Методическая часть программы
Методическая часть программы включает сведения, касающиеся организации и проведения социологического исследования: обоснование статистического объекта исследования (исследуемой совокупности), методы, этапы и логическую структуру основного инструментария.
Обоснование статистического объекта исследования.Большинство социологических исследований, включающих изучение всех элементов объекта, носит не сплошной, а выборочный характер. Совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению, называется выборкой.
Метод выборочного наблюдения возник и развивался в рамках математической статистики и наиболее разработан применительно к социально-экономическим исследованиям. Сущность его состоит в том, что он дает возможность сделать заключение о характере распределения изучаемых признаков во всей совокупности социальных объектов в соответствии с предметом социологического исследования, где рассматривается только некоторая часть этой совокупности.
Для изучения малоисследованной социальной проблемы необходимо отобрать такую часть элементов наблюдения, которая будет представлять исследуемый объект в целом.
Чаще всего на практике наблюдается определенное противоречие между необходимостью иметь максимально полное и точное представление о структуре изучаемого социального явления и, как правило, отсутствием необходимой информации.
Все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-производственными границами, образует генеральную совокупность.
По размерам генеральная совокупность может быть предельно широкой, средней и сравнительно малой. Обязательным требованием является необходимость в каждом исследовании четко оговорить пространственные и временные границы генеральной совокупности.
Часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называются выборочной совокупностью.
Выборочная совокупность — непосредственный объект изучения в конкретном социологическом исследовании и представляет собой микромодель генеральной совокупности.
Репрезентативностью называется свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность выборки означает, что с некоторой наперед заданной или вычисленной погрешностью можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности или, если использовать язык статистики,-найти оценки параметров генеральной совокупности.
Ошибками репрезентативности называют отклонение статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.
Существуют различные методы формирования выборочной совокупности. Различают выборки вероятностные и целенаправленные.
Модель вероятностной (случайной) выборки связана с понятием вероятности, широко используемым во многих отраслях социальной науки. В самом общем случае вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа всех возможных событий к числу ожидаемых. При этом общее число событий должно быть достаточно большим (статистически значимым). При использовании вероятностной выборки для каждого элемента генеральной совокупности создается равная вероятность попасть в выборку. Такая ситуация имеет место лишь тогда, когда элементы генеральной совокупности распределены в ней равномерно.
В прикладной социологии широко применяются методы собственно случайного отбора, которые достигаются при помощи, например, такой операции: все элементы генеральной совокупности пофамильно или посредством кода (числового номера) заносятся на карточки. Последние перемешиваются в ящике, где и производится отбор нужного количества респондентов (участников социологического исследования). Важно, чтобы карточки были пе-
ремешаны тщательно, сохраняя таким образом равновероятность отбора респондентов. Данный метод можно успешно применять только для генеральных совокупностей, насчитывающих не более 800 — 1000 единиц.
При увеличении числа единиц этот метод становится весьма трудоемким, и тогда удобнее применять метод механической выборки. В общем виде принцип механической выборки заключается в том, что все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Шаг отбора (А) определяется по формуле:
где N — величина генеральной совокупности, an — величина выборочной совокупности. Отбор может осуществляться с начала или с конца алфавитного списка. В качестве таких списков для отбора респондентов успешно могут быть использованы карточки, бланки учета в отделах кадров, табели в цехах, карточки учета в общественных организациях, спортивных ведомствах и др.
Достаточно удобный и точный метод — это метод серийной выборки. Если имеется возможность «разбить» генеральную совокупность на однородные части (серии) по заданному признаку, то отбор респондентов может быть осуществлен из каждой серии отдельно. При этом число отбираемых из серии респондентов пропорционально общему числу элементов в ней. На практике довольно часто приходится применять так называемый метод гнездовой выборки, предполагающий отбор в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а группы или коллективы с последующим сплошным опросом в отобранных группах. Например, из 200 групп, занимающихся спортом в спортивном обществе, в каждой из которых занимается по 15 человек, на основе случайной выборки отобрано 30 групп. В этом случае опросу подлежит 450 человек. Гнездовая выборка репрезентативна (представительна), если состав групп в максимальной степени схож. Списки или карточки в этом случае составляются только для групп, каждая из которых представляет целую единицу отбора.
