Специальность 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Специальность 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Берестов Святослав Иванович

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

(выпускная квалификационная работа)

Руководитель:

Черданцева Татьяна Ивановна

___________________________

(подпись)

Выпускная квалификационная работа допущена к защите

«____» ___________2017

_______________Председатель ПЦК

(подпись)

_________________Зав. отделением

(подпись)

Выпускная квалификационная работа защищена

«____» _______________2017

Оценка_________________________

БИЙСК – 2017

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Содержание проекта………………………………………………………………...4

Общие сведения……………………………………………………………………...5

Глава I. История……………………………………………………………………..6

Глава II. Растительный мир…………………………………………………….....7

Глава III. Животный мир…………………………………………………………..8

Глава IV. Сакральные объекты и природные ресурсы………………………...9

Глава V. Театры…………………………………………………………………….10

Глава VI. Музеи……………………………………………………………………..11

Глава VII. Национальные праздники Алтайцев……………………………….12

Глава VIII. Национальный костюм Алтайцев………………………………….13

Глава IX. Коренные народы и религия народов Алтая……………………….14

Глава X. Алтайские шаманы……………………………………………………..15

Глава XI. Археология………………………………………………………………16

Глава XII. Укокская принцесса…………………………………………………..17

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….18

ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………….19

Список используемых источников………………………………………………21

 
 

Введение

Актуальность регионализации обучения обусловлена существенными изменениями, произошедшими в последние годы в системе художественного образования где, более тесно стали взаимодействовать национально-этнические, педагогические и социологические факторы. В содержании и организации образовательной деятельности будущего специалиста учитывается существующая в регионе межэтническая ситуация, диктующая необходимость формирования у будущих учителей практического опыта межнационального общения.

В современных условиях художественное образование становится не только средством формирования культурно-нравственного и гуманитарного потенциалов, но и важнейшим фактором подготовки молодых людей к жизни в новых условиях, решению нестандартных задач. Оно должно способствовать развитию взаимопонимания, солидарности и терпимости между людьми, между этническими, социальными, культурными и религиозными группами, а также между суверенными нациями

Выше обозначенное формирует социальный заказ на подготовку учителя, способного эффективно осуществлять этнохудожественное образование с учетом региональных особенностей культуры своей малой Родины.

За годы обучения студента в Бийском педагогическом колледже создаются условия для непрерывного интеллектуального, духовно- нравственного развития, что требует изменения содержания, форм и методов образовательного процесса с учетом национальных особенностей региона, связанных с историей, традициями национальной культуры Алтая. В этой ситуации появляется объективная потребность в подготовке педагогов, обладающих этнокультурной компетентностью.

Цель: Изготовить учебное пособие на тему: «Региональный компонент в художественном образовании»

Задачи:

· Изучить литературу по данной теме

· Просмотреть документальные фильмы по данной теме

· Исследовать природные особенности и сакральные объекты Алтая

· Изучить культуру и традиции Алтайского народа

· Исследовать древнюю культуру, и рассмотреть историю изучения мумии принцессы Кадын, привезенную с плато Укок.

· Разработать дизайн книги.

· Изготовить учебное пособие «Региональный компонент в художественном образовании"

· Записать 3 диска в формате DVD-Video с документальными фильмами по теме «Региональный компонент»

Содержание проекта

Общие сведения

Глава I. История

Глава II. Растительный мир

Глава III. Животный мир

Глава V. Театры

Глава VI. Музеи

Глава X. Алтайские шаманы

Глава XI. Археология

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Общие сведения

Алтай заслуженно называют гордостью и жемчужиной Сибири. Вряд ли найдется второй такой удивительный уголок, объединивший в себе красоты Тибета и Альп. Все, кто когда-либо побывал на Алтае, восхищены этой неповторимой красотой. Алтай на языке местного народа означает "золотые горы".

Столицей Алтайского края является город Барнаул. Население края составляет 2,7 млн. человек. Это представители 110 национальностей. Хотя официальным языком считается русский, жители Алтая способны общаться на немецком и английском языках. Обширная площадь и низкая плотность населения (15,9 человек на 1 км2) являются характерными чертами края. Отличительной особенностью является также наличие большого количества административных единиц и поселений с малым числом жителей. Административно край разделен на 60 районов, 11 городов, 5 из которых - районные центры. На его территории расположено 1638 поселений, из них - 925 с числом жителей менее 500 человек.

