Методы и средства формирования фонетической стороны речи
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру произношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях [Ушакова, 2016, с. 26]:
1. Развитие артикуляционной моторики и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции.
2. Развитие восприятия речи, основными компонентами которой являются фонематический слух и фонематическое восприятие.
3. Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы: Предварительный этап, включающий развитие артикуляционной моторики, голоса и дыхания.
4. Уточнение произношения звука и умение выделить этот звук среди других. Закрепление правильного произношения звука.
5. Дифференциация звуков речи, схожих по акустическим и артикуляционным признакам.
Далее мы приводим таблицу в которой обобщили последовательность работы над звуками (по А.И. Максакову):
Группа | Недели | Месяцы | ||||||||
2ая младшая группа | А | О | М, МЬ | Т, ТЬ | К, КЬ | Й | С | З | Ц | |
У | Э | П, ПЬ | Д, ДЬ | Г, ГЬ | Ф, ФЬ | С, СЬ | З, ЗЬ | Ц | ||
И | Ы | Б, БЬ | Н, НЬ | Х, ХЬ | В, ВЬ | С, СЬ | З, ЗЬ | Ц | ||
На 4-ой неделе закрепляются пройденные в этом месяце звуки | ||||||||||
Средняя группа | 1-4 | С, СЬ | З, ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Ч | Ш | Л, ЛЬ | Р, РЬ |
Старшая группа | 1-4 | С-З, СЬ-ЗЬ | С-Ц | Ш-Ж | Ч-Щ | С-Ш | З-Ж | Ц-Ч | СЬ-Ш | Л-Р, ЛЬ-РЬ |
Подготовительная группа | 1-4 | С-Ш | З-Ж | С-З | Ш-Ж | С-СЬ | З-ЗЬ | Л-ЛЬ | Р-РЬ | Л-Р, ЛЬ-РЬ |
На настоящий момент существует множество комплексных примерных образовательных программ, ориентированных на современные ДОУ, базирующиеся на принципах личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе детей дошкольного возраста и соответствующие ФГОС ДО.
В нашей работе мы проанализировали следующие программы: Вариативная образовательная программа дошкольного образования «Березка» (авторы В.К.Загводкина, С.А.Трубицына). Основным отличием данной программы является использование свободной игры и общения в разновозрастной группе детей. Безусловное преимущество данной системы для дошкольного образования заключается в ее направленности на развитие личности ребенка, на становление его творческих и коммуникативных способностей. Специфика фонетического развития как отдельной образовательной области связана с целенаправленным обогащением активного словаря ребенка, с развитием его фонематического слуха, с знакомством с детской литературой разных жанров, с закладкой основ овладения чтением и письмом. Анализ программы показал, что формирование фонетической культуры речи входит в другие виды деятельности имеет коррекционную и творческую направленность, а также психофизиологическую основу развития.
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» (автор И.Е. Федосова). Программа определяет содержание образовательной области речевого развития: с одной стороны, как общее овладение ребенком речью: обогащение словаря, развитие связной речи, развитие речевого творчества, развитие фонетической и интонационной культуры речи; с другой стороны, как более специальную задачу по развитию предпосылок формирования грамотности: развитие фонематического слуха, знакомство ребенка с детской литературой, понимание им различных жанров детской литературы, формирование речевой активности. В соответствии с данной программой речь должна развиваться естественно при правильно созданных условиях коммуникации, а для этого важно создать развивающую среду и использовать технологии речевого развития.
Детский сад-дом радости (автор Н. М. Крылова). Программа разработана на положениях о развитии детей дошкольного возраста. Образовательная область «Речевое развитие ребенка» предусматривает овладение ребенком речью как деятельностью, необходимой для общения, развитию любви к родному языку.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» (О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен). Развитие диалогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих: собственно, речи; речевого этикета; невербальных средств общения. В дошкольном детстве закладываются такие речевые навыки, как говорение, письмо и слушание.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.). Образовательная область «Речевое развитие» выделяет задачи и содержание образовательной деятельности, предполагаемые результаты и неудачи. Наиболее интенсивно в образовательной области «Речевое развитие» реализуется задача развития фонетической культуры речи. Минусом программы является то, что озабоченность в недостатках формирования фонетического развития, а именно недостатки звукопроизношения, невыразительность речи, трудности анализа и синтеза; появляется в старшей группе, что по онтогенезу формированию звуков поздно и детям уже нужно будет не совместные усилия педагогов и родителей, а помощь специалистов, которая по данной программе предполагается в подготовительной группе.
Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования (Л.А. Парамонова). Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Содержание области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и овладения речевой культурной нормой. В программе сохраняется классическая система обучения фонетической культуре речи, включающая воспитание правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов с использованием дидактических игр.
Мир открытий (Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова). Системно-деятельностный подход, положенный в основу программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей. В старшей группе фонетическое развитие речи решает следующие задачи: учить различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки; учить называть слова с названным звуком, определять позицию звука в слове (в начале – в середине – в конце); отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи. По каждой задаче предлагаются специальные упражнения для отработки компонентов фонетической культуры речи.
От рождения до школы (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева). Анализ показателей освоения образовательной области «Речевое развитие», особенно фонетической культуры речи в программе «От рождения до школы» позволяет сделать вывод о том, что методике развития речи уделяется достаточное внимание. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие фонетической и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание различных жанров детской литературы; формирование фонетической аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Задача формирования фонетической стороны речи определяется в каждой возрастной группе и совершенствуется по следующим направлениям: закрепление правильного произнесения звуков; развивать фонематический слух; развитие фонематического восприятия; развитие интонационной выразительности речи.
Проект вариативной примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» (В.Т. Кудрявцева). Содержание блока «Тропинка в мир правильной речи» разработано О.С. Ушаковой на основе её авторской программы «Развитие речи». Данный блок направлен на воспитание у детей фонетической культуры речи, словарную работу, формирование грамматического строя речи, ее связности. Все эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. Основной формой обучения родному языку являются специальные фронтальные и индивидуальные занятия с детьми, на которых главными методами являются игровые и наглядные, направленные на развитие творческой активности ребёнка и его познавательный интерес.
Успех (Федина Н. В.). Программа равных возможностей и способностей для детей разноуровневого развития в разных видах деятельности. Формирование фонетической стороны речи направлено на развитие фонетической и интонационной стороны речи, фонематического слуха; формирование фонетической аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Все представленные программы включают задачу по развитию фонетической стороны речи, данную на каждом возрастном этапе с учетом индивидуального опыта и предлагаемых технологий.
Выводы по главе 1
Итак, Фонетика – это наука, изучающая звуковые единицы языка – фразы, такты, слоги, звуки, которые связаны между собой количественными и качественными отношениями. Единство фразы создается интонацией, единство такта – ударением, единство слога – волной сонорности, а единство звука – его относительной акустической и/или артикуляционной однородностью. Фонетические единицы связаны между собой и зависят друг от друга, поэтому они составляют систему.
При рассмотрении теории о фонетической стороне речи, следует в начале рассмотреть понятие речевая культура, затем звуковая культура речи и только после этого фонетическая сторона речи, которая является частью звуковой культуры речи.
В главе №1 мы так же рассмотрели, как осуществляется работа по развитию звуковой культуры речи, рассмотрели задачи, которые стоят перед воспитателем в разные возрастные периоды.
Исходя из программ ДОУ, а также исследований авторов по звуковой культуре речи, мы можем составить рекомендуемую очередность изучаемых звуков:
1. Гласные
2. Свистящие звуки
3. Шипящие звуки
4. Соноры
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:
· подготовительный
· постановка звука
· автоматизация звука
· и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.
Также нами был проведен анализ основных комплексных примерных образовательных программ, в результате которого мы пришли к выводу, что почти во всех программах значительное место занимает раздел «Развитие речи», за исключением программы Детство Бабаевой, там борьба с недостатками звукопроизношения происходит только в старшей группе.
Таким образом мы приходим к выводам, что значительную роль в становлении личности играет речь. Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих аспектов. Здесь важную роль играет влияние окружающих – дошкольник учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие люди должны помочь ребенку сформировать правильную, четкую речь. Очень важно, чтобы дошкольник с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь
Родителям детей следует учитывать, что интенсивность речевого развития дошкольника зависит от характера его отношений со взрослыми, особенностями его общения с ними. Влияние семейного окружения, активного участия в развитии дошкольника создают предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в повседневной деятельности значительно сокращает время постановки речи логопедом. Педагоги и родители должны внимательно прислушиваться к самым незначительным успехам дошкольника, ценя его упорство, трудолюбие.
Если у дошкольника речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенку больно, он не чувствует себя равным среди других детей.
Постепенно дошкольник отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он пытается промолчать или ответить односложно, не принимать участия в словесных играх.
Именно поэтому столь важно замечать и работать над фонетическими отклонениями детей дошкольного возраста.