Наряду с вероятностными выборками в социологических исследованиях применяются также и целенаправленные выборки, к которым неприменимы правила теории вероятности. Они осуществляются при помощи следующих методов: стихийной выборки, основного массива и квотной выборки.
Примером стихийной выборки служит почтовый опрос читателей журнала или газеты. В данном случае нельзя заранее предопределить структуру массива респондентов, возвративших анкеты. Это
очень затрудняет оценку репрезентативности выборки, поэтому полученные выводы распространяются, как правило, лишь на опрошенную часть.
Метод основного массива удобнее применять в разведывательных исследованиях, и он охватывает 60—70% представителей генеральной совокупности.
Наиболее точным, широко применяемым, в частности в опросах общественного мнения, является метод квотной выборки. Его используют в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты, а их отдельные значения — параметров квоты. При квотной выборке респонденты отбираются интервьюерами целенаправленно, с соблюдением параметров квоты. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех. При большем числе «фиксированных» признаков отбор респондентов становится чрезмерно трудоемким.
По форме реализации выборки могут быть одноступенчатыми и многоступенчатыми. Методы, изложенные выше, представляют собой примеры одноступенчатых выборок. Многоступенчатые выборки осуществляются в несколько этапов путем применения на-каждом из них единого или различных методов.
Определение объема выборочной совокупности требует такой величины выборки, которая, с одной стороны, должна быть статистически значимой, а с другой стороны, — экономной, т. е. в некотором смысле оптимальной. Математически доказано, что критерием оптимальности величины выборки являются числовые значения контрольных признаков элементов генеральной совокупности, а точнее — их дисперсия (разброс). Чем больше дисперсия, тем больший объем выборочной совокупности требуется.
Когда информация о признаках элементов генеральной совокупности отсутствует, исключается возможность определения объема выборочной совокупности при помощи формул. В этом случае можно опереться на многолетний опыт социологов-практиков, свидетельствующий о том, что для пробных опросов достаточна выборка объемом 100—250 человек. При массовых опросах, если величина генеральной совокупности составляет менее 5000 человек, достаточный объем выборочной совокупности — не менее 500 человек, если же величина генеральной совокупности 5000 человек и более, то — 10% ее состава (но не больше 2000 — 2500 человек). Это гарантирует наиболее достоверные результаты исследования.
Методы исследования. К основным методам сбора первичной социологической информации относятся: наблюдение, анализ документов, интервьюирование, анкетирование, экспертные оценки и метод социального эксперимента.
Наблюдение — метод сбора первичной социологической информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место. Проводится сбор по определенной программе: либо со «стороны» (невключен-ное наблюдение), либо способом активного включения в изучаемые общности и действия (включенное наблюдение), или же путем прямого инициирования социальных действий (стимулирующее наблюдение).
Существуют еще структурированное и не структурированное наблюдения. Структурированное {формализованное) наблюдение предполагает жесткую форму регистрации частоты и систематичности определенных событий и условий деятельности по разработанной заранее программе. Не структурированное (не формализованное) наблюдение может носить эпизодический характер, согласно составленному плану.
Наблюдение — хороший метод при осуществлении разведывательного плана исследования, цель которого — формулировка гипотез для дальнейшей, более систематической проверки другими методами (анализом документов и опросами).
Анализ документов. Вкачестве документов выступают официальные и неофициальные тексты (например, карточки персонального учета или письма читателей газеты), аудиовизуальные тексты (магнитофонные записи обсуждения какого-либо вопроса, видеозаписи, телепрограммы), многообразные тексты средств массовой информации — газет, радио, телевидения. Помимо так называемых наличных документов, социолог может анализировать целевые документы в соответствии с программой исследования (например, предлагает написать сочинение на заданную тему, изложить свои впечатления от некоторого мероприятия, в свободной форме высказать свое мнение об определенных событиях или условиях деятельности).
Наряду с традиционным анализом документов, представляющим собой цепочку умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала, применяется и особый способ качественно-количественного анализа текстов — контент-анализ.