Климат Алтая на равнинах резко-континентальный с продолжительной, холодной и малоснежной зимой, с жарким и часто засушливым летом. Основные реки: Обь, Бия, Катунь и Чуя. Крупнейшие озера: Кулундинское, Кучукское и Михайловское. Алтайский край имеет значительные запасы полезных ископаемых: цветных металлов, ртутных руд, железной руды, марганца, вольфрама, молибдена, бокситов, золота и других редкоземельных элементов. Обширны ресурсы минерального сырья, в частности, стройматериалов. Общая площадь алтайских лесов составляет около шесть млн. га. Запасы древесины оцениваются в шестьсот млн. м3.

Алтайский край входит в Западно-Сибирский экономический район.

Основные отрасли промышленности: машиностроение, металлообработка, химическая, нефтехимическая, пищевая, легкая, деревообрабатывающая. На предприятиях края производится 1/6 часть всех российских тракторов, 90% тракторных плугов, около 50% паровых котлов, все грузовые железнодорожные вагоны. Сегодня Алтай - это крупнейший аграрный регион страны. Он занимает третье место по производству зерна и молока, пятое - по производству мяса. Огромные площади занимают плантации подсолнечника, сои и сахарной свеклы.

Алтай - это не только великое творение природы, но и музей древней культуры под открытым небом; здесь пересекались пути кочевых племен во время переселения народов. Археологические раскопки мест стоянок древних людей показывают, что здесь жили люди еще миллион лет назад.

Глава I. История

Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во 2-й половине ХVII века. Освоение Алтая пошло быстрее после того, как для защиты от воинственных кочевников джунгар были сооружены Белоярская (1717 г.) и Бикатунская (1718 г.) крепости. Северная война со Швецией отняла у России возможность вывозить из этой страны медь, необходимую для изготовления пушек, чеканки монет, литья колоколов. Пришлось обходиться собственными природными ресурсами. После реформ Петра Великого, Россия стремительно вышла на арену мировой истории и стала одной из сильнейших европейских держав. Именно в это время и появился Барнаул - теперь один из старейших городов Западной Сибири.

Алтай издавна был известен, как район добычи металлов, о чем свидетельствовали так называемые «чудские копи». Первооткрывателями рудных месторождений на Алтае по праву считают отца и сына Костылевых. Кроме богатых руд, Алтай славился густыми сосновыми лесами и многочисленными реками. Таким образом, имелись все условия для создания горнозаводской промышленности. 21 сентября 1729 года заработал первенец алтайской металлургии - Колывано-Воскресенский завод. В 1730 году посланцы известного уральского заводчика А.Н. Демидова, занятые поисками удобного места для постройки нового, более крупного завода, выбрали устье р. Барнаулки. Алтай привлекал Акинфия Демидова не только медью. Из алтайского серебра в башне своего Невьянского завода на Урале Демидов тайно чеканил серебряную монету. Итогом деятельности Акинфия Демидова и его приказчиков на Алтае было создание здесь феодальной горной промышленности, основанной на крепостном труде приписных крестьян и мастеровых. Слухи о выплавке Демидовым серебра дошли до Петербурга, и императрица Елизавета Петровна направила на Алтай комиссию бригадира Беэра. По результатам ее деятельности был издан 1 мая 1747 года указ, которым Алтай передавался в личную собственность русских царей.

В XVIII - первой половине XIX веков на Алтае выплавляли 90% российского серебра - по 1000 пудов в год. Барнаульский сереброплавильный завод по праву считался самым крупным, на нем действовало 13 плавильных печей, дававших около 450 пудов серебра ежегодно. Поэтому не случайно Барнаул за короткое время в 1771 году из небольшого заводского посада стал "горным городом" - одним из крупнейших в Сибири.

В частной промышленности Алтая наибольшее развитие получила добыча золота. Наиболее крупными компаниями в этой отрасли являлись "Алтайское золотопромышленное дело" и "Южно-алтайское золотопромышленное дело".

Глава II. Растительный мир

Территория Алтайского края находится в степной и лесостепной зонах, внутри которых находятся небольшие участки сосновых лесов. Развит кустарниковый ярус, особенно богатый с приближением к долине Оби. Здесь растут синеголовник плосколистный, лабазник обыкновенный, чина луговая, донник лекарственный, подмаренник обыкновенный, вероника седоватая. Степной пояс проходит по северным и северо-западным склонам Алтая, а на юго-востоке находятся тундро-степи.

Лесами покрыта половина гор. Однако, характер лесов неодинаков и меняется в зависимости от количества получаемой влаги и тепла. В центре горной области господствуют лиственницы. На южных склонах появляются степные участки, в верхней части - высокогорная растительность.

