Глава 27. Социальные коммуникации.
В социальных отношениях и взаимодействиях огромную роль играют различные виды коммуникаций, т.е. общения между людьми и их общностями, без чего нет и не может быть ни социальных групп, ни социальных институтов и организаций, ни общества в целом. Коммуникация охватывает все сферы жизнедеятельности людей, их различных сообществ (профессиональных, территориальных, этнических и др.), все действующие в обществе процессы: экономические, социальные культурные, политические.
Определение рассматриваемого феномена гласит: коммуникация - это передача информации от одной социальной системы другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образцов.
Европейская и американская традиция в философском и социологическом исследовании коммуникации базируется на христианском миропонимании, призывающем своих приверженцев вслушиваться в речи (послания) пророков, чтобы в них услышать голос Бога. Развивая эту традицию, выдающийся немецкий философ - экзистенциалист К. Ясперс разрабатывал проблему коммуникации в органической взаимосвязи с проблемами экзистенции (существования человека), свободы и истины, подчеркивал, что "экзистенция открывается только в коммуникации". Именно в коммуникации, утверждал он, человек обнаруживает свою собственную сущность, открывает себя другим людям.
Другой немецкий философ - экзистенциалист М. Хайдеггер интерпретировал человека в качестве сущего, изначально пребывающего в мире языка как основного коммуникативного средства, конституирующего (создающего) человека и выявляющего подлинный смысл его существования.
Французский христианский экзистенциалист Г. Марсель выдвигал на приоритетное место "интерсубъективность" коммуникации, основой которой служит не отношение субъекта к объекту, не "Я" к "нечто", а "Я" к "Ты", субъекта к субъекту. Эта интерсубъективная коммуникация до предела насыщена чувствами , такими как любовь, привязанность, вера, верность, ответственность. Понимание другого человека не как безразличного "Он", а как близкого мне "Ты", т.е. как другого "Я", делает коммуникацию интерсубъективной, подлинно человечной.
Сходную позицию занимал близкий к экзистенциализму известный еврейский философ М. Бубер, утверждавший необходимость понимания коммуникации как встречи, диалога человека ("Я") с другим человеком ("Ты"), вне и без которой человек не в состоянии раскрыть истину собственного бытия. В такой коммуникации, считал иерусалимский мудрец, мы видим кромку вечного "Ты" (т.е. Бога).
Один из лидеров знаменитой Франкфуртской школы в философии Ю. Хабермас считал, что именно коммуникация приводит к возникновению социальных структур и их саморазвитию. С его точки зрения, эмансипационный интерес человека, стремящегося к освобождению от любого вида насилия и зависимости, может быть реализован только посредством подлинной "интеракции", межличностной коммуникации, принципиально диалогичной, предполагающей взаимопонимание, взаимоподдержку.
Основоположник символического интеракционизма Дж. Г. Мид выдвинул на передний план символическое содержание межличностных коммуникаций. Именно в такой коммуникации, считал он, в формирующейся личности развивается индивидуальность, или самость.
Т. Парсонс считал, что коммуникация включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией между двумя и большим количеством личностей, каждая из которых выступает в качестве актора - субъекта социального действия. С его точки зрения, в коммуникации участвует четыре основных компонента: 1) действия актора, являющегося автором и/или носителем сообщения; 2) ответная реакция реципиента (лица, на которое направлено сообщение); 3) содержание коммуникативного процесса; 4) взаимные роли, связывающие между собой участников коммуникативного взаимодействия.
Коммуникация представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно она обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь не только между современниками, но и между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, развитие и трансляцию культуры, осуществление управления социальными процессами. Особенно резко возрастает ее роль в современных условиях, когда осуществляется информационная революция - стремительное количественное и качественное преобразование информационной сферы, сопровождающееся трансформацией не только технологической основы общества, но и его экономической, социальной и культурной систем.
Коммуникация - сложный многокомпонентный процесс. Его основными компонентами являются: 1) субъекты коммуникации - отправитель и получатель сообщения ( коммуникатор и реципиент); 2) средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.д.); 3) каналы коммуникации, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту (письмо, радио, телефон, телеграф , Интернет и т.п.); 4) предмет коммуникации ( какое-то событие, явление и т.д.) и отображающее его сообщение ( радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.); 5) эффекты коммуникации, выражаемые в изменении внутреннего состояния либо внешне регистрируемых действий субъектов коммуникационного процесса.
Коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:
1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в целостную систему общества;
2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп и общностей, социальных организаций и институтов;
3) отделение и обособление друг от друга различных общностей и групп в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций;
В процессе социологического исследования процессов коммуникации выработались различные модели этого явления. Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная Г. Лассуэлом и включающая пять элементов:
1) кто? (передает сообщение) - коммуникатор;
2) что? (передается) - сообщение;
3) как? (осуществляется передача) - канал;
4) кому? (направлено сообщение) - аудитория (мишень);
5) с каким эффектом? - эффективность;
Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникационного процесса. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается пассивным объектом коммуникационного воздействия.
Поэтому в дополнение к модели Лассуэла появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом. Она исходит из того, что субъекты коммуникации - коммуникатор и реципиент - равноправны, связаны как взаимным ожиданием и установками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений. А эффект ее заключается в расширении либо в сужении возможностей сотрудничества субъектов коммуникационного процесса. Такая модель, по утверждению американского психолога Т. Шабутани, обозначает "взаимное принятие ролей" и взаимопроникновение картин мира, оценок, чувств, свойственных участвующим в коммуникации индивидам.
Значительное влияние имеет разработанная канадским социологом Г. Маклуэном общая теория коммуникаций. Он считает, что развитие коммуникативных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. В эпоху племенных культур коммуникация ограничивалась рамками устной речи и мифологического мышления, придававшим миру целостность, но вместе с тем локальность и замкнутость. На втором этапе развития коммуникативных процессов решающая роль перешла к письменности, которая укрепила консолидацию человеческих сообществ. Письменность способствовала решению сразу двух задач: 1) увеличила надежность сохранения прошлого опыта, знаний и представлений; 2) возникла возможность принятия новых элементов путем дополнения к прежнему тексту или иной интерпретации старого, что также может фиксироваться в новом тексте. В итоге общество получило мощное орудие введения в оборот новых значений, образов и ориентаций, что обеспечило интенсивную работу по развитию художественной литературы и научных знаний.
Третий этап усложнения и обогащения коммуникационных взаимодействий , согласно Г. Маклуэну, начался изобретением И. Гуттенбергом печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, а это сопровождалось распространением рационализма.
Четвертым этапом в коммуникативных процессах, утверждал Г. Маклуэн, стало распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие аудиовизуальные средства радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается современное человечество, резко расширяют масштабность и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром.
Новую, инфосферную модель коммуникации предложил американский социолог О. Тоффлер. Основу коммуникационных процессов, с его точки зрения, составляют мощные потоки информации, зашифрованные в сложных компьютерных прогарммах. Эти программы создают принципиально новую "инфосферу" и приводят к возникновению новой " блип - культуры", которая своими аудиообразами, спресованными пакетами информации, воплощенными в телевизионных и интернетных картинках и образах, приводит одновременно к массовизации коммуникационных взаимодействий и их демассовизации, индивидуализации. При массовизации потоков этой "блип-культуры", льющихся к реципиенту с экранов телевизоров или видеокассет, каждый реципиент может избирательно настроиться на один из многих телекоммуникационных процессов благодаря множественности каналов возможного их восприятия или даже может выбирать понравившийся или нужный для чего-то коммуникационный вариант, использую всемирную компьютерную систему - Интернет. Все это приводит к возникновению множества разнообразных вееров коммуникационных взаимодействий.
Пятую коммуникационную модель - аунтопойетическую - разработал немецкий социолог Н. Луман. В его понимании, аутопойетическая система - это система, отличающаяся оперативной замкнутостью и состоящая из множества коммуникативных элементов, каковыми являются потоки информации, причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования коммуникационных процессов в аутопойетические социальная система приобретает свои специфические черты: 1) способность к самоограничению, т.е. к различению самой себя и окружающей среды; 2) способность самовоспроизводства; 3) саморганизацию; 4) самореференцию, т.е. самопредставление. Если психическая система - личность - самоорганизует и самопрезентирует себя, т.е. приходит к самопониманию посредством сознания, то социальная система, согласно Н. Луману, осуществляет этот процесс посредством коммуникации. Лишь с помощью понятия коммуникации, подчеркивал немецкий социолог, социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, состоящую из множества элементов - коммуникаций, воспроизводящих себя посредством коммуникаций.
В социологии коммуникаций важное значение придается типологизации изучаемых явлений. Она может производиться по нескольким основаниям.
