У каждого человека свои звезды
Или Посторонним вход запрещен
(встреча за круглым столом)
Цель:помощь родителям в понимании того, что дети имеют право на свою собственную жизнь и на свои секреты; обучение уважению этой жизни; вооружение знаниями, необходимыми для создания комфортной атмосферы для ребенка в семье.
Оборудование: на классной доске – тема и эпиграф собрания; конверт с карточками-ситуациями для обсуждения; размноженный (для каждого родителя) текст сказки Леонардо да Винчи «Луна и устрица».
Ход собрания
В человеческой душе есть десять тысяч чувств.
Хун Цзычэн
Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья! Рада приветствовать вас на очередном заседании родительского клуба. Готовясь к встрече с вами, я всегда очень волнуюсь: хочется, чтобы атмосфера нашего разговора была комфортной, чтобы каждый ушел домой с каким-то теплым и радостным ощущением, чтобы не появилось в сердце (моем или вашем) колючей стылой льдинки обиды и разочарования. Я тщательно подбираю слова, предназначенные для беседы с вами, много раз пытаюсь поставить себя на ваше место, чтобы попытаться почувствовать то, что можете почувствовать вы… Очень боюсь, ненароком нарушить чью-то тайну, вторгнуться на территорию, куда нет доступа посторонним… Если честно, порой бывает очень нелегко… Скажите, а испытываете ли вы что-нибудь подобное, когда общаетесь с вашими детьми?
Тема нашего разговора за круглым столом: «У каждого человека свои звезды». Свои звезды и у ваших детей. А значит – и свои мечты, свои вкусы и привычки, свои тайны. В душах маленьких еще человечков есть уже «десять тысяч чувств» (см. эпиграф). Сегодня я предлагаю поговорить о праве ребенка на свою собственную жизнь, и, как следствие ее, на свою тайну, хочу, чтобы вы задумались о том, насколько комфортно живется вашему малышу с вами.
У нас в гостях школьный психолог. Кому, как не ему, лучше других знать о душе, тайне, комфорте. Дадим ему слово.
Психолог (примерные тезисы выступления по материалам интернет-издания «Школа жизни»). Мы удивляемся порой, когда узнаём, что в благополучных, на первый взгляд, семьях происходят конфликты, и уходят из дома дети – тянутся к уличному общению. Рвутся мальчики и девочки на улицу, когда им дома тоскливо, неуютно, когда чувствуют неприязнь или равнодушие взрослых. Уходят они из родного дома, не подозревая, что вне его их подстерегают опасности. Много есть причин, толкающих детей из благополучных семей на безрассудные поступки, но есть среди них наиболее часто встречающиеся.
Первая причина: невнимание.
Психологический дискомфорт от невнимания, равнодушия взрослых заставляет подростка искать развлечений вне родного дома. Заняты родители собой и не занимаются его проблемами, но могут деньги дать, если попросит на мелкие расходы, например – в компьютерный клуб сходить, не интересуясь, а не грозит ли ему игровая зависимость. Нет сердечности в доме, притягательности домашней обстановки, и уходят дети на улицу, где их подстерегает опасность быть вовлечёнными в стайные компании с криминальными наклонностями под гнётом уголовной романтики.
Вторая причина: ревность.
Детская ревность может проявляться по-разному – в зависимости от причины ее зарождения. В семье появился еще один ребенок, и вы переключили всё внимание на новорожденного. Ваш временно заброшенный старший сын (или дочь) не очень долго будет радоваться появлению нового забавного существа – братика или сестрички. Как только он почувствует, что ущемляются его права, появится ревность. Иногда она проявляется только в отношении к младшему братику или сестричке: передразнивание, щипки, подзатыльники, подшучивание. Но бывает, что ревность меняет отношение к родителям: «Он стал таким грубым – дерзит на каждом шагу»…
Третья причина: отсутствие контроля.
Родители заняты и воспитание полностью перекладывают на дедушку и бабушку, не интересуясь душевным состоянием ребенка. Им так удобно – бабушка проверяет уроки или не проверяет, а они об этом даже не знают, готовит ребенка в школу или предоставляет это делать ему самому, провожает в спортивную секцию или отпускает самостоятельно, не интересуясь его успехами. Они слышат иногда, как отчитывает она провинившуюся дочь: «Тупица безмозглая, два столбика запомнить не можешь!» Но не вмешиваются: пусть поругает за дело.
В доме становится неуютно ребенку – нет душевного тепла, и он уходит на улицу. И, несмотря на то, что его окружает много родных взрослых, он – заброшенный. Ищут такие дети ласки, душевного тепла, чтобы кто-то сказал им, какие они славные, красивые, любимые, не идиоты, не тупицы.
Четвертая причина: обман.
