Глава 18. Социальные организации
Термин "организация" употребляется в нескольких значениях. Его употребляют, когда говорят 1) об организованной, определенным образом упорядоченной деятельности людей; 2) о степени внутренней упорядоченности , согласованности частей единого целого (например, деятельность цехов одного завода; 3) об определенном элементе социальной структуры общества. Именно третье значение данного термина чаще всего употребляется в социологии.
В социологии принято деление организаций на формальные и неформальные. Под неформальными организациями понимается система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу без соотнесенности с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей
( товарищеская компания, объединение по любительских интересам и т.п.).
В наибольшей степени социологов интересуют формальные организации. Существенные признаки формальной организации состоят в следующем:
1) наличие определенной цели действия данной организации.
2) Совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в свойственных им социальных статусах (должностях) и ролях.
3) Конкретное воплощение соотношения этих статусов (позиций) через распределение отношений власти и подчинения.
4) Совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми, занимающими определенные статусы в данной организации и выполняющими определенные роли в ней.
5) Формализация значительной части целей функций данной организации и нормативная регуляция поведения, отношений между членами данной организации (устав предприятия, например).
Формальная организация обладает определенной структурой. Социальная структура организации определяется тремя основными факторами:
1) целями и функциями, для осуществления которых создана данная организация (например, цели пожарной команды резко отличаются от целей больницы скорой помощи, именно этим определяются существенные различия в их структурах);
2) ценностно-нормативными стандартами, которые регулируют распределение и взаимодействие социальных позиций (должностей) и ролевых предписаний (например, дежурный пожарник занимает совершенно иную позицию и выполняет совершенно другие ролевые предписания, чем дежурный врач);
3) иерархической упорядоченностью социальных статусов и ролей, связанных с ними уровней должностных обязанностей и ответственности.
В процессе своего функционирования социальная организация вырабатывает два ряда требований, один из них - требования организации к входящим в ее состав индивидам, а другой - требования к организации. Требования организации к индивидам состоят в следующем:
1) активная и эффективная деятельность, направленная на успешное достижение цели, стоящей перед организацией;
2) требования к индивидам формулируются безотносительно к их личностным особенностям, т.е. как безличностные (университет, например предъявляет свои требования к студентам, независимо от особенностей личности каждого из них);
3) требования предъявляются к индивидам как к членам определенной социальной общности (скажем, требования к студентам определенного вуза, определенного факультета, определенного курса и т.п.)
Требования со стороны индивида к организации таковы:
1) обеспечение устойчивости социального положения данного индивида;
2) возможность самоутверждения индивида в обществе как члена данной организации (члена партии, религиозной общины, футбольного клуба и т.д.);
3) обеспечение условий (социальных, бытовых, культурны и т.п.) для его саморазвития как личности.
От взаимодействия и взаимоудовлетворения этих требований зависит устойчивость данной организации, динамика и эффективность ее деятельности.
Формальная организация обладает характерными чертами (особенностями). Суть их такова: формальная организация
· рациональна, т.е. формируется и действует в соответствии с принципами целесообразности, рациональности, сознательного движения к цели;
· безличностна, т.е. нейтральна к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на их взаимоотношения, устанавливаемые по составленной программе (например, отношения между солдатами и офицерами в армии, между директором, инженерами, бухгалтерами, рабочими на заводе и т.д.);
· предусматривает и регулирует только служебные отношения;
· подчинена в своей деятельности и во взаимодействии с внешним миром, а также во взаимодействии своих членов функциональным целям;
· обладает (в большинстве случаев) административным персоналом , ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.
Все изложенное дает основание для определения рассматриваемой социальной общности. Социальная организация - это такая общность людей, которая складывается в определенную систему отношений и взаимодействий индивидов для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил сотрудничества в процессе функционирования системы управления.
Важное значение имеет типология организаций. Можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся типы организаций.
1) Добровольные ассоциации - ассоциация предпринимателей, социологическая ассоциация и др. Для них характерны а) создание для выражения и защиты общих интересов своих членов; б) членство в них является добровольным; в) они не связаны в своей деятельности с местными или государственными властями.
2) Производственно-хозяйственные объединения, специализирующиеся на производстве товаров и услуг - заводы, фабрики, сельскохозяйственные кооперативы, строительные организации, торговые фирмы, комбинаты бытового обслуживания и т.п.
3) Кредитно-финансовые организации, банки, страховые компании и т.д.
4) Научно-исследовательские институты и учебные заведения, занимающиеся производством и распространением научных знаний, их реализацией, обучением подрастающих поколений - исследовательские институты, вузы, школы и т.п.
5) Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, ставящие своей целью охрану и укрепление здоровья людей, рекреацию (восстановление) сил человека, израсходованных в процессе труда в результате болезни.
6) Учреждения культуры и досугового обслуживания населения - театры, музеи, библиотеки, филармонии, кинотеатры и т.д.
7) Учреждения правоохранительных органов - суды, прокуратура, милиция (полиция), органы государственной безопасности и др.;
8) Организации вооруженных сил - армии, флота и т.п.
9) Административно-управленческие организации, к которым относятся органы законодательной и исполнительной власти: парламент, правительства, мэрии, местные советы депутатов и т.д.
Американские социологи Э. Гоффман, Н. Смелзер выделяют еще один, специфический тип организации, так называемые организации тотального типа. К ним относятся а) больницы, дома престарелых, богадельни и т.д.; б) тюрьмы; в) военные казармы, морские суда, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря; г) мужские и женские монастыри, куда люди уходят из окружающего их мира, обычно по религиозным мотивам.
Формальная организация предполагает управленческую деятельность. Наиболее четко принципы последней разработал М. Вебер в своей теории бюрократии. Ее основные пункты таковы:
1) Задачи организации распределены как официальные обязанности сотрудников.
2) Занимаемые сотрудниками позиции (должности) организованы в иерархическую структуру власти и подчинения. Такая иерархия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо ответственно перед выше стоящими как за свои собственные решения и действия, так и за действия своих подчиненных и в которой каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его на служебной лестнице.
3) Решения и действия должностных лиц управляются формально установленной системой правил и инструкций.
4) Формальная организация располагает специальным административным штатом, в задачу которого входит обеспечение ее эффективного функционирования.
5) Должностные лица в своих контактах с клиентами и другими должностными лицами обязаны руководствоваться безличностной ориентацией. Безличность и бесстрастность призваны предохранять рациональность суждений и действий сотрудников при выполнении ими своих обязанностей от влияния личных чувств и настроений.
6) Наем организацией сотрудника предусматривает его продвижение по службе: при хорошей работе должны создаваться условия и возможности продвижения сотрудника вверх по служебной лестнице.
7) Формальная организация призвана развивать "корпоративный дух" среди служащих, формировать у них высокую степень лояльности к организации, стремление неуклонно следовать установленным правилам и нормам. Это должно стимулировать интенсивную деятельность сотрудников в интересах организации.
В системе организаций существуют так называемые сложные организации, включающие в себя довольно многочисленные и разнообразные подразделения, например, Минский автомобильный завод включает в себя отдел главного технолога, отдел маркетинга, множество разнообразных цехов и т.д. В таких организациях система управления функционирует на различных уровнях. Американский социолог Т. Парсонс выделил три уровня управления в таких организациях. Руководители низового звена (операционные руководители) осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Типичные представители низового звена управления - мастер смены, старшая медсестра, сержант и т.п. Второй уровень управления осуществляется руководителями среднего звена, которые возглавляют подразделения или отделы в организациях. Это - начальники цехов, деканы, руководители отделений, офицеры от лейтенанта и выше. Над ними возвышается слой руководителей высшего звена - директор завода, ректор вуза, генералы, министры.
Эффективность деятельности организации в решающей степени зависит от ее взаимодействия с внешней социальной средой. Эта среда включает в себя экономические условия, социальную структуру общества, систему образования и подготовки кадров, материальное и духовное благосостояние населения, технологические системы и т.п. Поэтому каждая организация находится в зависимости от окружающей среды в отношении привлечения кадров, материальных, финансовых и других ресурсов, а также потребителей, пользователей результатов ее деятельности, будь это товары, услуги, знания, верования и т.п. Поэтому в деятельности организации, особенно сложной, возрастающую значимость в современных условиях приобретает комплексный анализ всех компонентов и динамики внешней социальной среды и осуществление на основе анализа стратегического управления и планирования, контроля взаимодействия внешних факторов (экономических, технологических и т.д.) с внутренними процессами функционирования и развития организации.
Организация не только испытывает влияние внешней среды, но и своей деятельностью способна оказывать обратное влияние на среду, иногда очень существенное. Особенно такое влияние на внешнюю среду возрастает в том случае, если организация осуществляет нововведения, которые, распространяясь за ее пределы, способны вызвать не только количественные, но и качественные изменения в окружающей среде, в обществе в целом. Таковы, например, новые социальные идеи, новые научные теории, новые технологии.