Деятельность психолога по выявлению причин отклоняющегося поведения

В определении причин отклоняющегося поведения большую помощь может оказать школьный психолог, который может использовать с этой целью методы психодиагностики.

Для выявления особенностей семейного воспитания целесообразно использовать:

- методику Рене Жиля;

- опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Эйдемиллера.

Для выявления особенностей межличностного взаи­модействия в классе используются:

- социометрия;

- методика диагностики предрасположенности к кон­фликтному поведению К. Томаса;

- методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга.

Для выявления психических состояний и свойств лич­ности применяются:

- методика диагностики уровня школьной тревожно­сти Филипса;

- тест Люшера;

- проективная методика HAND-тест;

- методика диагностики показателей и форм агрес­сии А. Баса и А. Дарки;

- методика многофакторного исследования личнос­ти Р. Кеттелла;

- методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда.

Каждый психолог имеет свои диагностические комп­лексы, поэтому данный список может быть продол­жен или видоизменен.

Кроме психодиагностических методов для выявле­ния причин отклоняющегося поведения педагоги и психологи могут использовать опрос «трудного» подростка.

Схема проведения опроса «трудного» подростка психологом или соци­альным педагогом

1. Учеба:

- любимые и нелюбимые предметы;

- причины школьных успехов и неудач;

- отношение с учителями;

- участие в общественной работе;

- случаи нарушения дисциплины.

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоя­щие трудности и трезво оценивать свои возможности.

3. Отношения со сверстниками:

- предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;

- положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.);

- критерии выбора приятелей (по определенным лич­ным качествам, по общности увлечений, для прове­дения досуга, увеселений и т.п.).

4. Увлечения в настоящем и прошлом:

- под чьим влиянием был сделан выбор увлечения;

- каковы достигнутые результаты;

- почему те или иные увлечения заброшены и т.д.

5. Отношения с родителями, внутрисемейные отно­шения, состав семьи:

- кто назван первым;

- о ком забыл упомянуть;

- кто занимался его воспитанием;

- наиболее близкий член семьи;

- с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами семьи, отноше­ние к ним подростка.

В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи. Полезно бывает услышать мнение учащегося о ха­рактере его родителей (если об этом заходит речь).

6. Отклонения в поведении (прошлые):

- прогулы занятий;

- мелкое хулиганство;

- курение и выпивки;

- знакомство с различными дурманящими средствами;

- побеги из дома;

- был ли когда-либо задержан или взят на учет мили­цией (если был, то когда и за что).

7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

9. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального пе­дагога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представ­ление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):

а) первая влюбленность и связанные с этим психи­ческие травмы;

б) оценка своей привлекательности;

в) начало половой жизни и скрытые опасения по по­воду своей сексуальной неполноценности.

Для ранней диагностики отклоняющегося поведения нами разработана карта наблюдений (табл. 1), которая заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом .совместно. Данная карта наблюдений поможет опре­делить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки коррекционной программы и определения степени ее эффективности.

Таблица 1. Карта наблюдений

Ф.И. учащегося __________ Класс



Критерии наблюдения Не соблюдается Иногда Часто
Учебная деятельность: - равнодушие; - нежелание учиться; - низкая успеваемость; - затруднения в освоении учебных программ; - систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам      
Взаимоотношения со сверстниками. § Положение в классе: - изоляция; - противопоставление себя коллективу; - положение дезорганизатора; - положение вожака микрогруппы, состоящей их «трудных» учащихся. § Взаимоотношения со сверстниками: - жестокое обращение со слабыми и младшими; - пренебрежительное отношение к сверстникам; - принадлежность к той или иной молодежной группе      
Взаимоотношения со взрослыми. § С учителями: - конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями; - грубость, хамство; - бестактность; - ложь. § С родителями: - конфликтный характер; - ложь; - грубость, хамство      
Проведение свободного времени: - бросил заниматься в кружке, секции, студии; - в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице); - употребляет спиртные напитки; - курит; - зарабатывает себе на жизнь      
Отношение к труду, профессиональная ориентация. § Выбор профессии (для старшеклассников): - незнание своих возможностей и способностей; - профессиональная неопределенность; - неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избран­ной профессии. § Отношение к труду: - отрицательное отношение к работе; - невыполнение трудовых обязанностей в школе; - неисполнение трудовых обязанностей дома; - недобросовестное отношение к труду.      
Поведение и поступки. § В школе: - прогулы; - нарушение школьной дисциплины; - нецензурная брань; - жаргонная речь; - порча школьного имущества; - срыв уроков; - драки. § В семье: - побеги из дома; - невыполнение домашних обязанностей; - непослушание; - ложь. § Противоправные поступки: - бродяжничество; - попрошайничество; - азартные игры; - употребление наркотиков; - проституция; - кража; - вымогательство; - порча имущества; - нанесение телесных повреждений (в результате драки).      

Наши рекомендации