Доктор Фрэнсис Кресс Уэлсинг
Книгу доктора Уэлсинга «Бумаги Изиды: Ключи к цветам» можно приобрести через Third World Press, 7524 S. Cottage Grove Ave, Chicago, IL 60619. Розничная цена издания в мягкой обложке $14.95; за доставку $3.50. Для заказов по кредитным картам звонить (312) 651-0700.
Кадмон
КОРИЧНЕВАЯ МАГИЯ
Важно принимать человека во всей его полноте, в его испражнениях и его смерти. В принятии непристойности, экскрементов и смерти лежит духовная энергия, которой я нахожу применение.
Сальвадор Дали
В прошлые века вселенная для человека была священна и во все вокруг было наполнено жизнью: животные, растения, камни, пространство и время, орудия труда и оружие. Каждый уровень бытия и каждый способ разрушения имели сакральный смысл. Города и недуги также были священны, была священна даже копчиковая кость, os sacrum. Подобные верования существовали в античные времена, прошли через средние века, а кое-какие дожили и до нынешних времен. Из такого мировоззрения не были исключены даже экскременты — фекалии также почитались и наделялись жизнью. В Древнем Риме существовало сакральное место Cloaca Maxima, посвященное богине Венере Клоа-кине, покровительнице испражнений, туалетов и канализации.
В искусстве врачевания античности и средних веков экскременты людей и животных были ценнейшим медикаментом. Однако в реальных рецептах их использование скрывалось за такими эвфемизмами, как «западная сера» и «цибет». Врач и естествоиспытатель Парацельс называл их человеческим углем (carbon humanum) и однажды приобрел кучу врагов, представив коллегам ночную вазу, полную экскрементов, и сказав: «Если вы не хотите ознакомиться с секретами гнилостного брожения, вы недостойны называться врачами».
Экскременты применялись в медицине во всех возможных формах: еще теплые или охлажденные, жидкие или твердые, в виде порошков, настоек и мазей. Один французский фармацевт даже создал из фекалий ликер и бренди, который назвал «Влага тысячи цветов» (Eau de Mille Fleurs). Начала зарождаться новая область науки: скатология. Она была смесью магических и медицинских концепций, касающихся целительной силы экскрементов, и объединяла эти фекальные идеи в прикладной мифологии. В конце семнадцатого столетия во Франкфурте ученый Кристиан Франц Пауллини собрал все рецепты, относящиеся к подобной практике, которые только смог найти. В 1696 году была опубликована его книга «Новая и улучшенная аптека целебных нечистот» — гримуар постыдного черного искусства прикладной скатологии, наполненный бесчисленными советами по применению экскрементов в медицине. В этой книге фекалии представлены как почти универсальное лекарство от любого недуга, обладающее неизмеримой целительной силой и магическими свойствами. «И это воистину чудесно, что вещество, способное вызывать непреодолимое отвращение видом своим и запахом, может считаться не только предметом для научного изучения, но и уникальным сокровищем, сохраняющим человеческое здоровье» (Сэмю-эль Огастус Флеминг, цитата по книге Бёрка «Скатологические обряды народов мира»).
Многие рецепты напоминают алхимические предписания по набору ингредиентов, которые сложно, и даже едва ли возможно, заполучить. Скатология открывала окно в сюрреалистичный, пограничный психоделический мир. Люди были убеждены, что особыми свойствами и силами, которые могут послужить человеку, обладают не только зубы, когти и перья животных, но также и их помет. Помет остроглазого сокола восстановит слабое зрение, если втирать его в уголки глаз по утрам.
