Учим ребенка видеть прекрасное
У человека душа пустовать не может,
она как земля: не огород растет, так сорняк.
В. Л. Леви
Цель: помощь родителям в осознании необходимости эстетического воспитания ребенка; роли родителей в формировании среды, благоприятной для воспитания культурного человека.
Ход собрания:
I. Организационный момент. Постановка проблемы и целей собрания
Постановка проблемы и целей собрания.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прекрасный сегодня вечер, вам не кажется? И разговор у нас с вами сегодня тоже о прекрасном. Только говорить мы будем не о картинах и театрах, а о том, как привить ребенку чувство прекрасного. Эпиграфом нашего разговора будут слова В. Л. Леви: «У человека душа пустовать не может, она как земля: не огород растет, так сорняк».
II. Основная часть собрания
Учитель. Чем же наполнена душа ваших детей?
Как обстоят дела с эстетическим воспитанием у нынешних подростков? Социальный педагог исследовал эту проблему и готов поделиться с вами информацией.
Социальный педагог.В ходе опроса, проведенного Центром социологии образования РАО, подросткам задавался вопрос о том, какой вид искусства их привлекает более других. Анализ данных показал, что наиболее популярными оказались кино и музыка. Далее по значимости идут театр и изобразительное искусство. Последнее место заняла литература. Полученные данные были сопоставлены с результатами более раннего опроса, в результате сопоставления был сделан следующий вывод: у подростков произошло значительное повышение рейтинга музыки, и параллельно существенно снизился интерес к другим видам искусства, в особенности к литературе и кино.
Отмечены различия в предпочтениях мальчиков и девочек. Так, по данным опроса 2000 года, мальчиков в большей степени, чем девочек, привлекает кино (соответственно 51,4 % и 35,0 %); девочки же в большей степени отдают предпочтение театру (18,4 % и 8,4 %) и изобразительному искусству (18,0 % и 8,2 %).
На отношение подростков к искусству не меньшее влияние оказывает и такой фактор, как уровень образования родителей. Школьники, родители которых имеют высшее образование, гораздо интенсивнее посещают учреждения культуры, по сравнению со своими сверстниками, чьи родители имеют среднее образование.
Каковы художественные предпочтения подростков?
– Кинопредпочтения школьников: социологи выявили, что подростки предпочитают западные фильмы (в 1991 году доля западных фильмов в структуре художественных ориентации составила 65,2 %), наиболее популярные жанры: боевики, фильмы ужасов, эротические фильмы, психологические триллеры и фильмы-катастрофы. Таким образом, напрашивается вывод: «агрессивные» фильмы с большим числом сцен насилия и эротики приобретают все большую популярность среди школьников, вытесняя фильмы классической драматургии и кинокомедии.
– Музыкальные предпочтения школьников: ориентации на западную музыку явно доминируют в подростковой субкультуре.
– Литературные предпочтения школьников: так же, как и раньше, среди подростков немногие предпочитают читать на досуге русскую классическую литературу (отметили 12 %). Один из десяти подростков хочет читать историческую литературу. А вот книги, которые раньше традиционно входили в репертуар чтения подростков и активно ими читались – зарубежная классика, – предпочитают немногие (14 %). И эти данные подтверждаются не только информацией о репертуаре реального чтения подростков (книги, читаемые за последнюю неделю), но и ответами на вопрос об их любимых литературных героях.
Половина подростков либо сказала, что у них нет любимых литературных героев, либо не ответила на этот вопрос. Сегодня многие мальчики и девочки книгам предпочитают журналы, и хотя доля тех, кто читает на досуге, велика, сегодня это уже совсем другие читатели, нежели десять лет назад.
– Телевизионные предпочтения: телевидение играет сегодня немаловажную роль в социализации личности. В числе обычных, ежедневных занятий оно остается наиболее распространенным видом проведения досуга. После приготовления уроков оно было на первом месте в перечне ежедневных занятий респондентов. Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно широк и разнообразен. Предпочтение (также как и в чтении книг), часто отдается юмористическим передачам (их отметили 53 % опрошенных). На втором месте по популярности – музыкальные программы (45 %). Традиционно подростки, особенно мальчики, предпочитают передачи о спорте (37 %). Многие респонденты отметили, что им нравятся передачи о путешествиях, приключениях (35 %), природе, животных, научно-популярные, образовательные программы (28 %). Часть подростков смотрит информационные программы (27 %), один из пяти – документальные фильмы. Почти каждый третий из опрошенных смотрел телесериалы и мультфильмы. Примерно четвертая часть опрошенных предпочитала также время от времени смотреть игры, конкурсы, викторины. Таким образом, телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростка, причем функции, которые оно выполняет, многообразны: это и новости, и интересная информация, и образование, и отдых, и разнообразные развлечения. Каждый третий подросток смотрит телесериалы. Все больше героев – образцов для подражания – подростки находят среди «звезд» кинофильмов, киносериалов, эстрадных певцов и певиц, столь часто видимых на теле- и киноэкранах.
