Понятие «личность». Что отражает понятие «физическая культура личности»?
Личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Физическая культура личности – совокупность устремлений человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активной двигательной деятельности занимающихся всесторонне совершенствовать свое тело (физическую природу), укреплять здоровье, вести здоровый образ жизни.
(Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого их воплощения в физической природе человека, разрешать противоречия между двигательным опытом и его значением для социальной действительности человека, содействовать единению физического и духовного в человеке. Физическая культура направлена на то, чтобы развить личность как целостное единство, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные истоки в здоровом стиле жизни, профессиональной деятельности. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт, чувство удовлетворенности и счастья.
Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленный на освоение природных сил человека и формирование у него культурного отношения к своему физическому облику. Развитие физических способностей человека рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие свойства личности – нравственные, эстетические, волевые и т.п. Присущие человеку физические свойства личности формируются и развиваются на основе тех же природных задатков и психофизических процессов, что и эстетическая, нравственная и другие виды культуры человека. Эти положительные свойства личности характеризуют человека как культурную и целостную личность, где важной составной гранью является его физическое совершенство.
В прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план «физическая культура личности» – совокупность устремлений человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активной двигательной деятельности занимающихся всесторонне совершенствовать свое тело (физическую природу), укреплять здоровье, вести здоровый образ жизни. Физическая культура человека определяется развитием индивидуальных физических способностей человека, а также совокупностью знаний о том, как их использовать, умениями и навыками их применять в соответствии со сложившимися интересами, потребностями, ценностными ориентациями личности. Составной частью физической культуры отдельного человека выступают нормы его поведения, в соответствии с которыми он использует средства и способы совершенствования своих физических способностей.
Физическая культура личности включает целый ряд элементов, которые тесно связаны между собой, дополняют и обуславливают друг друга. Характеризуя физическую культуру личности необходимо рассматривать такие понятия как: образ жизни, стиль жизни, уклад жизни, уровень жизни, качество жизни. Некоторые из них определяются самой личностью (образ жизни), некоторые формируются в соответствии с политикой и приоритетами общества (уровень жизни). Физкультурно-спортивные занятия могут составлять часть стиля жизни, способа осуществления субъектом индивидуальной или групповой жизнедеятельности. Отношение человека к физической культуре представляет собой форму поведения личности, а также характеризует и качество жизни субъекта со стороны влияния физической культуры на развитие и совершенствование человека.
Цель физического воспитания подрастающего поколения закономерно вытекает из общей цели воспитательной стратегии общества. «Воспитание имеет своей целью формирование человека как свободной и нравственной личности, уважающей достоинство, права и свободы других людей. Воспитание призвано дать всем возможность быть просвещенными и культурными членами общества». В связи с этим целенаправленность физического воспитания в школьном курсе представлена, во-первых, культурно-воспитательным характером, где идея физического совершенствования личности определяется принципами духовного и культурного развития, когда телесное существование не мешает, а способствует такому развитию. Такой подход в понимании цели школьной физической культуры связывает развитие физкультурной деятельности с удовлетворением физкультурных потребностей личности, характеризует ее как самоценность для ее участников. Вместе с тем в практике школьной работы реализуются и прикладные цели физического воспитания детей и молодежи, предусматривающие воспитание физически совершенного человека, формирование фонда необходимых в жизни двигательных умений и навыков, в том числе профессионально-прикладных и спортивных, воспитание физических качеств, укрепление здоровья, повышение функциональной активности, коррекцию телосложения. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются здоровый стиль и образ жизни учащихся, крепкое здоровье, хорошее физическое развитие и двигательная подготовленность, оптимальный уровень развития двигательных способностей, физкультурные знания, личная и общественная гигиена, высокая заинтересованность и мотивация в занятиях повседневной бытовой гигиенической, рекреационной физической культурой и специальной спортивной подготовкой.)