Физиологическое обоснование двигательных режимов для различныз групп населения

Медицинские группы для занятий оздоровительной физической культурой формируют с учетом характеристик состояния здоровья.
К первой группе относят лиц без отклонений в состоянии здоровья, с умеренными возрастными изменениями при отсутствии или незначительном нарушении функций отдельных органов (систем) преходящего характера.
Ко второй группе - лиц, страдающих хроническими заболеваниями (без наклонности к частым обострениям) в фазе стойкой ремиссии (компенсации) с умеренным нарушением функций отдельных органов (систем).
В третью группу включают лиц с хроническими заболеваниями, протекающими с относительно частыми обострениями при выраженном нарушении функции органов (систем) в фазе неустойчивой ремиссии (субкомпенсации). В эту же группу включают людей с отягощенным анамнезом (перенесенные инфаркт миокарда, динамическое нарушение мозгового кровообращения, острый гломерулонефрит и др.) при наличии клинической ремиссии не менее 3 лет, а также лиц, перенесших операции, травмы, болезни, повлекшие за собой частичную утрату трудоспособности или инвалидность.
Появление положительных или отрицательных клинико-функциональных сдвигов в состоянии здоровья при заняти-ях физической культурой служит основанием для перевода из одной медицинской группы в другую.
В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие двигательные режимы - реабилитационный;- общей физической подготовки;- тренировочный;- поддержания спортивного долголетия.
Реабилитационный режим предусматривает использование средств физической культуры с целью восстановления здоровья и физической работоспособности (профессиональной и бытовой), нарушенных в результате заболеваний (в первую очередь сердечно-сосудистой системы), а также после травм или перенесенных оперативных вмешательств.
Реабилитацию проводят в форме групповой или индивидуальной лечебной физической культуры (обычно в комплексе с медикаментозными, физиотерапевтически-ми и другими методами лечения) на базе кабинетов лечебной физической культуры или специальных реабилитационных центров. Подбор средств физической культуры, их дозировку и принципы проведения занятий устанавливают лечащий врач совместно с врачом физической культуры. Они же обеспечивают соответствующий контроль за состоянием здоровья занимающихся с учетом характера перенесенного заболевания (или травмы), их течения и степени клинического выздоровления. Режим общей физической подготовки направлен на улучшение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, а также физического развития (нормализация массы тела, повышение жизненной емкости легких). Этот режим должен способствовать коррекции некоторых нарушений в деятельности организма, связанных с возрастными изменениями или заболеваниями, свойственными старшему возрасту (коррекция осанки, улучшение равновесия, нормализация неправильной функции кишечника, обучение навыкам правильного дыхания и т.п.). Регулярное выполнение физических упражнений приводит к восстановлению утраченных двигательных навыков и умений (передвижение на лыжах, плавание и т.п.) или обучению этим навыкам, а также повышению общей выносливости. Все это ведет к сохранению бодрости и здоровья.Тренировочный режим. Основной целью данного режима является повышение функциональных возможностей организма путем постепенного увеличения тренировочных нагрузок, в основном их объемов. Предусматривается соблюдение основных дидактических принципов построения тренировок и соблюдение правил общего режима жизни. Режим поддержания спортивного долголетия направлен на возможно более продолжительное сохранение резервных возможностей организма, сохранение спортивного долголетия ветеранами спорта, начавшими занятия в молодом возрасте и продолжающими систематическую тренировку. Занятия спортом в этом случае способствуют высокой общественной активности и пропаганде идей спорта среди населения.

60. Основные формы лечебной физической культуры. Классификация и характеристика упражнении, используемых с лечебной целью. Двигательные режимы. Формы ЛФК:

утренняя гигиеническая гимнастика

лечебная гимнастика

самостоятельные занятия ФУ

лечебная дозированная ходьба

дозированное восхождение(терренкур)

дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.

массовые формы оздоровительной ФК

Классификация и характеристика упражнений:

1. Гимнастические упражнения – специально подобранные сочетания естественных для человека движений, разделенных на элементы.

