Глава 3. Русская культура II половины XIII–XV вв.
Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре. Военный разгром, тяжелая дань, увод в полон мастеров значительно обеднили культурный процесс. Однако традиция не прервалась. Более того, вряд ли можно говорить о сколько-нибудь заметном влиянии монгольской культуры на русскую, особенно на первых порах. Долгое время степной мир монголов-кочевников и мир городов славян-земледельцев существовали отчужденно, потребовалось не одно столетие для взаимного сближения.
Батыево нашествие стало основной темой в литературе. Один из первых откликов на произошедшее – «Повесть о разорении Рязани Батыем». В «Повести» описывается гибель Рязани и рода рязанских князей. Монгольское нашествие воспринималось современниками как конец света, как «великая конечная погибель». Отсюда трагизм, наполняющий произведения того периода. Мотив героической смерти является ведущим в литературе, посвященной нашествию. В «Повести» монголо-татары стали победителями не потому, что победили рязанцев, а потому, что их противников не осталось в живых. Князь Федор Юрьевич, посланный к Батыю с дарами, отказывается отдать ему свою жену, говоря: «когда нас приодолееши, то и женами нашими владети начнеши», его убивают. Узнав о смерти мужа, княгиня Евпраксия вместе с маленьким сыном «ринуся из превысокого храма своего» и разбилась насмерть. В решающей битве гибнут великий князь рязанский Георгий Ингоревич и его братья. Невозможность остаться в живых побежденным подвигла оказавшегося в момент главного сражения в отлучке Евпатия Коловрата с дружиной в 1700 человек напасть на войско Батыя. В образе Евпатия сильны эпические черты: он побеждает в единоборстве родственника хана Хостоврула, татары одолевают его только при помощи стенобитных орудий.
Мотив предпочтения смерти бесчестию и признанию поражения лег в основу «Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского» и «Слова о Меркурии Смоленском». С религиозно-философским осмыслением постигшей Русь трагедии выступил епископ г. Владимира Серапион. В Своих «Словах» и «Поучениях» он как проповедник старается извлечь урок из случившегося. Продолжая идейную традицию провиденциализма русских книжников более раннего периода, Серапион Владимирский рассматривал нашествие как наказание, наложенное Богом за грехи, проявление «ярости Его».
Не менее опасным было противостояние с западноевропейским католическим миром. Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали как собственно немецких рыцарей, так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.), является одной из ведущих тем «Жития Александра Невского», составленного в конце XIII в. Самостоятельное значение имеет «Слово о погибели Русской земли» – небольшое произведение, которое древнерусские книжники, как правило, вставляли в качестве предисловия к этому житию.
Прошло более сотни лет и эпоха поражений сменилась эпохой первых побед. Откликом на Куликовскую битву стала «Задонщина» – поэтическое произведение, созданное рязанским боярином Софонием. Как образец стиля Софоний использовал «Слово о полку Игореве». В текстах обоих произведений можно найти множество параллелей. Однако идейное наполнение «Задонщины» совершенно иное. Если неизвестный автор «Слова» относится к герою своего повествования князю Игорю отрицательно, то Софоний поет славу великому князю Дмитрию Ивановичу, его двоюродному брату князю Владимиру Андреевичу и «могучему городу Москве». «Задонщина» проникнута торжеством за Русскую землю, сумевшую объединиться, отбросить распри перед лицом врага и победить.
Несколько в ином ключе передает те же события «Сказание о Мамаевом побоище». Оно, по видимому, было написано уже спустя довольно-таки большой срок после битвы. Автор его неизвестен. В «Сказании» меньше поэтических метафор, но слог, тем не менее, весьма эмоционален и экспрессивен (особенно в изображении батальных сцен), изложение событий подробное и обстоятельное. Много в «Сказании» сведений легендарного характера и сознательно допущенных искажений (например, митрополит Киприан, который был во враждебных отношениях с Дмитрием и отсутствовал в Москве, согласно «Сказанию» благословляет князя на битву). Однако даже неточности в тексте «Сказания» служат исполнению общего замысла. Все подчинено двум главным идеям: идее патриотической, о необходимости борьбы против монголо-татарского ига, и идее политической, о том, что центром этой борьбы является Москва, и князья московские ответственны за эту борьбу.
