Подходящее время для прикосновений

В древнееврейской книге мудрости говорится: «Всему свое время… время обнимать и время уклоняться от объятий» (Ек. 3:1,5). Тренеры часто напоминают спортсменам: расписание — это все. Подобным образом родители подростков должны научиться составлять правильное расписание. Хорошие поступки, совершенные не вовремя, часто ведут к дурным последствиям. Это трудная задача, и трудна она по двум причинам. Во-первых, расписание в значительной степени зависит от настроения подростка. Во-вторых, настроение подростка не всегда заметно. Иногда, уже «сделав свой ход» и обняв подростка, родители обнаруживают, что он находится в настроении «не прикасайся ко мне». Но «трудно» — это не невозможно.

Мудрые родители изучают своего ребенка. Они учатся определять настроение подростка по его поведению. Одна мать рассказала: «Я могу сказать, когда мой сын хочет, чтобы его обняли, по тому, как он закрывает дверь, приходя домой. Если он захлопывает дверь, то он в настроении: „Не трогайте меня“. Если же он закрывает ее медленно и тихо, он словно говорит: „Я готов обнять тебя, мама“».

Другая мать делится: «Я могу сказать, когда моя дочь не хочет, чтобы ее обнимали, по расстоянию, на котором она стоит от меня, когда мы общаемся. Если она стоит в другом конце комнаты, я знаю, что она не хочет моих объятий. Когда же она подходит поближе, я знаю, что она готова принять мои ласки».

Подростки сообщают о своем настроении на языке тела — например тем, как они приближаются к вам, как держат руки и т. д. Мудрый родитель, наблюдая эти жесты, может научиться определять подходящее время для объятий. Не всегда нужно понимать, почему подростку не хочется с вами обниматься. Важно понять, что это так, и уважать его выбор.

Не надо пытаться ласкать подростка, когда он злится. Если, например, ваша дочь сердится на вас или кого-то еще, она явно не хочет, чтобы вы ее обнимали. Она сердится, потому что кто-то, в ее представлении, поступил с ней дурно. Гнев — это эмоция, которая отталкивает людей друг от друга. Если вы попытаетесь притронуться к подростку, когда он сердится, вас почти наверняка оттолкнут. Прикосновение мешает рассерженному подростку овладеть собой. Оно противоречит его потребности в независимости. Поэтому подросток отвергнет вашу ласку. Мы обсудим, как успокоить гнев подростка, в одной из последующих глав. Здесь мы лишь скажем, что «язык прикосновения» лучше не использовать, когда подросток в гневе.

С другой стороны, существует множество моментов, когда прикасаться к подросткам уместно. Например, когда ваш подросток добился какого-то важного успеха. Это может быть спортивная победа, успешное выступление на конкурсе, прекрасно исполненный танец, пятерка за контрольную в школе, сдача экзамена по алгебре, получение водительских прав и т. д. В такое время подростки обычно открыты для любящих объятий родителей. Возбуждение от победы помогает им почувствовать свою независимость и личность. Ваше одобрение их успехов, выраженное в словесном одобрении и физической ласке, еще больше утверждает их в растущей зрелости.

Напротив, когда подросток терпит поражение, вы также можете поддержать его с помощью физического прикосновения. Подросток может быть подавлен, потому что он провалил экзамен по математике, потому что его бросила подружка или он порвал любимые джинсы. Ваша дочь может быть расстроена, потому что ее лучшую подругу пригласили на свидание в пятницу вечером, а ее — нет, или, что еще хуже — ее друг начал встречаться с ее лучшей подругой. В таких ситуациях подростки тоже открыты для ласки.

В повседневной жизни, если подросток в хорошем настроении, он обычно готов принять ласки родителей как проявление любви. Если он не в настроении, то физические ласки будут его раздражать. Умные родители уважают настроение своих детей и стараются обнимать их только в подходящие моменты. Иногда мы учимся только методом проб и ошибок, но даже это бывает полезно.

Вот признания еще одной матери: «Когда Джули исполнилось тринадцать лет, мне показалось, что она принимает наркотики. Ее поведение совершенно изменилось. В детстве она была ласковым ребенком. Я обнимала ее и целовала все время. Но, когда ей исполнилось тринадцать, мне показалось, что нечто ужасное случилось с нашими отношениями. Она стала бегать от меня и не разрешала мне ласкать ее. Позже я поняла, что это нормально для подростков. Теперь я научилась видеть, когда Джули хочет, чтобы ее обнимали, а когда — нет.

Бывает, что я не угадываю, и тогда она отталкивает меня. Но в большинстве случаев я получаю отклик, потому что выбираю правильное время. Сейчас Джули пятнадцать с половиной, и я довольна нашими отношениями. Я думаю, что родной „язык любви“ Джули — это прикосновение. Я знаю, что она нуждается в нем. Я просто стараюсь ласкать ее в подходящее время».

Наши рекомендации