Мне не нравится политика офиса
Многие боссы, гуру и другие пустозвоны относятся к политическому маневрированию с пренебрежением. Если вы послушаете их внимательно, то поймете, что в действительности они озабочены любыми негативными последствиями для их бизнеса.
Например, они говорят: в компании, в которой ведутся политические игры, люди постоянно начеку, находятся ли они в офисе, в конференц-зале или на дискуссиях. Что бы они ни сказали или ни сделали – все окрашено подозрительностью. Поэтому, твердят пустозвоны, настоящие вопросы, содержащие важную информацию для менеджмента, никогда не обсуждаются. Все боятся сказать что-то, что может быть использовано против них. Политизация бизнеса, говорят они, разъедает саму структуру и фундамент личных взаимоотношений.
Другие подчеркивают, что вся эта политическая возня лишает людей удовольствия от работы и подрывает отношения с боссом и коллегами. Выражаясь «рафинированным» языком, в результате исчезают мотивация, воодушевление и энергия, необходимые для производства высококачественной продукции и услуг. Политика приводит к снижению оборота, добавочной стоимости и прибыли.
Но некоторые продолжают делать ударение на том, что политика ведет к расколу в войсках, а это, в свою очередь, заканчивается борьбой подразделений друг с другом с применением тактики открытого боя и партизанской войны. Это парализует гибкость, столь необходимую в бизнесе. Люди, разделяющие подобные взгляды, говорят, что политика ведет к дезинтеграции и банкротству.
Однако мы должны отклонить эту точку зрения как неточную и ошибочную. В конце концов, организации являются объединением личностей или групп личностей, которые в исполнении своих целей и интересов зависят друг от друга. Странно, что этот урок, который изложен самым исчерпывающим образом в учебниках и инструкциях по менеджменту организаций, так легко забывается, как только делается первый шаг на «танцевальной площадке» рабочего места.
Срывание масок с лживых историй, преподносимых боссами, гуру и другими пустозвонами, может принести удовлетворение, но гораздо интереснее задаться вопросом: почему они так обеспокоены политикой в компаниях? В компании всегда будут открытые или подпольные политические интриги, но их основное значение состоит в том, принимаются ли они с благодарностью или действуют, как красная тряпка на быка.
Единственное объяснение, которое я могу дать трогательному и ребяческому отрицанию внутренней политической природы организаций, – это упрямая вера в утопический мир, где «благословенны те, кто трудится», а брат никогда не пойдет на брата. Мы не хотим этого, потому и отрицаем его существование. В прошлом утопия была раковой опухолью, обосновавшейся в размышлениях об обществе. В настоящее время она распространилась не только на идеи изменившихся инженеров и экспертов в области организаций, но и на пустопорожнюю болтовню, которая исходит от тех, кто должен отвечать за большие и малые компании, а именно от боссов.
Тут мы обнаруживаем разделение, которое испытали на себе многие. Наблюдается болезненная попытка преодолеть бездну между повседневной корпоративной реальностью и смелыми утопическими идеями нового мира, которые из лучших побуждений представляют нам гуру.
Я ненавижу плодить жертвы
Большинство людей согласятся с этим утверждением: да, я действительно ненавижу плодить жертвы. Они также сделают все возможное, чтобы утром в ванной не оказаться один на один с холодным, недружелюбным отражением в зеркале: злодей, злодей, злодей. Очень жаль, потому что большинству не следует испытывать чувство вины. Так, легкие сожаления.
Позвольте объяснить мне еще кое-что. Во-первых, мы должны решить, кто заслуживает звание жертвы, а кто нет. Безоговорочно принимается то, что жертвами считаются люди, пострадавшие от схода лавин, наводнений, извержения вулканов, морозов и зноя. То же самое справедливо в отношении тех, кто испытал на себе последствия взрывов фабрик, пожаров на нефтеперегонном заводе или крушения самолета, произошедших по вине людей или из-за технических ошибок.
Но есть и третья категория – люди, чьи амбиции, цели, интересы и иногда даже жизни оказались под угрозой в результате решений, сознательно принятых другими людьми, а также последствий этих решений. Являются ли они жертвами? Зависит от ситуации.
