Привлечение родителей к участию в жизни детей и подростков.
На заседаниях клубов для детей и подростков возможно повысить их психологическую компетентность и компетентность в вопросах формирования у них трезвых убеждений. Через клубы, родительские собрания, индивидуальные консультации возможно выяснить потребности и проблемы тех и других в отношениях между собой и наладить взаимодействие родителей с детьми.
Проведение внеурочной работы и работы в рамках классных часов и двадцатиминуток с детьми и подростками, на темы: Трезвость, здоровье, нравственность, патриотизм.
В течение года в учебных заведениях можно проводить двадцатиминутные беседы по соответствующим темам перед занятиями.
3. Интеграция информации, ориентированной на воспитание Трезвости, в учебные предметы.Это позволит с новой точки зрения посмотреть на учебный предмет в русле информационного воздействия на человека.
Таким образом, мы имеем основания предполагать следующие результаты:
1. Внедрение системы обучения морали Трезвости создаст благоприятные условия для развития общества, что повлечёт за собой как развитие личности, так и устойчивое развитие в будущем навыков умений и компетенций, необходимых гражданину РФ.
2. Комплексный характер системы обучения теории Трезвости создаст условия как для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций, так и для полноценного развития всех участников учебно-воспитательной работы в сфере Трезвости.
3. Гуманистический смысл теории Трезвости состоит в том, что она не просто предполагает деятельность всех участников процесса, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей и стабильной личности.
4. Так же итогом работы с людьми станет психологически устойчивая, социально активная личность.
Список литературы
1. Попов Л.Е. Пить или жить – вот в чём вопрос. (Научные основы трезвого образа жизни) / Л.Е. Попов. – Томск: Ротапринт ТГУ, 1986. – 43 с.
2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] // сайт Президента России. – URL: http://www.kremlin.ru/.
3. Развитие воспитательной компоненты в образовательных учреждениях / письмо Министерства Образования РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 №2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96236 (дата обращения: 02.09.2014).
5. Загумённый В.А. Методика и результаты анкетирования молодежи на уроках Трезвости / В.А. Загумённый // материалы XI научно-практической конференции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 48-57.
Сведения об авторе
Алексеева Татьяна Николаевна, старший преподаватель Тюменского индустриального университета, [email protected], 89088654154.
About author
Alekseeva Tatyana Nikolaevna, senior lecturer, Tyumen industrial University, [email protected], 89088654154.
УДК 784.93
Уфимцев А.Е.
Ufimtsev A.E.
Уфимцев А.Е.
Трезвый образ жизни как основа природного голоса
A sober lifestyle as a basis for natural voice
В статье говорится о влиянии алкоголя на голос человека. Алкоголь угнетает работу центрального и периферического голосового аппарата. Природный голос – мощный фактор здоровьесбережения. Трезвость – одно из важнейших условий природного голоса.
Ключевые слова: трезвость, природный голос, центральный голосовой аппарат, периферический голосовой аппарат, диафрагма, здоровьесбережение.
The article deals with the effects of alcohol on human voice. Alcohol inhibits the operation of the central and peripheral vocal apparatus. Natural voice is a powerful factor of health preservation. Sobriety is one of the most important conditions of natural voice.
Keywords:sobriety, natural voice, the central vocal apparatus, peripheral vocal apparatus, the diaphragm, health preservation.
Как известно, ячейка общества – это семья. Минимальная единица в составе семьи – человек. Таким образом, говоря о роли трезвости в жизни общества и семьи, в первую очередь необходимо изучить роль трезвости в жизни человека.
Человек имеет тело и душу – телесную и душевную составляющие. Телесная составляющая – это анатомия и физиология человека, душевная – его психика. Другими словами, человека можно определить как сложное психоанатомофизиологическое целое. При этом изменение одной составляющей влияет на другие. Так, при изменении психической составляющей человека, неизбежно изменятся и анатомофизиологические показатели. Например, неуверенного человека часто выдают опущенные плечи и голова, скованные жесты, слабый голос и понурый вид в целом. Более подробно взаимосвязь телесного и душевного изучается такими отраслям знания как физиогномика, психосоматика, психология и др.