Учитель. Чем же, кроме чтения книг, прослушивания музыки, просмотра фильмов занимаются нынешние подростки? Чем заполнено их свободное время? Чем наполнено культурное пространство, в котором живет подросток? Ответить на этот вопрос нам помогло анкетирование, проведенное психологом среди учащихся класса. (См. Приложение.)
Социальный педагог.Ответы детей на вопросы анкеты помогли нам наглядно представить ситуацию эстетического воспитания детей. Вот наиболее характерные ее составляющие... (социальный педагог знакомит родителей с наиболее интересными фактами, выявленными при помощи анкетирования). Однако следует отметить, что ситуация, сложившаяся в нашем классе, в целом соответствует ситуации среди современных школьников в целом.
На вопрос: «Что ты делал вчера?», заданный во время социологического исследования, многие из подростков назвали несколько видов деятельности. Кроме подготовки к урокам – занятия, которое стоит для большинства подростков на первом месте (его отметили 68 % подростков), многие смотрели телевизор (58 %), общались с друзьями (38 %), гуляли (35 %), играли в компьютерные игры (33 %), слушали музыку (27 %), смотрели видеофильмы (20 %), занимались в кружке или секции (18 %), а также читали книги и периодику (17 %). И каждый десятый подросток посещал Интернет.
Культура современного подростка довольно часто формируется под воздействием «экранной» культуры. Количество «экранов», окружающих современного школьника в крупном городе, постоянно растет: у всех школьников есть дома телевизоры, более половины семей используют видеоприставки, видеомагнитофоны, плееры, компьютеры (согласно исследованиям, они имеются в 62 % семей). У современных детей есть большие возможности выбора того или иного способа и средства для проведения досуга.
Появились занятия, которых не было в распорядке свободного времени более старших поколений. Это компьютерные игры и Интернет.
Компьютерные игры.
Обычно подростки играют: дома – 64 % опрошенных, в том числе, на игровой приставке к телевизору – 35 %, в кружке или клубе – 26 %, и почти половина играет обычно у друзей и знакомых (45 %). Возникает ощущение, что если современный ребенок обменивается дисками везде – в школе, дома, у друзей, на улице, на занятиях кружка.
В «игровом репертуаре» представлен практически весь спектр игр, причем если взрослые ориентированы на то, чтобы дети и подростки играли в игры учебного, развивающего характера, то сами подростки, особенно мальчики, предпочитают игры с захватывающим и быстрым действием, играть в которые гораздо более увлекательно. Большая часть опрошенных – 49 человек – написала названия игр, которые особенно нравятся – 82 названия игр (всего 128 упоминаний)! При этом большинство из них – американские, и их названия написаны по-английски. Подростков, которые интересуются компьютерами, попросили выбрать альтернативы при ответе на вопрос: «В какой мере ты умеешь пользоваться компьютером?», 90 % детей ответили: «Могу играть». Нужно отметить, что на этом часто заканчивается перечень навыков пользователя ПК. Родителям, радующимся, что их ребенок на «ты» с компьютером, следует поинтересоваться: а что, кроме игры, умеет делать ребенок, сидя перед очень умной и полезной машиной?
Подростки и Интернет: начало освоения
Впечатляющие результаты получены при анализе ответов на вопрос: «Пользуешься ли ты Интернетом?». Оказалось, что около трети уже им пользуется, тогда как другие две трети хотя и не пользуются, но хотели бы это сделать. Доступ к Интернету становится все более и более доступным (домашние персональные компьютеры, сотовые телефоны, имеющие функции, связанные с Интернетом, наличие Интернета в школах). Ваши дети наверняка также освоили эти пути. Если это так, то вам, родители, нужно знать, что привлекает детей в глобальной сети. Бытует распространенное мнение о том, что обычно подростки в Интернете занимаются двумя вещами: общаются («чатятся» – то есть обмениваются посланиями на «чатах» – местах, где можно переписываться в реальном времени), либо «болтаются» (то есть просматривают сайты случайным образом, без определенной цели).
