Современное состояние косплея в мире
Современное состояние косплей-движения значительно изменилось и с каждым годом он становится все популярнее. Однако во всех частях света и в разных странах он имеет свои особые черты.
Как бы не старались западные любители и профессионалы, играющие косплей, но в Японии косплей действительно интегрировался в национальную культуру достаточно прочно. Японский косплей отличен от западного тем, что он развивался среди населения Японии исторически, и заключил в себя национальный дух, различные культурные составляющие и атмосферу, в которой воспитывались будущие косплееры, а также в которой действуют персонажи оригинальных источников идей косплееров (например: герои аниме и манги).
Японцы видят косплей не только на фестивалях и любительских собраниях, но и во многих сферах повседневной жизни. Так, например, организаторы различных выставок и презентаций (особенно магазинов игрушек или так называемой фэшн-продукции) приглашают профессиональных косплееров на свои мероприятия для привлечения общественности и усиления рекламного эффекта. Также известны выступления в нарядах косплей на различных концертах современной японской музыки (J-Pop и J-Rock), в основном с участием авторов сопроводительной музыки для фильмов и сериалов аниме.
Косплей можно увидеть на различных общественных мероприятиях, например, показах видеоигр, а также на торжественных открытиях косплей-вечеринок в ночных клубах или парках развлечений. Начиная с 1998 года, в районе Токио Акинабара (Akinabara) стало появляться много косплей-кафе, ориентированных на фанатов аниме и косплея. Официанты в таких кафе одеты как герои аниме или компьютерных игр. Возможно, самым значительным и большим событие для косплееров остается Comiket, рынок додзинси. Это мероприятие, проводимое два раза в год, зимой и летом, привлекает сотни тысяч манга отаку и несколько тысяч косплееров, которые собираются на крыше, выставочного центра, даже в сильную жару или холод. Японские косплееры называют себе подобных словом «reyazu», которое произносится как «layers» (написание слова cosplayer катаканой).
Тех, кто фотографирует косплееров, называют «cameko, сокращение от «camera kozo» или «camera boy». Камеко затем дарят косплеерам фотографии. Правда, возникла некоторая напряжённость между камеко и косплеерами, в связи с тем, что многие фотографы мужского пола ведут преследование (stalking[7]) косплееров женского пола с целью получить их е-мейл или пригласить их на личную фото сессию. В связи с этим на некоторых мероприятиях, например, на Comiket, накладывают ограничения на фотографирование. Некоторые костюмы, которые могут показаться неуместными на Западе, легко используются в Японии (например, фашистская униформа, для косплея некоторых игр или комиксов).
У японского косплея есть довольно мрачная особенность. К внешности косплеера здесь предъявляются не менее строгие требования, чем к его костюму. Поэтому за успешным косплеером в Японии зачастую стоит целая команда из костюмера, гримёра и фотографа. Модели же остаётся только следить за внешним видом и выучить несколько присущих герою поз. Если модель и персонаж достаточно популярны, на косплее можно и заработать, продавая фотографии. Соревновательный элемент тут слабый — лучшей наградой косплеера становятся новые поклонники и его фото в официальных репортажах с конвента.
В США ситуация противоположная. Американский и европейский косплей немного отличается от косплея, присущего Стране Восходящего Солнца. Среди западных косплееров больше популярны герои фантастических фильмов, американских комиксов, исторические личности и персонажи из фильмов на тему различных событий из истории. Косплей очень популярен на мероприятиях, посвященных научной фантастике и миру фэнтази. В Японии же наибольшее количество народа собирают мероприятия, связанные с аниме и компьютерными играми. Также японский косплей свободно допускает использование фашистской амуниции, т.к. она является одеждой многих персонажей. Естественно на Западе подобное совсем неуместно.
В Соединенных Штатах и Канаде косплей завоевал огромную популярность в начале этого века. Крупнейшие фестивали Otakon, Anime Boston или Sakuracon, проводимые в Северной Америке, стали известны по всему миру. На них съезжаются не только жители США и Канада, но и косплееры из Европы, Азии и Австралии. Косплей и аниме на североамериканском континенте стали одним из самых популярных направлений поп-культуры настоящего времени. Это произошло благодаря постоянно возрастающему интересу к японской анимации среди населения США и Канады. Поспособствовал этому и знаменитый мультфильм Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками», получивший Оскар, как лучший анимационный фильм в 2003 году. «Унесенные призраками» нельзя отнести к классическому аниме, однако этот мультфильм хорошо помог популяризации этого стиля. В итоге на настоящий момент субкультура аниме приобретает в Северной Америке все большее влияние: с каждым разом на фестивалях становится все больше посетителей, которые пытаются создать образ своих любимых героев и если не поучаствовать в основном шоу, то хотя бы просто продемонстрировать свой костюм окружающим.