На юго-востоке лесные массивы состоят в основном из пихты сибирской, кедра сибирского, сосны обыкновенной и ели сибирской. Для тайги характерны пихта сибирская, осина, черемуха, рябина, калина в сочетании с высокотравьем. Здесь встречаются представители реликтовой флоры, произрастают мхи, кустарники и полукустарники: жимолость, черника, брусника.

Широко распространены в лесном поясе луга. На субальпийских лугах произрастает маралий корень, бодяк разнолистный, герань белоцветная, купальницы. Верхний высотный пояс растительности представлен щебнисто-травянистыми, мохово-лишайниковыми, каменистыми и кустарниковыми, в которых обычны березка круглолистая, зубровка альпийская, горечавка холодная. Общая площадь алтайских лесов составляет около 6 млн.га. Запасы древесины оцениваются в 600 млн. м3.

Глава III. Животный мир

На территории края жили мамонты, шерстистые носороги, песцы, северные олени, тундровая куропатка. Северный олень и тундровая куропатка до сих пор обитают в Горном Алтае.

Бурый медведь, росомаха, лось – обитатели Западно-Сибирской тайги; марал, кабарга, каменная куропатка, глухарь - представители лесов Восточной Сибири; сурок-тарбаган, монгольский тушканчик, аргали (горный баран) - животные монгольских степей. Многообразие животного мира Алтайского края объясняется наличием степей, лесов, высотных поясов. Часть их мигрирует из одной зоны в другую. Из степей и лесов животные переходят в лесостепи. В горах кочуют из одного высотного пояса в другой. Бурый медведь - всеядный хищник, питающийся мышами, птицей, травой, ягодами. Он спит в лесах, а весной выходит на солнечные поляны, где появляется молодая трава, при этом он постепенно поднимается вверх. Кочуют марал, соболь - из тайги в субальпийские луга и обратно. Совершают переходы из одной зоны в другую лось, косуля, кабарга. Соболь - единичный представитель фауны лесов - отлично ориентируется в субальпийском поясе гор.

Среди птиц встречается горная индейка, алтайский сарыч, алтайский цокор, тундровая куропатка. Из насекомоядных - алтайский крот, он широко распространен и относится к полезным животным. Во всех зонах степей и гор живет известный хищник - лиса.

В засушливой Кулундинской степи проживают суслик краснощекий, тушканчик, лисица-корсак. Большинство животных степей - грызуны, вредители сельского хозяйства (хомяки, полевки, мыши).

Степные хищники и птицы, питающиеся грызунами, приносят пользу сельскому хозяйству, это лисица-корсак, хорек, горностай; из птиц - пустельга, сарыч (канюк), копчик. На озерах и болотах живут бекасы, чирки, серый журавль, чайки, утка-кряква, серый гусь, а также останавливаются перелетные птицы (северные гуси, лебеди).

Глава V. Театры

Театр музыкальной комедии. Год образования: 1959 г. Репертуар театра очень разнообразен - оперетты, мюзиклы, музыкальные комедии, сказки для детей. Исполняются произведения как русских и зарубежных классиков, так и современных композиторов. В коллективе театра работают профессиональные актеры-вокалисты, артисты балета, хора, оркестра. Среди них заслуженные артисты России Л. Августовская, Ю. Ефимов, Ю. Кашин, Б. Кучинев, С. Федоров, Э. Овчинников, П. Приходько. На счету театра многочисленные гастроли, в том числе в страны дальнего зарубежья - Афганистан, Польшу, Монголию. Директор: Владимир Николаевич Филимонов.

Алтайский государственный театр драмы им. В.М. Шукшина. Год образования: 1921 г. В 1937 году специально для театра было построено здание. Первые спектакли, среди которых "Отелло", "Ромео и Джульетта" и "Оптимистическая трагедия", явились знаменательным событием в культурной жизни города. В настоящий момент в труппе театра работают такие известные деятели культуры, как народный артист Казахстана, заслуженный артист России И. Боров, народные артисты России Л. Двоеглазов, Д. Поротиков, С. Талалаева, Л. Перфильева, заслуженные артисты России И. Лесников, С. Рабинов, З. Знаменская. Директор: Владимир Ильич Мордвинов.

