Ii. учебно-методическая работа
Анализ занятий ведущих педагогов
Схема анализа лекционного занятия
При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:
1. Научность содержания.
2. Выразительность и доступность речи.
3. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.
4. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.
5. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.
6. Воздействие личности лектора на аудиторию.
Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества (см. схему).
Анализ лекции (по А.М. Дикунову)
Общие вопросы:
1. Присутствующие:
2. Ф.И.О. преподавателя:
3. Дата посещения, время:
4. Профиль, предмет:
5. Количество обучающихся на лекции:
6. Тема лекции:
№ п/п | Что оценивается | Качественная оценка | Балльная оценка |
1.Содержание | |||
1. | Научность | a) в соответствии с требованиями b) популярно c) ненаучно | |
2. | Проблемность | a) ярко выражена b) отсутствует | |
3. | Сочетание теоретического с практическим | a) выражено достаточно b) представлено частично c) отсутствует | |
4. | Доказательность | a) убедительно b) декларативно c) бездоказательно | |
5. | Связь с профилем подготовки специалиста | a) хорошая b) удовлетворительная c) плохая | |
6. | Структура лекции | a) чёткая b) расплывчатая c) беспорядочная | |
7. | Воспитательная направленность | a) высокая b) средняя c) низкая | |
8. | Соответствие учебной программе | a) полностью соответствует b) частично соответствует | |
9. | Использование времени | a) используется рационально b) излишние траты на организационные моменты c) время используется не рационально | |
2.Изложение материала лекции | |||
1. | Метод изложения (преимущественно) | a) проблемный b) частично-поисковый c) объяснительно-информационный | |
2. | Использование наглядности | a) используется в полном объёме b) используется недостаточно c) не используется | |
3. | Владение материалом | a) свободно владеет b) частично пользуется конспектом c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту | |
4. | Уровень новизны | a) в лекции используются последние достижения науки b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны c) новизна материала отсутствует | |
5. | Реакция аудитории | a) повышенный интерес b) низкий интерес | |
3.Поведение преподавателя | |||
1. | Манера чтения лекции | a) увлекательная, живая b) увлекательность и живость выражены ярко c) монотонная, скучная | |
2. | Культура речи | a) высокая b) средняя c) низкая | |
3. | Контакт с аудиторией | a) ярко выражен b) недостаточный c) отсутствует | |
4. | Манера держать себя | a) умеренно выражена мимика и жестикуляция b) избыточная мимика и жестикуляция c) суетливость и беспорядочность движений | |
5. | Внешнее проявление психического состояния | a) спокойствие и уверенность b) некоторая нервозность c) выраженная нервозность | |
6. | Отношение преподавателя к слушателям | a) в меру требовательное b) слишком строгое c) равнодушное | |
7. | Такт преподавателя | a) тактичен b) бестактен | |
8. | Внешний облик | a) опрятен b) неряшлив |
Шкала итоговой оценки:
100 – 90 – отлично;
89 – 90 – хорошо;
79 – 70 – удовлетворительно;
менее 70 – плохо
При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.
Результаты анализа лекционного занятия____________________________
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Вывод: _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________
Ф.И.О. магистранта, подпись
Схема анализа семинарского (практического) занятия
Схема анализа семинарского занятия
Общие данные.
ФИО преподавателя _________________________________________
Курс ______________________________________________________
Группа ____________________________________________________
Тип занятия________________________________________________
Тема занятия _______________________________________________
Дата проведения____________________________________________
Время проведения___________________________________________
Место проведения___________________________________________
Организация занятия.