Аниме-фестивали в США и Канаде искусственно популяризируются: идет серьезная реклама в интернете и на телевидении, ведутся репортажи с происходящих событий на музыкальных каналах, составляются списки грядущих мероприятий и начинается их «раскрутка». Даже Хэллоуин некоторые косплееры американского континента шутливо называют «днем косплеера».
На фестивалях в Америке проводятся не только конкурсы на лучшие костюмы, но и конкурсы на лучшую сцену и на лучшее дефиле. Но самый большой ажиотаж вызывает конкурс-маскарад, который представляет собой шутливые соревнования в косплейных костюмах. Есть индивидуальные выступления и групповые. На индивидуальном выступлении участник конкурса читает свой монолог, в котором должен хорошо угадываться персонаж. Групповые выступления являют собой практически театральные (но короткие) представления. На конкурсах костюмов первоначальная оценка складывается из трех составляющих: жюри судит костюм по мастерству изготовления, оригинальности дизайна и реакции зрителей. Также отдельно оценивается сначала возможность применения костюма в какой-нибудь постановке или сценке, а затем насколько хорошо костюм был представлен косплеером. При оценке по последнему критерию уже не обращают внимание на то, насколько мастерски изготовлен костюм: здесь самое большое значение имеет органичность использования костюма в показе и насколько хорошо участник конкурса сыграл свою роль. Поэтому здесь самый простенький костюм может выиграть у шикарного наряда из эпохи Возрождения или выполненного с максимальной точностью и безупречностью костюма спайдермена. Естественно, как и на всех конкурсах, победителям вручаются призы. Здесь они непременно связаны с аниме-культурой.
Но не только в тематических фестивалях участвуют косплееры Соединенных Штатов и Канады. Очень часто их можно встретить на премьерах фантастических фильмов или кинокартин в жанре фэнтази. Причем это явление существует не только в крупных мегаполисах, но и в маленьких городках. На премьерах таких знаменитых киносериалов, как «Властелин колец», «Звездные войны», «Гарри Поттер» и «Пираты Карибского моря» косплееры выстраивались в ряд, создавая своим появлением нужный антураж.
Из США косплей распространился в Центральную Америку. Однако наибольшая популярность и признание ждали его в Мексике. По примеру американцев, мексиканские косплееры включили «костюмированную игру» в различные фестивали, посвященные аниме и манге, а также популярным компьютерным играм и научной фантастике. Иногда косплееры проводят свои собственные вечеринки и клубные пати, которые бывают как тематические (посвященные определенному аниме или игре), так и простые, не привязанные к определенной теме.
Некоторые косплееры из Китая популярны не только в своей стране, но и во всем мире. Возможно, из-за соседства с Японией? Косплей героев «Звёздного пути» или «Звёздных войн», других фантастических миров, персонажей эпохи Возрождении, различных исторических событий, особенно на научно-фантастических мероприятиях, намного популярнее на западе чем в Японии.
В Мексике косплей обычно можно увидеть на фестивалях, посвящённых аниме, научной фантастике или видео играм. Иногда косплееры организовывают свои вечеринки, тематические или со свободной темой. Любительские вечеринки в Мексике успешно конкурируют с официальными мероприятиями.
В Австралии тему для косплея тоже берут не только из аниме или манги. Австралийский континент давно и по праву считается отражением американских и европейских тенденций практически в любой сфере деятельности. Так произошло и с косплеем: австралийские косплееры используют для тем своих костюмированных мероприятий западные комиксы, кинофильмы, фэнтезийные и фантастические сериалы, полнометражные мультфильмы и даже драматические произведения и книги. Косплеят всё, что может стать для них источником идей. Всё, что вдохновляет сыграть ту или иную роль. Интересно то, что австралийские косплееры существуют в основном только в крупных городах, где процветают различные субкультуры и есть место для андеграунда. Показы костюмов можно увидеть не только на специально организованных мероприятиях, но даже на улицах: в местах, где собираются поклонники японской культуры.
Косплей приобрел широкую популярность даже на Филлипинах. Здесь тоже проводится огромное количество мероприятий, посвященных манге, аниме, компьютерным играм и фантастическим сериалам, в которых задействован косплей.
Косплей популярен и в странах юго-восточной Азии, где влияние Японской культуры, благодаря близкому расположению, необычайно велико. Но и там есть свои особые мероприятия, придуманные представителями субкультуры косплея этих стран. Косплееры Гонконга, Кореи, Сингапура и Тайваня часто устраивают комические фестивали, где можно не только показать свои костюмы, но и поучаствовать в различных шутливых конкурсах и весело провести время.