Игровые упражнения влияющие на процесс развития фонетической стороны речи у дошкольников средней группы.
Работа по развитию фонетической культуры включает различные игры и игровые упражнения, направленные на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах.
Огромную роль в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры, где дошкольник обучается обрисовывать предметы, разгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, объединять предметы по разным свойствам, признакам, находить бессмысленные признаки в суждениях, самому придумывать рассказы.
Усвоение фонетической культурой речи происходит в процессе игровой деятельности, как в условиях детского сада, так и в ходе домашнего воспитания. Как раз в дидактических играх дошкольник условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения, а так же через игру происходит становление отношений у ребенка с взрослыми и 8 сверстниками.
Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах рекомендуется развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.
Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.
Нами была взята средняя группа ДОУ №97 «Теремок». Самому старшему ребенку в этой группе Кате было 5 лет, самому младшему Роману 4 года и 2 месяца.
Игровые упражнения были рассчитаны и проводились 8,5 недель. 2 недели были выделены на формирование свистящих звуков, 3 на формирование шипящих звуков и 3,5 на формирование сонорных звуков. Занятия проводились 2 раза в неделю по вторникам и четвергам.
Схема занятий:
Номер урока | Дата | Тип звука | Упражнение |
4.04.17 | Свистящие | Упражнения на звук [С] и [С'] | |
6.04.17 | Свистящие | Упражнения на звук [З], [З'] | |
11.04.17 | Свистящие | Закрепляем и дифференцируем звуки [З], [З'] и [С] и [С'] | |
13.04.17 | Свистящие | Упражнения на звук [Ц] | |
18.04.17 | Шипящие | Упражнения на звук [Ш] | |
20.04.17 | Шипящие | Упражнения на звук [Щ] | |
25.04.17 | Шипящие | Упражнения на звук [Ж] | |
27.04.17 | Шипящие | Упражнения на звук [Ж] | |
02.05.17 | Шипящие | Упражнения на звук [Ч] | |
04.05.17 | Шипящие | Упражнения на звук [Ч] | |
09.05.17 | Сонорные | Упражнения на звук [Л] | |
11.05.17 | Сонорные | Упражнения на звук [Л] | |
16.05.17 | Сонорные | Упражнения на звук [Л'] | |
18.05.17 | Сонорные | Упражнения на звук [Л'] | |
23.05.17 | Сонорные | Упражнения на звук [Р] и [Р'] | |
25.05.17 | Сонорные | Упражнения на звук [Р] и [Р'] | |
30.05.17 | Сонорные | Упражнения на звук [Р] и [Р'] |
Согласно произведенной диагностике первые 4 занятия рекомендованы Феликсу, Роману, Кристине, Лилии и Крису.
Все стихотворения и рассказы читаем по 2-3 раза, в перерывах обсуждая героев произведений.
Далее мы рассмотрим все 3 группы звуков свистящие, затем шипящие и в конце сонорные.
I часть: Свистящие звуки.
СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ С, 3, Ц
Звуки С, 3, Ц одного места образования: во время их произношения кончик языка находится у нижних резцов. В русистике они называются зубными переднеязычными.
Звуки С и СЬ
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ
Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута, посередине ее проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз.
Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки разомкнуты, напряжение выдыхаемой струи сильное.
При мягком СЬ спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА С
Хорошо поставленный и отработанный «базовый» звук С обеспечит в дальнейшем быстрое усвоение нормальных артикуляций не только «производных» от звука С (3 и Ц), но и звуков верхнего подъема кончика языка (Ш, Ж, Ч, Щ).
В простейших случаях звук С ставится по подражанию:
перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться и показать зубки («сделать заборчик»), а затем, не разжимая зубы (заборчик не ломать!), сильно подуть, как насос: с... с... с... Можно посвистеть: с, с, с.
Внимание ребенка следует обратить на «тонкий» свист и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку.
Занятие 1: Упражнения на звук [С] и [С']
Поочередно с каждым ребенком читаем стихотворение про одинокую сову:
Одинокая сова
В лесу светло
Совы спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит,
Вот-вот улетит.
Рисуем рисунок совы, обсуждаем эту птицу. Вспоминаем еще одну птицу Гуся.
Вместе читаем маленький рассказ про гуся:
СЕМА, СИМА И ГУСИ.
У Семы есть гуси. Сёма умеет пасти гусей, и они у него ходят гуськом. А у Симы два маленьких гуся, они веселые, но пока это гусята, а не гуси.
Для закрепления С и СЬ снова вспоминаем про сову и по очереди читаем стихотворение и с тем и с тем звуками.
СОВА
В лесу темно,
Все спят давно,
Одна сова не спит,
На суку сидит,
Всюду видит и глядит
Звуки 3 и ЗЬ
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ
При произношении звуков 3 и ЗЬ установка частей артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть, язык, мягкое небо) та же, что и в произношении звуков С и СЬ, только подъём спинки языка при З немного выше, чем при С, и напряжён, вследствие чего ротовой канал несколько суживается. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, отчего ощущается лёгкое щекотание кончика языка. Выдох менее напряжён, чем при звуке С.
ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ 3 И ЗЬ.
Звуки 3 и ЗЬ легко ставятся на базе соответствующих им парных глухих С и СЬ. После устранения дефектов произношения С и СЬ, как правило, сами собой устраняются и соответствующие дефекты свистящих 3 и ЗЬ. А в случае необходимости надо применить те же приемы, что и при постановке звуков С и СЬ. При оглушении звука 3 надо сначала предложить ребёнку, приложив руку к гортани, подать голос: а-а-а, о-о-о. Спросить, дрожит ли горлышко? Затем сравнить звуки Ф (не дрожит) и В (дрожит), С (без голоса) и 3 (с голосом).
Занятие 2: Упражнения на звук [З], [З']
Вспоминаем про доктора Айболита, кто он такой, что он делает, узнаем или повторяем слово ветеринар (проверяем еще раз произношение сонорных звуков).
Читаем рассказ про Лизу и зайку.
ЛИЗА И ЗАЙКА
Заболел зайка, у него в лапке заноза. Заболели у зайки зубки. Лиза вынула занозу, а от зубной боли дала зайке капли.
Читаем чисто говорки
Зи-зи-зи – бензин не вози.
Зе-зе-зе – едет Зина на козе.
Занятие 3: Закрепляем и дифференцируем звуки [З], [З'] и [С] и [С']
Дифференцируем звуки З и ЗЬ
Читаем рассказы:
Козленок и его мама.
Зеленые глаза у моего козлёнка. Козлёнок любит гулять в низине, а его мама коза-егоза любит гулять за домом по газонам.
Зина, не ходи в низину.
Дети, не ходите в низину за земляникой, в низине земляники не бывает, зато могут быть змеи.
Дифференцируем звуки С и З.
Читаем рассказ, а затем стихотворение.
Зоя, зайка и коза
Зое купили козу и зайку. Коза была заводная. Зоя стала заводить заводную козу. А у зайки от скуки заболели зубы. Зоя стала баюкать зайку, но зайка не спит, он боится – вот-вот коза забодает зайку.