Определение причин отклоняющегося поведения

Система профилактики

правонарушений и преступлений школьников

Система профилактики правонарушений и преступ­лений учащихся включает в себя следующие компо­ненты:

1. Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.

2. Устранение причин отклонений в поведении школь­ника:

- изменение характера личных отношений воспитан­ников со сверстниками и взрослыми;

- вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;

- изменение условий семейного воспитания.

Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руково­дители, родители, работники учреждений дополни­тельного образования детей, сотрудники органов внут­ренних дел. Успех дела во многом зависит от един­ства всех перечисленных выше участников образова­тельного процесса.

Выявление учащихся группы «риска»

Индикаторы неблагополучия школьника можно выя­вить в следующих сферах жизнедеятельности:

- учебная деятельность;

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения со взрослыми;

- проведение свободного времени;

- отношение к труду и профессиональная ориента­ция;

- поведение и поступки.

Способы получения необходимой информации:

- анализ классных журналов;

- опрос мнения учителей о школьнике;

- анализ учета посещаемости занятий;

- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;

- беседы с родителями школьника;

- социометрические исследования;

- наблюдения;

- беседы со школьником;

- запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных ком­бинатов (УПК)

- запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;

- запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних;

- запрос информации с предыдущего места учебы школьника.

Определение причин отклоняющегося поведения

Деятельность психолога по выявлению причин отклоняющегося поведения

Таблица 1. Карта наблюдений

Ф.И. учащегося __________ Класс

Критерии наблюдения Не соблюдается Иногда Часто
Учебная деятельность: - равнодушие; - нежелание учиться; - низкая успеваемость; - затруднения в освоении учебных программ; - систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам      
Взаимоотношения со сверстниками. § Положение в классе: - изоляция; - противопоставление себя коллективу; - положение дезорганизатора; - положение вожака микрогруппы, состоящей их «трудных» учащихся. § Взаимоотношения со сверстниками: - жестокое обращение со слабыми и младшими; - пренебрежительное отношение к сверстникам; - принадлежность к той или иной молодежной группе      
Взаимоотношения со взрослыми. § С учителями: - конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями; - грубость, хамство; - бестактность; - ложь. § С родителями: - конфликтный характер; - ложь; - грубость, хамство      
Проведение свободного времени: - бросил заниматься в кружке, секции, студии; - в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице); - употребляет спиртные напитки; - курит; - зарабатывает себе на жизнь      
Отношение к труду, профессиональная ориентация. § Выбор профессии (для старшеклассников): - незнание своих возможностей и способностей; - профессиональная неопределенность; - неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избран­ной профессии. § Отношение к труду: - отрицательное отношение к работе; - невыполнение трудовых обязанностей в школе; - неисполнение трудовых обязанностей дома; - недобросовестное отношение к труду.      
Поведение и поступки. § В школе: - прогулы; - нарушение школьной дисциплины; - нецензурная брань; - жаргонная речь; - порча школьного имущества; - срыв уроков; - драки. § В семье: - побеги из дома; - невыполнение домашних обязанностей; - непослушание; - ложь. § Противоправные поступки: - бродяжничество; - попрошайничество; - азартные игры; - употребление наркотиков; - проституция; - кража; - вымогательство; - порча имущества; - нанесение телесных повреждений (в результате драки).      




Учет школьников группы «риска»

Для комплексного контроля детей группы «риска» и неблагополучных семей заместителям директоров шкот по воспитательной работе и социальным педагогам предлагаем использовать следующие формы учета (табл. 2-6).

Таблица 2. Список «трудных» учащихся школы

№   Фамилия, имя учащегося   Класс   Состоит на уче­те   Дата постановки на учет   Причина постановки на учет   Ф.И.О. родителей   Домашний адрес  
в школе   в ППДН  
                                   

Таблица 3. Охват учащихся школы внеурочной досуговой деятельностью

№   Фамилия, имя учащегося   Класс   Название кружка, клуба, секции. Их местонахождение   Занятость по дням недели  
Пн.   Вт.   Ср.   Чт.   Пт.   Сб.   Вс.  
                                           

Таблица 4. Неуспевающие учащиеся за четверть

№   Фамилия, имя учащегося   Итоги четверти   Не успевает по предметам  
                               
                                           

Таблица 5. Контроль посещаемости уроков учащимися, склонными к прогулам

Фамилия, имя уча-ще­гося   Класс Количество пропущенных уроков  
сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь   январь   февраль   март   апрель   май  
                                               

Таблица 6. Статистические данные о «трудных» подростках за учебный год

Показатели I четверть II четверть III четверть IV четверть V четверть
Поставлено на учет          
Снято с учета          
Выбыло: а) в учебные учреждения          
б) на работу          
в) за пределы города (рай-она)          
Всего успевает          
Всего не успевает          
Оставлено на повторное обучение          
Переведено условно          

Выявление и учет школьников группы «риска» ведется регулярно и систематически в течение всего учебного года. Постановка на учет не самоцель, а основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы. Для учета школьников группы «риска» и неблагополучных семей классные руководители и социальные педаго­ги могут использовать карты 1 и 2, а также дневник посещения учащихся на дому (табл.7).