Мужчин, разбитых частичным параличом, обмазывали змеиными фекалиями, чтобы они снова обрели гибкость. Женщины применяли этот же метод, если желали, чтобы роды прошли без осложнений. Те, кто жаждал оставаться молодыми, прибегали к использованию экскрементов мальчиков или девочек. Мужчины, боявшиеся потери сексуальной потенции, ели дерьмо оленей, быков и козлов. Женщины, желавшие забеременеть, целый день носили с собой повсюду мешочек с кроличьим пометом, поскольку кролик считался символом плодовитости. Кристиан Франц Пауллини писал о канатоходце, каждое утро глотавшем беличье дерьмо, — это улучшало его чувство баланса. Глухие или слабослышащие употребляли фекалии рыси. Зачастую, хотя и не во всех случаях, между символическим значением определенных видов животных и предполагаемыми целебными свойствами их помета существовала тесная магическая связь.
На рынках античных времен и в средние века странствующие торговцы предлагали на продажу всевозможные экскременты. Появлялись и черные рынки, на которых подлинные и фальшивые фекалии продавались порой по гигантским ценам. Собиратели дерьма прочесывали местные леса в поисках экскрементов сов и соколов. Другие облегчали себе задачу — в плохо освещенных комнатах они колдовали над куриными и собачьими фекалиями при помощи пигментов, трав и пряностей. Эта хтоническая ветвь медицины привлекала множество мошенников, предлагавших на продажу экскременты орлов, слонов, крокодилов, львов и многие другие сокровища... Оживленная торговля вонючей магией.
Даже совсем недавно, в прошлом веке, на Тибете экскременты Далай-ламы считались священными. Согласно нескольким исследователям Тибета, им предавалась форма реликвий. Их применяли как амулеты, вешали в шатрах или носили на шее. Они также использовались в медицине. Амулеты выглядели, как пилюли — некоторые были черными, другие красными, кое-какие даже белыми. Американский этнолог и скатолог Джон Грегори Бёрк в своей книге «Скатологические обряды народов мира» описывает, как весной 1889 года от исследователя Тибета он получил серебряную шкатулку, содержащую четыре охряно-красных пилюли. Он отдал их на исследование врачу, но тот не сумел обнаружить в них ничего необычного. Похоже, что традиция изготовления амулетов из экскрементов в прошлом веке была заброшена. Кишечные газы и экскременты являются крайне важными предметами; медицине и философии нужно относиться к ним с величайшим вниманием. То же касается и метафизики. Я всегда сожалел о том, что сюрреалисты воротят носы, даже просто подумав об этом.
Прикладная скатология использовала неотъемлемые силы отвращения и омерзения. Она была Путем Левой Руки от медицины, черной гомеопатией. Тем, кто жаждал исцеления, необходимо было пересечь империю отвращения. Это требовало силы воли, способной преодолеть любую неприязнь или омерзение. Конечно, одним из аспектов лечения был очищающий эффект приложения или поглощения экскрементов; таким образом, дерьмо, символ конечного, грубого вещества, стало эликсиром жизни. Определенно, исходя именно из этих соображений, оккультист Алистер Кроули заявлял: «Нужно искать то, что до крайности ядовито для вас, с тем, чтобы принять это с любовью. На этом пути к цельности нужно поглощать то, что находишь отвратительным».
Подобная концепция также играет значительную роль в некоторых тантрических доктринах. В упражнении, называемом «вай-парита», чувства и ощущения должны быть вывернута до такой степени, что вещи, вызывающие ужас и отвращение, теряют для психики свою угрозу:
Вещи, вызывающие отвращение, анализируются, очищаются и из них извлекается их ценность; они используются для совершенствования человека. Вайпарита из Чакры-Тантры состоит из привычного поглощения отвратительных и отягощающих субстанций вроде мочи, экскрементов, менструальной крови и спермы. Вайпарита является упражнением по ликвидации отвращения с помощью приема внутрь тошнотворных, но целебных веществ, с помощью осуществления действий, чуждых всяким условностям... Благодаря этому проходится систематический, точный и научный путь, ведущий к пониманию того, что через утилизацию отвращения процесс старения может быть приостановлен и обращен вспять.