Что такое эффективность коммуникации

Эффективность коммуникации в речевом воздействии рассмат­ ривается как достижение говорящим своих целей посредством общения.

Какое же общение (коммуникацию) можно считать эффектив­ ным? Видимо, такое, которое ведет к достижению цели.

Эффективность должна определяться для каждого участника общения отдельно. В диалоге общение может быть эффективным только для одного из участников или для обоих. На многосторон­ них переговорах общение может оказаться эффективным для час­ ти участников.

Само понятие эффективности связано с достижением тех це­ лей, которые ставит участник общения в данной коммуникатив­ ной ситуации. Однако цели в общении могут быть разными:

1)информационная— донести свою информацию до собесед­ ника, получив подтверждение, что она получена;

2)предметная—что-либополучить, узнать, изменить в пове­ дении собеседника;

3)коммуникативная— сформировать определенные отноше­ ния с собеседником.

Виды коммуникативных целей: установить контакт, развить кон­ такт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить кон­ такт; выполнить коммуникативный ритуал; развлечь собеседника.

Чисто коммуникативные цели достигаются использованием специальных речевых формул, таких, как формулы приветствия, поздравления, сочувствия, прощания, комплимента и т.д., со­ блюдением правил светского общения, использованием приемов развлекательного, игрового, шутливого общения.

Эффективное речевое воздействие— такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс от­ ношений с собеседником (коммуникативное равновесие), т.е. ос­ таться с ним в нормальных отношениях, не поссориться.

Коммуникативное равновесие— отведение собеседнику в про­ цессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его со­ циальной ролью и представлением о его собственном до­ стоинстве.

Подобное отведение роли есть не что иное, как соблюдение принципа вежливости в общении (В. Е. Гольдин).

Эффективность речевого воздействия определяется двумя вза­ имосвязанными факторами:

1)достижением поставленной цели;

2)сохранением коммуникативного равновесия.

Рассмотрим следующие коммуникативные ситуации. Знаками «+» и «-»обозначены достижение соответствующей цели и недо­ стижение ее.

1. — Передайте, пожалуйста, соль! Информационная +
— Пожалуйста! Предметная +
  Коммуникативная +

2.— Передайте, пожалуйста, соль!

—Простите, здесь соли нет.

3.— Дайте соль!

—А почему так грубо?

4.— Передайте, пожалуйста, соль!

—Что?

5.— Передайте, пожалуйста, соль! - На!

Информационная + Предметная — Коммуникативная +

Информационная + Предметная Коммуникативная —

Информационная — Предметная — Коммуникативная —

Информационная + Предметная + Коммуникативная —

В каких случаях можно считать речевое воздействие эффектив­ ным, в каких — нет?

•Воздействие эффективно в том случае, если достигнуты все три цели (пример 1). Но так бывает не всегда.

•Если не достигнута информационная цель (вас не поняли),

то эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Отсю­ да вывод: надо говорить четко и понятно (пример 4).

•Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не сохранены, нарушены, собеседник обиделся), то такое воздей­ ствие также неэффективно, поскольку сохранение коммуника­ тивного равновесия — одно из условий эффективности речевого воздействия.

•Если предметная цель не достигнута, то речевое воздействие иногда может быть эффективным: ведь цель не достигнута по объек­ тивным причинам (соли нет на столе), но при этом коммуника­ тивное равновесие сохранено (пример 2).

•А если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли коммуникативной (пример 5), то определенный результат есть — соль мы получили, но нормальных отношений

ссобеседником не установили. Такое речевое воздействие назы­ вают результативным (есть результат), но неэффективным (так

как второе правило — коммуникативное равновесие — не со­ блюдено).

В остальных случаях недостижение предметной цели свидетель­ ствует о неэффективности речевого воздействия, значит, что-тосделано неправильно: не так попросили, не те приемы использо­ вали, не учликакие-тозаконы общения и т.д.

Наши рекомендации