Определение причин отклоняющегося поведения
Система профилактики
правонарушений и преступлений школьников
Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя следующие компоненты:
1. Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.
2. Устранение причин отклонений в поведении школьника:
- изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
- вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;
- изменение условий семейного воспитания.
Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел. Успех дела во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса.
Выявление учащихся группы «риска»
Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность;
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения со взрослыми;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и профессиональная ориентация;
- поведение и поступки.
Способы получения необходимой информации:
- анализ классных журналов;
- опрос мнения учителей о школьнике;
- анализ учета посещаемости занятий;
- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
- беседы с родителями школьника;
- социометрические исследования;
- наблюдения;
- беседы со школьником;
- запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных комбинатов (УПК)
- запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;
- запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних;
- запрос информации с предыдущего места учебы школьника.
Определение причин отклоняющегося поведения
Деятельность психолога по выявлению причин отклоняющегося поведения
Таблица 1. Карта наблюдений
Ф.И. учащегося __________ Класс
№ | Критерии наблюдения | Не соблюдается | Иногда | Часто |
Учебная деятельность: - равнодушие; - нежелание учиться; - низкая успеваемость; - затруднения в освоении учебных программ; - систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам | ||||
Взаимоотношения со сверстниками. § Положение в классе: - изоляция; - противопоставление себя коллективу; - положение дезорганизатора; - положение вожака микрогруппы, состоящей их «трудных» учащихся. § Взаимоотношения со сверстниками: - жестокое обращение со слабыми и младшими; - пренебрежительное отношение к сверстникам; - принадлежность к той или иной молодежной группе | ||||
Взаимоотношения со взрослыми. § С учителями: - конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями; - грубость, хамство; - бестактность; - ложь. § С родителями: - конфликтный характер; - ложь; - грубость, хамство | ||||
Проведение свободного времени: - бросил заниматься в кружке, секции, студии; - в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице); - употребляет спиртные напитки; - курит; - зарабатывает себе на жизнь | ||||
Отношение к труду, профессиональная ориентация. § Выбор профессии (для старшеклассников): - незнание своих возможностей и способностей; - профессиональная неопределенность; - неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии. § Отношение к труду: - отрицательное отношение к работе; - невыполнение трудовых обязанностей в школе; - неисполнение трудовых обязанностей дома; - недобросовестное отношение к труду. | ||||
Поведение и поступки. § В школе: - прогулы; - нарушение школьной дисциплины; - нецензурная брань; - жаргонная речь; - порча школьного имущества; - срыв уроков; - драки. § В семье: - побеги из дома; - невыполнение домашних обязанностей; - непослушание; - ложь. § Противоправные поступки: - бродяжничество; - попрошайничество; - азартные игры; - употребление наркотиков; - проституция; - кража; - вымогательство; - порча имущества; - нанесение телесных повреждений (в результате драки). |
Учет школьников группы «риска»
Для комплексного контроля детей группы «риска» и неблагополучных семей заместителям директоров шкот по воспитательной работе и социальным педагогам предлагаем использовать следующие формы учета (табл. 2-6).
Таблица 2. Список «трудных» учащихся школы
№ | Фамилия, имя учащегося | Класс | Состоит на учете | Дата постановки на учет | Причина постановки на учет | Ф.И.О. родителей | Домашний адрес | |
в школе | в ППДН | |||||||
Таблица 3. Охват учащихся школы внеурочной досуговой деятельностью
№ | Фамилия, имя учащегося | Класс | Название кружка, клуба, секции. Их местонахождение | Занятость по дням недели | ||||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вс. | ||||
Таблица 4. Неуспевающие учащиеся за четверть
№ | Фамилия, имя учащегося | Итоги четверти | Не успевает по предметам | |||||||
Таблица 5. Контроль посещаемости уроков учащимися, склонными к прогулам
№ | Фамилия, имя уча-щегося | Класс | Количество пропущенных уроков | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||
Таблица 6. Статистические данные о «трудных» подростках за учебный год
№ | Показатели | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | V четверть |
Поставлено на учет | ||||||
Снято с учета | ||||||
Выбыло: а) в учебные учреждения | ||||||
б) на работу | ||||||
в) за пределы города (рай-она) | ||||||
Всего успевает | ||||||
Всего не успевает | ||||||
Оставлено на повторное обучение | ||||||
Переведено условно |
Выявление и учет школьников группы «риска» ведется регулярно и систематически в течение всего учебного года. Постановка на учет не самоцель, а основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы. Для учета школьников группы «риска» и неблагополучных семей классные руководители и социальные педагоги могут использовать карты 1 и 2, а также дневник посещения учащихся на дому (табл.7).