В данной статье описывается воздействие алкоголя на звучание голоса человека.
Голосовой аппарат можно условно поделить на две части: центральный голосовой аппарат и периферический голосовой аппарат. Центральный голосовой аппарат составляет нервная система; к периферии можно отнести артикуляционный аппарат, голосовые складки, легкие, диафрагму и т.д. Функция центрального голосового аппарата – управляющая, а периферического – исполнительная [4]. Без слаженной работы центрального и периферического голосовых аппаратов природного – т.е. полетного, звучного, красивого, богатого тембрально – голоса не будет. Природный голос – это всегда результат слаженной работы центрального и периферического голосовых аппаратов. Иными словами, душа (физиологически выраженная центральной нервной системой) отдает приказы, а тело (периферический голосовой аппарат) точно выполняет их. В.П. Багрунов, говоря о психофизических возможностях человека, приводит такую аналогию: всадник – голова, лошадь – тело; т. о., в дихотомии психика-физика приоритет отдается психике [1].
Природный голос – это голос, свободный от зажимов. Как пишет В.П. Багрунов, голосовые зажимы в той или иной степени свойственны практически каждому человеку, преодолевшему трехлетний возраст. В своей книге «Азбука владения голосом» он обосновывает свою точку зрения и предлагает ряд упражнений для настройки природного голоса [1].
Как влияет алкоголь на звучание голоса? Во-первых, алкоголь угнетает центральную нервную систему – т.е. нарушает работу центрального голосового аппарата. Во-вторых, алкоголь вызывает активные процессы брожения в организме, что нарушает естественную микрофлору кишечника. Вследствие этого, а также вследствие увеличившегося объема кишечника все внутренние органы смещаются – в частности, смещается вверх диафрагма, занимая вынужденное верхнее положение и не совершая вследствие этого должных свободных колебаний – что также искажает голос. Таким образом, алкоголь оказывает негативное воздействие на работу как центрального, так и периферического голосовых аппаратов человека.
Таким образом, под воздействием алкоголя нарушается голосообразование и голосоведение – голос звучит как надсаженный, порой даже хриплый, и часто – выше зоны удобного звучания; или же может казаться, что человек как будто специально заглубляет голос, занижает его, делает его более утробным. В любом случае, голос человека, употребляющего спиртное, звучит искаженно: «каждому из нас прекрасно известен хриплый голос алкоголика, настолько своеобразный и характерный, что пагубная привязанность его обладателя становится для каждого ясна и ничем не может быть им замаскирована» [2].
Более того – поскольку практически всем свойственны те или иные голосовые зажимы, – вследствие употребления алкоголя эти зажимы усугубляются. Т.е. голос человека, употребляющего алкоголь, еще более далек от природного, чем голос человека, алкоголь не употребляющего. Иначе говоря, природная постановка голоса встречается редко у людей не употребляющих алкоголь – и практически не встречается у людей, злоупотребляющих алкоголем. Если трезвенникам для обретения природного голоса все-таки приходится проделывать некоторую работу (см. книгу В.П. Багрунова «Азбука владения голосом для болельщика»), то в случае с алкоголиками можно смело сказать, что природное звучание голоса для них потеряно.
Между тем природный голос является одним из важнейших факторов здоровьесбережения. Красивый, звучный, льющийся голос является показателем здоровья человека. По звучанию голоса можно отслеживать общее состояние здоровья организма человека. Если для человека говорение природным голосом есть норма, то и все показатели здоровья у такого человека будут в пределах нормы. Как мы уже писали ранее, говорение природным голосом есть важный здоровьесберегающий фактор [3].