Однако локальное исследование показывает, что это не так. Те из них, кто имеет доступ к Интернету, так обозначили свою деятельность в сети:
– просматриваю сайты /играю в сетевые игры – 53 %;
– скачиваю информацию – 44 %;
– пользуюсь электронной почтой – 31 %;
– общаюсь на чатах – 25 %.
Подросток и информация
Где же они (подростки) узнают о самом интересном?
– по телевизору/радио – 54 %;
– из периодики – 54 %
– от друзей – 52 %;
– на уроках в школе – 41 %;
– из книг (не учебников) – 29 %;
– из учебников – 20 %;
– в Интернете – 14 %;
– в библиотеке – 14 %.
Эти ответы подтверждают вышесказанное: подростки используют много источников получения информации, в том числе, как СМИ, так и «школьные», однако то, что интересно им самим, они в большей степени получают с помощью телевидения и журналов.
Таким образом, на основании приведенных результатов исследований можно составить портрет современного подростка, живущего в новой медиасреде.
Из общего числа ответивших подростков (60 человек) упомянули:
– книг (прочитанных за последнюю неделю) – 29 названий;
– литературных героев (хотя большая часть из них таковыми не являются) – 31 (имя/фамилия);
– журналов – 21 название;
– газет – 11 названий;
– компьютерных игр – 82 названия (!);
– сайтов и страницы в Интернете – 32 имени/названия (!).
Учитель. Картина, представленная социальным педагогом хотя и показательна, но не совсем объективна. Очевидно, вам озвучили ответы детей, время которых, действительно, занято чем-то. Но ведь есть и другая группа подростков, свободное время которых наполнено другими занятиями. Социологи проводили исследование на тему: «Свободное время подростка глазами взрослого». Вот как выглядят результаты. По мнению респондентов в этой группе, современные подростки в свободное время «бегают за «Клинским», «болтаются на улице», «хулиганят» – иначе говоря, «ничем хорошим не занимаются». Еще 4 % полагают, что подростки развлекаются в «ресторанах, барах», «ночных клубах».
Таким образом, интересы современных детей не поддаются однозначной характеристике: у одной категории (10–15 %) они многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у другой (20–30 %) – отличаются духовным убожеством и ограничиваются сферой «зарабатывания денег»; у третьей (45–50 %) – никак не проявляются или проявляются в заявлениях типа «делать нечего».
Учитель. Что же делать родителям, воспитывающим подростка? Каким правилам нужно следовать? Прислушайтесь к советам психологов.
1. Интересуйтесь жизнью своих детей.
Очень опасна ситуация, когда родители неадекватно определяют особенности жизнедеятельности своих детей в свободное время. Так, согласно тем же исследованиям, большинство родителей уверены (91 %), что они прекрасно знают, с кем встречается их сын (дочь) в свободное время. Они убеждены, что им известен круг его (ее) общения. Многие из них считают, что у сына (дочери) совершенно нет друзей, которые плохо учатся, прогуливают уроки, пьют, курят, убегают, из дома, участвуют в драках, состоят на учете в милиции. Только 15 % родителей написали, что у их ребенка есть друзья, которые плохо учатся, прогуливают уроки или курят. По мнению самих ребят, этот процент значительно выше.
2. Решайте проблемы организации детского досуга конструктивно.
Многие родители опасаются воздействия улицы на подростка, но уберечь своих детей от ее вредного воздействия они не умеют. Большинство из них, пытаясь отвлечь подростка от «опасных» детей, проводят с ним беседы на общие темы воспитания (37 %), часть родителей (11 %) стараются «раскрыть глаза» своему ребенку на его друзей, и только 9 % предпринимают попытки заполнить его досуг интересными занятиями (ходят в кино, театры, на концерты, выставки).
3. Создавайте культурную среду для своего ребенка сами, не ждите, что это сделает школа или государство.
Поэт И. Кабыш в одном из интервью на вопрос о том, что такое культура и что происходит с этой категорией в наше время, ответила: «Культура – это неагрессивность, это главное слово, а воздух, которым мы дышим... агрессивный, и культура в нем сворачивается, даже боишься, что то, что ты заложил в ребенка, он не донесет это до дома, оно где-то свернется по пути, как молоко в кислоте, такая среда, какая-то очень едкая».