В зависимости от содержания коммуникационных процессов они подразделяются на:
1) информативные, имеющие целью передачу сообщения, информации от коммуникатора к реципиенту;
2) управленческие, ориентированные на передачу управляющей системой (руководителем) указаний, распоряжений, приказов управляемой подсистеме (подчиненным лицам, организациям и т.д.) с целью выполнения управленческих решений;
3) акустические, рассчитанные на слуховое восприятие реципиентом информационных потоков, поступающих от коммуникатора, путем звуковой речи, распространения радиосигналов, аудиозаписей и т.п., и на получение аудиальных реакций на звуковые сигналы;
4) оптические, ориентированные на визуально-зрительное восприятие информации, поступающей от коммуникатора к реципиенту, и соответствующее чувственное, мыслительное, волевое и т.п. реагирование последнего;
5) тактильные, включающие в себя передачу и восприятие информации коммуникаторами и реципиентами путем воздействия на чувствительность индивидов, коррелирующей с ощущениями прикосновения, давления, поглаживания, а также с явлениями вибрации;
6) эмотивные, связанные с возникновением у субъектов, взаимодействующих в процессах коммуникации, эмоциональных переживаний радости, восхищения, страха, боязни и т.п., способных воплощаться в различных формах активности;
По модальности воплощения коммуникативных взаимодействий и их направленности они различаются следующим образом:
1) сообщения информативно-побудительного порядка: просьба, внушение, убеждение, команда, приказ, инструкция;
2) экспрессивно-эмоциональные взаимодействия: реакция индивидов на чувственно-эмоциональные переживания, поведенческие акты, направленные на установление и поддержание контактов.
По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно разделить на:
1) вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи;
2) символически-знаковые и предметно-знаковые, выражаемые в произведениях изобразительного искусства, в культуре, архитектуре;
3) паралингвистические, передаваемые посредством жестов, мимики, пантомимики;
4) гипносуггестивные – процессы влияния – воздействия коммуникатора на психическую сферу, связанные с сужением сферы сознания, с отключением дискурсивного осмысления внушаемой информации и ее логических оценок, с ассоциативностью с прошлой эмпирической действительностью;
В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникационные процессы дифференцируются на:
1) традиционная коммуникация осуществляется главным образом в локальной сельской среде, где все знают друг друга, а общение отличается постоянством, стабильностью ожиданий и оценок, не требует специальных знаний и инициативы;
2) функционально-традиционная коммуникация развивается преимущественно в городской среде, в условиях значительного разнообразия видов деятельности и образов жизни. Она является социализированной, устные и письменные контакты четко формализованы, связаны с выполняемыми людьми социальными ролями и функциями;
3) межличностная коммуникация, в которой в роли отправителя и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Для нее характерны непосредственный контакт между субъектами общения, множество используемых средств – слов, мимики, жестов и т.п., двухсторонний обмен информацией, происходящий чаще всего в виде диалога.
4) групповая коммуникация, в которой общение происходит между двумя или большим количеством членов определенной социальной группы (территориальной, этнической, профессиональной и т.п.) в целях организации взаимосвязанных действий. Она может выступать как в форме межличностных коммуникаций, так и в форме взаимной коммуникации всех членов группы;
5) межгрупповая коммуникация, в процессе которой информационные потоки циркулируют между двумя или большим количеством социальных групп в целях осуществления совместной деятельности либо противодействия друг другу. Такая коммуникация способна выполнять несколько функций: а)обучающую; б)развлекательную; в)воспитательную; г) мобилизационно-организующую; д) подстрекательскую; е) производственно-хозяйственную; ж)коммерческую; з) интеграционную; и) дезинтеграционную; к) конфликтную; л) консенсусно-договорную.
6) массовая коммуникация на основе использования технических средств тиражирования охватывает большие массы людей, а в качестве коммуникаторов в ней выступают средства массовой информации – пресса, книги, издательства, агентства печати, радио, телевидение, в последнее время – Интернет. Она выполняет целый ряд функций: 1) информирование о происходящих событиях; 2) передачу знаний и обучение; 3) целенаправленное влияние на формирование определенных стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) развлечение.