Опираясь на вышеприведенные данные, мы можем утверждать, что употребление алкоголя и хорошее звучание голоса несовместимы. Мы считаем, что трезвый образ жизни является основополагающим фактором настройки природного голоса. В заключение приведем слова исследователя физиологии, патологии и гигиены голоса В.С. Кантаровича: «Алкоголь чрезвычайно плохо отражается на слизистой оболочке горла и гортани и на голосовых связках. Раздражающие химические вещества, заключенные в алкоголе, быстро действуют, приходя в соприкосновение со слизистой горла, очень быстро раздражают ее, вызывая резкое и стойкое кровонаполнение, за которым следует либо повышенная деятельность слизистых желез, либо, наоборот, понижение их деятельности. <…> …С огромным трудом можно бороться с таким состоянием, и то лишь при полном отказе заболевшего от своей привычки. Причем патологогистологические изменения тканей голосовых связок могут быть так стойки, что лечение оказывается совершенно безрезультатным. Из всего сказанного вытекает, что человек непьющий является полным хозяином своих сил и умственных способностей и имеет возможность каждую данную минуту использовать их с максимальной эффективностью для своей профессии» [2].
Именно трезвость является основой развития не только голосовых, но и остальных возможностей человека!
Список литературы
1. Багрунов В.П. Азбука владения голосом для болельщика. 3-е издание. Издательство Композитор, 2010.
2. Кантарович В.С. Гигиена голоса. Москва: Музгиз, 1955.
3. Уфимцев А.Е. и др. Полетность голоса и природный голос как здоровьесберегающие факторы формирования профессиональной культуры будущего специалиста / Уфимцев А.Е., Кириллова М.Г. и др. // Педагогика и медицина в служении человеку [Электронный ресурс] : материалы III Всероссийской науч.-практ.конф. - Красноярск: КрасГМУ,2016. - С. 85.
4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Г.В. Чиркина Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
Сведения об авторе
Уфимцев Александр Евгеньевич, студент-магистрант КГПУ ИСГТ, кафедра коррекционной педагогики. Направление магистратуры - "Логопедическое сопровождение детей с нарушениями речи", 8-999-313-51-55.
About author
Alexandr Evgenyevich Ufimtsev, master’s student KSPU ISGT, department of correctional pedagogy. Master's direction - "Logopedic support children with speech disorders."tel. 8-999-313-51-55
УДК 65.011.1
АксентьеваЕ.В.,АксентьевИ.В.
AksentyevaE.V.,AksentyevI.V.
Аксентьева Е.В., Аксентьев И.В.
Рыночная стоимость бизнеса (Гудвилл) и технологии трезвости в управлении персоналом
Market value of business (Goodwill) and Sobriety technologies in personnel management
В статье проводится анализ современных технологий оценки бизнеса, его нематериальных активов, роль качества управления и характеристик персонала в формировании цены действующей компании. Описывается влияние трезвости на управляемость и рыночную стоимость компании (Гудвилл). Определяются важнейшие качества личности, традиции трезвости как нематериальный актив, повышающий цену компании. Предлагаются методы и приемы управления персоналом, помогающие нейтрализовать алкогольные традиции в компаниях. Даются варианты создания в организациях позитивных образцов трезвой жизни, повышающих лояльность персонала и рентабельность бизнеса.
Ключевые слова: управление предприятием, консалтинг, рынок, стоимость бизнеса, Гудвилл, тектология, риски, конфликт, качества персонала, трезвость.
The paper concerns analysis of modern business appraisal technologies, intangible assets, the role of management quality and personnel characteristics contributing in market value of business. The influence of Sobriety on controllability and market value of company (Goodwill) is described. The most important personality traits and Sobriety traditions as intangible assets improving value of the company are defined. Methods and techniques of personnel management are suggested to neutralize alcohol traditions in companies. The way to create positive samples of sober life in organizations is given, which leads to personnel loyalty and business profitability improvement.
Keywords: operational management, business administration, consulting, market, business value, Goodwill, tectology, risks, conflict, personnel qualities, Sobriety.
При подготовке специалиста инженерных специальностей следует иметь в виду, что ему придется не только проявлять технические знания, но и быть руководителем хотя бы нескольких подчиненных. От качества его управления будет зависеть, сможет ли он из них создать команду единомышленников, какие точки роста и рыночные преимущества они сумеют обеспечить, насколько прибыльным станет управляемый им бизнес. Выпускнику вуза следует знать, из чего складывается рыночная цена компании, какова роль персонала в ней, каких критических ошибок управления следует избегать. Риски отсутствия такой дисциплины, как «менеджмент», в учебных программах подготовки инженеров могут быть снижены проведением тренингов, деловых игр, семинаров по вопросам управления после окончания вуза, прикреплением на производстве к молодым специалистам в роли руководителя опытных наставников.