В каждодневных разговорах мы часто упоминаем «невинные» и «виновные» жертвы, хотя последних никогда так не называем. Вместо этого мы называем их «неудачниками». Любой, кто пострадал от шахидского взрыва, попал под машину, управляемую пьяным водителем, превратился в пепел из-за халатности владельца кафе или был ограблен уличным хулиганом, имеет полное право считать себя жертвой, так как он никогда не принимал участие в преступлениях и не играл на «поле» преступника.
В этом отношении повседневный язык предельно ясен: вы – жертва. Такой ярлык вызывает к вам симпатию и проявление щедрости со стороны окружающих. Благотворительные концерты, дни памяти и бескорыстная помощь являются примерами того, как вам хотят помочь.
Но можно ли присвоить этот ярлык боссам, коллегам и работодателям компаний? Могут ли они претендовать на помощь, оказываемую жертвам? Пострадали ли они от природных, техногенных катастроф или от безрассудной, неразборчивой, равнодушной, не имеющей оправдания жестокости? Нет. Нет и все! Любой, кто добровольно идет на работу, попадает на ринг, на поле битвы, в бой, на арену и тем самым теряет все права считаться невинной жертвой. С этого момента вы можете выиграть или проиграть. Бой начался, и вы должны развивать и воплощать свою стратегию, чтобы добиться победы. И если вы, желая победить, вынуждены мешать другим, сокрушать амбиции, разбивать мечты, нарушать планы, ломать карьеры, уничтожать людей и не давать им захватить рынок, то так и должно быть
В сражении внутри организации или между организациями существует только одно правило: чтобы стать победителем, уничтожай или хотя бы ограничивай альтернативы другой стороны. Все сводится к одному: или твои интересы, или мои. Каждая компания предана своему бумажнику, и именно данный вид преданности должен выказывать каждый сотрудник.
Но почему так много людей беспокоятся о создании жертв в организациях? Потому что они страдают «жертвянкой» – заразным заболеванием, распространяющимся через менеджмент и организации и достигающим масштабов эпидемии. Люди заболевают, когда находятся на поле битвы и близки к победе. После этого наступает шок, потому что у них нет менталитета победителя.
Вместо этого они заглядывают в широко раскрытые, наполненные слезами глаза проигравшего. Это последнее и самое смертельное оружие, которое может сокрушить даже самого стойкого бойца. В мгновение ока оно делает его слабым и беззащитным, потому что затрагивает такие качества, как сочувствие и широта души, Он больше не может сражаться за свои собственные интересы и бросается защищать интересы слабого.
Достаточно об этой слабости. Если мы в бизнес-плане и графике, собираемся создавать препятствия для других, то не должны испытывать сочувствие к Флоренс Найтингейл[8]. Вместо этого нам следует насладиться опьянением неизбежно приближающейся победы. Давайте никогда больше не путать жертвы и неудачников, не укорять себя за слабость или за то, что стали жертвой.
Цель оправдывает средства
Не знаю, кому легче: тому, кто согласен с этим утверждением, или тому, кто не согласен.
Первому придется жить с осознанием того, что если этически приемлемые меры не дали должного эффекта, придется использовать меры неприемлемые. А последний будет вынужден жить с осознанием того, что его этические соображения не дали ему сделать больше и тем самым обрекли на проигрыш.
Я восхищаюсь теми мужчинами и женщинами, которые, соблюдая свои интересы, используют умные, дальновидные и хитрые методы, а не теми, которые позволяют взять себя в плен из-за неких высших принципов. Первые берут на себя ответственность и не боятся запачкать руки, даже если считают это проявлением безвкусицы. Конечно, существуют исключения – индивидуумы, которых, казалось бы, не волнуют результаты их действий. Эти исключения страдают эмоциональным аутизмом. Они относятся к коллегам как «плоду, падающему в руки», демонстрируя, что тех можно легко удалить. Но большинство, кажется, знают, как далеко они могут зайти и где проходит грань между приемлемым и неприемлемым поведением. Нашего уважения и восхищения требует то, что под действием обстоятельств они принимают жесткие и хорошо взвешенные решения, хотя испытывают горькую боль сожаления.
