Духовно-нравственное воспитание детей и подростков
Направленность современной стратегии образования на обеспечение поддержки разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности в общем развитии человека, освоение норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе, обеспечивает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей в процессе их социализации в условиях разнонаправленного развития современного мира.
Развитие системы приобщение к нравственной культуре обеспечивается реализацией норм и правил сотрудничества, взаимопомощи и поддержки индивидов и социальных групп в процессе решения различных проблем, возникающих при изменении окружающего мира, улучшении жизни людей в уральском регионе.
Духовно-нравственное развитие детей направлено на раскрытие тех ценности, на основе которых возможно вовлечения детей в социальные практики, связанной с заботой о семье, учебной и трудовой общности, жителей того района, города, где проживают дети. Духовно-нравственное воспитание вырабатывает ориентации и установки на приобщение к традициям народа, создание комфортного пространства жизнедеятельности человека, ориентированного на освоение смыслов своей жизни, введение личности в ценности родной культуры, истории, родного языка.
Система духовных ценностей определяющих содержание и направленность нравственного развития детей в процессе социализации включает совокупность таких ценностей:
ценности семьи (поддержка традиций семьи, обеспечение взаимопонимания между родителями и детьми, ощущения ими защищенности в различных жизненных ситуациях, сохранение устойчивых семейных отношений, освоение домашних обязанностей, умелое проявление любви к близким людям на основе чуткости, сочувствия, тактичности в отношениях с ними);
ценности труда(качественное выполнение трудовых действий, уважение к женскому и мужскому труду, к профессиональной деятельности родственников и близких, освоение разнообразных видов труда, поддержка совместного труда, переживание удовлетворенности результатами совместного труда и т.п.);
ценности бережного отношения к продуктам материальной и духовной культуры (к моральным нормам и образцам поведения, национальным традициям и обычаям, фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям, сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную значимость и т.п.);
ценности знания и понимания отечественной истории (сохранение традиций, обычаев народов, населяющих Россию, Средний Урал, гордость за достижение прошлых поколений, уважение и сопереживание подвигу героев Отчизны, стремление сохранить связь поколений, воспринять жизненный опыт выдающихся людей, как пример собственного развития и саморазвития, и т.п.);
нравственные ценности культуры сотрудничества, заботы о людях (проявление честности, милосердия, правдивости, искренности, доброжелательности, отказ от причинения зла другим людям, совестливость, чувство долга, ответственности, справедливости, терпимости и т.п.).
Ценностно-смысловой подход способствует обеспечению целостности и сохранению субкультуры мира детства, позволяет гармонично интегрироваться каждому ребенку в систему социальных отношений.
Духовно-нравственное воспитание детей на региональном уровне содержательно предполагает формирование системы следующих ценностных ориентаций и нравственных установок:
выраженная в поведении нравственная позиция по отношению к тому месту жительства, где человек провел детство, отрочество, забота о родном крае, установка на реализацию знаний, умений, способностей для дальнейшего развития «малой родины »;
сопереживание проблемам, которые решают земляки, стремящиеся облагородить родной край, сделать его более комфортным для повседневной жизни, трудовой, досуговой деятельности;
гордость за прошлое и настоящее «опорного края державы», стремление своим трудом обеспечить дальнейшее социально-экономическое, социокультурное развитие Свердловской области, каждого горда, района, поселка, села.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни детей осуществляется на основе следующих принципов:
нравственного примера взрослых;
социально-педагогического партнёрства;
индивидуально-личностного развития;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания.
Духовно-нравственное воспитание реализуется в рамках мероприятий межведомственного взаимодействия по их реализации на основе ценностных ориентаций и нравственных установок культуры сотрудничества, заботы о людях:
мероприятия, направленные на осознание детьми основных нравственных понятий, традиций, общечеловеческих и национальных ценностей, обеспечивающих сотрудничество между людьми, заботы о родном крае;
мероприятия, направленные на получение детьми и подростками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества через проекцию понятий (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и ценностного отношения к социальной реальности в целом;
мероприятия, направленные на получение детьми и подростками опыта осознанного общественного действия с позиций понимания или принятия основных нравственных ориентиров российской культуры.
Данные мероприятия также должны способствовать приобщению детей к историческому и культурному потенциалу России и Свердловской области, а именно:
воспитание российской гражданской идентичности, способствующей осознанию своей этнической и национальной принадлежности;
воспитание веротерпимости, толерантности, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей;
знание основных норм морали, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России и Свердловской области;
развитие нравственного самосовершенствования, способности к духовному росту.