Автору удалось увидеть множество компаний разного масштаба и стадий развития, переживающих похожие проблемы, вызванные типичными ошибками управления, фатально снижающими имидж бизнеса и его цену на рынке. Самым недооцениваемым является понимание управляемости персонала, как фактора безопасности, и роли трезвых убеждений руководителей в повышении производительности труда.
Например, в одном из вахтовых посёлков молодой руководитель (вчерашний студент вуза) выехал в офис и отсутствовал всего час. В его отсутствие часть персонала в неадекватном состоянии после алкогольного возлияния продолжила работать с пожароопасным оборудованием. Нарушения ими техники безопасности привели к разрушениям и пожару, рабочего ударило током..., и он погиб. Да и материальные убытки, как установила прилетевшая бригада МЧС, составили несколько миллионов рублей.
Бизнес-консультации для молодого руководителя несколько запоздали. Инженер не получил в вузе управленческой подготовки, не знал технологий обеспечения дисциплины, не понимал, какова в этом роль контроля, никому не делегировал полномочия на время своего отсутствия. В результате данное подразделение потеряло управляемость, и молодому руководителю грозил уголовный срок за ошибки в управлении.
Под управляемостью, по А.И. Пригожину, понимаем «ту степень контроля, который управляющая подсистема осуществляет по отношению к управляемой…, и ту степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей…» [1].
Главной же причиной потери управляемости в данном случае можно назвать непонимание руководством компании критической важности такой жизненной ценности, как трезвость, способов ее сохранения у персонала и возможных последствий отнимания трезвости у населения, из которого в конечном итоге и формируется персонал любого предприятия.
Это только один из примеров управленческой беспомощности, приведшей к трагическим последствиям и колоссальным материальным убыткам. Их легко можно было избежать, вооружая инженеров нефтегазовых вузов хотя бы минимумом прикладных знаний по управлению производством и персоналом. Также важно и формирование у них понятия абсолютной трезвости, как сверхценности для производства.
Еще более опасна потеря трезвости персоналом в гражданских авиа- и транспортных перевозках, в образовании и здравоохранении и других отраслях, связанных с услугами населению. Здесь рискуют жизнью и здоровьем множество граждан, доверившись специалистам. Что может быть опаснее пилота, водителя автобуса или хирурга, приступивших к исполнению обязанностей после пьяного дня рождения или корпоратива? Разве не подвергаются риску малыши детского сада или школы, оставшись одни, когда их учитель отошел для застольного ритуала?
Необходимо повышать управляемость компании, управлять всеми факторами влияния на персонал, повышающими качество управления и рентабельность.
При оценке компании кроме персонала, системы управления учитываются и другие активы. Рыночное преимущество, нематериальный актив компании, который отражается в балансе при его покупке, предполагает наличие патентов, авторских прав и технологий, положения на рынке. Обычно его связывают с репутацией, маркой, брендом, и он способен до 80% повысить рыночную стоимость продаваемого бизнеса.
В менеджменте такое повышение рыночной цены за счет удачного месторасположения, эффективных технологий управления, ноу-хау в производстве, большого спроса на продукцию, высокого рейтинга доверия, деловых связей, широкой клиентской базы, прочих нематериальных активов, а также наличия профессиональной, творческой и сплоченной команды, обещающих развитие действующего предприятия и рост прибыли, принято называть Гудвилл (Goodwill).
Понятие Гудвилл относительно ново для российского бизнеса, хотя за рубежом уже несколько десятилетий оно используется для оценки бизнеса при слиянии/поглощении, реконструкции, банкротстве, продаже, в принятии управленческих решений при управлении стоимостью предприятия, а также для определения налогов при наследовании бизнеса. Учёт потенциала бизнеса полезен не только при продаже бизнеса и при внедрении международных финансовых стандартов, а также в стратегических решениях по производству, разработке бизнес-процессов и инвестированию в венчурные проекты, персонал.