Невыполнение своих обещаний безо всяких объяснений. Вы пообещали купить ребёнку велосипед или ещё что-то за хорошие оценки или прилежание, за какую-то выполненную им работу и не сдержали слова. Если на вопрос «Почему? Ты же обещал», вы ответите равнодушно «Ну и что из этого? Обещал, но не получилось. А учиться ты и так должен хорошо», то рискуете оттолкнуть от себя ребёнка надолго, и вернуть к себе уважение будет не так-то просто.
Вы пообещали повести ребенка в цирк, на футбол, но забыли об этом и даже не извинились. Вы быстро об этом забудете, но он будет долго помнить ваш обман. Пример обмана заразителен, и вы не заметите, как он или она будут сами обещать вам, не выполняя обещанного. А потом будете страдать от постоянного вранья и спрашивать: – Как отучить ребенка говорить неправду?
Пятая причина: чужой человек в доме.
В простонародье говорят: «Он взял ее с ребенком» или «Она пошла на его детей». Это – для взрослых, а для детей – в доме появился чужой человек со своими привычками, со своим интеллектом, взглядами на жизнь, на воспитание детей. Для ребенка многое меняется после прихода чужого человека – больше требований, меньше внимания, неприятие наказаний.
Но вот в семье появился ребёнок от отчима или мачехи – сводный брат или сестра. Это может стать поводом для негативного стресса. Проявления ревности и обид могут быть очень сильными. Ребёнок может дерзить, демонстративно уходить из дома, искать общения с чужими людьми. Возмущение поведением иногда приводит к скандалу. И тогда общение с друзьями становится важнее отношений с родителями. Ваши претензии не помогут установить контакт, наоборот – углубят разрыв. Наказания могут привести к отчаянным, безрассудным поступкам детей.
Шестая причина: размолвки родителей.
При детях ругаться нельзя! Знают эту азбучную истину родители, но слово за слово, и понеслась ругань, травмируя детскую психику, создавая дискомфорт. Неуверенность в завтрашнем дне может поселиться надолго в душе ребенка, делая его истеричным.
Седьмая причина: неуважение.
Пренебрежение мнением ребенка, неуважение его интересов. Ваш ребёнок пытается высказать свои мысли, но вы его перебиваете, ничего не объясняя: «Иди, делай уроки». Вы наглядно показываете, что мнение его вас абсолютно не интересует, что ничего заслуживающего внимания он сказать не может. Вы демонстрируете своё неуважение. Неуважение родителей проявляется и в пренебрежительном отношении к детским секретам. Если сын просит о чем-то не рассказывать, например, отцу, потому что хочет поделиться этим только с вами, то нужно уважать это желание. Не следует в следующую секунду пересказывать супругу только что услышанное, и уж, тем более ни в коем случае нельзя делать это предметом обсуждения или подтрунивая. Пусть детские секреты кажутся вам глупыми и смешными, не забывайте, что это чужие секреты.
Учитель.Что говорят психологи по поводу детских тайн?
Психолог(примерные тезисы выступления по материалам журнала «Няня», № 4, 2002 г.). Учеными роль тайн в развитии ребенка изучалась мало. Отечественные психологи Эльконин и Драгунова, проводившие исследование младших подростков (10–11 лет), отметили, что в этом возрасте дети очень много разговаривают друг с другом отдельно от других и замолкают, если к ним подходят товарищи или взрослые. Эти разговоры шепотом или на ухо (с заговорщическим видом, со смехом, с явной для всех, нередко выставляемой напоказ тайной) содержат личные секреты и занимают одно из главных мест в общении ребят. Чаще всего обсуждается нечто важное для одного ребенка или обоих, касающееся личных интересов, совместных занятий, принятых решений, планов, намерений, мечтаний и т. д.
Исследование среди московских школьников (учащихся первого, второго и третьего классов) показали, что причиной сокрытия ими чего-либо является опасение неприятных последствий (46%), на втором месте – отсутствие доверия (30%), а на третьем – нежелание огорчить или обидеть близких (24%). Столь большой процент скрываемого от родителей объясняется обособлением ребенка от семьи, связанным, как правило, с поступлением в школу. В жизни малыша появляется область, в которой он более компетентен, чем взрослые. Эта сфера в меньшей степени доступна родительскому контролю, что позволяет беспрепятственно создавать секреты, не опасаясь разоблачений.
Нередко дети склонны заявлять, что у них нет секретов, но это не значит, что у них действительно нет никаких тайн. Секрет для этих ребят является в такой степени сокровенной информацией, что им не хочется даже признаваться в ее наличии. Нежелание доверить содержание своего секрета хоть кому-то связано с иногда неосознанной или неудовлетворенной потребностью в более глубоких отношениях.
