Продолжение про Зою, зайку и козу
Зайка не спит
Зою зовет.
Зайке коза
Спать не дает.
- Возьмите козу!
- Замкните козу!
И зайка тогда
Заснет в тазу.
Зайка зевнет
И Зоя зевнет.
Зайка заснет
И Зоя заснет.
А. Барто «Резиновая Зина»
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она была разиней, резиновая Зина,
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине и пальцем пригрозим:
«Не будь такой разиней, резиновая Зина,
А то отправим Зину обратно в магазин!»
Звук Ц (Т+С)
Слитный звук Ц состоит из одномоментного соединения двух звуков: взрывного смычного Т и щелевого, фрикативного С.
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Ц
Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Зубы сжаты или находятся на расстоянии 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы (как при звуке С). Первый компонент звук Т, произносится с опущенным к нижним резцам кончиком языка, смычка образуется круто выгнутой передней частью спины языка. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки разомкнуты.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц
Постановка звука Ц не представляет никакого труда и обеспечивается правильным произношением его компонентов и прежде всего звука С. В случае дефекта артикуляции звука Т (что бывает редко) этот недостаток устраняется в первую очередь.
Звук Ц лучше всего ставить в обратных слогах через момент расчленённого произношения его компонентов: ат+с, от+с, ут+с, эт+с. Постепенно пауза между произносимыми Т и С сокращается до одномоментного произношения двух звуков на одном сильном выдохе. Ребёнку предлагается сильно растянуть губы и как бы сплюнуть сквозь оскаленные зубы — Ц. После отработки утрированного произношения Ц (показ резцов), сначала в обратных слогах, а затем в прямых, целесообразно в течение какого-то времени сохранять «нажим» на звук Ц в словах и фразах.
Занятие 4: Упражнения на звук [Ц]
Читаем чисто говорки
Ац-ац-ац – не пойман заяц.
Ец-ец-ец – молодой боец.
Ца-ца-ца - это овца
Цу-цу-цу – веду овцу.
Це-це-це – не подходи к овце.
Цы-цы-цы – нет овцы.
ЗАДАНИЕ
Скажи, что делает заяц?
Заяц умывается*.
Умывает... | Одевает... | Обувае… | Купае... | Смеё… |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц И С
Обсуждаем гусениц, их нужность в природе, читаем рассказ:
О ГУСЕНИЦАХ И ПТИЦАХ
В садах и в полях много насекомых. Особенно опасны гусеницы. Гусеницы в садах и лесах поедают листья и цветки. А гусениц поедают птицы. Без птиц леса останутся без листьев, а сады останутся без яблок, слив и ягод. Береги птиц! Подкорми их зимой.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц И ТЬ
ЗАДАНИЕ
Изменим слова по образцу, будем внимательны к окончаниям слов. Закончи фразу.
Одна лисица, две лисицы, много лисиц.
Одно полотенце, два ..., много ...
Одна птица, две ..., много ...
Один маленький птенец, два ... много ...
ЗАДАНИЕИзмени слова по образцу, чётко проговаривай окончания.