По мнению А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, С.А. Ленской, «…Гудвилл – часть нематериальных активов предприятия, определяемая доброй репутацией, деловыми связями, известностью фирменного наименования, фирменной марки. Гудвилл возникает, когда предприятие получает стабильные высокие прибыли, превышающие средний уровень в данной отрасли…» [2, с. 496].
Под стоимостью Гудвилл понимают также «… капитализацию сверхприбыли, превышающей нормальную норму прибыли на данный объем фактических инвестиций…» [3], т. е. те сверхдоходы, которые планируют получить помимо традиционной прибыли, гарантированной имеющимися материальными активами.
Часто оценивают возможную будущую прибыль и обычную прибыль аналогичных компаний. Разность и составляет стоимость Гудвилл.
Высокий Гудвилл дает бизнесу ощутимые преимущества в глазах заинтересованных лиц, т. е. инвесторов, кредиторов, поставщиков, потребителей и представителей госструктур, позволяет получать на льготных условиях «длинные» кредиты, большие отсрочки в оплатах поставок, привлекает инвестиции, профессиональные кадры.
Гудвилл подразделяют на несколько видов в зависимости от масштабов оценки (предприятия, региональный, национальный), на отчуждаемый и неотчуждаемый, зависящий от отраслевой специфики (производственный, экономический, юридический, венчурный и т. д.), от объекта оценки (компании, персоны). Есть свои риски и специфика в управлении каждым видом Гудвилл, но это требует отдельного обстоятельного обсуждения.
Известно много технологий оценки Гудвилл, которые применяются и в российском бизнесе. Но постепенно из экономической категории они переходят в управленческую, т. к. балансовая стоимость большинства предприятий РФ недооценена от 5 до 15 раз и для объективной оценки Гудвилл необходимо сначала их переоценить. Если к этому добавить риски недооценки их нематериального потенциала, то становятся очевидными причины незаслуженного снижения веса российской экономики на международной арене.
Рассмотрим самый важный нематериальный актив предприятия, в конечном счете влияющий на все аспекты Гудвилл, это управление персоналом и возможности повышения его стоимости. Важны также эффективно организованные бизнес-процессы и персональные качества сотрудников, которые дают высокий рейтинг доверия, привлекают клиентов и позволяют получать дополнительную прибыль.
Выбираем Гудвилл компании, как набор уникальных свойств: репутации, технологических процессов и команды, которые будут приносить сверхприбыли даже при смене топ-менеджмента, и Гудвилл персоны, как набор профессиональных свойств, способностей и личных качеств сотрудника, при уходе которого исчезает сверхприбыль. Такой персоной может являться как менеджер, так и узкий специалист, которые наряду с талантами могут демонстрировать и нежелательные свойства личности, (например, плохой характер, конфликтность или алкогольную зависимость). Если в СССР считали конфликтность недостатком и стремились избавиться от таких сотрудников, то современная наука управления считает конфликты обязательным условием проявления проблемы, энергией изменений и развития. Главное – понимать их природу и с помощью процессных решений управлять их энергией.
Основоположник концепции организации как системы А.А. Богданов (Малиновский) и успешный бизнес-консультант И. Адизес в развитии компании придавали большое значение постоянным изменениям через конфликты, имеющим экономическую основу, но сопровождающимся «психологическими шумами». И. Адизес считал, что «…мы перестанем сталкиваться с проблемами только при полном отсутствии изменений, а это произойдет, лишь когда мы… умрем». Они признавали, что конфликты неизбежны и даже нужны. Главное, как сделать конфликт управляемым, конструктивным – в этом основа развития компании.
Руководитель должен понимать, где источник напряжения, и владеть технологиями разрешения конфликта, направляя его энергию в творческий порыв и, как считал А.А. Богданов, создавать организации как комплексы, обладающие свойством синергии (синергия проявляется, когда энергия взаимодействия сотрудников составляет не сумму их усилий, а возрастает в геометрической прогрессии). Синергия там, где уровень организации тем выше, чем сильнее свойства целого отличаются от простой суммы свойств его частей. Это является одним из основных свойств любой системы и оценивается именно категорией Гудвилл.
«Организационная точка зрения» Богданова подразумевает исследование системы как с точки зрения «отношений внутри ее между всеми ее частями», так и отношений ее «как целым и ее средой», т.е. всеми внешними системами. А это означает, что он рассматривает любую организацию как открытую систему [4].
