ГЛАВА 33. Социология глобализации. Глобальный социологический анализ
В последнее время все более актуальной становится проблема глобализации. Ее определение таково: Глобализация – это преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, ценности, их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставления, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.
Глобализация как всемирный процесс глобальных изменений имеет исторические, политические, социокультурные, технологические предпосылки. Исторически первым этапом формирования первичных предпосылок этого глобального процесса явилась эпоха Возрождения, представлявшая собой специфическое проявление протоглобализации в европейских масштабах. Она создала условия для формирования нового, а именно – капиталистического экономического уклада, общеевропейского рынка, международных отношений, отразившихся в зачатках международного права, развитии, гуманизма и свободомыслия, начало становления наций, национальных культур и их взаимодействия.
Вторым этапом, подготовившим процесс современной глобализации, стала интернационализация капиталов, рынков товаров и услуг на рубеже ХIХ- ХХ веков, когда завершился раздел мира между наиболее развитыми в промышленно-экономическом отношении странами, человечество вступило в эпоху империализма с его неотъемлемым стремлением к экспансии и гегемонизму, приведшим к Первой, а затем и ко Второй мировым войнам.
Возникшее в конце Второй мировой войны стремление к объединению усилий многих стран в борьбе против фашизма и его последствий (Антигитлеровская коалиция, создание Организации Объединенных Наций, 1944 г., Международного валютного фонда, 1944 г., принятие Всеобщей декларации прав человека, 1948 г., Пакта о гражданских и политических правах, а также Пакта об экономических, социальных и культурных правах, 1966) явилось третьим этапом и одновременно означало создание исходных политико-правовых элементов процесса глобализации.
Мощное воздействие на развитие глобализации оказывает влияние ряда факторов. Наиболее важные из них таковы:
1. Создание и стремительное усиление экономической (а затем и всякой другой) мощи транснациональных корпораций (ТНК). В течение последних десятилетий их деятельность становится все более глобальной: в 1950 г. дочерние предприятия в более чем в 20 странах мира имели только три из 315 крупнейших компаний, в настоящее время их более 50. К концу ХХ века 600 крупнейших ТНК обеспечивали более 1/5 общемирового промышленного и сельскохозяйственного производства.
2. Международные банки, страховые компании и другие ведущие финансовые организации, обладающие возможностью совершать трансферы больших денежных масс из одной страны в другую и использующие это для оказания экономического давления на национальные правительства.
3. Глобальные торговые сети, связывающие экономическим обменом многие страны, регионы мира и компании, способствуют дальнейшей экономическо-торговой глобализации
4. Компьтерная революция, тесно связанные с нею коммуникационные технологии и мощные информационные потоки привели к возникновению мировой системы производства, распространения и использования информации (Интернет).
5. Глобальная переориентация культуры, в которой становятся все более распространенными понятия «глобальная культура», «трансформационные культурные потоки», нередко прикрывающие претензии на создание новоявленной "культуры транснационального структурного капитализма", ориентированной на формирование американоподобной социокультурной среды в мировом масштабе.
6. Превращение в результате развала Советского Союза двухполярного мира в однополярный, в котором подавляющая экономическая, финансовая, военная мощь США никем и ничем не уравновешивается.
7. Переход от империалистического раздела эксплуатируемых территорий между странами-эксплуататорами к постимпериалистической стратегии формирования структурной зависимости более слабых в экономическом отношении регионов мира от рынков капитала и технологий, коллективно контролируемых мировыми финансово-экономическими группами.
8. Нарастающие угрозы мировой окружающей среде, обусловленные все более масштабными и разрушительными воздействиями технологических средств на биосферу Земли. Глобализация угроз мировой природной среде вызывает интернационализацию действий различных организаций («Друзей Земли», «Гринпис», «Зеленых» и т.п.), выступающих за всепланетарное объединение усилий на защиту и сохранение окружающей среды, на предотвращение мировой экологической катастрофы.
Глобализация – процесс многокомпонентный и противоречивый, вызывающий как позитивные, так и отрицательные изменения в современном мире. Интенсификация трансформационных отношений, неизбежно снижающая социальный статус многих развивающихся стран, оборачивается противоположной тенденцией – усилением националистических ориентаций, подчеркнутым регионализмом слаборазвитых государств, становящийся все более масштабным «культурный интервеционизм» наталкивается на возрастающее неприятие, а нередко и сопротивление национальных культурных элит, усиливающиеся технологические угрозы природной среде – вызывает более мощное противодействие экологических движений. Поэтому характерной чертой начала ХХI столетия стало все более мощное нарастание антиглобалистичных массовых выступлений. На протяжении первого полугодия масштабные выступления антиглобалистов прокатились по многим крупнейшим городам Европы – Лондону, Парижу, Берлину, Праге. Только в Генуе в 20-х числах июля 2001 г. против заседания лидеров восьми ведущих держав мира активно протестовало более 100 тысяч антиглобалистов.