Карта 1 Карта неблагополучной семьи 1. Ф.И.О. ребенка, проживающего в неблагополучной семье, дата его рождения ____________________________ _______________________________________________________________________________________________ 2. Адрес проживания семьи, телефон _________________________________________________________________ 3. Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий теле-фон)___________________________________________________________________________________________ 4. Отец (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий теле­фон)___________________________________________________________________________________________ 5. Дети (Ф.И.О., дата рождения, что посещают, где учатся) ______________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 6. Сведения о других членах семьи __________________________________________________________________     7. Условия проживания (краткая характеристика жилья; условий, созданных для несовершеннолетних; на­личие необходимой по сезону одежды, продуктов питания) _________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 8. Даты обследования семьи ________________________________________________________________________ 9. Необходимая помощь (ремонт (ЖЭУ), материальная (органы социальной защиты, благотворительные организации), медицинская, психологическая) _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 10. Формы работы с семьей (посещения, беседы, приглашение на совет профилактики, КДН, привлечение к работе в классе, в школе и др.) ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________  
Карта 2 Карта неблагополучного школьника 1. Ф.И.О. ________________________________________________________________________________________ 2. Дата рождения _________________________________________________________________________________ 3. Адрес, телефон _________________________________________________________________________________ 4. Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий теле­фон) _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 5. Отец (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий теле­фон) _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 6. Медицинские показатели (группа здоровья, наличие хронических заболеваний) __________________________ _______________________________________________________________________________________________ 7. Педагогические показатели (отметить, по каким предметам отстает; какие предметы даются лучше всего) _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 8. Психологические показатели (особенности характера, склонности, способности) _________________________ _______________________________________________________________________________________________ 9. Социально-педагогическая характеристика: § положительные черты характера; § вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркомания, склонность к азартным играм); § отклонения в социальном поведении (грубость, драки, прогулы, избиение слабых, вымогательство, жесткое обращение с животными, воровство, немотивированные поступки и др.); § социальный статус («лидер», «приветствуемый», «отверженный», «принятый без определенных условий»); § социальная ситуация развития (неблагоприятная объективно, неблагоприятная субъективно, благоприятные факторы); § учет в подразделениях по делам несовершеннолетних (ППДН).

Таблица 7. Дневник посещений учащихся на дому

№   Дата   Ф.И.О.   Класс   Причина посещения   Результат   Прочее  
                           

Планирование работы с детьми группы риска

Продуманный и скоординированный план учебно-воспитательной работы с «трудными» школьниками во многом определяет успех в предотвращении правонарушений и преступлений. Различают два аспекта планирования, взаимно дополняющие друг друга:

• мероприятия, рассчитанные на всех «трудных» учеников школы;

• индивидуальная работа с каждым из таких школьников.

В предлагаемом нами плане работы с детьми группы риска (табл. 8) представлено распределение обязанностей между педагогическими работниками школы и мероприятия со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, педагогическим коллективом.

Таблица 8 План работы школы с детьми группы риска

Мероприятия Клас-сный руко-води-тель Соци-альный педагог Педа-гог-психо-лог Зам. дирек-тора по УВР Зам. дирек-тора по ВР Совет профи-лак-тики Роди-тель-ский коми-тет
I Организационные мероприятия              
Составление социального паспорта класса +            
Составление характеристик на детей группы «риска» + + +        
Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации + + +        
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями + +         +
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы «риска»   +          
Организация досуга и кружковой деятельности +       +    
Составление административных писем, ходатайств и др. документов; направление документации в КДН, ОППН и др. службы   +     +    
Осуществление связи с КДН, ППДН и соц. службами   +     + +  
Организация работы и отдыха школьников в летний период + +     + +  
II Работа с учащимися              
Контроль посещаемости занятий +     +      
Контроль текущей успеваемости +     +      
Вовлечение учащихся в кружки и секции +       +    
Проведение профилактических бесед + +       + +
Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися   + +        
Направление на консультацию к психологу или к врачам + + +        
Содействие в трудоустройстве + +       + +
Проведение психодиагностики     +        
Помощь в выборе дальнейшего образова­тельного маршрута + + + +      
Разбор конфликтных ситуаций + + +   +    
III Работа с родителями школьников              
Посещение семей группы «риска» + +          
Проведение консультаций для родителей   + +        
Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики   +     + +  
Выступление на родительских собраниях + + + + +   +
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания   + +   +    
IV Работа с педагогическим коллективом              
Организация обмена необходимой инфор­мацией между учителями-предметниками + +   + +    
Консультации по результатам психодиагно­стики     +        
Выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска»   + +     +  
Выступления с сообщениями на заседани­ях педсовета и совещаниях   + + + +    
Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и уме­ний педагогов по работе с детьми группы «риска»     +        

Индивидуальный план педагогической профилактики

Индивидуальный план педагогической профилактики дает ответ на три вопроса:

• что нужно устранить (отрицательные факторы се­мейного и школьного воспитания, стихийно-группо­вого общения, негативные особенности личности);

• как это устранить (проанализировать учебу школь­ника и оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов, помочь изменить характер отношений со значимыми людьми, вовлечь в практическую деятель­ность и т.д.);

• кому и что надо сделать (распределение обязан­ностей, установление сроков, меры контроля за эф­фективностью работы).