Эту идею продолжал И. Адизес, понимая развитие компании как непрерывный конфликт (рис. 1): «… при любых изменениях необходимо позаботиться об интеграции, чтобы вновь привести в соответствие миссию и стратегию, структуру ответственности, структуру полномочий, власти и влияния и систему подкрепления. Поскольку изменения непрерывны, всякий раз, когда вы завершаете этот процесс, вам приходится начинать его вновь» [5, с. 68].
Рис. 1. Синергия в управлении творческим
конфликтом (И. Адизес) [6].
Руководителю важно знать технологии управления согласованием общих целей и интересов с интересами каждого работника, помогающие реализовать потенциал каждой такой персоны и нейтрализовать риски избыточной зависимости от неё. Только тогда конфликт реализуется как конструктивный (творческий), на основе доверия объединяет команду и позволяет реализовать синергетические управленческие решения, приводящие компанию к успеху и сверхприбыли, растущей в геометрической прогрессии по отношению к использованным ресурсам.
В таком случае качества персонала, устойчивая команда приобретают решающее значение в формировании Гудвилл компании и персоны [7].
По мнению автора, среди управленческих дисциплин в подготовке инженеров наиважнейшими являются «Управление персоналом», «Управление рисками» и недооцениваемый теперь в высшей школе их прикладной аспект.
Прикладной аспект управления предполагает не только знания по теории управления производством и персоналом, закономерностей развития конфликта, понимание механизмов возникновения технологических и экономических рисков, но и владение модулями управленческих решений, автоматических действий руководителя в ситуации наиболее разрушительных или дорогостоящих рисков управления. Так обучают команды пилотов пассажирских самолетов.
В современном российском менеджменте есть склонность к излишнему теоретизированию, следованию различным авторским школам управления. Это приводит к появлению учебников по управлению, мало коррелирующих друг с другом и делающих невозможным создание дженеральных модулей действий руководителя в экстремальных ситуациях.
Сам процесс управления достаточно эклектичен, состоит из больших и малых действий и решений, трудно относимых к какой-то школе или теории управления, которые по опыту практиков-руководителей «работают», т. е. однозначно приводят к успеху в типичных ситуациях. Это и есть базовые технологии, модули управления, достойные того, чтобы их осваивали в виде тренингов и деловых игр инженеры в вузе, жестко не привязывая к конкретной теории управления.
Примерно таким технологиям «из рук в руки» обучают полевых консультантов по управлению и организационному развитию, так называемых внешних консультантов-дженералистов. Это направление консалтинга широко развито за рубежом и каждый уважающий себя топ-менеджер или собственник имеет в штате советника по управлению.
По мнению А.А. Богданова, автора науки об универсальных типах и закономерностях любых систем: если система состоит из частей высшей и низшей организованности, то ее отношение к среде определяется низшей организованностью [8].
Например, прочность цепи определяется наиболее слабым звеном,скорость эскадры – наименее быстроходным из ее судов, урожайность – тем из условий плодородия, которое имеется в относительно наименьшем количестве (агрономический закон Либиха) и т.п. Согласно этому закону возможности расширения и доходности хозяйственного целого зависит от наиболее отстающей его части.
Принято считать, что перспективная и успешная команда компании кроме профессионализма и общей культуры управления руководствуется высшими ценностями служения обществу. Естественно, что при аттестации персонала, периодически проводимой руководством компании, стремятся оценивать не только профессиональные качества, но и личные, провоцирующие наиболее сложные риски производства и управления или способствующие синергии и сплочению команды.
Какие же характеристики компании и персоны являются её «слабыми звеньями», разрушающими деловой имидж компании, неизбежно снижающего её стоимость, т.к. цена компании любого масштаба и отрасли определяется по самому слабому его звену?
Среди свойств компании и персоны самой недооцениваемой, разрушительной и трудно управляемой является категория трезвости, относящаяся к базовым ценностям. Она применима как к характеристикам команды, её традиций, убеждений руководителя, так и к привычкам поведения, рискам управления отдельными персонами. Пренебрежение ценностями трезвости является «слабым звеном» компании, снижающим его Гудвилл.
