Глава 17. Этнонациональная структура общества.

Одна из важнейших особенностей постсоветского общества состоит в том, что в нем резко возрастает значимость и роль этнонациональной стратификации. Этничность превращается в мощный социальный фактор, действующий не менее активно и эффективно, чем такие признанные критерии социальной стратификации, как доход, образование, власть и т.п.

Однако этничность - понятие очень широкое, под него подпадают такие различные этнические группы, как племя, народность, этнос, нация. Племя - это такая природно-социальная общность людей, которая характерна для первобытнообщинного строя (архаичного общества), объединена кровно-родственными связями, представляет совокупность двух или нескольких родов, отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями. Так, на территории современной Беларуси в IX-X столетиях н.э. проживали восточнославянские племена кривичей, родимичей и дриговичей.

Развитие экономических и политических отношений, духовной культуры приводит к возникновению более развитой, сложной и обширной общности - народности. Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в процессе этнической эволюции за племенем и предшествующая нации. Племена и народности представляют собой две исторически следующих друг за другом ступени развития этноса.

Этнос - это природно-социальная и антропологическая общность людей, возникшая и развившаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания, которое трансформируется в языках других народов (например, немецкое "дойч" в русском и белорусском языках трансформируется в "немец", а в английском - в "джермен"). Самосознание этноса развивается через антитезу "мы-они". Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т.е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам ("свои-чужие"). Отличительные черты этноса сводятся к следующему: 1) этнос как специфическая социально-природная общность развертывает свои особенности в той области действительности, где процессы биосферы и социосферы взаимопереплетаются; 2) этнос имеет четкие маркировки (признаки), отличающие его от всех других этносов - различия в территории (родина предков), расе, языке, религии, культуре, материальных основах жизни; 3) этнос обладает своеобразием антропологических характеристик одежды и культурных традиций; 4) люди, входящие в состав данного этноса, участвуют в общей для всех их жизнедеятельности на основе общего этнического происхождения (этногенеза) и культуры, воплощенной в языке; 5) все названные отличия составляют своеобразные "указатели", которые позволяют людям данного этноса отличать себя от всех других этнических групп по принципу "свои-чужие"; 6) при возникновении территориальных, имущественных и иных проблем между этносами чаще всего основой для принятия решений и действий является представление о враждебности с иными этносами, а формой разрешений противоречий и споров выступает социальный конфликт.

На формирование и развитие этносов существенное влияние оказывают природно-ландшафтные условия, в которых осуществляется процесс этногенеза. Наличие относительно замкнутого природного пространства, ограниченного крупными реками, непроходимыми болотами или горами, усиливает и ускоряет этногенезные процессы. Чем в более замкнутом пространстве находится этнос, тем более своеобразные черты приобретает процесс этногенеза и тем более своеобразной создаваемая этим процессом культура. И наоборот, там, где этническое пространство оказывается разомкнутым, этногенезные процессы характеризуются недостаточной выразительностью. Чтобы такое отличие стало более детально представимым, достаточно вспомнить, насколько резко отличаются друг от друга этносы, населяющие Кавказ, и насколько похожи этносы, населяющие Восточноевропейскую равнину - белорусы, украинцы и русские.

Великие географические открытия и последовавшая за ними промышленная революция, неразрывно связанная с возникновением и развитием капитализма, вызвали к жизни новый тип межэтнических взаимодействий - широчайший, совершаемый в мировом масштабе обмен товарами, идеями и услугами. Это дало возможность людям и их этнокультурным общностям все дальше отходить от архаических представлений об изначальной враждебности этносов друг другу. Становилась все более широко признаваемой и принимаемой дуальная позиция, предполагающая возможность исторического действия от первого полюса взаимоотношений (конфликта) к другому их полюсу - сотрудничеству и возникновению этносов. Именно этот процесс приводит к формированию нации, которая представляет собой уже не этническую, а полиэтническую и надэтническую общность людей.

Нация - это исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности. Без единого унифицированного национального языка, без осуществляемого в общенациональных масштабах государственного и правового регулирования жизнедеятельности, без полифонической и многослойной национальной культуры, сохраняющей в себе исходную этнографическую многоцветность, нация не может возникнуть и развиваться. А все это базируется на единой, охватывающей все группы населения страны, системе экономики. Все эти особенности, отраженные и воплощенные в национальном самосознании, сближают прежде "чужих" представителей различных этносов (например, во Франции - гасконцев, бургундцев, латарингцев и т.п.) в единую общенациональную социальную общность, резко расширяют зону самоотождествления людей - "мы" (например, "мы - белорусы). Таким образом, нация в своем становлении и развитии неотрывна от национального самосознания, от осознания народом своего своеобразия и единства своей исторической судьбы.