Классифицируются по:

По анатомическому признаку – упр. для мм. шеи, туловища, плечевого пояса, верхних конечностей, брюшного пресса, тазового дня, нижних конечностей;

По признаку активности – активные (выполняемые самим больным), пассивные (выполняемые инструктором ЛФК с волевым усилием больного), активно-пассивные (выполняемые самим больным с помощью инструктора ЛФК);

По принципу использования гимнастических снарядов и предметов – упр. без использования предметов и снарядов; упр. с предметами (гимнастической палкой, резиновым, теннисным или волейбольным мячом, набивным мячом, с булавами, гантелями, эспандерами, скакалками и др.); упр. на снарядах (гимнастической стенке, наклонной плоскости, гимнастической скамейке и др.); упр. на тренажерах и др.;

По видовому признаку и характеру выполнения – порядковые и строевые, подготовительные (вводные), корригирующие, на координацию движений в равновесии, в сопротивлении, дыхательные, висы, упоры, подскоки и прыжки, ритмопластические упр. и др.

2. Идеомоторные упр. выполняемые медленно, они не только вызывают слабое сокращение мм., но и улучшают их функциональное состояние, оказывают трофическое действие.

3. Упр. на тренажерах позволяет точно дозировать нагрузку и развивать необходимые физ. качества.

4. Спортивно-прикладные упр. – из этой группы упр. в ЛФК наиболее часто используют дозированные ходьбу, бег, прыжки; метания и лазания; упр. в равновесии; поднимание и переноску тяжестей; дозированные греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, езду на велосипеде.

Применение в ЛФК спортивно-прикладных упр. способствует окончательному восстановлению поврежденного органа и организма в целом; воспитывает у больных сознательное отношение к занятиям ЛФК и уверенность в силах.

5. Упр. в посылке импульсов импульсов к сокращению мм. применяются при параличах и парезах, когда активные движения отсутствуют или резко ослаблены.

6. Дозированные игры (на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные) применяются в ЛФК для воспитания у больного решительности, настойчивости, сообразительности, ловкости, смелости, дисциплинированности; положительно воздействуют на деятельность всех органов и систем. Игры включают в занятия на этапе выздоровления.

Двигательные режимы.

1. Щадящий соответствует острому периоду заболевания; происходит распад поврежденных клеток; решаются общие задачи.

2. Тонизирующий соответствует подострому периоду (стихание клинических явлений); происходит восстановление анатомической целостности поврежденной ткани; решаются 50% специальных задач.

3. Восстановительный происходит восстановление функций поврежденных тканей; решаются 80% специальных задач

4. Тренирующий - восстановление функционального состояния всех систем организма; решаются общие задачи.

5. Тренировочный – для спортсменов.

61. Основы обучения физическим упражнениям в избранном виде ФСД. Способы обучения - это пути и методы, при помощи которых преподаватель передает знания, формирует соответствующие двигательные навыки и специальные физические качества.Способы обучения упражнениям основаны на использовании слова, чувственного восприятия, взаимоконтакта преподавателя с обучаемым в процессе учебно-воспитательной деятельности. В практике обучения и воспитания имеют место: словестные, наглядные и практические методы, которые применяются в взаимосвязи на всех этапах обучения. Выбор того или иного способа будет зависить от содержания учебного материала, от задач обучения, практической подготовленности руководителя и его методического мастерства. Этапы

На первом этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями. Чем дети младше, тем меньшим запасом двигательных представлений обладают и тем большее место в создании этих представлений занимает показ. С увеличением двигательного опыта у детей шире используются объяснения. На втором этапе углубленного разучивания движения большее место занимают имитация, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные методы используются в виде коротких указаний. Хороший эффект при отработке отдельных элементов техники дают упражнения, выполняемые без контроля зрения, на основе мышечных ощущений.
Задача третьего этапа — закрепление навыка и совершенствование техники его, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом упражнения проводят в игровой и соревновательной форме.
В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью воспитателя. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью воспитателя или с поддержкой за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.
В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
В среднем и старшем возрастес расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кинограммы, кино- и диафильмы), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.

62. Особенности психологической подготовки в избранном виде ФСД.

Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер путем систематического управления состоянием и поведением спортсмена в процессе занятий.