Такой оппортунизм проповедовал Макиавелли:
Для сохранения позиции власти он должен вступить в конфликт с достоверностью, сочувствием, человечностью и верой. Поэтому он должен приготовить свой мозг к принятию другого курса, если того потребуют капризы судьбы и меняющиеся обстоятельства. И как я уже говорил, он никогда не должен пренебрегать добром по мере возможности, но, с другой стороны, должен быть готовым принять зло в свои объятья, если сие будет необходимо[9].
Тот не жил по-настоящему, кто ни разу не запачкал руки. Приведенный тест – тринадцать утверждений, которые кое-что говорят нам о восхитительной жизни крысы в наших организациях. Теперь можете ознакомиться с тремя определенными мною типами крысы. После этого я собираюсь вывести вас на арену…
Сумма баллов
До 12: Наивная крыса . Вы так невинны! Очаровательно. Но придет время, когда вам придется сбросить с себя невинность и наивность. Ваша работа постоянно усложняется. Не сопротивляйтесь мировому злу. Вместо этого используйте его в своих интересах.
От 13 до 20: Умная крыса. У вас неплохо получается. В вас уже есть изрядная доля гадства. Но это пока не может считаться совершенством. Вам придется сделать еще несколько грубых ошибок, прежде чем вы в полной мере овладеете мастерством крысы. Попробуйте поставить себя на место другого. Подобный опыт может принести пользу.
21 и более: Грязная крыса . Вы – истинная крыса. Вы знаете все о победах и поражениях, понимаете игру. У вас либо природный дар, либо вы уже знакомы со свистом хлыста. Вы задумывались об изъянах крысиной сущности? Жажда власти, изоляция, потеря чести? Потому что в противном случае вы можете стать опасным. Или сойти с ума и окостенеть.
Глава 3
На арене
Первая часть письма посвящена основным позициям сущности крысы. В этой главе я дам описание бюрократической работы, приемов и ходов, которые понадобятся вам при создании политически сложных проектов.
Во-первых, нужно взглянуть на «ринг» – арену, где будет происходить борьба. Я предложу вам некоторые инструменты, которые можно использовать для изучения мест действия в окружающей вас действительности. Нет нужды повторять, что любая политическая схватка должна начинаться с четкого анализа, качественного допроса, детального наблюдения, то есть со сбора достоверной информации обо всем и вся. Вы должны постоянно спрашивать себя, понимаете ли, что происходит, понимаете ли другую сторону, а также самого себя. Ясно?
Я на арене?
Сначала мы должны спросить себя нужно ли обострить наши чувства, напрячь мышцы, поднять уровень адреналина? Если, подобно философу Ницше, вы видите во всем второй смысл и подозреваете в каждом действии борьбу за власть, то этот вопрос становится лишним. Вы уже начеку.
Тем не менее, тем не менее… существуют несколько степеней политических махинаций. Временами вы будете чувствовать, что на работе все течет мирно, стабильно и открыто Конечно, вы можете решить, что эти периоды специально организованы для достижения более высокой производительности, что это некий умный ход вашего босса или держателя акций, направленный на то, чтобы заставить вас бежать быстрее, так как вы – источник их дохода. Тем не менее, тем не менее… будучи крысой, вы будете смотреть на эти периоды «мира и спокойствия» не так, как на периоды великих потрясений.
Однако на самом деле не столь важно, считаете ли вы все частью борьбы за власть или полагаете, что в политических маневрах случаются периоды затишья. Вы обязательно должны определить для себя, находитесь ли на арене.
Индикаторы арены
Существует ряд признаков, которые помогают определить, следует ли сохранять бдительность, пора ли насторожиться или уже нужно хвататься за оружие.
Ниже приводится анкета, которая может оказаться полезной. Она состоит из нескольких вопросов об организации, проекте, над которым вы работаете, и о вас самом. Чем больше будет положительных ответов, тем больше вероятность, что ваш настоящий проект является объектом политических махинаций, и тем внимательнее вам следует быть.
Индикаторы ринга
Вопрос Да Нет
Двусмысленные цели?
Противоречащие интересы?
Различия в ценностях?
Изменения?
Непредсказуемость?