Со II четверти XIV века зарождается московское летописание. Московская летопись быстро превращается в летопись общерусскую. В конце XIV в. был составлен «Летописец Великий Русский», а в 1408 г. по инициативе митрополита Киприана – Троицкая летопись, ставшая основой последующего московского летописания. С самого начала московское летописание было тесно связано с процессами объединения русских земель вокруг Москвы, выполняло функцию идеологического обеспечения этих процессов. В нем нашли яркое выражение идеи политической консолидации. Летописцы стремились показать роль Москвы как общерусского центра, собирательницы Руси. Те же идеи нашли отражение в «Сказании о князьях Владимирских», составленном в конце XV в. «Сказание» повествовало о судьбе царских регалий (венца, барм и пр.), якобы преподнесенных византийским императором Константином Мономахом русскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху и унаследованных московскими князьями, которые тем самым трактовались как преемники византийских царей и великих князей киевских. В «Сказании» содержалась вымышленная генеалогия московских князей, род которых возводился к «Августу-кесарю» – римскому императору Октавиану Августу.
Чрезвычайно велика была в духовной жизни русского общества роль церкви. Огромное значение для культурного и общественного развития имела деятельность подвижника и реформатора Сергия Радонежского (1321 – 1391). Им был основан Троицкий монастырь (Троице-Сергиева Лавра), воплотивший в себе новые принципы монастырской жизни. На смену келиотским монастырям, в которых монахи жили на особицу, сохраняя при себе все свое мирское имущество и ведя подчас совсем не подобающий инокам образ жизни, пришли монастыри общежитийные, в которых монахи не имели личного хозяйства, жили трудом и пользовались все в равной степени только тем, что давал монастырь. Авторитет Сергия был огромен. Дмитрий Донской, собираясь на битву с Мамаем, обратился к нему за поддержкой. Сергий (именно игумен Сергий, а не митрополит Киприан), благословив князя и все русское воинство, предрек победу.
Житие святого преподобного Сергия было написано монахом Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым (?–1420). Епифаний был выдающимся писателем своего времени. В своих произведениях, большинство из которых относятся к агиографическому жанру (жития святых) он демонстрирует мастерское владение популярным в XV в. художественным приемом, который называется «плетением словес» и заключается в своеобразном «нанизывании» эпитетов. Пример из «Жития Стефана Пермского», написанного тоже Епифанием: «Един тот был у нас епископ, то же был нам законодавец и законоположник, то же креститель и апостол, и проповедник, и благовестник, и исповедник, святитель, учитель…» и т. д.
XV столетие – время расцвета агиографического жанра. Помимо Епифания в это время работал выходец из Сербии Пахомий Логофет («Житие митрополита Алексея», «Житие Варлаама Хутынского»). В конце XV или в начале XVI века получила литературную обработку (автор ее, возможно, московский священник и писатель Ермолай-Еразм) и была превращена в «Житие» легенда о Петре и Февронии Муромских. Это трогательная история любви князя и дочери простого бортника, отдаленно напоминающая западноевропейских Тристана и Изольду. В отличии от большинства агиографических сочинений это «Житие» написано простым языком, безо всякого «плетения словес» и сохраняет в себе много фольклорных черт, напоминая более народную сказку, нежели богословское произведение.
Парадоксальным образом о глубоком проникновении христианства в сознание народа свидетельствуют распространение в XV в. всевозможных ересей («жидовствующие», «стригольники») и ожесточение религиозных споров. Только прочно укоренившись в культуре, христианская доктрина могла стать предметом размышлений для широких масс. Одним из самых грандиозных являлось идейное противостояние «иосифлян» и «нестяжателей». Основным предметом спора был вопрос о монастырском землевладении, морально-этический его аспект. По мнению Иосифа Волоцкого (в миру Иван Санин), основателя и игумена Успенского монастыря под Волоколамском, монастыри и церковь вообще должны иметь большие владения и пользоваться трудом работающих на земле крестьян. Богатая церковь – это сильная церковь, а сильная церковь – залог процветания веры – такова была логика «иосифлян». Концентрированным выражением идеологии иосифлянства является «Просветитель», полемическое сочинение, автором которого был сам Иосиф.
