Глава 17. Этнонациональная структура общества.
Одна из важнейших особенностей постсоветского общества состоит в том, что в нем резко возрастает значимость и роль этнонациональной стратификации. Этничность превращается в мощный социальный фактор, действующий не менее активно и эффективно, чем такие признанные критерии социальной стратификации, как доход, образование, власть и т.п.
Однако этничность - понятие очень широкое, под него подпадают такие различные этнические группы, как племя, народность, этнос, нация. Племя - это такая природно-социальная общность людей, которая характерна для первобытнообщинного строя (архаичного общества), объединена кровно-родственными связями, представляет совокупность двух или нескольких родов, отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями. Так, на территории современной Беларуси в IX-X столетиях н.э. проживали восточнославянские племена кривичей, родимичей и дриговичей.
Развитие экономических и политических отношений, духовной культуры приводит к возникновению более развитой, сложной и обширной общности - народности. Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в процессе этнической эволюции за племенем и предшествующая нации. Племена и народности представляют собой две исторически следующих друг за другом ступени развития этноса.
Этнос - это природно-социальная и антропологическая общность людей, возникшая и развившаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания, которое трансформируется в языках других народов (например, немецкое "дойч" в русском и белорусском языках трансформируется в "немец", а в английском - в "джермен"). Самосознание этноса развивается через антитезу "мы-они". Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т.е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам ("свои-чужие"). Отличительные черты этноса сводятся к следующему: 1) этнос как специфическая социально-природная общность развертывает свои особенности в той области действительности, где процессы биосферы и социосферы взаимопереплетаются; 2) этнос имеет четкие маркировки (признаки), отличающие его от всех других этносов - различия в территории (родина предков), расе, языке, религии, культуре, материальных основах жизни; 3) этнос обладает своеобразием антропологических характеристик одежды и культурных традиций; 4) люди, входящие в состав данного этноса, участвуют в общей для всех их жизнедеятельности на основе общего этнического происхождения (этногенеза) и культуры, воплощенной в языке; 5) все названные отличия составляют своеобразные "указатели", которые позволяют людям данного этноса отличать себя от всех других этнических групп по принципу "свои-чужие"; 6) при возникновении территориальных, имущественных и иных проблем между этносами чаще всего основой для принятия решений и действий является представление о враждебности с иными этносами, а формой разрешений противоречий и споров выступает социальный конфликт.
На формирование и развитие этносов существенное влияние оказывают природно-ландшафтные условия, в которых осуществляется процесс этногенеза. Наличие относительно замкнутого природного пространства, ограниченного крупными реками, непроходимыми болотами или горами, усиливает и ускоряет этногенезные процессы. Чем в более замкнутом пространстве находится этнос, тем более своеобразные черты приобретает процесс этногенеза и тем более своеобразной создаваемая этим процессом культура. И наоборот, там, где этническое пространство оказывается разомкнутым, этногенезные процессы характеризуются недостаточной выразительностью. Чтобы такое отличие стало более детально представимым, достаточно вспомнить, насколько резко отличаются друг от друга этносы, населяющие Кавказ, и насколько похожи этносы, населяющие Восточноевропейскую равнину - белорусы, украинцы и русские.
Великие географические открытия и последовавшая за ними промышленная революция, неразрывно связанная с возникновением и развитием капитализма, вызвали к жизни новый тип межэтнических взаимодействий - широчайший, совершаемый в мировом масштабе обмен товарами, идеями и услугами. Это дало возможность людям и их этнокультурным общностям все дальше отходить от архаических представлений об изначальной враждебности этносов друг другу. Становилась все более широко признаваемой и принимаемой дуальная позиция, предполагающая возможность исторического действия от первого полюса взаимоотношений (конфликта) к другому их полюсу - сотрудничеству и возникновению этносов. Именно этот процесс приводит к формированию нации, которая представляет собой уже не этническую, а полиэтническую и надэтническую общность людей.
Нация - это исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности. Без единого унифицированного национального языка, без осуществляемого в общенациональных масштабах государственного и правового регулирования жизнедеятельности, без полифонической и многослойной национальной культуры, сохраняющей в себе исходную этнографическую многоцветность, нация не может возникнуть и развиваться. А все это базируется на единой, охватывающей все группы населения страны, системе экономики. Все эти особенности, отраженные и воплощенные в национальном самосознании, сближают прежде "чужих" представителей различных этносов (например, во Франции - гасконцев, бургундцев, латарингцев и т.п.) в единую общенациональную социальную общность, резко расширяют зону самоотождествления людей - "мы" (например, "мы - белорусы). Таким образом, нация в своем становлении и развитии неотрывна от национального самосознания, от осознания народом своего своеобразия и единства своей исторической судьбы.
