Понятие «личность». Что отражает понятие «физическая культура личности»?

Личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Физическая куль­тура личности – сово­купность устремлений человека, которые приобре­таются в процессе занятий физическими упражнениями и выража­ются в актив­ной двигательной деятельности занимающихся всесторонне совершен­ствовать свое тело (физическую природу), укреплять здо­ровье, вести здоровый образ жизни.

(Физическая культура человека неразрывно свя­зана с его общей культурой. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей разви­ваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии зна­ний и твор­ческого их воплощения в физической природе человека, разре­шать противоречия между двигательным опытом и его значением для социальной действительности человека, содействовать единению физического и ду­ховного в человеке. Физи­че­ская культура направлена на то, чтобы развить лич­ность как целостное единство, гармонизировать ее духовные и физические силы, акти­визи­ро­вать готовность полноценно реализовать свои сущностные истоки в здо­ровом стиле жизни, профессиональной деятельности. Достижение лич­ностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктив­ную включен­ность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт, чувство удовлетворенности и счастья.

Физическая культура выступает как социокультурный слой прак­тики, направленный на освоение природных сил человека и формирование у него культурного отношения к своему физическому облику. Развитие физических способностей человека рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элемен­тов культуры, осо­бых личностных качеств. Занимаясь фи­зическими упражнениями, человек не только разви­вает и совершенствует свои физические возможно­сти, но и формирует другие свойства личности – нравственные, эстетические, волевые и т.п. Присущие человеку физические свойства личности формиру­ются и развиваются на основе тех же природных задатков и психофизических про­цессов, что и эстетическая, нравственная и другие виды культуры человека. Эти положительные свойства личности характеризуют человека как культурную и целостную личность, где важной составной гранью является его физическое совершенство.

В прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план «физическая куль­тура личности» – сово­купность устремлений человека, которые приобре­таются в процессе занятий физическими упражнениями и выража­ются в актив­ной двигательной деятельности занимающихся всесторонне совершен­ствовать свое тело (физическую природу), укреплять здо­ровье, вести здоровый образ жизни. Физическая культура человека определяется развитием индивидуальных физических способностей человека, а также совокупностью знаний о том, как их использовать, умениями и навыками их применять в соответствии со сложившимися интересами, потребностями, ценностными ориентациями личности. Составной частью физической культуры отдельного человека выступают нормы его поведения, в соответствии с которыми он использует средства и способы совершенствования своих физических способностей.

Физическая культура личности включает целый ряд элементов, которые тесно связаны между со­бой, дополняют и обуславливают друг друга. Характеризуя физическую культуру личности необходимо рас­сматривать такие понятия как: образ жизни, стиль жизни, уклад жизни, уровень жизни, качество жизни. Некоторые из них опреде­ляются самой личностью (образ жизни), некоторые формируются в соответствии с политикой и приоритетами общества (уровень жизни). Физкультурно-спортивные занятия могут составлять часть стиля жизни, способа осуществления субъектом индивидуальной или групповой жизнедеятельности. Отношение человека к физиче­ской культуре представляет собой форму поведения личности, а также характеризует и качество жизни субъекта со стороны влия­ния физической культуры на развитие и совершенствование чело­века.

Цель физического воспитания подрастающего поколения закономерно вытекает из общей цели воспитательной стратегии общества. «Воспитание имеет своей целью формирование человека как свободной и нравственной личности, уважающей достоинство, права и свободы других людей. Воспитание призвано дать всем возможность быть просвещенными и культурными членами общества». В связи с этим целенаправленность физического воспитания в школьном курсе представлена, во-первых, культурно-воспитательным характером, где идея физического совершенствования личности определяется принципами духовного и культурного развития, когда телесное существование не мешает, а способствует такому развитию. Такой подход в понимании цели школьной физической культуры связывает развитие физкультурной деятельности с удовлетворением физкультурных потребностей личности, характеризует ее как самоценность для ее участников. Вместе с тем в практике школьной работы реализуются и прикладные цели физического воспитания детей и молодежи, предусматривающие воспитание физически совершенного человека, формирование фонда необходимых в жизни двигательных умений и навыков, в том числе профессионально-прикладных и спортивных, воспитание физических качеств, укрепление здоровья, повышение функциональной активности, коррекцию телосложения. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются здоровый стиль и образ жизни учащихся, крепкое здоровье, хорошее физическое развитие и двигательная подготовленность, оптимальный уровень развития двигательных способностей, физкультурные знания, личная и общественная гигиена, высокая заинтересованность и мотивация в занятиях повседневной бытовой гигиенической, рекреационной физической культурой и специальной спортивной подготовкой.)



Наши рекомендации