Общеизвестно, что 1 рубль прибыли от продажи алкоголя приносит 8 рублей прямого убытка для общества в целом [9]. При этом не учитываются финансовые последствия от приема алкоголя на производстве, на несколько порядков увеличивающие косвенные убытки бизнеса и государства, стыдливо замаскированные в понятиях «риски производства», «несчастный случай», «производственная травма», «нарушение техники безопасности»…
В ныне сложившейся практике управления этим риском приняты искажающие сознание его негативные названия («пьянство», «борьба с алкоголизмом»), что противоречит концепции освобождения общества от алкоголизации, разработанной выдающимися специалистами теории трезвости.
Одним из наиболее успешных и признанным в СССР являлся психофизиолог Г.А. Шичко (1922–1986 гг.), разработавший так называемый «Словарь Шичко» [10] (в последних разработках трезвого движения значительно усовершенствованный и переименованный в «Язык утверждения и сохранения Трезвости» (Язык УСТ) [11]).
Словарь учитывает психологию восприятия слова и формирования позитивных образов и высших базовых ценностей, защищающих от призывов к участию в алкогольных ритуалах, к «умеренному питию». Общеизвестно, что подсознание отбрасывает приставку «НЕ» и все призывы «не допускать…», «нельзя…», «бороться с …» приводят к обратному эффекту, всего лишь концентрируя внимание на нежелательной форме поведения («пьянство», «борьба с алкоголизмом»). Язык УСТ прекрасно зарекомендован медицинской практикой ХХ века путем освобождения от наркотических зависимостей ломкой привычных речевых стереотипов, допускающих самоотравление человека и добровольное табачно- алкогольное программирование.
В Языке УСТ акцентируется внимание на сути явления, как на «отнимании природной трезвости», как на «самоотравлении» «алкогольными ядами». На недопустимости их рекламы, как «пищи и напитков». Развенчиваются «невинные питейные традиции», как «групповое самоотравление» и «принудительное программирование» красочными питейными ритуалами корпоративов, юбилеев и пр., неизбежно приводящее к снижению базовых ценностей и потере экономических выгод.
Считается необходимым в процессе вузовской подготовки инженеров вооружить их модулями управления этим риском, формирующими высшие ценности и Гудвилл. Если в компании царят устойчивые нормы трезвости, мораль трезвости, то неизбежно повышается её Гудвилл.
В общественном сознании бытует мнение, что трезвость – категория, имеющая отношение к личности, к быту, что она полностью зависит только от личного выбора человека, не влияет на психологический климат компании.
Если в компании есть один или несколько значимых сотрудников со склонностью к алкоголю, то и нравственный уровень всей организации неизбежно опускается до уровня этого «слабого звена», вызванный диспропорциями в системе управления. Гудвилл тоже постепенно снижается, а стоимость бизнеса определяется только материальными активами.
Например, бизнес, который при высоком Гудвилле мог быть продан за 100 млн., при его снижении будет продан по балансовой стоимости или даже ниже, например, всего за 20 млн.
Огромное значение имеет доминирование в компании высоких духовно-нравственных стандартов, профессионализм аппарата управления, создавшего этот Гудвилл, сложившиеся культурные традиции. Сюда входят и традиции трезвости. Очень важным и рыночно оправданным критерием эффективной команды является ведение здорового образа жизни, позволяющего сотрудникам в нужный момент мобилизоваться для решения производственных задач.
Выводы
Для повышения качества управления предприятием и увеличения его Гудвилла предлагаются следующие решения:
1. При оценке прибыльности и убыточности подразделения учитывать в них и роль факторов самоотравления интоксикантами (алкоголем, табаком и другими). Разработать меры профилактики убытков, связанных с алкогольной зависимостью персонала. Особое значение данные характеристики имеют при продаже компании, диверсификации и концентрации производства.
2. Разрабатывать социальные программы и системы адаптации персонала, исключающие традиции «корпоративов», юбилеев и праздников с алкоголем, что повысит уровень трудового потенциала персонала при минимизации затрат. Не сдерживать увольнение по собственному желанию тех, кому претят нормы трезвости, сохранять наиболее квалифицированных работников.
