Тема: Как появились фамилии.
Цель: Дать представление о происхождении фамилии. Развивать интерес и любознательность. Воспитывать интерес к прошлому.
- Люди имели имена в течение многих тысяч лет. Только имен было недостаточно, чтобы отличить одного человека от другого. Например, у нас в группе две Вероники, Три Никиты, три Миши. Как мы их отличаем? ( По фамилии). Трудно представить, что когда-то люди обходились без фамилий. Хотя личные имена у них были. (Скажем у русских популярные были нецерковные мужские имена Волк, Ворон, Заяц, Медведь). И продолжалось это довольно долго). Есть предположение, что первые фамилии возникли у армян и грузин. Было это наименование семей, а не огромных родов. В России обретение фамилий началось значительно позже. И конечно, в первую очередь это коснулось князей, бояр, дворян и купцов. А крестьянам фамилии не полагались. Как же возникли фамилии?
- Слово «Фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Так же, как и отчество, фамилия, как правило, переходит к ребенку от отца. Но родители могут давать своим детям фамилию не только отца, но и матери и даже дедушки и бабушки. Впервые вполне официально в России фамилии появились во времена Петра I. Царь издал указ записать всех людей, проживающих в Российском государстве по имени, отчеству и фамилии. Часто прозвища переходили в фамилию. Например, в городе было два Петра, один из них был ленив. Поэтому люди его звали Лежебока. И стали его звать Петр Лежебока, Один Иван был рыжий, другой – черный и назвали их Иван Рыжов и Иван Чернов. Человек работавший на мельнице, стал называться Мельников, работавший плотником – Плотников, проживавший у рощи – Рощин. Многие имена или отчества перешли в фамилии. Случалось дед был Иван, отец был Иван, сын стал Иван, и фамилию дали им - Ивановы.
- Давайте поиграем, вы поможете мне придумать фамилии от имен которые я сейчас назову.
- Пётр – Петров, Александр – Александров, Сергей – Сергеев, Потап – Потапов, Андрей – Андреев, Глеб – Глебов, Дима – полное имя Дмитрий – Дмитриев, Миша – Михаил – Михайлов, Данил – Данилов, Максим – Максимов, Степан – Степанов.
- Были женщины, которые воспитывали детей одни и фамилию этим детям давали по имени мамы. (Марьин, Машкин, Ольгин, Дарьин). Еще могли дать фамилию по времени года. Как вы думаете от какого слова могла образоваться фамилия Зимин (Зима), Осеннев (Осенью), Веснов (Весной).
- Некоторые фамилии разгадать легко, а некоторые трудно. В их основе лежат старые русские или иноязычные слова. (например, фамилия Ушаков происходит от слова «ушак» - человек небольшого роста).
- Есть ученые, которые разгадывают происхождение имен и фамилий. Наука эта называется ономастика. Есть даже книги по этой науке. Когда вырастите, если заинтересуетесь, почитаете.
- Узнайте у родителей значение ваших фамилий и мы побеседуем на следующем занятии.
Зам.заведующего МДОУ ЦРР
д/сад № 60 г. Находки
Гайнутдинова Н.В.
Тема: Семья.
Цель: Учить детей любить и ценить семью. Воспитывать патриотические и гражданские чувства через развитие интереса к истории своей семьи.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение.
Ребенок: Мама, папа, братик, я
Все мы дружная семья.
Вот и бабушка пришла
Веселей пошли дела.
Позже дедушка пришел
Всем занятие нашел.
К вечеру все собрались,
Все работой занялись.
Кто готовил, кто стирал,
Кто газеточку читал,
Кто-то мультики смотрел,
Кто-то просто песни пел.
Брат мой в шахматы играл,
Ну и я не унывал.
Хорошо у нас, друзья,
Потому что мы СЕМЬЯ.
Никто не знает, как возникла первая семья. В далекие первобытные времена мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Но эти группы не были семьями, где как сейчас были мать, отец, дети. Хотя женщины прежде всего заботились о собственных детях. Каждая группа «Семья» хранила огонь и защищала себя от диких зверей с помощью примитивного оружия.