Глобализация современного мира ставит проблему формирования соответствующего раздела социологии. И на эту потребность появился отклик – возникают социологические теории глобализации. Пожалуй, самая известная и влиятельная из них – теория мир-системы (word-system), разработанная профессором Бингемтонского университета (США), президентом Международной социологической ассоциации Иммануэлем Валлерстайном. Суть этой теории состоит в том, что основополагающей единицей социологического анализа социальной реальности должна стать категория "«сторическая система"» При таком подходе можно выделить в мировом историческом процессе несколько видов исторических систем.
1. Минисистемы – небольшие по размерам и относительно кратковременные (жизненный путь – примерно шесть поколений) высокогомогенные, т.е. однородные, с точки зрения культурных и управляющих структур, социальные системы. Пример – структура майя в Центральной Америке.
2.Мировые империи - крупные политические структуры, заключающие в себе разнообразные культурные модели. Действующая логика такой системы – экстракция (т.е. извлечение) дани из самоуправляющихся прямых производителей (в основном сельских), которая передается в центр и перераспределяется среди немногочисленной, но значимой сети чиновников.
3.Мировые хозяйства – огромные неравные цепи интегрированных производственных структур, разделенных многочисленными политическими структурами. Объективная логика их существования заключается в том, что прибавочная стоимость неравномерно распределяется в пользу тех, кто смог захватить временную монополию на рынке. Это – «капиталистическая» логика [3, 154-155]. Конкретным воплощением такой системы, с точки зрения И. Валлерстайна, является современная капиталистическая мировая экономика. Существующая ныне мир-система, считает он, охватывает весь мир и представляет из себя в своей сущности капиталистическую мировую экономику.
Мир - системный анализ выработал несколько концептов-описаний мировой капиталистической экономики. Наиболее существенные из них сводятся к следующему.
1. Непрерывное накопление капитала – основная движущая сила мировой капиталистической экономики.
2. Накопление капитала дифференцировано в пространстве в соответствии с разделением по линии: центр – периферия.
3. Наряду с центром и периферией в мировой капиталистической системе структурно существует полупериферия.
4. Неоплаченный труд играет большую роль в жизни мировой капиталистической экономики.
5. Капиталистический мир – система взаимодействует с международной системой.
6. Существуют антисистемные движения, которые одновременно подрывают и поддерживают систему.
7. Жизнь мир – системы отмечена как циклическими ритмами средней продолжительности, так и длительными вековыми изменениями.
Мир – системная теория выделяет в современном мировом сообществе четыре типа стран: 1) ядро, в которое входят США, Япония, Германия, Франция, Швейцария, Швеция и др.; 2) полупериферию – страны Восточной Европы, включая Россию, Беларусь, Украину, Польшу и т.п., а также Испания и Португалия; 3) периферия – развивающиеся страны Латинской Америки, Азии, Африки; 4) внешняя арена – значительные регионы американского и азиатского континентов, которые не затрагиваются всемирными промышленно-торговыми связями.
Теория мир – системного анализа преувеличивает значимость экономики и американского варианта ее развития в осуществлении процессов глобализации, одновременно недооценивается значимость культуры, а культурные ценности (И. Валлерстайн называет их кодами), наряду с деньгами и товарами включаются в циркуляцию, кругооборот капитала. В этой теории не находится места понятиям «прогресс», «детерминизм», «свобода воли», подвергается сомнению правомерность применения этих категорий в социологическом анализе глобализации.
Существенно отличную от валлерстайновской концепцию глобализации выдвинул Н. Луман. Эта концепция в противовес идеям «мирового ядра», «мирового центра» выдвигает необходимость сочетания различия и идентичности, дифференциации и интеграции, частей и целого, причем акцент делает на интегративные процессы и функции. Особое внимание уделяется не экономическим факторам, а самоорганизации подсистем и социальных движений, этнических и религиозных групп, что приводит к признанию большой значимости в этих процессах ценностей культуры. В итоге процесс глобализации мирового сообщества понимается как становление такой глобальной социальной системы, которая не имеет ни вершины, ни центра, а представляет собой полицентричное, поликонцептуальное (благодаря многообразию культур) сообщество, в котором взаимодействуют друг с другом различные политические, этнические, религиозные, социокультурные идентичности индивидов и групп.
Существенный вклад в социологическое осмысление глобалаизации внесла концепция структуризации, разработанная Э. Гидденсом. Соглашаясь с И. Валллерстайном в том, что экономическая составляющая чрезвычайно важна, он отмечает: «политические соображения, военные столкновения, культурные факторы – все это имеет великое значение для формирования глобальной взаимозависимости» [5, 497]. Существенную роль в этом, считает он, играют также глобальные коммуникации, трансформации региональных, локальных и даже личных контактов социального опыта.