4. Оградить детей от улицы, от агрессии жизни невозможно, да и не нужно. Нужно давать детям альтернативу, нужно развивать иммунитет к злу, хамству, нахальству, невежеству. Важна каждая мелочь повседневной жизни. Ваш подросток собрался на день рождения друга и купил открытку с готовым поздравительным текстом – подскажите ему, что такая открытка не является удачным решением, помогите составить текст поздравления, который не будет шаблоном. Глядишь, в следующий раз ребенок сам почувствует, как стоит поступить... В вашем доме собрались гости, а, значит, накрыт стол, звучат тосты... Позаботьтесь о том, чтобы подросток в своей взрослой жизни, знал как вести себя за столом, как говорить и что, в конце концов говорить... Ребенок возмущен тем, что учитель литературы задала на дом большое стихотворение Лермонтова учить наизусть? Пресеките разговоры о том, что «это старо, неинтересно, никому не нужно», а расскажите о том, что советуют психологи делать людям, попавшим в трудные ситуации. (Например, людям, оказавшимся в заложниках, психологи советуют про себя читать стихи, не вспоминать «Мою прекрасную няню», а читать стихи или молитву. Благодаря этому человек будто бы опирается на что-то невероятно могучее и начинает испытывать какую-то надежду и веру). Только из таких незначительных, на первый взгляд кирпичиков можно построить какую-то культурную основу, которая в течение жизни будет лишь достраиваться и совершенствоваться.
Чтобы у ребенка была альтернатива, ему нужно самому все увидеть и оценить. Нужен собственный опыт. Академик Федоров говорил, что мы настолько истощаем себя стерильным, вареным, пареным, что скоро человеку будут давать грязь в виде таблеток как витамины. Если подросток тщательно оберегается от влияния массовой культуры, его душа тоже может истощиться. Один очень культурный и состоявшийся человек рассказывал, как в дореволюционной гимназии учащиеся получали своеобразную прививку от бескультурья. Инспектор гимназии позволял посмотреть учащимся заезжую оперетту только в том случае, если они уже смотрели «Евгения Онегина».
5. Родители должны заниматься селекцией того, что подростки читают, слушают, смотрят, во что играют. Это требует огромного напряжения сил, но быть родителем – это особая трудная профессия.
6.Родители должны уметь видеть красоту и передать эту способность своим детям. Поэтому последнее правило–рецепт – от писателя Владимира Крупина.
СБРОСЬ МЕШОК
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость не заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу с картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, помокла я, продрогла, все прокляла.
К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри, какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». «Сбрось, – говорит, – мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь. Коня, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.
Вятка красная. Радуга во все небо. А под радугой, как под дугой, солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени – и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу, зачем упускать».
И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».
III. Подведение итогов
Учитель. Вот и подошел к концу наш разговор о детях и воспитании. Ответов на ваши вопросы, может быть, не стало больше, но, хочется верить, что больше стало тем, о которых вы задумались. Может, когда у вас посреди трудного дня у вас выдалась свободная минутка, вы вспомните отрывок из повести Экзюпери «Маленький принц»... Помните?
МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ
(отрывок)
– Добрый день, – сказал Маленький принц.
– Добрый день, – ответил торговец.
Он торговал усовершенствованными пилюлями, которые утоляют жажду. Проглотишь такую пилюлю – и потом целую неделю не хочется пить.
– Для чего ты их продаешь? – спросил Маленький принц.
– От них большая экономия времени, – ответил торговец. – По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю.
– А что делать в эти пятьдесят три минуты?
– Да что хочешь.
«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, – подумал Маленький принц, – я бы ...» «Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, – подумал Маленький принц, – я бы просто-напросто пошел к роднику...»
Учитель. Удачи вам! Пусть не пустует душа вашего ребенка!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для учащихся
1. Что ты делал вчера вечером в свободное время:
а) читал книгу,
б) играл в компьютерные игры,
в) смотрел телевизор,
г) гулял,
д) другое.
2. Назови имена десяти знаменитых людей.
3. Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они это делают?
4. Какие фильмы вы смотрите всей семьей? Какую музыку любят в твоей семье?
5. Ходите ли вы с родителями на выставки в картинные галереи?
6. Назовите десять известных вам фамилий художников.
7. Имеется ли у вас опыт посещения театра? Какое представление вы смотрели, и кто был вашим спутником?
8. Твой дом в выходные дни, каков он? (Что тебе нравится, и что не нравится в выходном дне вашей семьи).