Что такое эффективность коммуникации
Эффективность коммуникации в речевом воздействии рассмат ривается как достижение говорящим своих целей посредством общения.
Какое же общение (коммуникацию) можно считать эффектив ным? Видимо, такое, которое ведет к достижению цели.
Эффективность должна определяться для каждого участника общения отдельно. В диалоге общение может быть эффективным только для одного из участников или для обоих. На многосторон них переговорах общение может оказаться эффективным для час ти участников.
Само понятие эффективности связано с достижением тех це лей, которые ставит участник общения в данной коммуникатив ной ситуации. Однако цели в общении могут быть разными:
1)информационная— донести свою информацию до собесед ника, получив подтверждение, что она получена;
2)предметная—что-либополучить, узнать, изменить в пове дении собеседника;
3)коммуникативная— сформировать определенные отноше ния с собеседником.
Виды коммуникативных целей: установить контакт, развить кон такт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить кон такт; выполнить коммуникативный ритуал; развлечь собеседника.
Чисто коммуникативные цели достигаются использованием специальных речевых формул, таких, как формулы приветствия, поздравления, сочувствия, прощания, комплимента и т.д., со блюдением правил светского общения, использованием приемов развлекательного, игрового, шутливого общения.
Эффективное речевое воздействие— такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс от ношений с собеседником (коммуникативное равновесие), т.е. ос таться с ним в нормальных отношениях, не поссориться.
Коммуникативное равновесие— отведение собеседнику в про цессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его со циальной ролью и представлением о его собственном до стоинстве.
Подобное отведение роли есть не что иное, как соблюдение принципа вежливости в общении (В. Е. Гольдин).
Эффективность речевого воздействия определяется двумя вза имосвязанными факторами:
1)достижением поставленной цели;
2)сохранением коммуникативного равновесия.
Рассмотрим следующие коммуникативные ситуации. Знаками «+» и «-»обозначены достижение соответствующей цели и недо стижение ее.
1. — Передайте, пожалуйста, соль! | Информационная | + |
— Пожалуйста! | Предметная | + |
Коммуникативная + |
2.— Передайте, пожалуйста, соль!
—Простите, здесь соли нет.
3.— Дайте соль!
—А почему так грубо?
4.— Передайте, пожалуйста, соль!
—Что?
5.— Передайте, пожалуйста, соль! - На!
Информационная + Предметная — Коммуникативная +
Информационная + Предметная Коммуникативная —
Информационная — Предметная — Коммуникативная —
Информационная + Предметная + Коммуникативная —
В каких случаях можно считать речевое воздействие эффектив ным, в каких — нет?
•Воздействие эффективно в том случае, если достигнуты все три цели (пример 1). Но так бывает не всегда.
•Если не достигнута информационная цель (вас не поняли),
то эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Отсю да вывод: надо говорить четко и понятно (пример 4).
•Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не сохранены, нарушены, собеседник обиделся), то такое воздей ствие также неэффективно, поскольку сохранение коммуника тивного равновесия — одно из условий эффективности речевого воздействия.
•Если предметная цель не достигнута, то речевое воздействие иногда может быть эффективным: ведь цель не достигнута по объек тивным причинам (соли нет на столе), но при этом коммуника тивное равновесие сохранено (пример 2).
•А если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли коммуникативной (пример 5), то определенный результат есть — соль мы получили, но нормальных отношений
ссобеседником не установили. Такое речевое воздействие назы вают результативным (есть результат), но неэффективным (так
как второе правило — коммуникативное равновесие — не со блюдено).
В остальных случаях недостижение предметной цели свидетель ствует о неэффективности речевого воздействия, значит, что-тосделано неправильно: не так попросили, не те приемы использо вали, не учликакие-тозаконы общения и т.д.