Противоположную точку зрения высказывали «нестяжатели». По мнению их духовного лидера Нила Сорского (в миру Николай Майков), жившего в скиту недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, монахи должны жить своим трудом, главная их задача – духовное самосовершенствование. Он обличал корыстолюбие иосифлянского духовенства, их нежелание отказаться от мирских «прелестей», гордыню. Воззрения Нила Сорского испытали серьезное воздействие исихазма. Исихазм – религиозно-мистическое учение, пришедшее на Русь из Византии. Основная идея исихазма – соединение человека с Богом путем отрешения от мирской суеты, самососредоточения сознания – «молчания» и особого вида медитации «Христовой молитвы». Нил Сорский оказал большое влияние на духовную культуру Руси XV–XVI вв., был причислен к лику святых.
В XV в. расширяется культурный, исторический и политический кругозор русских людей. Об этом свидетельствует возрождение интереса к произведениям, рассказывающим о путешествиях в дальние страны – «хожениям» или «хождениям». Известен цикл повестей о русском посольстве на Ферраро-Флорентийский собор, закрепившем унию католической и православной церкви – «Хождение во Флоренцию». Получает распространение переводная «Христианская топография» византийского путешественника Козьмы Индикоплова. Самым интересным и оригинальным произведением этого жанра следует признать «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Пустившись в дорогу по торговым делам, недалеко от Астрахани он оказался жертвой грабителей. Возвращение домой грозило полным разорением. В надежде поправить положение Афанасий решает двигаться вперед в поисках выгодных закупок восточных товаров. «Три моря», за которые совершил свое вынужденное путешествие Афанасий Никитин, – это Каспийское, Черное и Индийский океан. С 1468 по 1475 г. он посетил Кавказ, Персию, Индию, Турцию, Крым. Перед нами предстают восточные страны, увиденные глазами русского человека XV в., изложившего увиденное и пережитое простым безыскусным языком.
В середине XIV в. начинается возрождение русской архитектуры. Раньше всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия. Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов. Классическими памятниками этого периода считаются церкви Федора Стратилата на Ручью и Спаса на Ильине улице – небольшие одноглавые храмы, отличающиеся простотой и конструктивной ясностью.
В Москве первые монументальные здания возводятся при Иване Калите. В отличие от Новгорода и Пскова, где строительство велось по частным заказам бояр и купеческих артелей, здесь монументальное зодчество с самого начала приобрело государственный характер. Основной заботой московских князей было, конечно, украшение Кремля. В 1367 г. Дмитрий Донской возводит вокруг города каменные стены (взамен старых деревянных) – белокаменный Кремль. Современный ансамбль московского Кремля в общих чертах складывается в эпоху Ивана III. Специально приглашенные итальянские архитекторы возводят храмы, дворцы и новые крепостные стены. В 1479 г. заканчивается строительство пятиглавого Успенского собора (арх. Аристотель Фиорованти). По требованию великого князя за образец был взят владимирский Успенский собор. Постройка должна была символизировать переход статуса главного города от древней столицы Владимира к новой – Москве. В сочетании стилей древнерусского собора и итальянского дворца-палаццо выдержан Архангельский собор (1508 г., арх. Алевиз Новый). Русские зодчие-псковичи построили в Кремле Благовещенский собор – домовую церковь великих князей. Вертикальной доминантой столицы стала колокольня Ивана Великого (1508 г., арх. Бон Фрязин). Итальянскими мастерами Марком Фрязином и Пьетро Антонио Солари был возведен великокняжеский дворец, от которого до сегодняшнего дня сохранилась Грановитая палата (1491 г.). Этими же мастерами были построены и новые стены Кремля (1495 г.).
Высочайшего уровня развития достигает на рубеже XIV–XV веков русская живопись. Расцвет иконописного искусства в рассматриваемый период связан с деятельностью трех выдающихся мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Феофан Грек (1340–1410 гг.) – выходец из Византии, приехавший на Русь уже зрелым мастером. Работал в Новгороде, затем в Москве. Роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице – единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение, ему также приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле. Художественная манера Феофана ярко индивидуальна, узнаваема, отличается экспрессивностью и темпераментом. В палитре преобладают коричневые оттенки; особую силу образам придают «пробелá» – блики, нанесенные сочными мазками чистой белой краской на оранжево-коричневую основу.