Морально-волевая подготовленность Воспитание нравственности у спортсменов является частью общепедагогической задачи по формированию гармонично развитой, общественно активной личности. В учебно-тренировочном процессе находит свое отражение воспитание таких социально значимых нравственных норм, как патриотизм, товарищество, гуманизм, дисциплинированность, честность, сознательное отношение к труду, критическое отношение к себе и стремление к самосовершенствованию. Спортивная этика включает в себя соблюдение спортсменом правил соревнований и норм нравственности по отношению к тренировкам и соревнованиям, к себе и людям, обеспечивающим занятия.
В процессе воспитания нравственности тренер целенаправленно воздействует на формирование личности спортсмена и спортивного коллективизма в целом. Такие формы и методы воспитания, как беседы, лекции, диспуты, собрания,включающие вопросы нравственности, совершенствуют моральные знания спортсмена, влияют на формирование нравственных убеждений и представлений о нравственных ценностях. Однако основным методом формирования норм нравственности является создание в спортивном коллективе практических ситуаций, в которых проявляются нравственные качества спортсмена.Развитие личности спортсмена не может рассматриваться в отрыве от коллектива, в котором он тренируется, от системы отношений, в которые он вступает. В межличностных отношениях спортсмен проявляет себя как личность и имеет возможность оценить себя в системе отношений в которые он вступает
Мотивационная сфера спортсмена является важной стороной психологии личности. Мотивация — это побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность.

Наиболее часто встречающимися мотивами в спортивной деятельности являются: моральные мотивы (долга, патриотизма, коллективизма, мотив самоутверждения, мотивы общения и социальных контактов, мотивы благополучия, познавательные мотивы и другие. Мотивационная сфера личности спортсмена характеризуется также трудностью выбираемых целей. Трудность целей, поставленных спортсменом, определяет уровень его притязаний. При адекватном уровне притязаний спортсмен выбирает цели, соответствующие его возможностям. При завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности спортсмена, который ищет причины неудач не в себе самом, что обычно приводит к конфликтам и нежеланию работать над собой. При заниженном уровне притязаний выбираемые цели ниже возможностей спортсмена. Такие спортсмены неуверенны в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели. Важной задачей тренера является формирование мотивационной основы своих учеников. При формировании мотивационной сферы учеников тренеру необходимо учитывать следующее: — ставить перед спортсменом многолетние перспективные цели;
- подчеркивать его более высокие возможности при реализации этапных целей и ориентировать на цели следующего этапа;
— развивать спортивное честолюбие; — стимулировать спортсмена поощрениями; — развивать положительные традиции команды; — отражать в наглядной агитации успехи воспитанников коллектива; — привлекать спортсменов к решению отдельных задач, стоящих перед коллективом; — показывать пример активного и добросовестного отношения к процессу подготовки спортсменов; — раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой;
— объяснять социальные функции спортивного плавания; — развивать познавательный интерес к учебно-тренировочному процессу.
Воспитание волевых качеств. Мотивация, усиленная волей и спортивным характером, является одним из факторов успеха в занятиях плаванием. В числе основных волевых качеств и черт спортивного характера пловца обычно выделяют целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержку и самообладание, требовательность к себе, уверенность в своих силах, способность к мобилизации резервов организма в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Воспитание волевых качеств происходит на основе строгого выполнения спортивного режима, обязательной реализации тренировочной программы и установок тренера, создания дополнительных трудностей в процессе тренировочных занятий, применения соревновательного метода. Для воспитания волевых качеств могут быть использованы следующие приемы создания дополнительных трудностей в тренировочных занятиях. Для воспитания выдержки и настойчивости, психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений — выполнением упражнений с заданием показать наивысший результат после напряженной тренировки (об упражнении заранее не сообщается). Для повышенияя надежности навыков, воспитания уверенности — тренировка в среднегорье, плавание с тормозными устройствами, гипоксическая тренировка. Для воспитания стойкости и самообладания — тренировка при бльшом количестве пловцов на одной дорожке, соблюдение заданной скорости или темпа при сбивающих факторах. Для воспитания бойцовскиx качеств, воли к победе — обеспечение конкуренции в тренировочных занятиях и соревнованиях, соревнование пловца с группой спортсменов, стартующих по эстафетному принципу. Специальная психологическая подготовленность
Специальная психологическая подготовка спортсмена к конкретному соревнованию представляет собой определенную систему взаимосвязанных звеньев. Процесс подготовки должен учитывать особенности темперамента пловца . Сбор информации об условиях соревнования необходим для снятия ощущения новизны обстановки, если пловец в данном бассейне стартует впервые. Это особенно важно для интровертов, так как экстраверты положительно относятся к проведению соревнований в незнакомых бассейнах. Информация о соперниках (предполагаемые результаты, варианты проплывания дистанции) позволяет продумать вероятностный ход заплыва. В процессе предварительной подготовки пловца к соревнованиям определяется целевая установка в соответствии с возможностями спортсмена. Перед соревнованием большое значение придается актуализации цели и мотивов, характерных для спортсмена. Интеллектуальная подготовленность
Интеллектуальная подготовленность отражает познавательную деятельность пловца, включающую уже приобретенный опыт и знания, а также способность к дальнейшему его приобретению и применение на практике. В интеллектуальной подготовке спортсмена различают его интеллектуальное образование и воспитание интеллектуальных способностей . Содержание интеллектуального образования спортсмена составляют знания мировоззренческого характера, знания основ подготовки спортсмена и спортивно-прикладные знания. Кроме специальных теоретических занятий получают спортивно-прикладные знания в процессе самой тренировки при объяснении и аргументации тренером содержания тренировочных занятий. По мере роста уровня общеобразовательной подготовки и уровня спортивных достижений происходит более углубленное изучение тем и разделов, связанных со спортивной специализацией.
63. Особенности тактической подготовки в избранном виде ФСД. Тактика пловца представляет собой искусство ведения спортивной борьбы на водных дорожках бассейнов. Она включает составление плана выступления на соревнованиях с учетом возможностей спортсмена в конкретных условиях соревнований и реализацию этого плана. Выполнение тактического плана в значительной мере зависит от умения пловца целесообразно использовать в условиях борьбы навыки и природные данные и от умения правильно распределить свои силы в заплыве.