3. Руководитель должен быть образцом, проповедующим здоровый образ жизни и трезвость. Учитывать эту характеристику при внутренних передвижениях руководителей, повышении их квалификации, при планировании и контроле деловой картеры.
4. При планировании «капиталовложений в персонал» проводить аттестацию персонала, одним из вопросов которой станет оценка трезвого поведения, что повысит мотивацию сотрудников. Давать деловую оценку после испытательного срока и обучения с приглашением наставника и руководителя подразделения, обеспечивая преемственность требований.
5. Разработать постоянно действующую систему оценки уровня социальной напряженности, развития команды в подразделениях, комфортности и понимания внедряемых норм трезвого поведения.
6. Создать корпоративную культуру, основанную на идеологии трезвости: совместно с работниками сформировать ценности и символику, традиции компании и нормы поведения с участием семей, мотивирующие семейную преемственность, преданность компании и удержание персонала, которые позволяет характеризовать их как компанию с высоким Гудвилл.
7. Внедрить постоянно действующую систему внутрифирменного обучения технологиям трезвости, семинаров, тренингов под руководством наставника (возможно выделение «учебной площадки» на базе нескольких отделов).
8. Занять персонал в свободное время интересным и ресурсосберегающим отдыхом, семейными развлечениями, организовывать выезды на природу, спорт, экстремальный туризм, интеллектуальные игры.
9. Разработать в компании систему материального и морального поощрения за ведение трезвого образа жизни (освобождение от табачно-алкогольной запрограммированности и самоотравления в любых количествах), за улучшение общего физического здоровья.
Это могут быть и бесплатное питание и проездные билеты, оплата детских садов, путевок, детских лагерей, улучшение условий труда (компьютеры, программы), обучение за счет компании (или с частичной оплатой), билеты в кино, в театр, праздничные обеды/ужины в кафе для семьи, материальная помощь в случае свадьбы, рождения ребенка, смерти близких родственников. Для демонстрации достижений можно создать «Доски почета», альбомы «Легенда компании» и др.
В Финляндии и других европейских странах в некоторых фирмах дают прибавку к зарплате тем, кто не отравляет себя табаком, держит физическую форму и следит за весом [12].
Из консалтингового опыта становится очевидным, что для предприятия отнимание трезвости у персонала несет колоссальные риски и убытки. Последствия алкогольных традиций масштабны и неизбежно приводят к снижению качества производства и уменьшению прибыльности и Гудвилла. Эта проблема нуждается в изучении, широком обнародовании результатов исследований и пропаганде исключительно трезвого поведения персонала.
Список литературы
1. Пригожин А.И., Современная социология организаций. – Интерпракс, 1995. – 144 с.
2. Оценка бизнеса: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой – М.: Финансы и статистика, 1999. – 509 с.
3. Accounting principles board. American Institute of Certified Public Accountants. `Intangible Assets`, APB Opinion No. 17, 1970.
4. Богданов А.А. Очерки организационной науки. – Москва : Директ-Медиа, 2009. – 545 с.
5. Интеграция: Выжить и стать сильнее в кризисные времена / Ицхак Калдерон Адизес; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 128 с.
6. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни. Адизес Ицхак Калдерон / Манн, Иванов и Фербер, 2014 – 368 с.
7. Полозков С. Исследования различий влияния знаний и информации на развитие общества / С. Полозков, Т. Семенов // Экономист. – 2005. – № 2. – С. 46-50.
8. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (Тектология). В 2-х кн. – СПб: Союз, 2002.
9. Игумнов С.А. Социально-экономические последствия потребления алкоголя в Республике Беларусь / С.А. Игумнов, М.В. Петрович, С.И. Осипчик // Проблемы управления. – 2011. – № 3 (40). – С. 104-115.
10. Шичко Г.А. Маленький словарь трезвенника /Г.А.Шичко. – Л., 1984.
11. Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения // Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России : материалы XIV научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 149-175.
12. Авдеев В.В. Управление персоналом: оптимизация командной работы. Реинжиниринговая технология : учебное пособие. – М.: Финансы и статистика,