Можно сравнить. Раньше роль отца заключалась в следующем, он приносил пищу для матери и защищал малыша от врагов. Роль матери более важна, так как она вскармливает детеныша молоком. В наше время тоже. Чем занимаются ваши папы? ( Ответы детей. Папы работают. Зарабатывают деньги. Чтобы мама покупала продукты, одежду. Мамы готовят …. Т.д. )
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
Сколько разных дел выполняют ваши родители. Мамы готовят завтрак, обед, ужин, собирают детей в школу, вас в детский сад, папа много часов проводит на работе. Может быть мама со всеми делами и не успела бы справиться одна, поэтому ей помогают родные. Некоторые папы помогают маме делать покупки в магазине, забирают вас из детского сада, гуляют с вами, пока мама наводит порядок дома, готовит еду. Родители читают вам книжки, играют с вами. Родители – самые родные для вас люди. Но есть мальчики и девочки, которые не очень хорошо знают своих родителей, не очень часто думают о них.
Давайте поиграем в игру.
«Становись в кружок, отвечай-ка мне дружок,
Как только мячик ты поймаешь,
Имя мамы называешь……
Как снова мячик ты поймаешь,
Имя папы называешь.
Мяч смелее ты лови имя, отчество мамы назови….
Мяч скорее ты лови имя, отчество папы назови…..»
( воспитатель повторяет считалку несколько раз…)
Обязанности родителей практически не изменились. Таким образом, семья появилась и существует до сих пор потому, что она необходима для совместного воспитания потомства.
Есть высказывания «Большая семья», «Маленькая семья». Кто мне подскажет что такое «Маленькая семья»?
«Маленькая семья» – это мама, папа, ребенок. Все они живут в одном доме, в одной квартире.
Сколько человек в вашей семье? Сколько взрослых? Сколько детей? Когда в семье много детей, то тоже говорят «большая семья». Раньше такие семьи назывались «семьи-пчельники». Как вы думаете, почему их так называли? (Пчельники» - как пчелки трудолюбивые, дружные, ……)
«Большие семьи» - куда входят бабушки, дедушки, дяди, тети. Кто такие бабушки? Кто такие дедушки? Кем вы доводитесь бабушкам и дедушкам?
Кто такая тетя? Кто такой дядя?
Бабушки, дедушки, тети и дяди иногда живут отдельно в других домах, других городах, даже бывает и в других странах, но все они ваши родные или еще можно назвать – родственники. Это все ваш РОД. Родственники обычно похожи друг на друга. Кто-то похож на маму, кто-то похож на папу, или бабушку, или дедушку. У всех есть дома семейные фотографии, фотоальбомы. Попросите родителей показать вам эти фотоальбомы. Рассказать о родственниках. Как приятно и весело когда на праздники и дни рождения собираются все родственники.
1-й ребенок: Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром.
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно
И интересно впятером.
2-й ребенок: Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.
Кто из вас может рассказать о своих семейных праздниках, о своих семейных традициях? Я просила вас заранее поспрашивать родителей о семейных праздниках и традициях. (Воспитатель предлагает детям показать свои семейные фотографии и рассказать о семейных праздниках и традициях)
Дети с помощью фотографий мы можем с вами перенестись в прошлое. Есть очень старые фотографии, где изображены ваши прабабушки, прадедушки. Возможно своих прабабушек и прадедушек не все знают. Но имена дедушек и бабушек назовут все. Кто они по профессии? За что вы их любите?
( Воспитатель показывает схему родословного дерева и рассказывает о нём)
Все мы появились на свете не сами по себе. Каждый из нас как веточка или листочек родословного дерева. У каждого есть мама, папа, а у них тоже мамы и папы, т.е. ваши бабушки и дедушки, брат или сестра, у них тоже мамы, папы. Вот так выстраиваясь в ажурную цепочку выстраивается родословное дерево. Раньше хорошо знали своих предков. Да и сейчас каждому человеку важно и интересно знать, от кого он произошел. Может кто-то из родителей знает, откуда идет ваш род.
Давайте вспомним пословицы и поговорки про семью.
- В семье дружат – живут не тужат.