Тактика может быть пассивной и активной.

Пассивная – умышленное предоставление инициативы противникам, чтобы в нужный момент самому предпринять решительные контрмеры (например, финишный рывок из-за спины).

Активная тактика проявляется в навязывании противникам действий, выгодных для себя. Она более разнообразна и осуществляется в виде вариантов изменения скорости плавания на дистанции.

В связи со спецификой движения пловца в воде борьба за достижение высшего результата может быть успешной только при относительно равномерной скорости на дистанции.

Для того, чтобы пройти в полуфинал или финал с заранее определенным временем, пловцу надо уметь правильно оценивать свое время проплыва. Научиться этому помогают следующие контрольные тренировки:

1. спортсмен проплывает дистанцию с заданием показать определенное время в диапазоне 80-95% от максимальной скорости и сравнивает полученное время проплыва с заданным;

2. спортсмен проплывает дистанцию и по собственному ощущению определяет время проплыва, сравнивая его потом с действительным временем.

Для спортивных соревнований характерны следующие разновидности тактики:

Тактика завоевания 1-го места независимо от результата;

Тактика победы с высшим результатом;

Тактика достижения результата для выхода в финал.

1. Тактика завоевания 1-го места независимо от результата бывает целесообразна в финальных заплывах чемпионатов. В этом случае обычно применяются варианты с умышленным изменением скорости. Спортсмену, обладающему высокой скоростью и умеющему хорошо финишировать, целесообразно продержаться сзади противников, а затем сделать решающий рывок на финише. Если спортсмен уступает противнику в скорости, но у него лучше финиш, то ему надо стараться не отстать от противника на первой половине дистанции, чтобы к финишу сохранить свое преимущество.

2. Тактика победы с высшим результатом встречаются в соревнованиях с предварительным заплывом при ожидании в финалах высоких плотных результатов. Здесь возможны два случая: 1) основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат; 2) у стартующего спортсмена будут конкуренты в последующих заплывах, результаты которых ему не известны. В первом случае спортсмен, зная графики скоростей соперников, должен стремиться плыть по графику сильнейшего конкурента и пытаться выиграть за счет финишного рывка. Во втором случае лучший вариант – плыть на высший результат.

3. Тактика достижения результат для выхода финал применяется с целью экономии сил, необходимых для последующих выступлений на данных соревнованиях. В этом случае при заниженном прогнозе результатов конкурентов или при плохом контроле своей скорости появляется опасность показать результат, недостаточный для выхода в финал. Поэтому для применения такой тактики необходимо иметь точное представление о силах соперников и уметь хорошо управлять своей скоростью. При планировании скорости спортсмену следует исходить из расчета попадания примерно в середину финального заплыва (4-6-й результат).