Алтайский государственный театр кукол "Сказка" Год образования: 1963 г. Театр размещен в здании бывшего клуба, построенного в 1965 году. В 1970 году помещение было приспособлено под театр. Театр занимается поиском новых форм, позволяющих расширить традиционное представление о потенциалах кукольного театра. Творчество театра очень оригинально: часто используются импровизации, театр масок, кино. Нередко в спектаклях задействованы куклы и люди одновременно. В 1979 году театр принимал участие в Международном фестивале театров кукол в Польше. Главный режиссер театра Е. Гимельфарб. В труппе театра работают такие известные деятели искусства, как режиссер - Е. Гимельфарб; художник - С. Столяров; актеры: С. Куц, Е. Бондаренко, H. Петухов, О. Лужина, H. Бойко, Т. Старочкина. Директор: Галина Яковлевна Шнайдер.

Национальный драматический театр имени П.В. Кучияк занимает одно из ведущих мест в развитии художественной культуры Республики Алтай и играет большую роль в развитии алтайского языка, национального самосознания в консолидации народов, живущих в Республике Алтай. Сегодня, театр – это язык, традиции и современное состояние народа. Деятельность театральная, культурно-досуговая; формы – показ спектаклей и культурно-досуговых мероприятий в театре, гастрольная деятельность.

Глава VI. Музеи

Алтайский государственный краеведческий музей. Основан в 1823 году.

Отделы музея: отдел фондов, отдел природы, исторический отдел, военно-исторический отдел, отдел работы с посетителями, методический отдел, научная библиотека.

Государственный художественный музей Алтайского края. Отделы музея: фондохранилище, экспозиция русского искусства XVI-XX веков, три выставочных зала, просветительский и научно-исследовательский отделы, отдел реставрации и реконструкции русской народной культуры, научный архив, библиотека.

Историко-мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина. Основан в 1978 году. В состав музея входит: Дом матери В.М. Шукшина, здание бывшей сростинской школы, где теперь размещена историко-литературная экспозиция "Жизнь и творчество В.М. Шукшина", а также территория, прилегающая к музею, площадью 1,45 га.

Национальный музей имени А.В. Анохина является старейшим учреждением Республики Алтай. Его история начинается 29 октября 1918 года с приобретения Алтайской Земской управой палеонтологических, минералогических коллекций, научной библиотеки и архива у сибирских ученых Гуляевых. Одним из его первых организаторов и директоров был исследователь традиционной культуры народов Южной Сибири А.В.Анохин (1869-1931), имя которого с 1989 года носит музей.

Число экспонатов основного фонда составляет более 66 тысяч единиц хранения. Это уникальные коллекции по палеонтологии, этнографии, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, старопечатные и рукописные книги XVII - XX вв., документы, фотографии по истории Горного Алтая XIX - XX вв., образцы флоры и фауны, минералогическая коллекция.

Глава X. Алтайские шаманы

Алтайский шаманизм — древняя политеистическая бесписьменная религия с ярким ритуальным культом, неотъемлемой частью которого является экстатическое состояние и действия во время молений его служителей — шаманов. Он сложился в рамках древнего дуалистического мировоззрения, базирующегося на олицетворении и почитании окружающей природы и ее стихийных, космических сил. Согласно представлениям шаманистов, у каждого объекта или явления окружающей природы, имелся хозяин, который был самостоятельным, но не человеческим существом, как бы слившимся с этим объектом. Этот хозяин не только обладал разумом, как и человек, но и выделялся своим воображаемым обликом, антропо- или зооморфным.

Вселенная делилась на три зоны: небесную, земную и подземную. Они соединялись между собой мировым деревом или горой. В ритуале некоторых молений шаман, отправляясь в небесную зону, поднимался по зарубкам на мировом дереве — березе, у подножия которой происходило камлание, до вершины, символически связанной с небом. Отражением представлений о космической горе, было почитание не одной общей для всех космической горы, а конкретных гор, вершины которых достигают облаков и часто ими окутаны. Свою судьбу шаманы связывали с такими горами, считая хозяев этих гор своими властителями и покровителями, наставниками и подателями долголетия.

Каждый человек имел своего индивидуального двойника, в литературе иногда именуемого христианским термином 'душа'. По мнению шаманистов, жизнь каждого человека начиналась с небесной зоны Вселенной, где еще не имела антропоморфной формы. Оттуда она посылалась божеством на землю в виде падающей звезды, или через солнечный луч, или через сдувание шаманом 'зародышей', висящих как листья на священной берёзе, на землю. Они попадали через дымовое отверстие в юрте к изголовью очага, а затем — к женщине. После рождения, наступал период обитания человека на 'лунно-солнечной' земле, до самой его смерти. Вместе с человеком рос и взрослел его двойник. Во время смерти он, по одним представлениям, покидал тело и возвращался к божеству, а по другим — перекочевывал в страну умерших, находившуюся в земной зоне. Были представления и о том, что умершие переселялись в подземный мир.