- В семье разлад – так и дому не рад.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- При солнышке – тепло, при матери – добро.
- Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
- На что и клад, когда дети идут в лад.
- Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
- В недружной семье добра не бывает.
- Сердце матери лучше солнца греет.
1-ый ребенок: Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
2-й ребенок: Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры почаще гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
3-й ребенок. Папа жалуется: «Что-то утомляюсь от работы….»
Мама тоже: « Устаю, на ногах едва стою…»
Я беру у папы веник – я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду сам помою, не забуду, -
Папу с мамой берегу, я же сильный, я смогу!
Диагностическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста темы "Моя семья"
Методика проведения.В ходе индивидуальной беседы детям задаются вопросы:
· Что такое семья?
· Расскажи о своей семье...
· Есть ли в вашей семье что-нибудь интересное (увлечения, традиции, семейные альбомы)?
· Если б ты встретил волшебника, и он предложил бы тебе выполнить три желания для тебя и членов твоей семьи (твоих близких) что бы ты им пожелал? (Если ребенок называет только пожелания для себя, взрослый уточняет)
· Что бы ты хотел пожелать для своих родителей, бабушки (братьев, сестер)?
· Что ты можешь рассказать о том, что было в твоей семье раньше, когда бабушка и дедушка были молодыми?
· Что ты знаешь о твоих прадедушках и прабабушках? (чем они занимались, где работали, как жили)?
· Как ты думаешь, для чего человеку нужна семья?
Первый и последний вопросы беседы помогут выяснить, как дошкольники понимают что такое "семья", в чем ее значение для человека. Детские рассказы о семье дадут возможность определить особенности представлений детей о своих семьях, семейных традициях, увлечениях, отношении детей к своей семье. Последняя часть беседы поможет определить, что дети знают о своих близких людях, об истории своей семьи.
Если педагог нацелен на совместное с родителями своих воспитанников развитие дошкольников, углубление представлений о традициях семьи, семейных увлечениях для проектирования этой работы он может использовать результаты беседы.
Зам.заведующего МДОУ ЦРР
д/сад № 60 г. Находки
Гайнутдинова Н.В.
Тема: «Слово».
« Да, есть слова, что жгут, как пламя».
Твардовский
Цель: Рассказать о значении слова, познакомить со словами пришедшими из прошлого; совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
Слова бегут, слова грохочут,
Слова огонь, слова как дым…
Слова горят в душе, как пламя,
Слова уходят в небеса,
Слова велики словно знамя,
Я слышу эти голоса.
Слова всегда разнообразны,
Они надежда и любовь,
А иногда они заразны,
И портят человеку кровь.
Когда мы говорим «речь», мы думаем «слова». Это естественно: наша речь состоит из слов. Но мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом еще загадочной) жизнью живет, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах человека. Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.
На каком бы языке мы не разговаривали, любой язык состоит из слов. А чтобы заняться словами, надо, прежде всего, взять их на учет, установить, сколько их и какие они. Ответьте, пожалуйста, мне на вопросы: «Сколько примерно русских слов существует на свете? ( пауза для ответов детей)Увеличивается или уменьшается их количество?(пауза) Когда они появились в мире?» (пауза) Ответить на эти вопросы вам конечно трудно. Ответы звучат разные «Слов столько, сколько звезд на небе!» Но мы простым глазом много звезд не видим, всего около трёх тысяч, а слов гораздо больше. Сколько же?
Казалось бы, проще простого: заглянуть в любой словарь и подсчитать... Словари содержат около 30 000 слов. Одни слова все реже встречаются в употреблении, появляются новые.
Слова бывают добрые и злые. Доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет. Добрые слова – это благодарность, вежливость, забота, ласковые слова. Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Например: спасибо, пожалуйста, будьте добры, разрешите вас побеспокоить, вас не затруднит, доченька, сыночек, мамочка, папочка и т.д. Еще некоторые из этих слов называют вежливыми словами. Какие добрые слова вы знаете? Злые слова – это грубость, хамство, обидные слова, дразнилки, обзывалки. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад. Злые слова - которые вам не нравятся, которые вам не приятно слышать, еще их можно назвать грубыми, резкими. Мы не будем их озвучивать.
