Как помочь ребенку в приготовлении уроков

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать.

Какие здесь могут быть основные рекомендации:

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка (освещение, отсутствие лишних предметов на столе).

2. Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15–20 минут, а к четвертому классу – не более 30–40 минут. В процессе работы необходимо устраивать перерывы (около 5 минут).

3. Не стоит давать ребенку дополнительные задания, кроме тех, которые дали в школе.

4. Приучайте детей садиться за уроки всегда в одно и то же время.

5. Нельзя выполнять домашнее задание за ребенка.

6. Со временем снижайте степень контроля.

Помните, что самоисправление – есть первая форма самоконтроля и она должна всячески поощряться.

7. Поддерживайте старания ребенка, высказывайте уверенность, что все у него получится.

V. Заключительная часть собрания.

Адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.

В адаптационный период дети по-разному реагируют на смену обстановки: могут быть очень шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут больше обычного; могут быть нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается интерес к играм, игрушкам.

Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм.

Безусловно, самым лучшим для ребенка в это время будет ваша поддержка и совместное со школой оказание помощи своему ребенку.

Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого вы, уважаемые папы и мамы:

– сосредоточены на достоинствах ребенка, укрепляя тем самым в нем самооценку;

– помогаете ему поверить в себя и свои силы;

– помогаете избегать ошибок;

– не осуждаете в случае неудач.

Если ребенок не всегда успешно справляется с заданием, дайте ему понять, что ваше отношение к нему не изменилось.

Поддержка основана на том, чтобы ребенок чувствовал свою нужность и вашу заботу. Для того чтобы снять дневное напряжение, нужно постараться создать благоприятные условия:

– не заниматься с ребенком после 7 часов вечера;

– не вспоминать дневные неудачи:

– не ругать за несобранный портфель, а спокойно предложить собрать его вместе;

– пойти с ним на прогулку, отвлечь ребенка;

– после прогулки ребенку лучше принять теплый душ;

– перед сном полезно дать ему стакан молока или теплого чая с ложкой меда;

– спокойный и глубокий сон не менее 8–10 часов позволяет восстановить силы ребенка, его работоспособность;

– лучше, если ребенок не будет сидеть у телевизора более 20–30 минут, 1 час максимум. Ограничьте просмотр фильмов, особенно «ужасы», «триллеры» и фильмы «о войне». Не стоит травмировать и перегружать нервную систему ребенка;

– если ребенок боится темноты, включайте ему ночник, можно включить свет в соседней комнате и приоткрыть дверь;

– не забудьте на ночь поцеловать ребенка, погладить его. Ласка – это не пустяк, на нее тоже нужно найти время.

Памятка родителям

· Любите своих детей, тогда они станут настоящими личностями, самодостаточными, удачливыми в жизни.

· Внушайте каждому ребенку, что все человеческие существа достойны уважения и любви.

· Поощряйте в детях таланты и способности мыслить положительными образами.

· Будьте терпеливы, верьте в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним!

· Вам предоставилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади…

После завершения собрания учитель проводит индивидуальные консультации с родителями по личным вопросам.

ЗДЕСЬ МАЛО УСЛЫШАТЬ,

ЗДЕСЬ ВСЛУШАТЬСЯ НУЖНО…

(собрание-круглый стол)

Цели: убеждение, что атмосфера семьи – главный фактор благополучия, счастья и здоровья ребенка; формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию нравственных качеств в ребенке, помощь родителям в создании и упрочении духовных и душевных связей с детьми.

Оборудование: оформление доски (тема, эпиграф); итоги анкетирования родителей, детей (схемы, цветовые диаграммы); конверт с педагогическими ситуациями. Столы целесообразно расставить по периметру кабинета, так как форма собрания – круглый стол – предполагает, что все участники видят лица друг друга.

Участники: родители, классный руководитель, психолог, социальный педагог (может быть приглашен, если результаты диагностики требуют его консультации).

Ход родительского собрания

– Откуда берется звук флейты?

– Из воздуха.

– Но я ведь все время в нем –

И ничего.

– А ты найди свое место…

Ю. Кононенко

Учитель.Здравствуйте, коллеги! Добро пожаловать на заседание нашего родительского клуба. Разговор, который мы поведем сегодня, предполагает наличие неких острых углов. Для того чтобы их стало хоть чуть-чуть поменьше, я приглашаю вас занять место за круглым столом. Откуда черпает душевные силы ваш ребенок, что наполняет его душу? «Из семьи», – наверное, скажете вы. Как же помочь ему найти себя в этой семье, в этом мире, в этом «воздухе» (см. эпиграф).

Очень хочется, чтобы сегодня вы обменялись своими мнениями, поделились своим опытом. Тему разговора я сформулировала так: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно». Почему? Потому что процесс воспитания ребенка требует внимания, терпения, чуткости…

Сегодня на уроке я читала вашим детям сказку. Хочу предложить ее и вам. Ребят я просила подумать о том, зачем создана эта сказка. Такой же вопрос ставлю перед вами.

ПОРОСЯТА И ЛЕБЕДЯТА

На берегу пруда в теплой луже купалась Свинья с поросятами. Поросята были маленькие, беленькие. Они нежились возле матери, прильнув к ее теплому животу. А среди пруда плавала белая Лебедь с лебедятами. Они тоже были маленькие, беленькие. Лебедята играли, ныряли. Вдруг они заметили поросят и спрашивают у матери: кто это?

– Это поросята, – сказала Лебедь. – А возле них мать – Свинья.

– А что они делают? – спрашивают лебедята.

– Мать кормит их молочком.

–А ты почему нас не кормишь молочком?