Андрей Рублев (1360–1430 гг.) – величайший художник, монах, постриженник Троице-Сергиева монастыря. Первое летописное упоминание об Андрее Рублеве относится к 1405 г., когда они вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывают Благовещенский собор московского Кремля (не сохранившийся до сегодняшнего дня). Кисти Рублева принадлежат иконы так называемого «Звенигородского чина» (Спас, Архангел Михаил и апостол Павел). В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный заново расписывают древний Успенский собор во Владимире. До нашего времени дошли фрагменты фресок и часть иконостаса. Самым известным произведением Рублева является, конечно, знаменитая икона «Троица» (1420 г.), произведение, наполненное глубоким поэтическим и философским содержанием. Изображение трех склоненных ангелов вписано в круг, подчиняющий себе всю композицию, исполненную внутренней гармонии. Краски прозрачные, светлые: голубец, изумруд, киноварь сливаются в тонко согласованную гамму.
Продолжателем рублевской традиции в московской иконописной школе был Дионисий (1440–1503). Им были расписаны церкви в Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях. Известность и славу мастера он получил уже при жизни. Современники называли его художником, «пресловущим паче всех», т. е. знаменитым. В 1481 г. он выполняет почетный заказ: оформление кремлевского Успенского собора. С тех пор Дионисий становится олицетворением официальной столичной традиции в искусстве. Композиции его произведений отличаются строгой торжественностью, светлыми красками, удлиненностью фигур.
Высокий уровень живописного мастерства, гуманистическая направленность, художественное совершенство произведений, создаваемых иконописцами XIV–XV вв. позволяют исследователям говорить о вступлении Руси в эпоху по многим чертам созвучную эпохе европейского Предвозрождения.
Глава 4. Культура Руси периода образования централизованного государства. XVI в.
К концу XV в. в общих чертах было завершено объединение русских земель вокруг Москвы. На повестке дня стояла централизация огромной территории, подвластной московскому князю.
Превращение маленького удельного княжества в общерусское государство вызвало трансформации в социальном, политическом и культурном укладе русского общества. Стремительное изменение жизни требовало серьезного осмысления. Неслучайно XVI столетие ознаменовалось особенно значимыми достижениями в идейном развитии. Характерной чертой древнерусской мысли было неразрывное единство общественно-политической, философской и религиозной сфер, охватываемое термином «философия» в древнерусском его понимании.
В 1520–1530 гг. монах расположенного близ Пскова Елеазарова монастыря Филофей в своем «Послании на звездочетцев» излагает концепцию о Москве как «Третьем Риме». Эта концепция продолжала идейную традицию русских мыслителей XV в., стремившихся показать преемственность власти «царствующего града Москвы» от прежних мировых столиц. В изображении Филофея Москва предстает последним оплотом истинного христианства, возвысившимся вместо Рима и Константинополя («второго Рима»), которые были низвергнуты Богом за грехи и отступничество. Москва стала «Третьим Римом», а четвертому «не бывать». Теория служила нуждам идеологического оформления независимого положения Руси в мировом сообществе, утверждению равноправия русского государства с монархиями Европы, еще раз подтвержденного в 1547 году, когда Иван Грозный принял титул царя, считавшийся в то время равным титулу императора.
Проблемы политического устройства и путей развития России нашли отражение в переписке Ивана Грозного и бежавшего в 1564 г. в Литву Андрея Курбского. Обвиняя царя в деспотизме и бессмысленной жестокости, князь Курбский выступает за создание государства, в котором бы центральная власть признавала права аристократии и осуществляла управление координируя действия с духовными и земскими соборами. Главным образом Курбский призывает считаться с родовой знатью, «сильными в государстве избранном», «воеводами». По мнению князя, именно они составляют силу Руси, их стараниями покоряются «прегордые царства» и города. Иван отвечает, что не знает, что это за «сильные», что государство держится Божьим милосердием и его государевой персоной, а не судьями и воеводами. Он самодержец, сторонник абсолютной, ничем не ограниченной монархии. «А жаловати есьмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же», – так формулирует царь Иван свое политическое кредо.
