В заглавии альбома «библиотека вавилона»
ГРУППЫ «АКВАРИУМ»
В роке существование композиции в подавляющем большинстве случаев вне альбома невозможно. Это обусловлено спецификой музыкальной культуры новейшего времени вообще. Более того, альбом в рок-культуре является основным способом циклизации, то есть обладает всеми основными особенностями, присущими циклу в литературе: это авторские контексты; единство композиций, входящих в альбом, обусловлено авторским замыслом; отношение между отдельными композициями и альбомом можно рассматривать как отношения между элементом и системой; альбом озаглавлен самим автором и др. Все эти признаки разработаны по отношению к лирическому циклу, но все они применимы и для характеристики альбома. Таким образом, можно предположить, что альбом как аналог лирического цикла, строится на основе универсальных циклообразующих связей: заглавия, композиции, изотопии, пространственно-временного континуума и полиметрии.
Среди авторских циклов исследователи, как правило, выделяют две группы:
- цикл в строгом смысле, то есть образование, все составляющие которого уже в замысле существуют как элементы единого текста;
- цикл, сформированный из уже публиковавшихся по отдельности текстов, которые сам автор объединяет в ансамбль, воплощая систему взглядов в системе фрагментов.
Именно ко второй группе циклов можно отнести альбом "Библиотека Вавилона" (Архив. "История Аквариума." Том IV); 1993 год. Этот альбом является своеобразной компиляцией, так как включает в себя композиции, созданные в период с 1981 по 1993 годы, а также романс А. Н. Вертинского "То, что я должен сказать" (1917).
Цель нашей работы состоит в рассмотрении одной из циклообразующих связей, а именно заглавия в его соотношении с теми внетекстовыми рядами, которые актуализируются в альбоме.
Заглавие в течение последних десятилетий привлекает внимание исследователей. Особый интерес к нему объясняется и уникальным положением заголовка в тексте, и многообразием его функций. Круг проблем, касающихся заглавия, активно разрабатывается и лингвистами и литературоведами1.
В лирическом цикле заглавие заключает в себе концептуальную основу всего произведения. В целом те же функции выполняет и заглавие альбома, которое, как и заглавие цикла, «является фактом обязательным и устойчивым»2. А поскольку заглавие в литературе находится на внешней границе текста: между текстом и внеположенной ему действительностью»3, семантическая структура текста значительно усложняется за счет смыслов, которые заглавие привносит "извне".
В альбоме "Библиотека Вавилона" заглавие через топоним «Вавилон» соотносится с четырьмя семантическими уровнями:
1. Исторический уровень: реальные исторические события, связаные с городом Вавилоном, его жизнью и культурой.
2. Библейский уровень: определенное представление об исторических событиях, связанных с Вавилоном, которые своеобразно преломились в соответствии с христианской моралью.
3. "Мифологический" уровень: современные представления, основанные на сложившемся знании о городе Вавилоне в связи с другими реалиями.
4. Авторский уровень: значения, которые формируются автором на основе трех предыдущих уровней.
Рассмотрим все эти уровни применительно к Вавилону у Б.Г.
ИСТОРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Вавилон - греческое наименование семитского города на Евфрате Бабилима ("Врата Господни"). Вавилон был столицей Древнего и Нового Вавилонского царства, значительным культурным и хозяйственным центром. Из всех находок в Вавилоне три буквально ошеломили весь мир: сады Семирамиды, Вавилонская башня и дорога процессий в честь бога Мардука. В 538 году до н. э. Вавилон был завоеван персами и больше уже не восстанавливался4.
БИБЛЕЙСКИЙ УРОВЕНЬ
Исторические события преломляются в Библии, оставаясь для будущих поколений в виде представлений, по которым Вавилон - "город чудес, многолюднейший из всех <…> согласно с пророческими предсказаниям, сделался грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, - городом без жителей. <…> В Священном Писании слово Вавилон иногда употребляется в иносказательном смысле и означает царство антихриста, противника Христу и церкви Христовой"5. Более того, согласно двум известным библейским преданиям (о постройке города и возведении башни), город Вавилон трактуется как символ мятежа против Бога6. Таким образом, Вавилон в библейском представлении - город зла и греха, наказанный за свою заносчивость.
"МИФОЛОГИЧЕСКИЙ" УРОВЕНЬ
В русском культурном сознании исторический и библейский уровни своеобразно переплетаются и находят свое выражение в двух "неомифах"7: Образ Вавилона напрямую связан с так называемым «Петербургским мифом», по одному из изводов которого город Петра выступает как "центр зла и преступления, где страдание превысило меру и необратимо отложилось в народном сознании; Петербург - бездна, "иное" царство, смерть"8. Важное место в «Петербургском мифе» занимает число 666 ("звериное число"), связываемое народной молвой с Петром как антихристом. Отсюда довольно распространено сравнение Петербурга с Вавилоном и Вавилонской блудницей9 – достаточно вспомнить в этой связи «Москву и Петербург» Герцена (1842): «Петербург тысячу раз заставит всякого честного человека проклясть этот Вавилон».