Подумала белая Лебедь и ответила:

– У птиц нет молока. Потому что у нас крылья. (Витя К., 3 класс.) (В. А. Сухомлинский. Родина в сердце. – М.: Молодая гвардия, 1978.)

О чем же эта сказка, уважаемые коллеги? (Родители высказывают свои мнения.) Мне думается, о том, что каждый ребенок формируется атмосферой семьи, в которой он живет, традициями, сложившимися отношениями, ценностными установками ее. Мы правы в своих рассуждениях, уважаемый психолог?

Примерные тезисы сообщения психолога.

Психолог. Семья ребенка – среда духовного и материального обитания.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком образовательном и культурном потенциале родителей – продолжает получать культурное развитие всю свою жизнь.

С е м ь я – это определенный морально-психологический климат, это важная для ребёнка школа взаимоотношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми ребенок переживает чувства дружбы, любви, долга, справедливости, порядочности, ответственности. Но ведь семьи все разные, а значит и атмосфера, царящая в них, разная.

Попробуйте припомнить и представить себе разные семьи, где вам доводилось бывать. Не правда ли, от каждой из них остается какое-то свое, порой трудноопределимое, но совершенно особое ощущение. Если начать анализировать, откуда же оно берется, на ум придут не только коренные черты – теплота и сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, но и манера держаться между собой и с гостями, интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и делах «посторонних», стиль препровождения досуга, мера царящего в доме уюта... Словом, масса всего, в том числе и какие-то незначительные, на первый взгляд, детали, которые, тем не менее, прочно сливаются в нашем представлении с обликом того или иного семейства.

Конечно, атмосфера семьи больше всего определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями. Но кроме общей эмоциональной и идейной «закваски» существует еще и обиходное (домашний быт), то, что мы называем семейным духом.

Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой – как мера душевного здоровья семьи, как легкая и добрая атмосфера.

Какие эмоции преобладают в вашей семье?

Эксперимент.

Последите за поведением своих домочадцев и запомните или даже запишите, по какому поводу каждый из них в течение недели проявил самые сильные эмоции (две-три эмоции) при каких угодно ситуациях. Что это было: раздражение по поводу пересоленного супа, радость от хорошо выполненной работы, ссора на материальной почве, порыв острого сочувствия кому-то, кто попал в беду? Затем сложите свои наблюдения за месяц и подведите итог. Каких эмоций – положительных или отрицательных – получил ребенок больше? Подумайте! Это очень полезно.

Только преобладание положительных эмоций над отрицательными (бодрости, оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой) создаст то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, он согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, возможных огорчениях и даже несчастьях должна в конечном итоге приносить человеку радость. Недаром А. С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети, – будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем».

Ведь дети по самой своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им всего мало, им хочется участвовать в каких-то событиях, предприятиях, радостных волнениях. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Если же он живет в состоянии хронического эмоционального голода, реакция может быть острой и даже патологической. Так начинают бить стекла в витрине, только чтобы изведать остроту риска и страх. «Со скуки», – говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционально голода, от потребности в эмоциональном заряде. Еще И. П. Павлов утверждал, что эмоция является для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Она нужна. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, человек уже научился получать удовольствие от того, что с нормальной нравственной точки зрения должно бы вызвать стыд, гадливость, омерзение.

Итак, для эмоционального здоровья семьи важна подлинность, «неподменность» чувств, важно, чтобы поступок находился в гармонии с душенным состоянием. Показатели этой гармонии – степень напряженности чувств, пропорциональность реакции существу дела, разумная сдержанность и тактичность, отсутствие фальшивых внешних эффектов.

Учитель. Уважаемый психолог. Что на ваш взгляд, является важнейшим фактором создания нормальной здоровой атмосферы семьи?

Психолог. Умение слушать и слышать. Умение понимать и принимать своего ребенка.

Учитель. Можно ли участникам «круглого стола» познакомиться с результатами анкетирования родителей, проведенного нами? (Психолог знакомит присутствующих с результатами анкетирования.)

П р и м е ч а н и е. Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании даются соответствующие разъяснения.

Анкета для родителей

1. Хорошо ли вы знаете своего ребенка?

– Да.

– Не очень.

– Плохо.

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?

– Круглые сутки.

– 5–6 часов в сутки.

– 1–2 часа в сутки.

3. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?

– Всегда.

– Иногда.

– Никогда.

4. Как вы поощряете своего ребенка?

– Радуетесь вместе с ним его успехам.

– Стараетесь совместно организовывать досуг.

– Просто хвалите.

– Покупаете дорогие вещи, подарки, даете деньги.

5. Как вы наказываете своего ребёнка?

– Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним;

– Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете.

– Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т. д.

– Наказываете трудом.

– Не разрешаете гулять, общаться с друзьями.

– Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень).

6. Верите ли вы в своего ребенка?

– Верю, он целеустремленный и самостоятельный.

– Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

– Думаю, у него есть шанс. Мы поддержим его в любви к начинаниям.

7. Гордитесь ли вы своим ребенком?

– Мой ребенок часто раздражает меня.

– Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

– Уважаю своего ребенка и горжусь каждой его победой.

8. Доверяете ли вы своему ребенку?

– Не доверяю своему ребенку.

– Считаю, что нужно доверять, но проверять.

– В наших отношениях царит абсолютное доверие.

Учитель. А что дети говорят об атмосфере семьи, в которой они растут? Что у них на сердце? Мы хотим познакомить вас с результатами нашего мини-исследования. (Психолог знакомит присутствующих родителей с результатами исследования, проведенного заранее.)

Наши рекомендации