Призраки прошлого?
Доверительность?
Крысы на борту?
Я откровенен в том, что делаю?
Испытываю ли я неприятное чувство в отношении происходящего?
Рассмотрим каждый пункт отдельно.
Двусмысленные цели?
В некоторых компаниях двусмысленность задает тон. Под триумфальные фанфары большой босс объясняет задачи и точки зрения. Но он может сделать это, только озвучивая невероятно абстрактную чепуху: «Мы – номер один в области „промежуточного" менеджмента, потому что ориентированы на результат, отличаемся творческим подходом и думаем вместе с нашими клиентами». Подобная реклама звучит восхитительно, но если вы хотите услышать что-то более детальное и конкретное, спросите, что такое «ориентированы на результат», «творческий подход» и «думаем вместе». И тогда поймете, что здесь возможны несколько интерпретаций.
Однако есть компании более двусмысленные, чем остальные. Это происходит потому, что некоторые цели могут быть определены конкретнее, чем другие. Гораздо легче создать Web-сайт с определенными характеристиками за 200 часов, чем дизайн микроавтобуса по особому заказу. Чем двусмысленнее цели, тем больше свобода их интерпретации и тем больше вы должны быть начеку, потому что каждый интерпретирует эти цели по-своему.
Противоречащие интересы?
Любое руководство по проекту подчеркивает, что вы должны знать все вовлеченные интересы и требования.
Многие профессионалы имеют на это нюх. Однако я встречал руководителей проекта самого высокого уровня, которые оказывались выброшенными за борт, так как были убеждены, что их мудрые предложения являлись лучшими, а потом приходили в полнейшее изумление, когда оказывалось, что другие стороны думают иначе. Предложение может преследовать лучшую цель или максимальную выгоду, но это не делает его лучшим с общечеловеческой точки зрения.
Главное практическое правило гласит: все в первую очередь только для себя и только потом, возможно, для других. Так как анализ интересов и желаний является основной способностью политика в компании, я посвятил этому отдельную главу, с которой вы познакомитесь позже.
Различия в ценностях?
В некоторых компаниях вы встретите фракции, имеющие совершенно различные цели. Одна фракция борется за мир, спокойствие и продолжение того, что уже имеется. Другая фракция не хочет предпринимать в отношении этого никаких шагов, проверяет курс акций каждый час и хочет «сделать всех» как можно быстрее. Еще одна фракция считает работу средством для улучшения личного положения. Вы можете насчитать еще несколько фракций.
Будьте абсолютно уверены, что эти ценности отражают желание заинтересованных личностей, и когда начнется главная возня, они реализуют свои желания. Большинство работников и менеджеров периодически, как попугаи, повторяют, что компания хочет навязать им свои ценности. Но это вполне определенно означает, что они останутся верными этим ценностям (за исключением разве одного-двух чудаков, не имеющих личных желаний и ориентирующихся на других, то есть компанию) ради собственного материального благополучия.
Если ценности разных фракции различаются слишком сильно, то это создает питательную почву для политического сговора.
Грядут изменения?
Ничто так быстро не превращает компанию в боксерский ринг, как процесс изменений. Каждое организационное изменение приводит к реструктуризации власти. Это может быть объединение, расширение, новый метод работы, внедрение новых компьютеров, новых форм образования, новых методов ухода за пациентами. Но это означает, что вам придется делать иные вещи в ином контексте и при иных условиях. Изменение – это обязательный сдвиг в зависимостях людей и групп людей. Некоторые получают больше власти, другие – меньше.
Неправильно считать, что изменение всегда основано на нерациональных причинах. Конечно, многие относятся к переменам как к угрозе и иногда спрашивают себя, смогут ли они это сделать, хотят ли. Эта минимальная иррациональность может рассматриваться как страх перед будущим, но, располагая необходимой информацией и немного владея практикой, этот страх легко развеять.
Нет, в большинстве случаев сопротивление переменам весьма рационально, например, когда вы рассматриваете это с позиции «хорошо это для меня или плохо?». Считая таких людей нерациональными, вы совершаете самую большую аналитическую ошибку из всех, потому что речь идет о людях, которые не осознают безумие их целей. А это, в свою очередь, подразумевает, что им требуется врачебная, а не политическая помощь. Вы забываете, что изменения автоматически влекут за собой перераспределение власти, а это уже область действия крысы.