64. Особенности технической подготовки в избранном виде ФСД. Техническая подготовка должна обеспечивать овладение правильной спортивной техникой: техникой способов плавания, стартовым прыжком и поворотами. Высокая степень владения техникой позволяет выполнять основные рабочие движения пловца эффективно и экономично. Это особенно необходимо в плавании – виде спорта, который в значительной степени связан с проявлением качества выносливости.

В спортивной технике органически связаны форма (траектории) движений и их содержание (характер работы мм, волевые усилия, энергетическое обеспечение работы).

Для освоения техники плавания и совершенствования в ней применяются следующие методы:

словесного изложения и наглядности;

метод упражнения;

идеомоторный метод

метод последовательного переключения внимания

Методы словесного изложения и наглядности, применяемые при совершенствовании в технике плавания, имеют свою специфику. Метод словесного изложения более широко используется при совершенствовании движений пловца, а метод наглядности – при освоении техники плавания.

Анализ техники плавания и выявление ошибок в движениях следует делать чаще, объясняя пловцу, почему и как надо выполнять то или иное движение. Замечания тренера и указания по исправлению недостатков в движениях должны касаться только одного или максимум двух элементов техники. В процессе реализации метода наглядности при освоении техники плавания и совершенствования в ней хорошие результаты дает непосредственный показ движений пловцов или демонстрация их с использованием фотографии, кинограмм, кинофильмов, кинокольцовок и видеозаписей.

Метод упражнения является основным при обучении технике плавания и совершенствовании в ней. В процессе совершенствования обычно применяется целостное воспроизведение техники плавания. Это позволяет формировать технику движений, варьируя условия их выполнения (ритм, темп, скорость), а затем усложняя эти условия (выполнение на фоне утомления, с отягощением, на соревнованиях). Наряду с целостным выполнением движений совершенствование в технике плавания проводится и по элементам, раздельно, с применением имитационных, подводящих и специальных упражнений.

Идеомоторный метод совершенствования движений представляет собой мысленное выполнение движений и применяется квалифицированными спортсменами.

Предварительное мысленное выполнение движения создает в представлении спортсмена своеобразный эталон движения, ориентируясь на который можно настроиться на правильное выполнение движений и получить возможность проанализировать свои движения, сравнивая их с воображаемыми.

Идеомоторный метод может применяться и для психологической настройки к соревнованиями. Многократно воображаемое воспроизведение соревновательной ситуации и мысленное выполнение упражнения помогают снизить чрезмерное предстартовое возбуждение.

Метод последовательного переключения внимания, применяемый в технической подготовке пловцов, заключается в том, что спортсмену предлагается во время упражнений последовательно сосредотачивать внимание на правильном выполнении отдельных элементов техники. Например, спортсмен проплывает 20 раз по 50 м. Сначала ему предлагается проплыть несколько отрезков, концентрируя внимание на расслаблении рук при проносе по воздуху. На последующих 2 – 4 отрезках все внимание сосредотачивается только на начале гребка руками, затем внимание переключается только на окончание гребка и т.д. Такое сосредоточение внимания на правильном выполнении отдельных элементов техники позволяет спортсмену сосредоточиться на нужных движениях и последовательно совершенствовать их.

65. Особенности физической подготовки в избранном виде ФСД.Физическая подготовка по воздействию применяемых упражнений подразделяется на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Общая физическая подготовка пловца направлена на разностороннее комплексное воздействие на организм спортсмена без учета или с некоторым учетом специфики плавания и позволяет решать следующие задачи:

1. Всестороннее развитие организма спортсмена, повышение уровня развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и на основе этих качеств создание функциональной базы, необходимой для достижения высоких спортивных результатов.

2. Оздоровление пловцов, закаливание, выработка иммунитета к сменам температур.

3. Обеспечение в периоды снижения специальных тренировочных нагрузок активного отдыха путем изменения характера применяемых упражнений.

4. Повышение уровня волевой подготовленности спортсменов путем преодоления ими дополнительно создаваемых трудностей.

Специальная физическая подготовка строится на базе ОФП. Основными средствами СФП пловца являются плавание избранными способами и различные упражнения в воде. Кроме того, широко применяются упражнения на тренажерах, позволяющие на суше имитировать движения пловца в воде.

1. Повышение общего объема и интенсивности тренировки с помощью средств и методов, оказывающих однонаправленное с тренировкой в воде воздействие.