Точку зрения служилого сословия на устройство государства высказал известный публицист, выходец из русских дворян Великого княжества Литовского Иван Семенович Пересветов. В 40-х – начале 50-х гг. XVI в. он написал несколько произведений, в которых резкой критике подверглись бояре, «ленивые богатины», опутывающие царя лестью и пренебрегающие службой. Свои идеи Иван Пересветов излагал в аллегорической форме. В своем «Сказании о Магмет-салтане» он рисует образ некой идеальной страны, якобы Турции, в которой правит царь, «философ мудрый» Магмет-салтан. Мудрый царь строг к лживым вельможам. С продажных судей Магмет приказывает содрать кожу, набить ее бумагой и выставить получившиеся чучела в судах. «Без грозы нельзя правду в царство ввести. Как конь под царем без узды, так царство без грозы», – пишет Пересветов. Он сторонник сильной самодержавной власти. Однако его позиция существенно отличается от позиции Грозного. По его мнению, царь должен искать опору в служилом дворянстве, «воинниках». Только дворяне, чье благосостояние всецело зависит от царских пожалований способны на нелицемерную преданность государю. Царь должен ценить это и награждать за самоотверженную службу.
С особой силой разгораются в XVI в. религиозные споры. Противостояние «нестяжателей» и «иосифлян», начавшееся еще в XV в., втягивает в свою орбиту все новые и новые умы. Традицию обличения корыстолюбия, гордыни и мирской суетности духовенства, заложенную Нилом Сорским продолжил князь-инок Вассиан Патрикеев. Крупнейшим мыслителем, оказавшим большое влияние на развитие древнерусской мысли, был Максим Грек (Михаил Триволис) (1470 – 1556). Выходец из знатного греческого рода, получивший прекрасное образование, Михаил долгое время жил в северной Италии. Там он общался с деятелями культуры Возрождения, увлекался проповедями Савонаролы, затем постригся в монахи в католическом доминиканском монастыре Сан-Марко. Из Сан-Марко он переезжает на Афон, где принимает постриг в православном Ватопедском монастыре под именем Максим. В 1518 г. афонский книжник Максим по приглашению Василия III пребывает на Русь, где его, как и многих его соотечественников (например, иконописца Феофана), прозывают Греком. Келья Максима в Чудовом монастыре становится своеобразным «литературным клубом», «философским кружком». Наследие Максима Грека очень обширно: это и переводы, богословские труды, философские произведения. Благодаря его работе на Руси получили распространение многие сведения философского, исторического, лексикографического характера. Наиболее значительным его трудом как переводчика является Толковая Псалтырь, каждый из 151 псалма Максим снабдил символическими интерпретациями, принадлежавшими видным богословам древности: Оригену, Афанасию Александрийскому и др.
В своих сочинениях Максим Грек касается проблем человека, духовного совершенствования, рассматривает он и вопросы общественно-политические. «Слова» Максима Грека обличают сильных мира сего, продолжая традицию нестяжателей. Он рисует Россию в образе неутешно плачущей вдовы, облаченной в черные одежды. Интересны его послания молодому, недавно вступившему на престол Ивану Грозному: «Главы поучительны начальствующим правоверно» (1548 г.), Максим старается внушить царю мысль, созвучную мысли Сократа: повелевать другими может только тот, кто способен повелевать собой. Кружку Максима Грека принадлежал дворянин Федор Иванович Карпов (?–1540) – дипломат, не раз побывавший в Европе, знавший языки, увлекавшийся античной культурой. В его посланиях, адресованных Максиму Греку, митрополиту Даниилу, содержится немало критических рассуждений о социальных порядках в России. По мнению Ф. И. Карпова главная необходимость для Русского государства – «правда», т. е. законность, справедливость.
Важным мероприятием в культурной жизни XVI в. было составление большого сборника религиозной литературы (житий, поучений, памятников церковного права, повестей и сказаний), осуществленного под руководством митрополита Макария. Сборник получил название Великих Четьих-Миней, в нем произведения были распределены по дням, в которые их рекомендовалось читать. Великие Четьи-Минеи призваны были стать сборником всей «чтомой» (читаемой) на Руси литературы. Он состоял из 12 книг (по числу месяцев), каждая из которых содержала 1500–2000 страниц текста. Это был поистине колоссальный труд, включивший в себя более двух тысяч произведений оригинальной и переводной литературы.