Карта 1 Карта неблагополучной семьи 1. Ф.И.О. ребенка, проживающего в неблагополучной семье, дата его рождения ____________________________ _______________________________________________________________________________________________ 2. Адрес проживания семьи, телефон _________________________________________________________________ 3. Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий теле-фон)___________________________________________________________________________________________ 4. Отец (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон)___________________________________________________________________________________________ 5. Дети (Ф.И.О., дата рождения, что посещают, где учатся) ______________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 6. Сведения о других членах семьи __________________________________________________________________ 7. Условия проживания (краткая характеристика жилья; условий, созданных для несовершеннолетних; наличие необходимой по сезону одежды, продуктов питания) _________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 8. Даты обследования семьи ________________________________________________________________________ 9. Необходимая помощь (ремонт (ЖЭУ), материальная (органы социальной защиты, благотворительные организации), медицинская, психологическая) _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 10. Формы работы с семьей (посещения, беседы, приглашение на совет профилактики, КДН, привлечение к работе в классе, в школе и др.) ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ |
Карта 2 Карта неблагополучного школьника 1. Ф.И.О. ________________________________________________________________________________________ 2. Дата рождения _________________________________________________________________________________ 3. Адрес, телефон _________________________________________________________________________________ 4. Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон) _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 5. Отец (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон) _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 6. Медицинские показатели (группа здоровья, наличие хронических заболеваний) __________________________ _______________________________________________________________________________________________ 7. Педагогические показатели (отметить, по каким предметам отстает; какие предметы даются лучше всего) _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 8. Психологические показатели (особенности характера, склонности, способности) _________________________ _______________________________________________________________________________________________ 9. Социально-педагогическая характеристика: § положительные черты характера; § вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркомания, склонность к азартным играм); § отклонения в социальном поведении (грубость, драки, прогулы, избиение слабых, вымогательство, жесткое обращение с животными, воровство, немотивированные поступки и др.); § социальный статус («лидер», «приветствуемый», «отверженный», «принятый без определенных условий»); § социальная ситуация развития (неблагоприятная объективно, неблагоприятная субъективно, благоприятные факторы); § учет в подразделениях по делам несовершеннолетних (ППДН). |
Таблица 7. Дневник посещений учащихся на дому
№ | Дата | Ф.И.О. | Класс | Причина посещения | Результат | Прочее |
Планирование работы с детьми группы риска
Продуманный и скоординированный план учебно-воспитательной работы с «трудными» школьниками во многом определяет успех в предотвращении правонарушений и преступлений. Различают два аспекта планирования, взаимно дополняющие друг друга:
• мероприятия, рассчитанные на всех «трудных» учеников школы;
• индивидуальная работа с каждым из таких школьников.
В предлагаемом нами плане работы с детьми группы риска (табл. 8) представлено распределение обязанностей между педагогическими работниками школы и мероприятия со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, педагогическим коллективом.
Таблица 8 План работы школы с детьми группы риска
№ | Мероприятия | Клас-сный руко-води-тель | Соци-альный педагог | Педа-гог-психо-лог | Зам. дирек-тора по УВР | Зам. дирек-тора по ВР | Совет профи-лак-тики | Роди-тель-ский коми-тет |
I | Организационные мероприятия | |||||||
Составление социального паспорта класса | + | |||||||
Составление характеристик на детей группы «риска» | + | + | + | |||||
Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации | + | + | + | |||||
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | + | + | + | |||||
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы «риска» | + | |||||||
Организация досуга и кружковой деятельности | + | + | ||||||
Составление административных писем, ходатайств и др. документов; направление документации в КДН, ОППН и др. службы | + | + | ||||||
Осуществление связи с КДН, ППДН и соц. службами | + | + | + | |||||
Организация работы и отдыха школьников в летний период | + | + | + | + | ||||
II | Работа с учащимися | |||||||
Контроль посещаемости занятий | + | + | ||||||
Контроль текущей успеваемости | + | + | ||||||
Вовлечение учащихся в кружки и секции | + | + | ||||||
Проведение профилактических бесед | + | + | + | + | ||||
Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися | + | + | ||||||
Направление на консультацию к психологу или к врачам | + | + | + | |||||
Содействие в трудоустройстве | + | + | + | + | ||||
Проведение психодиагностики | + | |||||||
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута | + | + | + | + | ||||
Разбор конфликтных ситуаций | + | + | + | + | ||||
III | Работа с родителями школьников | |||||||
Посещение семей группы «риска» | + | + | ||||||
Проведение консультаций для родителей | + | + | ||||||
Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики | + | + | + | |||||
Выступление на родительских собраниях | + | + | + | + | + | + | ||
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания | + | + | + | |||||
IV | Работа с педагогическим коллективом | |||||||
Организация обмена необходимой информацией между учителями-предметниками | + | + | + | + | ||||
Консультации по результатам психодиагностики | + | |||||||
Выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска» | + | + | + | |||||
Выступления с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях | + | + | + | + | ||||
Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска» | + |
Индивидуальный план педагогической профилактики
Индивидуальный план педагогической профилактики дает ответ на три вопроса:
• что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности);
• как это устранить (проанализировать учебу школьника и оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов, помочь изменить характер отношений со значимыми людьми, вовлечь в практическую деятельность и т.д.);
• кому и что надо сделать (распределение обязанностей, установление сроков, меры контроля за эффективностью работы).
