ы е с п е ц и а л и с т ы: инспектор ГАИБДД или участковый инспектор.
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя.
Обеспечить безопасность детей – это одна из главных задач родителей. Это более или менее возможно, если дети находятся рядом с вами. Но что делать, если это не всегда возможно? А современный мир наполнен опасностями нисколько не меньше, чем первобытный, только они приобрели совсем иной характер. Пешеходы не достанутся на обед хищному зверю, зато могут угодить под колеса мчащегося автомобиля. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими. Но при этом, расслабленные благами цивилизации, они стали чересчур беспечны, неосторожны в повседневной жизни, утратили навыки поведения в экстремальных ситуациях. У большинства из нас и наших детей нет культуры безопасности. Воспитать у детей эту культуру – вот задача родителей. Не запретить, не пугать, а посоветовать, научить.
Сегодня на собрании мы поговорим лишь о некоторых видах опасностей, вы также узнаете, что знают ваши дети о безопасности, послушаем советы специалистов, как формировать навыки безопасности у детей, как помочь ребенку осознать, что нельзя неразумно рисковать своей жизнью и своим здоровьем.
II. Выступление инспектора ГАИБДД или участкового инспектора.
В своем выступлении инспектор делает анализ дорожно-транспортного травматизма среди детей, приводит факты грубого нарушения детьми правил дорожного движения, рассказывает о криминогенной обстановке в данном районе, о преступлениях, совершенных против детей.
III. Безопасность детей: как ее обеспечить (советы, информация, рекомендации).
Введение в виктимологию.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Почему именно сегодня мы затронули проблему безопасного поведения детей? Дело в том, что ваши дети вступают в тот возраст, когда они становятся все более и более самостоятельными. Теперь их уже не провожают в школу или в спортивную секцию родители. Поэтому очень важно научить детей вести себя так, чтобы избежать опасности дома, на улице, на природе.
Когда совершается какое-либо преступление против личности, негодование общества обрушивается на преступника, а все сочувствие устремляется к пострадавшему. Это, конечно, правильно. Однако существует любопытная статистика: психологи и криминалисты разных стран пришли к выводу, что 70–90 % всех преступлений в той или иной степени спровоцировала сама жертва. Поэтому совсем не случайно возникла виктимология (от англ. victim – жертва и греч. логос – понятие, учение), или наука о психологии жертвы.
Известно несколько судебных процессов, на которых правонарушитель или освобождался от ответственности или приговаривался к легкому наказанию именно потому, что жертва вела себя крайне виктимно, то есть провоцировала преступление. Что это значит?
Представьте себе: вы со своим спутником подошли к краю пропасти. Многие, наверное, помнят, как в подобной ситуации неожиданно, из подсознания, появляется желание напугать рядом стоящего, подшутить над ним. Но поскольку вы нормальный человек, а рядом стоит ваш товарищ, вы только посмеетесь над нелепостью подобной мысли. Теперь представьте, что на краю пропасти вы оказались с человеком, который вас не любит, ненавидит. А если он вас боится? Если никто не знает, где вы сейчас находитесь и что вы случайно с ним встретились? Опасное напряжение стремительно нарастает. У обочины дороги стоит автомобиль, готовый в любой момент увезти его куда заблагорассудится. Вокруг ни души, к тому же пошел дождь, который смоет все следы. Виктимная ситуация может развиваться, пока не дойдет до той критической точки, когда этот человек совершит преступление, потому что в нем все будет кричать: «Это твой единственный шанс!»
Предложенная схема наглядно показывает, как развивается виктимная ситуация. Человек, зная эту закономерность, должен уметь контролировать и свое поведение, и поведение других людей в подобных случаях.
Проявления виктимности условно подразделяют на несколько типов.
Виктимность предметов.
Вы смотрите на чьи-то окна и при этом машинально отмечаете: «Засохшие цветы на подоконнике и пересушенное белье на балконе». Обычный человек не обратит на такой факт внимание, но для преступников это первый признак того, что хозяева в отъезде.
Или вот еще один пример. Ваш ребенок в дорогой одежде, с дорогим телефоном на шее или другой дорогой игрушкой пошел гулять один. Способен он привлечь внимание? Подумав, вы сами без труда сможете продолжить список предметов, несущих провоцирующую информацию.