Деятельность психолога по выявлению причин отклоняющегося поведения
В определении причин отклоняющегося поведения большую помощь может оказать школьный психолог, который может использовать с этой целью методы психодиагностики.
Для выявления особенностей семейного воспитания целесообразно использовать:
- методику Рене Жиля;
- опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Эйдемиллера.
Для выявления особенностей межличностного взаимодействия в классе используются:
- социометрия;
- методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса;
- методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга.
Для выявления психических состояний и свойств личности применяются:
- методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса;
- тест Люшера;
- проективная методика HAND-тест;
- методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки;
- методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла;
- методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда.
Каждый психолог имеет свои диагностические комплексы, поэтому данный список может быть продолжен или видоизменен.
Кроме психодиагностических методов для выявления причин отклоняющегося поведения педагоги и психологи могут использовать опрос «трудного» подростка.
Схема проведения опроса «трудного» подростка психологом или социальным педагогом
1. Учеба:
- любимые и нелюбимые предметы;
- причины школьных успехов и неудач;
- отношение с учителями;
- участие в общественной работе;
- случаи нарушения дисциплины.
2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
3. Отношения со сверстниками:
- предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;
- положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.);
- критерии выбора приятелей (по определенным личным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга, увеселений и т.п.).
4. Увлечения в настоящем и прошлом:
- под чьим влиянием был сделан выбор увлечения;
- каковы достигнутые результаты;
- почему те или иные увлечения заброшены и т.д.
5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи:
- кто назван первым;
- о ком забыл упомянуть;
- кто занимался его воспитанием;
- наиболее близкий член семьи;
- с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка.
В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи. Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).
6. Отклонения в поведении (прошлые):
- прогулы занятий;
- мелкое хулиганство;
- курение и выпивки;
- знакомство с различными дурманящими средствами;
- побеги из дома;
- был ли когда-либо задержан или взят на учет милицией (если был, то когда и за что).
7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.
8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
9. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):
а) первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
б) оценка своей привлекательности;
в) начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.
Для ранней диагностики отклоняющегося поведения нами разработана карта наблюдений (табл. 1), которая заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом .совместно. Данная карта наблюдений поможет определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки коррекционной программы и определения степени ее эффективности.
Таблица 1. Карта наблюдений
Ф.И. учащегося __________ Класс
№ | Критерии наблюдения | Не соблюдается | Иногда | Часто |
Учебная деятельность: - равнодушие; - нежелание учиться; - низкая успеваемость; - затруднения в освоении учебных программ; - систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам | ||||
Взаимоотношения со сверстниками. § Положение в классе: - изоляция; - противопоставление себя коллективу; - положение дезорганизатора; - положение вожака микрогруппы, состоящей их «трудных» учащихся. § Взаимоотношения со сверстниками: - жестокое обращение со слабыми и младшими; - пренебрежительное отношение к сверстникам; - принадлежность к той или иной молодежной группе | ||||
Взаимоотношения со взрослыми. § С учителями: - конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями; - грубость, хамство; - бестактность; - ложь. § С родителями: - конфликтный характер; - ложь; - грубость, хамство | ||||
Проведение свободного времени: - бросил заниматься в кружке, секции, студии; - в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице); - употребляет спиртные напитки; - курит; - зарабатывает себе на жизнь | ||||
Отношение к труду, профессиональная ориентация. § Выбор профессии (для старшеклассников): - незнание своих возможностей и способностей; - профессиональная неопределенность; - неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии. § Отношение к труду: - отрицательное отношение к работе; - невыполнение трудовых обязанностей в школе; - неисполнение трудовых обязанностей дома; - недобросовестное отношение к труду. | ||||
Поведение и поступки. § В школе: - прогулы; - нарушение школьной дисциплины; - нецензурная брань; - жаргонная речь; - порча школьного имущества; - срыв уроков; - драки. § В семье: - побеги из дома; - невыполнение домашних обязанностей; - непослушание; - ложь. § Противоправные поступки: - бродяжничество; - попрошайничество; - азартные игры; - употребление наркотиков; - проституция; - кража; - вымогательство; - порча имущества; - нанесение телесных повреждений (в результате драки). |