2. Преимущественное совершенствование качеств и навыков, наиболее специфичных для определенного способа плавания и дистанции.

3. Избирательное совершенствование мышц и групп мышц, несущих основную нагрузку в плавания, с учетом способа плавания и дистанции.

4. Устранение индивидуальных недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой плавания.

5. Исправление ошибок в технике плавания с помощью различных упражнений на суше и в воде.

Средствами СФП являются упражнения, которые по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий сходны с движениями в плавании и направлены на специализированное развитие и совершенствование основных рабочих групп мышц и ведущих функций.

Соотношение средств ОФП и СФП, равно как и их сочетание с плавательной тренировкой, зависит от индивидуальных особенностей пловца, его подготовленности, периода тренировки и решаемых задач. Общая тенденция такого соотношения выражается в следующем:

физическая подготовка юных пловцов на первом и втором годах занятий спортом должна быть максимально разносторонней;

по мере роста спортивных достижений и стажа физическая подготовка становится более специализированной;

для спортсменов высокого класса физическая подготовка должна быть преимущественно специальной.

66. Острые патологические состояния призанятиях спортом (обмороки, травматизм, острая сердечная недостаточность).Первая помощь, профилактика. Острые патологические состояния по своему характеру являются комплексом патологических реакций, процессов и состояний. Такого рода состояния нарушают общую жизнедеятельность организма. Они бывают как скоро проходящими и не представляющими серьезной опасности для спортсмена, так и настолько тяжелыми, что могут привести к его гибели, если не принять срочных мер доврачебной помощи. По своему происхождению острые патологические состояния весьма разнообразны, как и патофизиологические механизмы, лежащие в основе их развития. Одно из тяжелых острых патологических состояний - травматический шок. Наиболее часто встречающееся в спорте острое патологическое состояние - обморочное состояние.

Обморок. Обычно - самое безопасное проявление острой недостаточности кровообращения. Причинами обморока могут быть быстрое вставание, длительное неподвижное стояние, отрицательные эмоции. При чрезмерных физических нагрузках в занятиях и соревнованиях, при нерационально про­водимых тренировках и несоблюдении режима могут возникнуть острые и хронические перенапря­жения организма спортсмена. Проявление. Обморок наступает постепенно. Сначала возникают слабость, тошнота, головокружение, неприятные ощущения в животе и груди. Затем появляются возрастающие по интенсивности потемнение в глазах, шум в ушах, неустойчивость при стоянии, оглушенность. Больной бледен, неравномерно дышит, жалуется на дискомфорт, пытается устранить неприятное для него воздействие, например, снять рюкзак, присесть. Пульс больного при этом частый, но иногда уряжается. Прощупать пульс лучше на шее, т.к. на предплечье он очень слаб.

В течение минуты с начала ухудшения состояния больной может (как бы замедленно) упасть, иногда пытаясь удержаться, и потерять сознание на несколько секунд. Однако при глубоком обмороке бессознательное состояние сохраняется до 40 минут. При этом дыхание и пульс едва определяются, глаза закрыты, зрачки расширены, замедленно реагируют на свет. Мышцы расслаблены, однако возможны кратковременные судороги.

По окончании обморока сознание возвращается за нескольких секунд. Больной помнит о событиях, предшествующих обмороку (в отличие от больных с эпилепсией, черепно-мозговой травмой). Однако восстановление работоспособности может затянуться на несколько часов.

Помощь. Нужно положить больного (не на голую землю!), опустить голову, приподнять ноги, освободить от одежды и амуниции, которые стесняют дыхание. Следует обеспечить комфортные температурные условия. Похлопайте по щекам, потрите уши, обрызгайте на лицо холодной водой. Через несколько минут при безуспешности указанных мероприятий следует поднести к носу больного (постепенно!) ватку, смоченную нашатырным спиртом.

Необходимо постоянно контролировать пульс, дыхание. Если дыхание чрезмерно ослаблено, следует провести искусственное дыхание. При отсутствии пульсации на артериях, в частности, сонной, нужно начинать массаж сердца.

ТРАВМЫ

Черепно-мозговая. Одна из самых опасных травм, при которой механическим воздействием (ударом камня, воздушной волной при сходе лавины и т. д) повреждается головной мозг и череп.