Показатели | Шкала оценки | ||
1. Ясность и конкретность изложения цели и задач | |||
2. Качество методического сопровождения (технологическая карта, план-конспект) | |||
3. Научность и профессиональная направленность содержания, отражение современного состояния наук и практики | |||
4. Системный и проблемный характер изложения содержания с применением современных образовательных технологий, аргументированность высказываемых суждений и подтверждение теоретических позиций фактами и примерами | |||
5. Преемственность содержания семинарских занятий с лекциями и заданиями для самостоятельной работы | |||
6. Оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации | |||
7. Использование технических средств обучения | |||
8. Оптимальность темпа и выразительность речи как возможность слушать, понимать и записывать основные положения | |||
9. Степень организованности, дисциплинированности и заинтересованности обучающихся | |||
10. Диалогический характер взаимодействия с обучающимися как возможность свободы мнений, самостоятельных оценок и дискуссий для всех обучающихся | |||
11. Оптимальный учет интересов и возможностей всех обучающихся | |||
12. Оптимальность выбранного стиля руководства (степень тактичности, демократичности в общении с обучающимися, создание благоприятного психологического климата) | |||
Средний балл: |
Каждый показатель оценивается по 3-х бальной шкале.
2 балла – реализован полностью,
1 балл – реализован частично,
0 баллов – не реализован.
3. Общее заключение, выводы и предложения.
· Рациональное использование форм, методов, приёмов обучения, направленных на эффективное достижение учебных целей занятия.
· Наличие контакта преподавателя с обучающимися, создание обстановки доброжелательности и требовательности.
· Использование на занятиях активных методов обучения, технологий развития личности обучающегося.
· Осуществление преемственности между темами, видами занятий, в отборе учебного материала.
· Система получения обратной связи (опрос, тестирование и проч.).
· Методически обоснованное применение демострационного и раздаточного материала.
· Педагогическая техника преподавателя.
· Общие выводы об эффективности занятия
2.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Схема анализа рабочей программы учебной дисциплины в образовательной организации
Дисциплина _______________________________________________________
Направление подготовки ____________________________________________
Разработчик(и) программы __________________________________________
Год утверждения ___________________________________________________
Анализируемые показатели:
1. Наличие обязательных составляющих программы (в соответствии с принятым в образовательной организации макетом).
2. Формулировка цели и задач дисциплины, их соответствие требованиям ФГОС ВО, видам профессиональной деятельности, компетенциям, реализуемым на дисциплине.
3. Соответствие содержания компетенций указанным формулировкам знаний, умений и навыков (опыта практической деятельности).
4. Соответствие объема дисциплины (количество часов) рабочему учебному плану.
5. Соответствие содержания дисциплины (разделы, модули) формируемым компетенциям. Отражение содержания лекций, семинарских, практических занятий в тематических планах с указанием объёма часов.
6. Отражение объема и содержания самостоятельной работы обучающихся.
7. Соответствие оценочных средств этапам формирования компетенций, показателям и критериям оценивания компетенций.
8. Оформление перечня основной и дополнительной литературы.
9. Содержание методических указаний для обучающихся по освоению дисциплины.
10. Описание материально-технического обеспечения дисциплины.
Анализ рабочей программы учебной дисциплины
в образовательной организации
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Утверждаю
Групповой руководитель
________________ /Ф.И.О./
2.1.Календарно-тематический план по дисциплине
«____________________________»
для обучающихся ____ курса (группы) направления подготовки «______________»
профиль «_____________________»
на 201__-201__ учебный год
Всего ____ часов
Теоретических занятий ___ ч.
Практических занятий ___ ч.
Самостоятельная работа ___ ч.
№ занятия | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Тип урока | Сроки | УМО |
Тема 1. … | |||||
1.1 . … | Лекция | 10.03.17-15.03.17 | |||
1.2. … | Практ. работа | 10.03.17-15.03.17 | Карточка с заданием | ||
… | Комбин | 10.03.17-15.03.17 | Видеоролики | ||
Тема 2. … | |||||
2.1 … | Семинар. | 17.03.17-22.03.17 | |||
2.2 … | Учебная практика | 17.03.17-22.03.17 | Демонстрация техники | ||
… | Учебная практика | 17.03.17-22.03.17 | |||
Тема 3. … | |||||
3.1… | Лекция | 17.03.17-22.03.17 | |||
3.2 … | Семинар. | 24.03.17-29.03.17 | Мультимедийная презентация Карточка с заданием | ||
… | Учебная практика | 24.03.17-29.03.17 | Демонстрация техники |
Самостоятельная работа по дисциплине «______________________»
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Формы работы | Виды контроля |
1. | ||||
2. |
Планирование учебных занятий