Между мальчиками и девочками существует различие в вопросах отношения к секретам и тайнам. Девочки любят создавать секретики (помните, в нашем детстве была такая забава?), готовить разные сюрпризы. Мальчики устраивают тайники, придумывают свой язык, шифры, ищут клады. Содержание тайников девочек и мальчиков чаще всего различно. Девочки выбирают для создания аккуратное, чистое место, часто используют для хранения сокровищ шкатулки, красивые коробочки и ящички. Мальчики могут создать тайник в труднодоступном, отталкивающем всех любопытных месте, например, на свалке, в подвале и т. д. Девочки хранят красивые вещицы: разноцветные камушки и стеклышки, бусины, лоскутки, фигурки людей и животных, искусственные или засохшие цветы, фантики. Мальчики чаще прячут иностранные монеты, патроны, всевозможные железки, моторчики, марки. Но и те и другие очень любят перебирать свои сокровища.
Для девочек сама тайна ассоциируется с чем-то красивым, загадочным, редко страшным, ее наличие – это интрига, иногда повод для сплетен. Для мальчиков тайна – это нечто никому не известное, часто опасное или страшное, сулящее приключения, а владение ею – возможность выделиться среди сверстников, почувствовать свою власть, превосходство.
Секреты девочек касаются отношений друг с другом и с мальчиками, личностных переживаний и переживаний, связанных с половым созреванием, чаще относятся к семейным делам. Мальчишечьи тайны в целом соответствуют по содержанию девичьим, но и будущие мужчины более склонны скрывать то, что касается владения чем-либо и проступков.
Израильские психологи пришли к выводу, «что мальчиков больше беспокоит обретение власти, силы и владения, чем девочек, которые больше озабочены выработкой близости, родственной семейным отношениям».
Учитель. Как поведение родителей влияет на скрытность или открытость ребенка? Что делать родителям в том случае, если они почувствовали, что у ребенка появились тайны?
Психолог. Родители учат ребенка делать сюрпризы, сохранять до определенного времени в тайне приготовленные подарки. Взрослые дают понять малышу, кое-какие разговоры лучше вести шепотом, они объясняют, что чужую тайну, доверенную тебе, нужно уметь хранить. При этом почему-то сами пугаются детских секретов, отождествляя их с ложью. Еще Даль писал: «Не всякий таящий лжет, он только молчит и не сказывает». Появление у ребенка секретов и, самое главное, избирательное посвящение в тайны – один из показателей взросления, перехода на следующую ступень развития. Умение создавать личные тайны помогает человеку выделиться из окружения, почувствовать себя самостоятельной личностью. Обладание секретом – это своего рода показатель детской эмансипации от родителей, а их раскрытие – основа развития доверительных отношений.
Младшие дети больше боятся, что их «будут ругать» или «накажут», и чаще всего скрывают от окружающих свои проступки – функция их секрета прежде всего защитная. Взрослея, ребенок начинает все больше зависеть от мнения окружающих. Он скрывает нечто, потому что боится «потерять достоинство», «будут смеяться»; для него отношения с окружающими и собственные чувства (влюбленность, взаимная симпатия, оценка собственной внешности, мечты) становятся важнее и интереснее тайников. Стремление скрывать информацию о себе от одних сверстников и раскрывать ее другим является у 8–9-летних детей предпосылкой тайн, которые составят содержание доверительного общения в переходном возрасте.
Тайна – это палка о двух концах: с одной стороны, дети стремятся что-то скрыть от окружающих, чтобы ощутить свою исключительность и независимость, но с другой стороны, им необходимо хоть с кем-то поделиться тайной, так как в противном случае они начинают чувствовать себя очень одинокими и несчастными. При опросах детей по этой теме были интересные и очень характерные ответы: один маленький мальчик сказал, что раскрыл бы свой секрет кошке, а девочка-третьеклассница – что поделилась бы своей тайной с лошадью. В этих ответах чувствуется и желание поделиться, и, самое главное, признание в том, что среди ближайшего окружения этих детей нет никого, кому бы они могли довериться. Не разделенная ни с кем тайна – это тяжелое испытание даже для взрослого. Очень важно иметь возможность поделиться своим секретом хоть с кем-нибудь, в противном случае может развиться невроз. (Кстати, исследования показали, что 57% опрошенных детей скрывают свои секреты от родителей и только 8% – от друзей).
Если вы подозреваете, что вашему ребенку необходимо раскрыть душу, но он никак не может начать, помогите ему:
– Для начала расскажите что-нибудь из своего детского опыта. Вообще чаще рассказывайте ребенку о своих детских проблемах и переживаниях. Малыш поймет, что он не одинок в своих переживаниях, что выход можно найти практически из любой ситуации.