Признаки. Сразу после травмы пострадавший хотя бы на мгновение теряет сознание. Иногда он отмечает кратковременную оглушенность. В течение нескольких дней после травмы больной может не помнить события, происходившие в момент травмы, а также непосредственно до и после нее. Наблюдаются и другие признаки кислородного голодания головного мозга.

Повреждение тканей головы может проявляться в виде выделений из ушей (носа) светлой или розовой жидкости, повреждений кожи и подлежащих тканей, иногда с выбуханием в рану части головного мозга.

Помощь. Удалить волосы вокруг раны. Обработайть ее края раствором антисептика. Положите на рану стерильную салфетку. Выбухание из раны накрыть, тем, что есть под рукой: мыльницей, кружкой (каркасом), который вначале нужно чисто вымыть, простерилизовать антисептиком. После этого нужно наложить повязку.

Обеспечить максимально возможное охлаждение головы полиэтиленовыми мешочками со снегом, мелко наколотым льдом, часто сменяемыми салфетками, смоченными в холодной воде.

Транспортировку этого больного - в положении полусидя, с головой, лежащей на мягком валике. Если больной без сознания, фиксировать голову, чтобы уберечь ее от боковых качаний. Нужно контролировать сохранность дыхания, особенно после рвоты, могущей привести к закупорке дыхательных путей. Для предупреждения этого осложнения во время рвоты наклоните больного или хотя бы его голову (если не повреждены шейные позвонки!) набок удалите салфетками рвотные массы изо рта после окончания рвоты. При фиксации и транспортировке необходимо учитывать возможные судороги, двигательное возбуждение, агрессивное поведение, особенно ночью. Питье должно быть необильным, еда - по желанию больного.

Позвоночно-спинномозговая. Эта травма повреждает позвоночник и спинной мозг и поэтому есть опасность наступления клинической смерти. Наиболее частые условия возникновения травмы — удар или сдавливание позвоночника, чрезмерное одномоментное его искривление, прыжок с высоты.

Признаки. Больной может жаловаться на боли в спине, необычные ощущения в этой области (жжение, снижение чувствительности). Сила мышц конечностей при определенных движениях снижена с одной или обеих сторон (нужно проверить при разнообразных движениях в каждом из симметричных суставов). При ощупывании мышцы конечностей расслаблены. Чувствительность при касании или легком укалывании кожи нарушена чаще в области стоп и кистей. Наблюдается задержка или недержание мочи.

Если указанные признаки выявить не удалось и отсутствует повреждение кости, видимое через дефект мягких тканей, необходимо искать признаки перелома позвоночника. Для этого нужно проверить реакцию больного на осевую разгрузку и нагрузку позвоночника путем толчкообразного надавливания возрастающей интенсивности на голову и пятки пострадавшего и потягивания за них вдоль оси позвоночника. Затем следует прощупать и простучать остистые отростки позвоночника и пространство между ними последовательно вначале от шейного отдела, затем – от крестца. При этом отростки нужно простукивать средним пальцем, а соседними (вторым и четвертым), лежащими рядом на поверхности спины, ощупывать степень напряжения лежащих под пальцами мышц при вашем ударе. Отметьте место наибольшей напряженности — признак возможного перелома. Затем прощупайте другие части позвоночника, расположенные на 1 —1,5 и 2—3 см кнаружи в обе стороны от каждого из остистых отростков. Ограниченное ощущение болезненности при обследовании также служит признаком повреждения позвоночника.

Помощь. При наличии раны необходимо обработать ее края раствором антисептика и наложить стерильную повязку. На любом этапе транспортировки обеспечить неподвижность позвоночника и головы больного. Длительная транспортировка возможна лишь на щите с плотной ровной подстилкой, к которому больной привязан в положении на спине или, хуже, на животе. При безвыходности, если придется транспортировать на мягких носилках, положить пострадавшего спиной вверх. При перекладывании, например, с земли на щит, необходимо подвести под больного ладони так, чтобы отсутствовало провисание какого-либо отдела позвоночника при одновременном, по команде, подъеме его с земли. Контроль дыхания больного, т.к. оно может остановиться. Если имеется перелом шейного отдела позвоночника, при транспортировке крайне необходимо обеспечить неподвижное положение головы относительно туловища (например, валиками в области шеи, головы).

Перелом таза. Сле

Наши рекомендации