Непредсказуемость?
На определенных этапах работы вы можете практически точно предсказать, что должны делать и во что это выльется. Причина в том, что организация не любит хаоса и сделала все, чтобы предотвратить «непредсказуемость».
При работе в компании или отделе, где периоды стабильности редки, где вы постоянно ищете новых партнеров, у вас повышаются шансы столкнуться с политикой. Если работа предсказуема, то результаты также предсказуемы. Однако во многих профессиях этого нет. Там результаты должны подвергаться постоянной переоценке, а новые направления, которым надо следовать, должны постоянно определяться.
Призраки прошлого?
Грязные игры ведутся во всех организациях, и некоторые люди преуспели в этом больше остальных. Вы должны знать, что всегда найдется желающий отыграть свое. Одна всесильная бизнес-леди как-то сказала мне: «Эти люди мешали каждому моему шагу и вели очень грязную игру. Но я знаю это и однажды верну свое. Возможно, не сразу, потому что мне придется дождаться нужного момента. Я буду смотреть, наблюдать, а потом нанесу решающий удар. Это может быть через месяц, год или несколько лет». И это сказала женщина, которая держала свои мысли и эмоции под жестким контролем, а также имела большой вес в обществе и сфере эмансипации. Если уж такие женщины позволяют себе возмущаться, то, что говорить о менеджерах и работниках, обладающих меньшими талантами в области рациональности и сокрытия эмоций? Что делать им? Вы должны знать, что в организациях политическая борьба и гадство часто уходят корнями в прошлое. Не будет вреда, если вы немного покопаетесь в нем.
Доверительность?
Если кто-то в вашей компании станет вести с вами доверительные беседы или вы сами сделаете то же, а все разговоры сводятся к неким смачным сплетням или жалобам на кого-то, то знайте: пришло время разводить пары. Потому что совершенно очевидно: происходят какие-то вещи, о которых нельзя говорить открыто ни на общих собраниях, ни на собраниях отдела. Жалобы и сплетни должны сигнализировать вам о том, что что-то происходит.
Помню, я работал в одном банке в качестве приглашенного консультанта. И с одним из сотрудников у меня сложились доверительные отношения. Мне не следовало проявлять больших амбиций. Он уже выполнял эту работу в прошлом, но так и не был повышен. Я сказал, что банк стал более открытым и честным, что это влилось в его культуру. Он лишь презрительно взглянул на меня.
Две недели спустя один менеджер был освобожден от своей должности, потому что на собрании отдела был настолько глуп, что воспринял все серьезно и предложил увеличить степень самоуправления и участия сотрудников в разработке бизнес-планов. Ясно, что дело было не в плане. Обсуждать можно все, за исключением разделения власти! Этот случай бурно обсуждался у кофейного аппарата, в коридорах, у копировальной машины и в курилке. Украдкой.
Крысы на борту?
Последняя проверка, которую нужно сделать, – это определить, обитают ли рядом «коллеги-крысы», то есть люди, блюдущие свои интересы, с большим самомнением и талантом манипуляторов. Как только они появятся по соседству, немедленно прячьтесь за стеной паранойи: нас уже имеют?
Мы уже знаем, что хорошую крысу распознать трудно и что она обладает всеми внешними признаками нормального человека, совершающего этичные поступки. Это затрудняет скорое срывание масок. Однако несколько простых правил помогут вам узнать крысу. Крысы невероятно тщеславны. Они жаждут славы и признания за провернутые ими великолепные трюки. Конечно, если вы не вхожи во внутренний круг, они могут не сразу рассказать вам о своих проделках, запланированных шагах, грядущих взрывах или уготованной мести. С другой стороны, они вполне способны поделиться с вами воспоминаниями о своих прошлых делах.
Вы должны развить в себе искусство заставлять их рассказывать, как они продвигались по карьерной лестнице и делах давно минувших дней. Осыпьте их похвалами за успехи и выясните, были ли они дерзкими стратегами или манипуляторами…