Ситуация

— Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю? (Ученик третий раз за 10 минут подходит к столу учи­теля.)

— Ты ведь сам знаешь, Максим, что правильно. Сядь сейчас же на место и, прежде чем спросить, подни­май руку.

Учитель расценил неуверенность Максима и его по­требность в одобрении как нарушение дисциплины, заставил подчиниться требованиям и проигнориро­вал его чувства.

Психологи предлагают в таких ситуациях использо­вать эмпатическое слушание. Рассмотрим эту же ситуацию в случае применения учителем эмпатического слушания.

Ситуация

— Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю?

— У тебя есть сомнения в том, что ты делаешь?

—Угу.

— Расскажи, как ты решал. Как можно проверить, правильно ли ты решил?

Ученик рассказывает, каким способом он решал за­дачу, как делал проверку.

— Теперь ты убедился, что все делаешь правильно? Может быть, подобное реагирование покажется учи­телю непривычным и даже неестественным, ведь вре­мя урока не резиновое — некогда вести душевные разговоры. Гораздо привычнее сделать замечание. Однако при этом ученик останется наедине со своим переживанием, а материал урока все равно будет для него безразличен. В итоге у школьника постепенно усилится нежелание учиться.

Предписывающие замечания

1. Приказы, команды, указания.

— Выплюнь сейчас же резинку!

— Прекрати вертеться!

2. Предостережения. Угрозы.

— Еще раз придешь без сменной обуви, будешь мыть пол в классе.

3. Нотации. Проповеди.

— Ты бы лучше учился, а не за девочками подгляды­вал!

4. Поучения.

— Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования.

5. Советы. Предписания.

— Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене.

Подавляющие замечания

1. Обвинение. Осуждение.

— Когда в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!

2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.

— Вы скачете, как стадо диких обезьян!

3. Интерпретация. Анализирование.

— Ты написала это, чтобы показать свои недюжинные способности. Хорошо бы они распространялись и на орфографию.

4. Поощрение. Авансирование.

— У тебя достаточно ума, чтобы стать отличником.

5. Допрос. Расследование.

— Кто сделал дырку в глобусе, немедленно отвечай­те!

Школьное самоуправление

Школьное самоуправление способствует расшире­нию числа строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы

равноправие учителей и учеников осу­ществлялось не только при подготовке к каким-то мероприятиям. Например, помимо работы Совета старшеклассников как органа самоуправления, уча­щиеся могут собрать классное собрание и высказать свое мнение, свои пожелания классному руководи­телю и учителям-предметникам относительно рабо­ты с классом.

формы школьного самоуправления многообразны и не нуждаются в жесткой внешней регламентации:

молодежный парламент, совет старшеклассников, школьный ученический совет, школьный парламент, районный совет старшеклассников и т.п.

Основное в школьном самоуправлении — поддержа­ние корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможность оказывать влияние на прини­маемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность школьника к формиро­ванию уклада школьной жизни. Это означает, что школьное пространство становится для него «своим» и не отторгается, не провоцирует отклонение в пове­дении от норм, принятых в школьном сообществе.

Система профилактики

правонарушений и преступлений школьников

Система профилактики правонарушений и преступ­лений учащихся включает в себя следующие компо­ненты:

1. Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.

2. Устранение причин отклонений в поведении школь­ника:

- изменение характера личных отношений воспитан­ников со сверстниками и взрослыми;

- вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;

- изменение условий семейного воспитания.

Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руково­дители, родители, работники учреждений дополни­тельного образования детей, сотрудники органов внут­ренних дел. Успех дела во многом зависит от един­ства всех перечисленных выше участников образова­тельного процесса.

Выявление учащихся группы «риска»

Индикаторы неблагополучия школьника можно выя­вить в следующих сферах жизнедеятельности:

- учебная деятельность;

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения со взрослыми;

- проведение свободного времени;

- отношение к труду и профессиональная ориента­ция;

- поведение и поступки.

Способы получения необходимой информации:

- анализ классных журналов;

- опрос мнения учителей о школьнике;

- анализ учета посещаемости занятий;

- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;

- беседы с родителями школьника;

- социометрические исследования;

- наблюдения;

- беседы со школьником;

- запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных ком­бинатов (УПК)

- запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;

- запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних;

- запрос информации с предыдущего места учебы школьника.

Определение причин отклоняющегося поведения

Наши рекомендации