Учет общих и специфических факторов риска

Общие

отклонение в состоянии здоровья

нарушение соотношения ОФП и СФП

утомление

нарушение весового режима

курение

употребление алкоголя

применение допингов

неблагоприятные климатические условия

нарушение правил врачебного контроля

Специфические

недостатки ранней спец. подготовки

Погрешность разминки

Несоответствие спортивной техники

Неправильная страховка и самостраховка

Несоответствие обуви

Недостатки индивидуальной защиты

Необъяктивные судейства

Неподготовленность к занятию

Особенность эмоционального возбуждения

нарушение дисциплины

Основная профилактика травм

Рационализация тренерских нагрузок

Повышение функциональных возможностей слабых звеньев

Активация восстановительных средств

Развитие ОДА на растяжение мышц

Силовая тренировка мышц при всех режимах работы,

Совершенствование техники,слабое звено мыш. аппарата

Педагогические средства восстановления,психологические средства,медикобиологические средства(витамины),энергетики (для мышц),ферменты.

48. Многолетняя подготовка спортсмена в избранном виде ФСД, характеристика ее этапов. Этапы многолетней тренировки - начальная подготовка (укрепление здоровья, физ.подготовка), базовая (создание двигательного по­тенциала), специализированная подготовка (упражнения из смежных видов спорта), максимальная реализация индивидуальных воз­можностей, сохранение достижений. Перспективный план состоит из разделов: краткая характеристика команды, цель, главные задачи подготовки, этапы подготовки, основные соревнования на этапах, контрольные нормативы, врачебным контроль, места занятий и ин­вентарь.

Стадии Базовой подготовки Максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей Спортивного долголетия
Этапы 1.Предва­рительной подготовки 2. Началь­ной специ­ализации 3. Углубленного спортив­ного совершенствования 4. Высших достижений 5. Сохранения достижений 6. Поддержания общей трениро­ванности
Примерная продолжи­тельность этапа в годах 1-3 2-3 2-4 4-5 4-6
Преимуще­ственная направлен­ность тре­нировочно­го процесса на каждом этапе Развитие интереса к занятиям спортом, первичная спортивная ориента­ция, общая ба­зовая под­готовка Уточнение предмета будущей специали­зации и начало углублен­ной трени­ровки в избран­ном виде спорта, специаль­ная базовая подготовка Увеличение удельного ве­са специальной подготов­ки и соревновательной практики. Освоение высоких нагрузок, адек­ватных возрастным и индивидуальным воз­можностям организма спортсмена, запросам роста спортивного мас­терства. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов Совершенствование спортивного мастерства за счет повышения уров­ня специальной подго­товленности и путей индивидуализации трени­ровочного процесса, освоение максимальных тренировочных и сорев­новательных нагрузок. Достижение абсолютно высоких результатов Постепенное огра­ничение трениро­вочных нагрузок. Повышение трени­рованности и под­держание ранее достигнутого уров­ня результатов за счет рационализа­ции тренировоч­ного процесса и всей соревнова­тельной деятель­ности Переключение на деятельность оздоровительно-рекреативного характера
Группы обучения в СДЮШОР и ШВСМ Начальной подготовки Учебно-трениро­вочные Спортивного совершенствования Высшего спортивного мастерства    


Морфологическое и физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок. Взаимосвязь влияния уровня физической активности, особенностей строения и развития на состояние здоровья и адаптацию к физическим нагрузкам.

Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы, определяющие состояние и развитие организма. Для решения этих задач необходимо разработать критерии нормирования нагрузок для людей различных возрастных групп. При обосновании и градации физических нагрузок, адекватных функциональным возможностям исследуемых, как правило, подходят с тех позиций: 1. градация физических нагрузок по отдельным физиологическим показателям, в частности по ЧСС, потреблению кислорода, легочной вентиляции и др.; 2. Дозировки интенсивности физической нагрузки в зависимости от максимальной скорости передвижения; оценки интенсивности нагрузки, исходя из максимальных энергетических возможностей организма. При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов: 1. Продолжительность упражнения; 2. интенсивность; 3. Продолжительность интервалов отдыха между упражнениями; 4. характер отдыха; 5. число повторений упражнения. При нормировании выполнения циклических упражнений особое внимание заслуживают процессы возрастного развития двигательной системы. Изменения физиологических процессов в связи с выполнением тренировочныхзанятий обусловлены воздействием на организм повторяющихся движений. При этом в первую очередь происходят изменения функционального состояния двигательной системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений, сигнализирующих о возможной гипоксии, но главным образом – под влиянием моторно- висцеральных рефлексов. Поэтому при планировании тренировочных занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но и возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных навыков. Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений упражнений и Продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движений.

50. Неблагоприятные предстартовые состояния и способы их предотвращения. Предстартовые состояния возникают по механизму условных рефлексов. Физиолог. изменения возникают на усл. сигналы, которыми явл. раздражители (вид вып. упр.: подготовительные проц. – условная негативная волна «волна ожидания»,набл. медл. потенциалы в темпе предстоящего движения – «меченые ритмы ЭЭГ», вегетативные и моторные сдвиги, актуализация рабочей доминанты.

Предст. изменения. – неспецифические(при любой работе), специфические (связ.со спецификой предст. упр.).

Неспецифические – 3 формы предст. сост.: 1) боевая готовность-обесп. наилучш. психол. настрой и функциональную подг. Спортсменов (оптимальный уровень физ.сдвигов – повышенная возбудимость Н.Ц, и мышечных волокон, пост. глюкозы из печени в кровь, превышение концентрации нора- над адреналином, укорочение времени дв. реакции, оптим. усиление частоты и глубины дыхания и ЧСС. 2) предстартовая лихорадка – возбудимость мозга чрезмерно повышена, состояние тревоги (нарушение межмыш.координации, преждевр. энергозатраты, избыточные кардиореспират. реакции, ↑ возбудимость, бытрые и неоправданные движения – истощение ресурсов). 3) предстартовая апатия –недост. уровень возбудимости ЦНС (↑ времени дв. реакции, подавленность и неуверенность в своих силах, невысокие изменения в состоянии скел.мышц и вегетативных ф.). При длительной работе негативные реакции предст. лихор. и апатии могут преодолеваться, при кратковременной работе это невозможно.

Специфические –редст.реакц. отражают особенности предст. работы (в КБП активиз. зоны, которые будут вовлекаться в работу, функц. изменения выше на соревн., чем на тренировке).

Регуляция предст. состояний – на формы проявления предст.состояний оказывает влияние тип ВНД: сангвиники, флегматики – сильные и уравновешенные нервн.проц. – боеваяготовность, холерики – предстартовая лихорадка, меланхолики – аппатия.

Беседа с тренером.

Перекл. на др. вид деятельности способствует оптимизации предст. состояний.

Массаж.

Правильно проведенная разминка (в невысоком темпе – глубокие ритмичные дыхания (гипервентиляция), в быстром темпе – для возбуждения нервной и мыш.систем).

Разминка(10 – 30 мин.)–велика роль в подготовке организма к предстоящей работе, т.к. к условнорефлекторному механизму предстартовых состояний подключаются безусловнорефлекторные реакции, вызванные работой мышц. Общая разминка – неспецифична, направлена на повышение функционального состояния орг. и создание оптимального возбуждения. Разогр. мышц ↓ их вязкость, повышает гибкость суставно – связочного аппарата, ↑ поступление О2 к мышцам и тканям, акт.ферменты и ускоряет биохимические реакции. Разминка не должна доводить до выраженного утомления и вызвать повышение темп. до 38, что вызовет отрицательный эффект. Специальная часть разминки – обесп. специфическую подготовку именно тех нервных центров и скелетных мышц, которые несут основную нагр. Происходит оживление рабочих доминант динамических стереотипов, вегетативные сдвиги достигают уровня, необходимого для быстрого вхождения в работу.

Наши рекомендации