Рассмотрение особенностей становления и развития наций дает возможность вычленить их основные отличительные признаки. Они таковы: 1) общность территории; 2)общность экономических связей и деятельности; 3) своеобразие национального психического склада; 4) наличие единого унифицированного языка в его литературной форме; 5) развитие многослойной национальной культуры; 6) функционирование госудрственно-правовой системы регулирования всех сфер жизнедеятельности.
Трансформационные процессы этнонационального развития (т.е. развития, охватившего собой и этнос и нацию) дифференцируется на два основных типа. К первому из них - объединяющие этнонациональные процессы - относятся:
1) консолидация - сплочение нескольких самостоятельных, родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, новый, более крупный этнос (нацию), как это было, например, в процессе слияния нескольких восточно-славянских племен в единую древнерусскую народность в X-XII веках.
2) Ассимиляция - растворение одного этноса или его части в другом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачиваются некоторые исконно этнические особенности (языковые, культурные и др.) и приобретаются новые, свойственные более мощному этносу и доминирующей культуре. Этот процесс интенсивно протекает в современных западных странах - Германии, Италии, Швеции и др., где уже сформировавшиеся государственные этносы, превратившиеся в нации ( немцы, шведы, датчане и др.) ассимилируют в себя малые этнические общности и отдельных индивидов.
3) Кооперация - сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые сосуществуют друг с другом, активно взаимодействуют в различных сферх жизнедеятельности на одной, общей им территории, но сохраняют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом. Такие процессы протекают в польско-белорусском и литовско-белорусском пограничье, где длительно сосуществуют и дружественно взаимодействуют белорусы, поляки, литовцы, которые даже в условиях проживания в рамках одного государства сохранили свои этнические особенности.
Трансформационные этнические процессы разделяющего типа включают в себя следующие разновидности:
1) Этническое доминирование проявляется в стремлении возвысить свой этнос (нацию) при одновременном ущемлении интересов и прав других этнических групп, что характерно, например, для Узбекистана и некоторых других бывших республик СССР,
2) Этнодискриминция - ограничение или лишение прав определенных групп граждан по принципу национальной принадлежности, которое проявляется в последние годы в Эстонии, Латвии.
3) Этноприоритетный национализм - ориентирован на превознесение своего этноса (нации), своих языка, культуры, традиций и принижение значимости языка, культуры других этнических групп, что нашло проявление в Грузии, Азербайджане, Армении.
4) Этнический геноцид - преднамеренное создание жизненных условий, рассчитанных на частичное или полное уничтожение определенных этнических групп, что проявилось в массовых депортациях чеченцев, ингушей и других народов во времена сталинской диктатуры или "выдавливании" сербов из Хорватии в середине 90-х годов XX века.
В современных условиях становится необходимой конструктивная этнонациональная политика государства. Ее основное содержание - обеспечение :
1) реального равноправия всех этносов, проживающих на территории данного государства во всех сферах жизнедеятельности - экономической, политической, культурной, бытовой;
2) реализация и защита правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокультурного благополучия;
3) осуществление обоснованной и демократической миграционной политики властей в отношении представителей любых этносов;
4) недопущение и законодательное преследование любых действий, направленных на оскорбление национального достоинства личности или народа;
5) запрещение деятельности политических партий, общественных объединений, ведущих пропаганду социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Структурно-логические схемы
1. Общности людей, охватываемые понятием "этничность"
Племя | ||
Народность | ||
Этничность | ||
Этнос | ||
Нация |
2. Отличительные особенности этноса
Взаимоперплетение процессов биосферы и социосферы | Общая жизнедеятельность на основе этногенеза (общего этнического происхождения) | |
Территория, раса, язык, религия, культура, материальные основы жизни | Особенности этноса | Различение своего этноса от других по принципу " свои - чужие" |
Своеобразие антропологических характеристик, одежды, культурных традиций | Возникающие проблемы решаются на основе вражды, посредством социального конфликта |
3. Отличительные признаки нации
Общность территории | Особенности психического склада | |
Общность экономической деятельности | Наличие единого национального языка в его литературной форме | |
Признаки нации | ||
Своеобразие национального самосознания | Наличие национальной культуры | |
Функционирование государственно-правовой системы регулирования |
4. Основные типы структурно-этнических трансформаций
Консолидация | Ассимиляция | Кооперация | ||||||||||||||||
Структурно-этнические трансформации | ||||||||||||||||||
Этническое доминирование | Этнодискриминация | Национализм | Этногеноцид | |||||||||||||||
5. Принципы конструктивной этнонациональной политики
Равноправие всех этносов страны во всех сферах жизнедеятельности | ||
Реализация и защита правового статуса национальных меньшинств | ||
Осуществление демократической миграционной политики | ||
Принципы этнонациональной политики | ||
Недопущение действий, направленных на оскорбление национального достоинства | ||
Запрещение деятельности политических партий и объединений, ведущих пропаганду национальной и расовой розни |