Ситуация
— Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю? (Ученик третий раз за 10 минут подходит к столу учителя.)
— Ты ведь сам знаешь, Максим, что правильно. Сядь сейчас же на место и, прежде чем спросить, поднимай руку.
Учитель расценил неуверенность Максима и его потребность в одобрении как нарушение дисциплины, заставил подчиниться требованиям и проигнорировал его чувства.
Психологи предлагают в таких ситуациях использовать эмпатическое слушание. Рассмотрим эту же ситуацию в случае применения учителем эмпатического слушания.
Ситуация
— Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю?
— У тебя есть сомнения в том, что ты делаешь?
—Угу.
— Расскажи, как ты решал. Как можно проверить, правильно ли ты решил?
Ученик рассказывает, каким способом он решал задачу, как делал проверку.
— Теперь ты убедился, что все делаешь правильно? Может быть, подобное реагирование покажется учителю непривычным и даже неестественным, ведь время урока не резиновое — некогда вести душевные разговоры. Гораздо привычнее сделать замечание. Однако при этом ученик останется наедине со своим переживанием, а материал урока все равно будет для него безразличен. В итоге у школьника постепенно усилится нежелание учиться.
Предписывающие замечания
1. Приказы, команды, указания.
— Выплюнь сейчас же резинку!
— Прекрати вертеться!
2. Предостережения. Угрозы.
— Еще раз придешь без сменной обуви, будешь мыть пол в классе.
3. Нотации. Проповеди.
— Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал!
4. Поучения.
— Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования.
5. Советы. Предписания.
— Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене.
Подавляющие замечания
1. Обвинение. Осуждение.
— Когда в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!
2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.
— Вы скачете, как стадо диких обезьян!
3. Интерпретация. Анализирование.
— Ты написала это, чтобы показать свои недюжинные способности. Хорошо бы они распространялись и на орфографию.
4. Поощрение. Авансирование.
— У тебя достаточно ума, чтобы стать отличником.
5. Допрос. Расследование.
— Кто сделал дырку в глобусе, немедленно отвечайте!
Школьное самоуправление
Школьное самоуправление способствует расширению числа строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы
равноправие учителей и учеников осуществлялось не только при подготовке к каким-то мероприятиям. Например, помимо работы Совета старшеклассников как органа самоуправления, учащиеся могут собрать классное собрание и высказать свое мнение, свои пожелания классному руководителю и учителям-предметникам относительно работы с классом.
формы школьного самоуправления многообразны и не нуждаются в жесткой внешней регламентации:
молодежный парламент, совет старшеклассников, школьный ученический совет, школьный парламент, районный совет старшеклассников и т.п.
Основное в школьном самоуправлении — поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможность оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность школьника к формированию уклада школьной жизни. Это означает, что школьное пространство становится для него «своим» и не отторгается, не провоцирует отклонение в поведении от норм, принятых в школьном сообществе.
Система профилактики
правонарушений и преступлений школьников
Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя следующие компоненты:
1. Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.
2. Устранение причин отклонений в поведении школьника:
- изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
- вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;
- изменение условий семейного воспитания.
Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел. Успех дела во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса.
Выявление учащихся группы «риска»
Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность;
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения со взрослыми;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и профессиональная ориентация;
- поведение и поступки.
Способы получения необходимой информации:
- анализ классных журналов;
- опрос мнения учителей о школьнике;
- анализ учета посещаемости занятий;
- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
- беседы с родителями школьника;
- социометрические исследования;
- наблюдения;
- беседы со школьником;
- запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных комбинатов (УПК)
- запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;
- запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних;
- запрос информации с предыдущего места учебы школьника.
Определение причин отклоняющегося поведения