Другой «неомиф» Вавилона излагает Н. Сосновский10: Вавилон - «олицетворение Великого Отказа от немилых и постылых лживых ценностей господствующей культуры. В большинстве западных субкультур этот миф вошел в интерпретации субкультуры растафари, более других приведшей его в систему. У нас растафари остается очень малоизвестной диковинкой, символом некоего экзотического языка, в отличие от Запада, на молодежную культуру практически не повлиявшим. (У Б.Г. «Я возьму свое там, где я увижу свое, Белый растафари, прозрачный цыган…».( «Капитан Африка»)». Сосновский пишет, что "видимо лет где-то через 10-20 после падения Вавилона, родился один из главных мифов человечества: миф о том, что Вавилон де вот-вот не сегодня-завтра падет, рухнет, и тогда мы все заживем на славу, обнявшись, как братья и сестры". Такая трактовка, по Сосновскому, стала важной составляющей субкультуры, которая есть способ самочинно, не дожидаясь его формального падения, удалиться из Вавилона, создав вокруг себя и своих друзей иллюзорную групповую реальность. Трансформацию мифа о Вавилоне в русской субкультуре "хиппи" можно увидеть и в том, что место их московской "тусовки" было названо "Вавилоном". Таким образом, в этом «неомифе» Вавилона трансформируются как библейская семантика, так и «неомиф», связывающий Вавилон с Петербургом.
АВТОРСКИЙ УРОВЕНЬ
Исторический, библейский и мифологический уровни значений тесно переплетаются в творчестве Б. Гребенщикова. На основе этого создается собственно авторский миф. Сделать такой вывод позволяет создание Гребенщиковым архива "Аквариума", состоящего из четырех томов: "Электричество", "Акустика", "История Аквариума (Феодализм)" и "Библиотека Вавилона". Все включенные в архив альбомы являются компилятивными и образуют парадигму, которая может быть соотнесена с этапами творчества "Аквариума". Таким образом, "Библиотека Вавилона" является заключительным и, следовательно, особо значимым этапом. Все композиции, созданные "Аквариумом" объединены словом «библиотека» (собрание книг как различных точек зрения), а мир, в котором творит автор - Вавилоном.
Однако, дополнительную семантику в авторский уровень привносят и упоминания Вавилона в творчестве Б.Г. до 1993года. "Вавилон - город как город, // печалиться об этом не след" ("Рыба"). Здесь миф Вавилона не только трансформируется, но и разрушается. Автор редуцирует семы "Вавилон как город греха и зла" и "Вавилон как один из богатейших культурных центров". Тем самым Вавилон уподобляется другим, ничем не примечательным городам ("город как город"). И, вместе с тем, этим подчеркивается единая природа всех городов в целом.
В другом тексте Б.Г. привлекает сему «Вавилон-Петербург»:
И этот город - это Вавилон,
И мы живем - это Вавилон;
Я слышу голоса, они поют для меня,
Хотя вокруг нас - Вавилон...
("Вавилон")
Но и здесь вопреки установившемуся представлению, Вавилон-Петербург предстает городом нейтральным, без крайне негативной оценки, свойственной вавилонскому мифу.
Разрушается миф о Вавилоне и в тексте "Вавилонская башня":
Вавилонскую башню до крошки склевал коростель.
Стадо древних богов перегрызло все братские узы.
Бледный гуру сказал, что прекрасны любые союзы -
А особенно те, для которых ложатся в постель.
("Вавилонская башня")
Таким образом, автор, обращаясь в понимании Вавилона ко всем уровням значений внеположенной тексту действительности, разрушает их, на основе чего создается новый, гребенщиковский миф Вавилона. И если библиотека, по словарю Ожегова, это:
1. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования;
2. Собрание книг, а также помещение, где они хранятся;
3. Название серии книг определенной тематики,
то альбом "Библиотека Вавилона" - собрание элементов разрушенной культуры, культуры прошлого11.
Остается сказать лишь о том, что последующий анализ альбома, безусловно, позволит выявить и другие аспекты, составляющие авторский миф, но это - задача будущего.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Веселова Н.А., Орлицкий Ю.Б., Скороходов М.В. Поэтика заглавия: материалы к библиографии // Литературный текст: проблемы и методы исследования. III. Тверь, 1997. С.158-180.
2 Доманский Ю.В. Заглавие альбома в рок-поэзии («Лилит» Б.Г.) // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 1999. С.159.
3 Веселова Н.А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика. Дисс. … канд. филол. наук. Тверь, 1998. С.86.
4 См.: Словарь античности. М., 1993; История Древнего мира. Древний Восток, Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. Харвест, 1998.
5 Библейская энциклопедия. М., 1990, С.104-105.
6 Мифологический словарь. М., 1991. С.109.
7 Под "неомифом" мы понимаем стереотипное представление о какой-либо реалии в сознании современного человека.
8 Топоров В.Н. Петербург и Петербургский текст русской литературы // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С.260.
9 В 17 главе Апокалипсиса говорится о сидящей на водах многих на звере Блуднице. (См. там же. С.357).
10 Сосновский Н. Покидая Вавилон налегке (статья цитируется по ксерокопии без выходных данных).
11 См. надпись на пластинке «Библиотека Вавилона»:
«Этим альбомом мы заканчиваем выпуск архивов "Аквариума". Время двигаться дальше.
Старый Аквариум R. I. P. »
А.Э.СКВОРЦОВ
Г.Казань
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