А давайте поиграем в игру «Добрые и ласковые слова». (Дети встают в круг, ведущий бросает мяч, называет слово, ребенок повторяет это слово, но в уменьшительно ласкательной форме).
Дочь – доченька, сын – сыночек,
Дед – дедушка, мама – мамочка,
Бабушка – бабулечка, папа – папочка,
Солнце – солнышко, зайчик – заинька…..
Попроси – пожалуйста, пожалей – хороший мой,
Приласкай – любимый мой, похвали – мой умничка,
Извинись – простите, поблагодари – спасибо,
Прощаясь говори – до свидания.
«Слово как подорожник: оно никуда не может пойти само. Но его всюду проносят люди. И нередко они уходят, а оно остается, как верный свидетель: тут были они - люди!»
«Хотел бы в единое слово
Я слить свою грусть и печаль,
И бросить то слово на ветер,
Чтоб ветер унес его вдаль...»
Г. Гейне
Слова помогают узнать настроение человека. Когда это стихотворение писал поэт, какое у него было настроение? ( Слова – грусть, печаль. Человек расстроенный чем-то)
В народе бытует выражение «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь!»
Как вы понимаете эту пословицу? ( предполагаемые ответы детей)
Прежде чем сказать – не мешало бы подумать. Вы должны помнить, что словом можно и обидеть человека.
А слышали вы выражение - «….слово молвил – так держи» Как вы это понимаете?... Если обещаешь, то должен выполнять свои обещания. В средневековые времена можно было услышать фразу «слово князя», «боярское слово», а в наше время «слово офицера» оно означало, что боярин, князь если сказал, то обязан выполнить, ему можно верить.
А как вы объясните эти пословицы?
« Доброму слову и кошка рада» (ответы детей),
«От учтивых слов язык не отсохнет» (ответы детей),
Где слова привета, там улыбка для ответа (ответы детей),
Ласковое слово слаще меда (ответы детей).
Ребята, послушайте шуточное стихотворение о словах.
1-й ребенок: Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета.
Есть кислое слово - лимон,
Есть слово с окошком - вагон.
2-й ребенок: Есть слово колючее - ежик,
Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово зеленое - ель,
Есть слово упрямое - цель,
3-й ребенок: Есть книжное слово - страница,
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег,
Есть слово веселое - смех.
- Ребята, я предлагаю вам создать копилку добрых ласковых слов. Такую же копилку можно создать и дома.
- Первое слово, которое я положу будет «Спасибо».
- Кто еще добавит слова?
( пожалуйста, будьте добры, родная, добрая, славная, прости, извини, …..)
- Я уверена, вы запомнили, что доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет. Слово как источник жизни человека. Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад.
Предварительная работа: чтение детям рассказов В.А. Сухомлинской «Петушок-братик, добрый день», «Скажи человеку «здравствуйте», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят «спасибо», «Доброго здоровья, дедушка», П. Поляков «Дар слова», «Не торопись языком своим», Б. Ганаго «Коварные слова», «Исчезло слово», «Спасительные слова», «Жестокие опыты», «Дух и слово», А. Владимирова «Волшебные слова».
Зам.заведующего МДОУ ЦРР
д/сад № 60 г. Находки
Гайнутдинова Н.В.
Тема: «Совесть».
Цель: формировать у детей представление «о совести», воспитывать ответственность за совершенные поступки, учить выполнять «правила жизни».
Задачи: учить детей слышать «голос» совести; совершать добрые поступки, воспитывать внимание, заботу о людях.
Мне совесть от рождения дана
Затем, чтоб полно пользоваться ею:
Не лгать, не предавать, не быть злодеем добру
Не хвастать даром и уменьем,
Держаться клятвы, и с петлей на шее
Одно твердить, будь враг хоть Сатана:
Мне совесть от рождения дана
Затем, чтоб полно пользоваться ею…
- Давайте поразмышляем. Кого и почему называют бессовестным человеком? Как вы понимаете такое изречение?
«Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть как мощный внутренний контролер. Такой человек, по сути дела, безнравствен, ибо им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного сдерживает только внешний контроль, его нужно караулить, хватать за руку, стеречь, дабы он не наносил вреда окружающим. Как только существо бессовестное получает свободу, оно тут же проявляет свою безбрежную зловредность: лжет, крадет, издевается над другими без зазрения совести».
- Как вы понимаете слово «Совесть»? Какая потеря более печальна: потеря денег или совести? Почему?
Совесть — это потребность человека нести ответственность за свои действия.
Совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. Если человек всё же поступает дурно, его мучают угрызения совести. Внутренний голос предостерегает нас от дурных поступков и заставляет раскаиваться, когда мы их уже совершили. Кроме того, тот, кто умеет к нему прислушиваться, может узнать, какой путь является верным.
- Послушайте стихотворение Агнии Барто «Совесть».
Я кошку выставил за дверь,Сказал, что не впущу.Весь день ищу ее теперь,Везде ее ищу.Из-за нееВторую ночьВсе повторяется Точь-в-точь,Во сне, как наяву:Я прогоняю кошку прочь,Я прогоняю кошку прочь,Потом опять зову.
- Что мешает герою этого стихотворения, что его тревожит? Он переживает за кошку, которую он выгнал за дверь на улицу, ему её жалко. Его мучает совесть, ему стыдно за свое поведение. (ответы детей)
- С чем можно сравнить такое состояние? Будто бы в тебе сидит маленький человечек и поправляет тебя: «Ты это сделал не так, ты поступил не хорошо, тебе разве не стыдно?» Какие еще примеры можно привести, где могла бы мучить совесть?
Если ты обидел друга,
Поступил ты с кем-то грубо.
Обманул, предал, унизил
И об этом не жалеешь –
Совести ты не имеешь.
- Нужно постоянно советоваться со своей совестью: « А хорошо ли то, что я делаю?». Давайте поговорим по душам. Как жить, чтобы быть в ладу со своей совестью? Знаете ли вы истории, а также книги и фильмы, повествующие о людях, у которых болела душа? Может ли кто-то рассказать о случае, когда человек (или вы сами) отреагировал на крик души, и именно услышав голос совести, отказался от дурного поступка?
В детском магазине крики, шум и гам,
На полу валяется странный мальчуган.
Рядом стоит мама, тихо говорит:
«Денег нет у мамы. Ты, дитя, пойми...
Получу и купим. Только не реви..»
А дитя рыдает, навзничь, на полу.
Слезы так и льются у всех на виду.
А дитя все злится, ножками стучит...
НЕ ЛЮБЛЮ Я МАМУ, громко говорит...
- Что вы можете сказать про этого мальчика? За что ему должно быть стыдно?
- Много рассказов мы с вами читали. Помните рассказы «Варенье», «Косточка» Л.Толстого, «Галка и золотая рыбка» Ю. Лиходеева? Как вы оцениваете поступки этих ребят?
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
Работа совести:
Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
Не существует человека, у которого нет и никогда не было совести. Каждый рождается с той или иной мерой совести. Однако совесть можно убить. Пишет рав Хаим Фридлендер в книге Сифтей Хаим:
«Человек создан с внутренними чувствами, называемыми совестью, и он совершает свои действия в соответствии с совестью. И когда он терпит неудачу, совершая грех, совесть кричит изнутри, чтобы он исправил сделанное, раскаялся и привёл свои действия в соответствие со своим внутренним миром. Но, конечно, необходимо ухо, способное услышать крик совести. Человек может также проигнорировать или заглушить этот крик, но, в любом случае, когда он первый раз совершает грех, совесть его кричит, и мучает его, и требует раскаяться. Но если человек проигнорирует её крик, он уже не будет чувствовать, как совесть мучает его и побуждает к раскаянию. А если он повторит свой грех, то на этот раз грех убьёт совесть. С этого момента совесть не кричит и не побуждает. Совесть уже не требует от него ничего, она уже мертва».
Святые мысли: «Если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде всего позаботься о совести. Все, что она говорит, сделай - и найдешь пользу». (святой Марк Подвижник).
Зам.заведующего МДОУ ЦРР
д/сад № 60 г. Находки
Гайнутдинова Н.В.