Методы когнитивного переструктурирования
Первым приемом когнитивного переструктурирования может быть обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе учащегося.
Другой распространенной методикой является идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей. Негативные мысли и относящиеся к ним общие установки тщательно исследуются и идентифицируются: выявляются, получают название в терминах учащегося, записываются. В следующей, проверочной, фазе логическая правильность и последовательность этих идей и установок подвергается критической оценке. Важно, чтобы клиент сам наследовал свое поведение и убедился в неадекватности дезадаптивных мыслей, а также в том, что они являются причиной многих его бед.
В заключение разрабатываются альтернативные возможности интерпретации и оценки, которые апробируются в реальных ситуациях. Например, психолог просит консультируемого продумать и написать более адекватные утверждения напротив каждой из дисфункциональных установок. Затем эти утверждения можно повторять в нужных ситуациях как самоинструкцию.
Информирование. Изменение или корректировка информированности консультируемого, повышение его психологической грамотности по данным вопросам за счет ярких примеров из повседневной жизни, обращения к литературным источникам, к научным данным, к опыту других людей.
Метафора (метод аналогий). Данный метод заключается в использовании аналогий - образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок - для проведения аналогии с обсуждаемым вопросом. Данный прием позволяет взглянуть на ситуацию со стороны. Пропадает субъективность проблемы, исчезает ложное ощущение ее уникальности. Помимо этого удается разрядить напряженную атмосферу консультирования.
Установление логических взаимосвязей. Психолог совместно с подростком/юношей восстанавливают последовательность событий, определяют воздействие субъективных факторов на происходящее и их взаимосвязь.
Проведение логического обоснования. По данному способу психолог и консультируемый, отсортировывают варианты решения актуальной жизненной задачи путем логического анализа, который показывает последствия (эффективность) разных путей решения.
Самораскрытие. Специалист мотивирует консультируемого раскрыть себя. Он делится своим личным опытом, демонстрирует терпимое отношение к различным высказываниям, чувствам подростка/юноши.
Литература
1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1993.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
3. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.; Воронеж, 2002.
4. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие. М., 2003.
5. Зязюлькин П.В. Девиантное поведение учащихся и организация его коррекции: Методические материалы. Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006.
6. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
7. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практ. психологов. СПб., 2001.
8. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. М., 2001.
9. Моргун В.Ф., Седых К.B. Делинквентный подросток: Учеб. пособие по психопрофилактике, диагностике и коррекции отклоняющегося поведения подростков для социальных педагогов, студентов педагогических, психологических, юридических специальностей, интернов-психиатров. Полтава, 1995.
10. Раттер М. Помощь трудным подросткам. М., 1987.
11. Теория и методика социальной работы: В 2-х т. М., 1993.
______________________________
*(1) Приложение к письму Минобрнауки России от 25.03.2016 N 09-582.
*(2) Марцинковская Т.Д. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. М., 2010.
*(3) Ванданова Э.Л. Стилевые особенности семейного воспитания [Текст]/Э.Л. Ванданова//Приоритетные направления развития науки и образования: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.)/Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС "Интерактив плюс", 2015. С. 230-232.
*(4) Маргинальность в современной России: Коллективная монография. М., 2000.
*(5) Гусельцева М.С. Взаимосвязь культурно-аналитического и историко-генетического подходов к изучению социализации и становления идентичности в психологии//Психологические исследования. 2013. Т. 6. N 27. С. 2, URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.10.2015).
*(6) 1. Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических систем//Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре: материалы 1-й региональной школы молодых ученых психологов. 2000. С. 8-16.
2. Солдатова Г., Шайгерова Л. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций//Психологические исследования (электронный журнал). 2015. Т. 8, N 40.
3. Марцинковская Т.Д. Современная психология - вызовы транзитивности//Психологические исследования. 2015. Т. 8, N 42. С. 1, URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.10.2015).
*(7) Как, впрочем, и в любые другие альтернативные (культурные, социальные) движения.
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71293532/#ixzz4oZX93De6