Не меньшим размахом отличалось летописное дело. Самым обширным сводом XVI в. является Никоновская летопись. В ней были объединены большое число местных летописей, повестей и сказаний, многие из которых в самостоятельном виде не дошли до нас. На основании текста Никоновской летописи был составлен грандиозный Лицевой свод, состоявший из 10 томов. Он содержал сведения по русской и мировой истории и был богато иллюстрирован (16 тыс. миниатюр). На рубеже XV–XVI вв. составляется новый свод всемирной истории – Русский хронограф. Важно, что помимо летописей в XVI веке появляются исторические сочинения других видов. Это, прежде всего, Степенная книга, в которой история русского государства изложена не по годам, как в летописях, а по поколениям (т. е. по «степеням», всего их было 17) правящей династии, начиная с Владимира I и до Ивана Грозного. В создании Степенной книги нашла свое наивысшее выражение характерная черта литературы XVI в. – интерес к биографиям исторических личностей. Важным историческим источником является «Казанская история», посвященная завоеванию Иваном Грозным Казанского ханства.
Своеобразный памятник средневековой русской литературы для широкого читателя – «Домострой» (по сути, «Домоводство»), составленный в середине XVI века сподвижником Ивана Грозного попом Сильвестром. В «Домострое» читатель мог найти всякого рода советы как «душеполезного», так и практического содержания. В нем определялись как обязанности человека по отношению к церкви и государю, так и нормы построения семейного быта и ведения домашнего хозяйства.
Событием огромной важности было возникновение книгопечатания на Руси. Первая типография появилась в Москве в 1553 г. Ее называют анонимной, т. к. на изданиях, выпущенных этой типографией, не указано ни имя печатника, ни место, ни время печати. Первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол» выпустили в 1564 г. Иван Федоров и его соратник Петр Мстиславец. Продукция типографии отличалась большим художественным совершенством. Под давлением реакционных религиозных кругов, из-за обвинений в ереси русские печатники вынуждены были перебраться в Великое княжество Литовское. В Львове они печатают первый русский букварь с грамматикой. Продолжает развиваться книгопечатанье и в России. Однако печатная книга еще очень долгое время существовала параллельно с книгой рукописной. Печаталась, в основном, богослужебная литература; летописи, повести и сказания продолжали переписываться от руки.
В XVI в. ведется интенсивное архитектурное строительство. В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предыдущий период. Большое влияние на архитектурные вкусы эпохи оказал ансамбль кремлевских храмов. В очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского собора Троице-Сергиевого монастыря угадываются формы Успенского собора Московского Кремля, построенного Аристотелем Фиорованти в конце XV в.
Наиболее интересным явлением в развитии архитектуры было возникновение новой конструкции храма, полностью порывавшей с традиционной крестово-купольной схемой, заимствованной на заре христианизации из Византии. В ее основу было положен прием, давно известный в русском деревянном зодчестве – шатер – конструкция перекрытия, выполненная не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды. В 1532 г. была построена первая, самая известная и в художественном плане совершенная церковь Вознесения в царской резиденции селе Коломенском. Современники отмечали, что храм построен «на деревянное дело», т. е. по типу деревянных храмов. Новая конструкция позволяла придать постройке подчеркнутую вертикальную устремленность, мистически выражавшую идею вознесения. Идея шатрового храма была развита в построенном в честь взятия Казани соборе Покрова на Рву(Василия Блаженного) (1560 г., арх. Барма и Постник), в котором шатром увенчана центральная башня, окруженная со всех сторон небольшими столпообразными храмами. Отличает собор также богатое декоративное убранство, построенное на сочетании красного кирпича и белокаменных резных деталей.
В развитии живописи можно выделить две тенденции. Стоглавый собор 1551 г. потребовал от живописцев строгого следования канонам. В качестве непререкаемого образца иконного писания утверждается творчество Андрея Рублева и Дионисия, что привело к некоторому замедлению поступательного движения искусства, повторению заученных форм и снижению творческой составляющей в деятельности иконописцев. С другой стороны, расширяется тематика живописных произведений. В композиции фресок включаются портретные изображения (Ивана IV, митрополита Макария), аллегорические и исторические сцены. Живопись ставится на службу идеологии. Примером тому могли служить не сохранившиеся до сегодняшнего дня, но известные по описанию XVII в. росписи Золотой царицыной палаты Кремлевского Дворца, одно из главных мест в которой занимали композиции на сюжеты «Сказания о князьях Владимирских».