Игры на развитие концентрации внимания
Ищем буквы.
Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши, ручки. Для детей 6–11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.
Теперь сама инструкция: В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названы текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняется: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т. п. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков – слабая концентрация.
Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.
Найди слова
На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, «спрятавшееся» в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.
«Перепутанные линии»
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
Игры на развитие воображения
Составление рассказа
Составление рассказа с использованием определенных слов. Детям предлагают слова. Например:
а) девочка, дерево, птица;
б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.
«Волшебные кляксы»
Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
Игры на развитие мышления
Поиск аналогов
Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
Способы применения предмета
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.
Приложение 2
Информация для размышления.
1. У ребенка должно быть сформировано желание получать знания. Важно понимать, что это означает не насилие над ребенком и бесконечные мольбы: «Ну, миленький, ну давай же, напрягись, я тебе куплю то-то и то-то»…У него должна быть личная заинтересованность. А вообще с ребенком надо заниматься с самого рождения. Есть такое исследование: если создать малышу оптимальные условия для умственного развития, это повышает будущий коэффициент интеллекта ребенка в возрасте до 4 лет на 10 единиц, с 4 до 9 лет – на 6 единиц и в 8–12 лет – на 4 единицы… Это существенные цифры.
2. Развивать у ребенка память внимание и другие важные для учения качества – задача, прежде всего, – для родителей. Необходимо понимать важность подобных занятий: приходя в школу, ребенок должен быть уверен в своих силах.
3. Развивающие игры должны проходить в доброжелательной атмосфере. Только в этом случае ребенку захочется вновь вернуться к этим занятиям.
Очень важно знать: у младшего школьника должно быть желание учиться; если оно отсутствует – это сигнал тревоги, время принимать меры.
Приложение 3
О чем может рассказать поза спящего ребенка?
Поза спящего человека может рассказать о его психологическом состоянии! Посмотрите внимательно на позу спящего ребенка:
Лежит на спине в центре кровати, руки и ноги раскинуты, расслаблены. Руки по бокам или на уровне головы, могут быть немного согнуты в локтях. Голова слегка запрокинута. Поза «открытая», так спят младенцы, и не зря. Такая поза говорит о душевном комфорте, ребенку хорошо и уютно в окружающем его мире, он уверен в себе и в близких.
На боку – еще одна хорошая поза: колени слегка согнуты, руки под щекой или слегка согнуты, конечности лежат симметрично. Такая поза говорит о физиологическом комфорте, ощущении надежности, уравновешенности. Ребенок вполне приспособлен к условиям окружающего мира.
На животе, ноги вытянуты, руки по бокам или на уровне, выше головы. Поза рассказывает о ранимости и уязвимости ребенка. Он не любит неожиданностей, старается контролировать (скрывать) свои эмоции. Сон в такой позе по диагонали кровати говорит о еще большем стремлении ребенка защититься от внешнего мира.
На коленях: ребенок поджимает ножки, голова оказывается ниже. Эта поза – сигнал протеста. Либо ребенок до последнего сопротивлялся засыпанию, либо не согласен с каким-то жизненным событием.
Калачиком: поза на боку, лицо спрятано, руки и ноги поджаты, ребенок может укутываться или накрываться с головой одеялом. Такая поза – признак высокой тревожности, беспокойства, незащищенности, ранимости, стремление спрятаться от проблем и неприятностей. Чем больше «сжата» фигура, тем сильнее эмоциональное напряжение.
Другие особенности поз:
– ребенок как будто ухватывается ногами за постель – признак сопротивления жизни;
– ноги сильно подогнуты в любой позе – не позволяет себе расслабиться, как будто готов проснуться и сразу бежать;
– руки, сжатые в кулаки, в замок – знак обороны;
– одна рука расслаблена, другая сжата – возможен конфликт с кем-то из окружающих;
– ребенок как будто отгораживается, закрывается руками – в реальной жизни он не хочет чего-то видеть, слышать, ощущать, это поза защиты;
– ребенок, спящий в обнимку с игрушкой легкораним, эмоционален, нуждается в ласке и внимании близких.
«ОТ УЛЫБКИ СТАНЕТ ВСЕМ СВЕТЛЕЙ!..»
Цель: привлечение внимания родителей к важности доброй и комфортной атмосферы в семье для душевного здоровья ребенка и его успешности в жизни; консультации родителей, столкнувшихся с проблемами во взаимоотношениях с ребенком.
Ход собрания
Удивительно, что может сделать
Один луч солнца с душой человека.
Ф. М. Достоевский
I. Организация собрания
Учитель. Добрый вечер, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на очередном собрании родителей, любящих и желающих добра своим детям. За окнами вечер, сумерки опустились на город. А мне хочется поговорить с вами о светлом и добром. «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека», – заметил когда-то Ф. М. Достоевский. Эту мысль можно продолжить: «Удивительно, что может сделать одна улыбка с душой ребенка»...
Часто ли лица членов вашей семьи озаряются улыбкой? Считаете ли вы это достойным вашего внимания? Нужна ли человеку в жизни улыбка? Об этом наш сегодняшний разговор.