Эффективность коммуникации любого типа в очень большой степени предопределяется тем, насколько грамотно и конструктивно налажено коммуникационное взаимодействие коммуникатора и реципиентов. Особенно важная роль в этом принадлежит руководителю, менеджеру, преподавателю, тренеру. Назовем несколько наиболее существенных навыков, которые позволяют наладить коммуникационное взаимодействие. 1. Необходимо четко уяснить идею, смысл, содержание сообщения, которое надлежит сообщить сослуживцам, студентам и т.п., прежде всего самому себе, а потом уже информировать их об этом сообщении. 2. Очень важно предусмотреть потенциально возможные вербальные и невербальные препятствия (уровень подготовки реципиентов, неточность восприятия ими новых, незнакомых терминов, различия в социальных установках людей, которым адресовано сообщение и др.), которые могут встретиться в процессе коммуникационного взаимодействия, чтобы в целом избежать их или преодолеть. 3. Коммуникатор (руководитель, преподаватель и т.п.) в коммуникационном взаимодействии с реципиентами обязан излучать эмпатию (внимание к чувствам и настроениям других людей), обладать способностью понять их состояние, ибо только таким образом можно приспособить содержание сообщения и его форму к индивиду, группе или к существующей в данное время ситуации. 4. Чтобы добиться этого, коммуникатор (в первую очередь, руководитель) должен приобрести умение не только четко выражать свои мысли и распоряжения, но и внимательно слушать собеседника, ибо без этого невозможно повысить эффективность коммуникационного взаимодействия как специфического обмена информацией. 5. Для эффективного осуществления коммуникационного взаимодействия коммуникатор должен добиться установления обратной связи с реципиентом, т.е. добиться такой реакции получателя сообщения, которая показывает, понята ли переданная информация, что резко активизирует участие слушателей, зрителей и т.п. в коммуникационном процессе и создает необходимые предпосылки для его эффективности.
Структурно-логические схемы/
1. Структура коммуникационного процесса (по Т. Парсонсу).
Действия актора (носителя коммуникации) | Ответная реакция реципиента | |
Содержание коммуникативного процесса | Взаимные роли участников коммуникации |
2. Основные компоненты коммуникационного процесса
субъекты | средства | |||
Компо ненты | ||||
каналы | предмет | эффект |
3. Основные задачи коммуникации
Дифференциация общества | ||||
Интеграция индивидов и групп | Задачи коммуникации | Отделение и обособление групп и общностей |
4. Линейная модель коммуникации, разработанная Г. Лассуэлом
Коммуникатор | сообщение | канал | получатель | эффект |
5. Интеракционистская модель коммуникации, преддложенная Т. Ньюкомбом
Взаимное ожидание | ||
Коммуникатор | Реципиент | |
Общий интерес |
6. Модель общей теории коммуникации, разработанной Г. Маккуэном.
Аудиовизуальные средства
Печатный станок
Письмо
Речь
7. Главенствующая роль инфосферы в обеспечении процесса коммуникации (модель А. Тоффлера)
Инфосфера |
Социосфера |
Техносфера |
Биосфера |
8. Аутопойетическая модель коммуникации в теории общества, разработанной Н. Луманом
Способность к самоограничению | ||
Самовоспроизводство | ||
Аутопойетическая коммуникация | ||
Самоорганизация | ||
Самореференция |
9. Типология коммуникаций в зависимости от их содержания.
Информативные | Эмотивные | |||
Управленческие | Коммуникаций | Оптические | ||
Тактильные | Акустические |
10. Типология коммуникаций в зависимости от их модальности
Информационно-побудительные | Модальность | Экспрессивно-эмоциональные |
11. Типология коммуникаций в зависимости от форм и средств выражения
Вербальные | Знаковые |
Паралингвистические | Гипносуггестивные |
12. Типология коммуникаций по уровням, масштабам и контекстам
Традиционная | Групповая | |
Функционально-ролевая | Межгрупповая | |
Межличностная | Массовая |
13. Основные виды межгрупповой коммуникации
Обучающая | Коммерческая | |
Развлекательная | Интегрционная | |
Воспитательная | Дезинтеграционная | |
Коммуникация | ||
Мобилизационная | Подстрекательская | |
Производственная | Конфликтогенная | |
Консенсусно-договорная |
14. Основные функции массовой коммуникации
Информационая | ||
Передача знаний | ||
Коммуникация | Формирование стереотипов | |
Осмысление актуальных проблем | ||
Развлечение |
15. Навыки, которыми должен овладеть коммуникатор для достижжения эффективного сообщения
Четкое уяснение идей, смысла сообщения | ||
Знание возможных препятствий | ||
Излучение эмпатии (внимания к реципиенту) | Навыки коммуникатора | |
Внимательное слушание собеседника | ||
Установление обратной связи с реципиентом |
16. Процесс коммуникационного взаимодействия как система с обратной связью
Информация, накопленный опыт | ||||||||||||||||||
Отправитель | Сообщение | Канал | Получатель | |||||||||||||||
Лицо, генерирующее идею | Кодирует | Вербальные или невербальные символы | Отбирает | Речь, письмо, средства связи | Передает сообщение | Декодирует и правильно или неправильно понимает | ||||||||||||
Генератор идеи декодирует отклик | ||||||||||||||||||
Канал | Отклик в адрес отправителя | |||||||||||||||||
Передает | ||||||||||||||||||
Цепь обратной связи | ||||||||||||||||||