Рассмотрение особенностей становления и развития наций дает возможность вычленить их основные отличительные признаки. Они таковы: 1) общность территории; 2)общность экономических связей и деятельности; 3) своеобразие национального психического склада; 4) наличие единого унифицированного языка в его литературной форме; 5) развитие многослойной национальной культуры; 6) функционирование госудрственно-правовой системы регулирования всех сфер жизнедеятельности.

Трансформационные процессы этнонационального развития (т.е. развития, охватившего собой и этнос и нацию) дифференцируется на два основных типа. К первому из них - объединяющие этнонациональные процессы - относятся:

1) консолидация - сплочение нескольких самостоятельных, родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, новый, более крупный этнос (нацию), как это было, например, в процессе слияния нескольких восточно-славянских племен в единую древнерусскую народность в X-XII веках.

2) Ассимиляция - растворение одного этноса или его части в другом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачиваются некоторые исконно этнические особенности (языковые, культурные и др.) и приобретаются новые, свойственные более мощному этносу и доминирующей культуре. Этот процесс интенсивно протекает в современных западных странах - Германии, Италии, Швеции и др., где уже сформировавшиеся государственные этносы, превратившиеся в нации ( немцы, шведы, датчане и др.) ассимилируют в себя малые этнические общности и отдельных индивидов.

3) Кооперация - сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые сосуществуют друг с другом, активно взаимодействуют в различных сферх жизнедеятельности на одной, общей им территории, но сохраняют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом. Такие процессы протекают в польско-белорусском и литовско-белорусском пограничье, где длительно сосуществуют и дружественно взаимодействуют белорусы, поляки, литовцы, которые даже в условиях проживания в рамках одного государства сохранили свои этнические особенности.

Трансформационные этнические процессы разделяющего типа включают в себя следующие разновидности:

1) Этническое доминирование проявляется в стремлении возвысить свой этнос (нацию) при одновременном ущемлении интересов и прав других этнических групп, что характерно, например, для Узбекистана и некоторых других бывших республик СССР,

2) Этнодискриминция - ограничение или лишение прав определенных групп граждан по принципу национальной принадлежности, которое проявляется в последние годы в Эстонии, Латвии.

3) Этноприоритетный национализм - ориентирован на превознесение своего этноса (нации), своих языка, культуры, традиций и принижение значимости языка, культуры других этнических групп, что нашло проявление в Грузии, Азербайджане, Армении.

4) Этнический геноцид - преднамеренное создание жизненных условий, рассчитанных на частичное или полное уничтожение определенных этнических групп, что проявилось в массовых депортациях чеченцев, ингушей и других народов во времена сталинской диктатуры или "выдавливании" сербов из Хорватии в середине 90-х годов XX века.

В современных условиях становится необходимой конструктивная этнонациональная политика государства. Ее основное содержание - обеспечение :

1) реального равноправия всех этносов, проживающих на территории данного государства во всех сферах жизнедеятельности - экономической, политической, культурной, бытовой;

2) реализация и защита правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокультурного благополучия;

3) осуществление обоснованной и демократической миграционной политики властей в отношении представителей любых этносов;

4) недопущение и законодательное преследование любых действий, направленных на оскорбление национального достоинства личности или народа;

5) запрещение деятельности политических партий, общественных объединений, ведущих пропаганду социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Структурно-логические схемы

1. Общности людей, охватываемые понятием "этничность"

  Племя
     
  Народность
Этничность    
    Этнос
     
    Нация

2. Отличительные особенности этноса

Взаимоперплетение процессов биосферы и социосферы   Общая жизнедеятельность на основе этногенеза (общего этнического происхождения)
   
Территория, раса, язык, религия, культура, материальные основы жизни Особенности этноса Различение своего этноса от других по принципу " свои - чужие"
     
Своеобразие антропологических характеристик, одежды, культурных традиций   Возникающие проблемы решаются на основе вражды, посредством социального конфликта

3. Отличительные признаки нации

Общность территории   Особенности психического склада
     
Общность экономической деятельности   Наличие единого национального языка в его литературной форме
  Признаки нации  
Своеобразие национального самосознания   Наличие национальной культуры
     
  Функционирование государственно-правовой системы регулирования  

4. Основные типы структурно-этнических трансформаций

  Консолидация   Ассимиляция   Кооперация  
             
      Структурно-этнические трансформации      
             
Этническое доминирование   Этнодискриминация   Национализм   Этногеноцид  
                                     

5. Принципы конструктивной этнонациональной политики

Равноправие всех этносов страны во всех сферах жизнедеятельности    
     
Реализация и защита правового статуса национальных меньшинств    
     
Осуществление демократической миграционной политики    
  Принципы этнонациональной политики
Недопущение действий, направленных на оскорбление национального достоинства    
     
Запрещение деятельности политических партий и объединений, ведущих пропаганду национальной и расовой розни    

Наши рекомендации