Во время сна двойник отделялся от тела и бродил по разным местам в виде маленького огонька, возвращаясь при пробуждении. Если двойник не возвращался, человек заболевал, и тогда шаман при камлании находил его, ловил, забирал в бубен, а потом 'вбивал' (сильными ударами по бубну) в правое ухо больному. Обыкновенный человек мог видеть двойников только во сне, а шаман и воочию.

Глава XI. Археология

Обилие на Алтае археологических памятников различных эпох свидетельствует, что человек давно освоил этот труднодоступный регион Центральной Азии, жизнь в котором проходила в чрезвычайно сложных условиях. В экологическую среду горностепных пространств особенно гармонично вписались древние кочевники, отгонное скотоводство которых отличалось продуманным и рациональным использованием пастбищ. Многовековой опыт проживания в высокогорье заставил кочевников на долгие годы вперед определить жизненно важные зоны хозяйствования, подразделив их на места зимнего и летнего кочевания. Сезонное чередование пастбищ позволяло вести круглогодичный выпас скота, а зимние пастбища с тщательно сохраненным травостоем служили надежным гарантом сохранности стада, от которого прямо зависело не только благополучие, но и жизнь кочевника.

Суровые горные районы Алтая во все времена отличались этнической пестротой, типичной для многих центрально-азиатских регионов. Здесь, на периферии Великой Степи, проходили те же бурные этнокультурные процессы. По горным долинам Алтая пролегали миграционные пути многих народов. Но самое большое число древних памятников принадлежит древним номадам. Среди них преоблада ют петроглифы и курганные могильники.

Материалы, полученные в результате изучения петроглифов и других археологичес ких памятников Алтая, дают реальную возможность определить хозяйственный тип, исторически сложившийся в горах Монгольского Алтая и сохраняющийся здесь в течение четырех последующих тысячелетий. Наскальные рисунки, несомненно являющиеся самостоятельным и полноценным историческим источником, прямо указывают на то, что уже в эпоху ранней бронзы (4-5 тыс. лет назад) в Монгольском Алтае сложился своеобразный тип комплексного хозяйства. Отгонное скотоводство сочеталось с другими подсобными занятиями - охотой и собирательством. Найденные в курганах фрагменты одежды из собольего меха дают представление о палеофауне Саяно-Алтая. Судя по изображениям в курганах и свидетельствам ранних путешественников, к числу ныне исчезнувших с этой территории видов животных относятся дзерены, антилопа оронго и дикий верблюд. Наскальные изображения также информируют о том, что в эпоху бронзы и в раннем железном веке копытные Алтая были более разнообраз ны. В сценах охоты изображались дикие лошади, быки, верблюды и куланы, которые давно уже не обитают в горах Алтая.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Часть первая

1. Документальный цикл: «Тюрки России» - Алтай

2. Спец. репортаж: «Принцесса Укока» телеканал «ТВ Центр»

3. Док. фильм: «Проклятие принцессы» ГТРК «Горный Алтай»

4. Док. фильм: «Алтайцы, гробницы, ученые»

5. Док. фильм: «Месть Алтайской принцессы»

6. Док. фильм: BBC - «Ледяная принцесса»

Часть вторая

1. Док. цикл: «Таинственная Россия» - Горный Алтай. Ворота в Шамбалу

2. Док. цикл: «Городские легенды» - Новосибирск. Месть Алтайской принцессы

3. Док. фильм: «Путешествие по Чуйскому тракту и Горному Алтаю»

4. Док. фильм: Алтай. Путешествие к центру земли

5. Док. цикл: «Россия. Гений места» - Алтай

Часть третья

1. Алтайский заповедник 2017 – (фильм Ивана Усанова)

2. Док. цикл: «Бесконечная Россия» - Алтай

3. Горный Алтай. В заповедном Аргуте – (фильм Ивана Усанова)

4. Док. фильм: «Легенды Алтая»

5. Сайгюлем: в краю степей и гор – (фильм Ивана Усанова)

6. «Непознанный Алтай» - (фильм Ивана и Светланы Усановых)

7. Республика Алтай – (фильм Ивана Усанова)

8. «Стерегущий Алтай» - фильм ГТРК «Горный Алтай»

9. Док. фильм: «Алтай – начало начал»

Специальность 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Берестов Святослав Иванович

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

(выпускная квалификационная работа)

Руководитель:

Черданцева Татьяна Ивановна

___________________________

(подпись)

Наши рекомендации