Официальные документы — хороший источник информации о социально-нормативных требованиях организаций и общностей. Личные и неофициальные документы чаще используются для получения сведений о событиях и условиях деятельности, нежели об оценках и мотивации.
Опросные методы многообразны и универсальны в том смысле, что позволяют регистрировать условия деятельности, потребностей и мотивов субъектов деятельности. Выделяют устный опрос (интервью) и письменный (анкетирование).
В интервью допускается достаточно свободное развитие опроса по некоторому плану с уточнением и модифицированными фор-
мулировками вопросов, причем реакции опрашиваемого не ограничиваются рамками заранее предусмотренных вариантов ответа. В анкетах чаще всего используют вопросы с уже предусмотренными вариантами возможных ответов, которые выявляются при проведении пилотажного (пробного) опроса на небольших группах, представляющих типичную аудиторию опрашиваемых. Опросы-молнии (зондажные) содержат несколько относительно простых пунктов, а глубокие интервью или аналитические анкетные опросы могут быть достаточно объемными по содержанию и длительности.
Основные требования к опросу: четкость программы беседы, отвечающая целям исследования, перевод программных вопросов на обыденный язык респондентов (опрашиваемых), логико-психологическая комфортность опроса, т. е. понятная опрашиваемому их последовательность, смысл и форма выражения ответа.
Используют различные техники контроля надежности получаемых сведений: контрольные вопросы, вопросы на компетентность (знание предмета), «ловушки», например просьба высказать отношение к ряду событий, в числе которых вымышленное. Анкеты тех, кто попадает в «ловушки», бракуются.
Любая методика, использующая тот или иной метод, должна быть обоснована со стороны надежности получаемой с ее помощью информации.
Кроме перечисленных методов сбора информации, широко применяется и метод социального эксперимента, источником информации в котором выступают уже названные приемы получения первичных данных.
Основным средством обработки собранного статистического материала в социологических исследованиях являются компьютерные программы, с помощью которых осуществляются первичная и большинство видов вторичной обработки информации. Применяемым висследовании методам обработки и анализа социологической информации дается необходимая характеристика.
С определенной долей условности обработку можно разделить на первичную и вторичную. Под первичной понимается обработка, исходной информацией для которой служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования (так называемая первичная информация: ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и т.п.). Примером первичной обработки являются табулирование, расчет многомерных распределений признаков, классификация и пр. Вторичная обработка — преобразование данных первичной обработки, т.е. получение показателей, рассчитываемых по частотам, группированным данным, кластерам и т.д. (например, средние, меры рассеяния, связи, показатели значимости). Ко вторичной обработке можно также отнести методы графического представления данных, исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.
С точки зрения применения технических средств можно выделить обработку ручную и с использованием компьютерных программ. Ручная обработка используется в качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких десятков до 100 анкет) и относительно простых алгоритмах ее анализа. Вторичная обработка при этом проводится с помощью компьютеров. Примером исследований, в которых часто используется ручная обработка, являются пилотажные, экспертные и социометрические опросы.
Организационно-технический план исследования.Современное социологическое исследование основывается на детальном разделении труда, поскольку количество вычленяемых операций или отдельных видов работы достаточно велико. Для упорядочивания основных этапов работы необходим рабочий организационно-технический план. Он составляется в соответствии с программой и указанием календарных сроков, материальных и людских затрат, необходимых для достижения конечных целей исследования и включает в себя несколько этапов, например:
1. Разработку программы и основного инструментария исследования.
2. Проведение пилотажного исследования методов и техники сбора информации.
3. Проведение полевого обследования (массовый сбор данных на объекте).
4. Подготовку первичной информации для обработки.
5. Математическую обработку полученной первичной социологической информации.
6. Анализ полученных данных.
7. Изложение результатов исследования.
8. Подготовку выводов и практических рекомендаций.
Логическая структура инструментария. Логическая структура
инструментария дает представление о содержании анкеты или интервью, показывает, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов, порядок расположения вопросов в инструментарии, наличие в анкете или интервью функционально-психологических, контрольных вопросов и вопросов-фильтров.
Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.
Общие требования к программе
Рассмотренные нами отдельные элементы программы тесно взаимосвязаны и представляют собой единый методологический документ.
Первое элементарное требование к программе исследования состоит в том, что разработка данного документа является необхо-
димостью. Часто начинающие исследователи пытаются работать без четко разработанной программы, опираясь лишь на смутные идеи о целях поиска и характере нужного эмпирического материала. Это приводит к большому объему напрасной работы, большому количеству ошибок. В ходе исследования может вдруг обнаружиться, что понятия не «покрываются» эмпирическими данными. При отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать собранный материал. Попытки выяснить эти вопросы не стадии анализа уже собранных данных приводят к разочарованиям: материал был собран не полностью, выборка не удовлетворяла строгим требованиям, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале. В конце такой работы исследователь неизбежно приходит к выводу, что теперь он проделал бы все это совершенно иначе.
Подобный вывод нередко возникает и при работе по тщательно разработанной программе. Но здесь сомнения носят совершенно иной характер, возникают более обоснованные гипотезы, требующие специальной проверки. Такая неудовлетворенность достигнутым результатом — плод творческого поиска, тогда как в первом случае — это сожаления о неиспользованных возможностях.
Второе требование — эксплицитность программы. Ее положения должны быть достаточно четкими и ясно сформулированны--ми. Все элементы программы следует продумать в соответствии с логикой исследования, т.е. интуитивный набросок ее не может заменить строгую обоснованность всех исходных предпосылок и правил процедуры. Кроме того, программа является единым документом для всего коллектива исследователей и при ее отсутствии участники исследования могут не найти общего языка и потратить время на увязывание и уточнение вопросов, которые не могли бы возникнуть при ее наличии.
Третье требование — логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начинать с выбора плана исследования, не зная задач исследования. Бессмысленно пытаться формулировать гипотезы, не представляя себе объекта исследования в целом. Все звенья программы связаны в логически стройную последовательность.
И последнее, четвертое, требование — программа должна быть гибкой. Это утверждение не противоречит предыдущему, оно лишь свидетельствует о необходимости при обнаружении ошибок в каком-то звене программы проверить все остальные ее части.
Например, в ходе пилотажного (пробного) исследования обнаруживается, что интерпретация какого-либо важного понятия неудовлетворительна. Изменение интерпретации требует пересмотра в каких-то частях концептуальной схемы и, конечно же, предполагает переформулировку соответствующих гипотез (связанных с употреблением данного понятия).
Вместе с тем, будучи гибкой в пределах согласования всех элементов, программа должна быть жесткой по отношению к собранным эмпирическим данным. Попытки подогнать полученный материал под концепцию недопустимы.
Таким образом, подготовка программы исследования — очень сложный и трудоемкий процесс. Практика показывает, что на ее разработку уходит гораздо больше времени, чем на проведение самого исследования. Однако тщательно продуманная программа социологического исследования — непременное условие его осуществления на высоком научном уровне. Она представляет собой важный результат научной работы и может быть опубликована как самостоятельный труд для сведения специалистов, который значительно облегчит сбор, анализ и изложение итогов работы других исследователей.
Вопросы и задания
1. Обоснуйте, зачем исследователю необходимо разрабатывать программу конкретного социологического исследования?
2. В чем суть отличия объекта КСИ от его предмета?
3. В какой последовательности строится структура методологического раздела программы. Можно ли ее изменять?
4. Приведите примеры КСИ, где можно наиболее эффективно применять различные модели выборки.
5. Что такое «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативная выборка»?
6. Назовите типы и виды выборок, существующие в социологии.
8. Какие требования надо соблюдать, чтобы выборка была надежной?
9. Проанализируйте общие требования к программе КСИ.
Литература
1. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. - М., 1989.
2. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. — М., 1988.
3. Рабочая книга социолога / Под ред. Г. В. Осипова. — М., 1982.
4. Харчева В. Основы социологии: Учебник для средних специальных заведений. — М., 1997.
5. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара, 1995.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Физическая культура в здоровом образе жизни людей: ее значимость и пути актуализации