В процессе формирования складывающейся социологической глобалистики важное значение приобретает выделение основных параметров глобализации. Они таковы:
1. Системообразующим элементом глобализации является экономический фундамент общества, но вместе с тем важную роль в этом процессе выполняет: трансформация социальной структуры общества, динамика политических систем, развитие культуры, религиозные верования, действующие в обществе социальные нормы и институты, образцы поведения. Культурно-цивилизационная общность сохраняет свою идентичность и способность к саморазвитию только в той мере, в какой все эти структурные компоненты в процессе своего взаимодействия образуют единую, целостную, устойчивую и динамично развивающуюся систему. Всякое же преувеличение роли одного из этих компонентов и недооценка других чревата непредвиденными кризисами, катастрофами и, в конечном итоге, разрушением самой системы.
2. Глобализация имеет нелинейный характер, сопровождается усилением неравномерности социально-экономического развития, приводящим, с одной стороны к возникновению пресловутого, экономически преуспевающего «золотого миллиарда», а с другой, - к маргинализации целого ряда стран, где люди находятся на грани выживания, свирепствуют голод, болезни. Ежегодно более десяти миллионов детей умирают в младенчестве вследствие болезней, вызванных тем, что они голодают, либо тем, что голодают их матери. Эта ситуация имеет тенденцию к ухудшению, что чревато серьезными потрясениями и конфликтами.
3. В процессе развертывания глобализации возникло противопоставление глобального и локального. Глобализация проникает в самые глубины социально-экономических структур и , сопровождаясь мощными информационными потоками, пропагандирующими западные стандарты жизни, нередко сталкивается в острейших противоборствах с такими локальными структурами, как местный образ жизни, традиции, обычаи, привычки, образцы поведения. Это приводит к возникновению и распространению новых форм идентификации, которые утверждаются в жизни многих социальных групп через трудности, противоречия и конфликты, затрудняя вовлечение индивидов и социальных общностей в становление и развитие глобализационных процессов.
4. Глобализация ведет не к исчезновению национальных идентификаций, не заменяет их транснациональным единством интересов крупных предпринимателей и банкиров, а порой, напротив, подталкивает к национальной консолидации, к повышению значимости национальных социокультурных традиций, национального самосознания. Общемировой процесс демократизации общественно-политической жизни очень часто переплетается с возрождением и усилением традиционных национально-цивилизационных и этно-религиозных ценностей. А такая ситуация приводит к тому, что глобализационные процессы в так называемом «центре» и на «периферии» мировой системы начинают развиваться не по сходящимся, а по расходящимся траекториям.
5. Важнейшим компонентом глобализации является ее социокультурное измерение, что находит многообразие проявлений в повсеместном распространении культуры постмодерна, различных вариантов поп-культуры, новых интегральных форм религиозных культов, мирового туризма, возникновении глобальных социокультурных гибридов (таких, например, как рок-опера «Иисус – суперзвезда»), складывающихся из причудливого смешения различных, прежде несовместимых культурных феноменов. Все это, упакованное в яркие символические формы и тиражируемое в миллионах экземпляров и в разнообразных вокально-музыкальных шоу, собирающих многочисленные аудитории поклонников, главным образом молодежь, оттесняет классические и национальные формы культуры на обочину массового сознания, что вызывает тревогу и неприятие среди культурной элиты не только развивающихся, но и высокоразвитых стран (в частности, Франции), побуждая ее выступать против глобализации культуры в ее поп-американизированных вариантах.
6. Глобализация ведет к переориентации содержания и форм рациональности от «модерна» к «постмодерну», со свойственным последнему отказом от четко артикулированной истины, акцентированием трактовки новых форм рациональности как свободы самоорганизации субъективности, произвольной активности сознания и воображения, радикального плюрализма теоретических и мировоззренческих моделей, языков и стилей культуры. Фундаментальной предпосылкой постмодернистской мироинтеграции выступает отказ от иерархической структурности и гармоничной упорядоченности научно-теоретических, социальных и культурных систем вокруг «центра», «ядра» и превознесение «фрагментированного мира». В силу этого открывается бесконечность культурных интерпретаций любого события, знака или символа. Все это применительно к осмыслению феномена глобализации означает почти необозримое пространство вариативности и плюрализации понимания и истолкования ее процессов, перспектив и последствий, не сводимых к единой, а тем более единственной ее теоретической парадигме.
7. В силу многокомпонентности своей структуры и множественности вариантов осуществления, равно как и множественности своих последствий, глобализация в принципе не совместима с идеями «ядра», «центра», «однополярного мира», который якобы должен развиваться и впредь в русле капиталистической мировой системы. Наиболее реальной перспективой глобализации станет не однополярный мир с центром в «ядре», а полицентрическая структура отношений в глобальной социальной системе. Именно такой вариант поддерживают Россия, Беларусь, другие страны СНГ, Китай, Индия и т.д., т.е. половина человечества, значит он и имеет наибольшие шансы на реализацию.
Эти тенденции глобализации все более отчетливо становятся предметной областью социологии, ее новейшей отрасли – социологической глобалистики, или глобальной социологии.