Не переусердствуйте с контролем и наказаниями, иначе ваш ребенок точно не захочет поделиться с вами своими тайнами;
Научите ребенка поверять свои тайны хотя бы любимой игрушке.
Малыш имеет право на собственные секреты – уважайте его внутренний мир. Доверяйте своему ребенку;
Не выпытывайте у ребенка его секреты – он может еще больше замкнуться.
«У нас друг от друга не может быть никаких секретов» – нередко можно слышать от мам. За этим утверждением скрывается как раз боязнь, что это может произойти. «Разве может в жизни моего ребенка быть что-то, что меня не касается?» – думают они, «Может и должно», – говорят психологи. Чтобы сохранить доверительные отношения, с самого начала необходимо признать право ребенка на личную жизнь, зарезервировать его личностное пространство, где он мог бы побыть наедине с собой. Одиночество – драгоценнейший опыт души. Оно необходимо ребенку для личностного роста. Родители, которые стремятся всегда быть в курсе всех дел ребенка, часто недооценивают этот опыт. Возможно, потому, что сами либо не умеют, либо боятся остаться наедине с собой.
Учитель. Вероятно, уважаемые родители, вам не раз доводилось сталкиваться с ситуациями, связанными с вопросами «добрососедских» отношений со своими детьми. В одиночку трудно найти выход. Давайте воспользуемся возможностью коллективно обсудить проблему. Предлагаю несколько ситуаций. Как поступить?
Родители обсуждают предложенные педагогические задачи.
С и т у а ц и и д л я о б с у ж д е н и я
1. Ваш ребенок весь день читал какую-то книгу при закрытых дверях. При вашем появлении в комнате он торопливо закрывал ее и заметно нервничал. Вы, разумеется, очень заинтересованы…
Ваши дальнейшие действия.
2. На 8 Марта сын хочет подарить однокласснице блокнотик. По каким-то причинам он не хочет, чтобы об этом узнал отец. Мама же не умеет и не привыкла что-либо скрывать от мужа…
Что ей делать?
3. Вам срочно нужна вещь, которая хранится в портфеле (столе, шкафу) вашего ребенка. Но он сам в данный момент отсутствует.
Как поступить в этом случае?
4. Вы с мужем проверяете электронную почту. Среди новых писем неожиданно обнаруживаете послание для вашего ребенка… Вам неизвестен адресат и настораживает тема…
Что делать?
5. Сын или дочь взяли с вас честное слово, что вы не станете открывать коробочку, стоящую на верхней полочке. Во время уборки вы нечаянно уронили эту коробочку и ее содержимое (там были наклейки и фишки сомнительного содержания) вам совсем не понравилось.
Что делать?
6. Вечером, во время просмотра фильма, вы вдруг вспоминаете, что в вашем кошельке нет денег на завтрашний день. Супруг (супруга) говорит: «Возьми в бумажнике. Он в правом кармане пиджака».
Следовать ли этому совету?
7. Вы убирали в квартире полдня. Устали, выгребли кучу хлама: битые стекла, две сломанные машинки и грязного тряпичного петуха с выщипанным хвостом и оторванным клювом. (Откуда взялся этот петух? Небось с улицы притащили.) Приходит ребенок.
– Куда ты дела мои стеклышки?
– Я их выбросила.
– Какое ты имела право?
Как разрешить эту ситуацию?
Учитель. Дорогие коллеги! Пришло время подводить итоги нашего разговора. Вы активно искали выходы из сложных педагогических ловушек, порой, решительно не соглашались друг с другом, предлагали противоположные варианты решений. Почему? Потому что вы все очень разные, и у каждого из вас есть «свои звезды». Но разве они мешают друг другу? Совсем нет! Берегите «небосклон» души вашего ребенка так же трепетно, как и свой... Даже если он кажется вам не очень красивым…
И еще: учите детей защищать свое личное пространство, учите беречь тайны. Чужие и свои.
Расскажите малышу историю от Леонардо да Винчи. Обсудите ее вместе.
Луна и устрица
Устрица была по уши влюблена в луну. Словно завороженная, она часами глядела влюбленными глазами на ночное светило.
Сидевший в засаде прожорливый краб заметил, что всякий раз, как из-за туч выплывает луна, раззява-устрица раскрывает створки раковины, забыв обо всем на свете. И он решил ее съесть.
Однажды ночью, едва взошла луна и устрица, по обыкновению, уставилась на нее, раскрыв рот, краб подцепил клешней камешек и, изловчившись, бросил его внутрь раковины. Любительница лунного света постаралась было захлопнуть створки перламутрового жилища, но было поздно – брошенный камешек помешал бедняжке.
Подобная участь ждет каждого, кто не умеет в тайне хранить сокровенные чувства. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся.
Учитель. До новых встреч!
Чем бы дитя ни тешилось,