И профессионально-прикладных форм

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

Допущено Государственным комитетом СССР

по физической культуре и спорту

в качестве учебника для институтов

физической культуры

МОСКВА

«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»

ББК 75.1 МЗЗ

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Бондаревский Е. Я.,

доктор педагогических наук, профессор Гужаловский А. А.

Матвеев Л. П.

МЗЗ Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессио­нально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с, ил.

ISBN 5—278—00326—X

Учебник написан в соответствии с программой по модифици­рованной профилирующей дисциплине нового учебного плана институтов физической культуры — теории и методике физической культуры.

В учебнике содержится материал по основной части данной дисциплины — общим основам теории и методики физического вос­питания, а также по специализированным разделам предмета — теоретико-методическим аспектам спорта (как одного из основных компонентов физической культуры) и профессионально-прикладных форм физической культуры.

мо,оооооо-Гг_9,

ISBN5—278—00326—X

Издательство «Физкультура и спорт», 1991 г.

\

ПРЕДИСЛОВИЕ

В учебнике изложено основное теоретико-методическое содержа­ние предмета «Теория и методика физической культуры и спорта», предусмотренного новым учебным планом институтов физической культуры в качестве общепрофилирующей дисциплины высшего физкультурного образования.

Как известно, содержание этой учебной дисциплины в ее сов­ременном виде подразделяется на несколько относительно самосто­ятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных проблемных цик­лов. Первый цикл — введение в теорию физической культуры — рассматривается в вышедшем ранее учебном пособии «Введение в теорию физической культуры» (под общей редакцией Л. П. Мат­веева, М., ФиС, 1983). В настоящем учебнике изложены общие ос­новы теории и методики физического воспитания как важнейшего явления в сфере физической культуры, а также профилиро­ванные положения, относящиеся к двум основным специализиро­ванным направлениям в системе физического воспитания — спор­тивной тренировке и профессионально-прикладной физической под­готовке.

Учебная литература по предмету в ближайшие годы будет по­полнена разработками, конкретизирующими методику физической культуры и спорта в возрастных и других аспектах (методика физического воспитания детей и учащейся молодежи, методика массовых форм физической культуры взрослого населения, мето­дика спортивной и физкультурно-кондиционной тренировки), что позволит завершить научно-методическое оснащение предмета.

Учебник подготовлен Л. П. Матвеевым с участием М. М. Бо-гена (материалы к гл. IV), Ф. Г. Казаряна (материалы к гл. VI), Е. П. Васильева (материалы к гл. VIII), Б. И. Загорского (матери­алы к гл. XIV), Г. Г. Санояна (материалы к гл. XV). Авторы благо­дарны коллективу кафедры теории и методики физического воспита­ния ГЦОЛИФКа и специалистам-других учреждений за помощь в работе над учебником, а также официальным рецензентам А. А. Гу-жаловскому и Е. Я. Бондаревскому.

Методические рекомендации и пояснения к тексту.Первая обязательная предпосылка продуктивной работы с учебником — предварительное прочное усвоение знаний, содержащихся во «Вве­дении в теорию физической культуры», особенно отправных поня­тий («физическая культура», «спорт», «система физического воспи­тания») и базовых представлений о формах и функциях физи­ческой культуры, ее структуре и тенденциях развития в совре­менном обществе.

з .

Обобщающий характер знаний, сообщаемых в учебнике, обязы­вает при работе с ним опираться на научно-теоретические сведения и фактические данные из других дисциплин учебного плана институ­тов физической культуры, в том числе дисциплин биологического, психолого-педагогического, обществоведческого и профессиональ­но-практического циклов. Ссылки на межпредметные связи по со­ответствующим разделам этих дисциплин сделаны в тексте учеб­ника.

Целесообразно уже при начальном ознакомлении с ним вник­нуть — по оглавлению — в общую логику построения учебника, уяснить структуру самых крупных разделов и глав, обратив при этом внимание на то, что его содержание изложено по концентрическому принципу и принципу последовательного перехо­да от общих положений к их дифференцированной конкретиза­ции с завершающим возвращением к целостно-обобщающим пред­ставлениям. Соответственно вначале (главы I — III) дается общая характеристика деятельности по физическому воспитанию — целе­вых установок и задач, совокупности используемых для их реали­зации средств и методов, важнейших принципов, регламентирую­щих эту деятельность. После этого (главы IV—IX) избирательно, с принятым условным вычленением рассматриваются отдельные стороны процесса физического воспитания (обучение двигатель­ным действиям, воспитание физических и тесно сопряженных с ни­ми способностей), а также связи его с другими видами воспитания. Затем (главы X—XI) вновь объектом рассмотрения становится це­лостный процесс физического воспитания в реально-нерасчленен-ном виде, но как бы сквозь призму объединяющих его структур­ных конструкций и основных операций по его планированию и кон­тролю. Все это в совокупности составляет первую часть — общие основы теории и методики физического воспитания. Во второй час­ти учебника (главы XII—XV) анализируются особенности двух прикладно-специализированных (профилированных) направлений в системе физического воспитания — спортивной тренировки и про­фессионально-прикладной физической подготовки в связи с це­лостной характеристикой спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры, что должно в дополнение к общему пониманию сущности физического воспитания создать конкретизи­рованные представления о специфике его разновидностей, практи­куемых в зависимости от индивидуальных склонностей, способнос­тей и потребностей подготовки людей к трудовой деятельности.

Несколько пояснений к условным обозначениям и оформлению фрагментов текста. Чтобы заострить внимание на наиболее важных положениях, понятиях, терминах, они выделены различным типографским шрифтом (курсивом, полу­жирным, разрядкой). Дополнительные замечания, пояснения и при­меры в большинстве случаев набраны в тексте петитом с учетом вероятных различий в уровне предварительной подготовленности изучающих предмет.

Ссылки на литературные источники в тексте, когда это необ-

ходимо, сделаны двояким способом: во-первых, в постраничном под­строчнике, где приводятся данные о публикациях по смежным дисциплинам и отдельным проблемам, затрагиваемым по ходу изложения; во-вторых, в указаниях на перечень обобщающих и обзорных литературных источников, приводимый в конце каждой главы. Во втором случае обозначения в скобках, например (лит. 1, 3) или (обзор — лит. 2), означают, что соответствую­щие фактологические данные или обзорные сведения содержатся в специальных публикациях, перечисленных под указанными номе­рами в конце главы.

В тексте обозначены также внутренние связи между главами, разделами и подразделениями учебника, если необходимо воспри­нимать содержание той или иной главы с учетом изложенного в других главах, разделах или подразделах. Это сделано в виде обозначения в скобках цифровой рубрикации соответствующих глав, разделов, подразделов. Например, обозначение (гл. I, 2.1) ука­зывает, что предварительные или углубляющие сведения содержат­ся в главе первой, втором разделе, первом подразделе. Анало­гичные ссылки в пределах одной и той же главы сделаны без обоз­начения ее нумерации (например, 1.1).

Часть первая

Наши рекомендации