Упражнение 2 «Насколько вы уверены в себе?»

Цель: Самооценка уверенности в себе.

Время проведения:20 мин.

Инструкция:Вам предстоит самостоятельно оценить, насколько вы уверены в себе. Для этого вам необходимо ответить на вопросы теста, представленные ниже.

Прочитайте нижеприведенные высказывания и решите, насколько вы с ними согласны. В правой части таблицы приведена шкала с ответами от 0 до 100. «0» означает, что вы совершенно не согласны с приведенным высказыванием, «100» — что вы можете полностью с ним согласиться.

Попытайтесь долго не раздумывать. По возможности, принимайте решение спонтанно и честно по отношению к самому себе.

Перечеркните число, которое соответствует степени вашего согласия с тем или иным высказыванием.

Высказывание Не согласен - полностью согласен
(1) Я часто боюсь сделать что-нибудь неправильно 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(2) Мне трудно сказать «нет» 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(3) В большинстве случаев мне не удается настоять на своих требованиях 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(4) Я не знаю как себя вести на вечеринке, где я никого не знаю. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(5) Если я отклоняю чью-то просьбу или не выполняю требования других, то меня мучает совесть 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
  Сумма баллов  

Завершив диагностику, подсчитайте сумму всех баллов.

Рефлексия:

Подумайте о том, какой суммы баллов вы хотели бы достичь (но не предъявляйте к себе слишком завышенные требования: тот, кто честно отвечает на вопросы теста, никогда не достигнет суммы меньше 100 баллов). В конце тренинга вы сможете проверить, достигли ли вы уже своей цели, или вам следует еще поработать над собой.

Сравнив результаты диагностики в начале и конце тренинга, вы увидите, насколько увереннее и смелее стали.

Упражнение 3 «Карниз»

Цель: Снятие мышечного напряжения, повышение степени доверия.

Время проведения: 10-15 минут.

Инструкция: Все участники выстраиваются в шеренгу по одному. Первый участник должен пройти рядом с каждым участником приставляя свои носки вплотную к носкам стоящего в шеренге не оступаясь, не теряя равновесия. Участнику, осуществляющему движение, можно слегка придерживаться за всех, выполняющих роль «карниза».

Упражнение выполняется по принципу «змейки»: первый идет, за ним – второй и т.д. Прошедшие «карниз» занимают места в конце шеренги и становятся частью «карниза».

Рефлексия:

• Понравилось ли вам упражнение?

• Возникали ли сложности при его выполнении?

Упражнение 4 «Правила уверенного человека»

Цель: Знакомство и обсуждение правил уверенного человека. Определение необходимости и возможности жизни по данным правилам.

Оборудование: Правила, написанные на ватмане или электронном слайде.

Время проведения: 10 минут.

Правила уверенного человека.

- Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия.

- Я имею право не извиняться и не объяснять свое поведение.

- Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей.

- Я имею право изменить свое мнение.

- Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки.

- Я имею право сказать: «Я не знаю».

- Я имею право быть независимым от доброжелательности и от хорошего отношения ко мне.

- Я имею право принимать нелогичные решения.

- Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю».

- Я имею право сказать: «Меня это не интересует».

Рефлексия:

• Какие правила вы используете в своей жизни?

• Какие правила вам кажутся ненужными?

• Почему сложно стать уверенным человеком?

Упражнение 5 «Молодец»

Цель: Развитие уверенного поведения в ситуации самооценки.

Время проведения:15 минут.

Инструкция:Вам необходимо разделиться на две группы. Образуйте внутренний и внешний круг. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего, встать друг напротив друга и по сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!»И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, все равно мужественно утверждайте о себе только хорошее.

Если кто-нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!»

Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться естественно, вы пока еще не можете быть совершенны. По сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг и меняют партнеров. Игра продолжается.

Рефлексия:

• Много ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя?

• Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получается?»

• Чему вы научились у своего партнера?

Мини-лекция

Цель: Формирование понятий «уверенность», «уверенный человек», «уверенное поведение».

Время проведения: 20 минут.

Заметки для тренера:

· Сопровождать теоретический материал лучше с использованием электронной презентации «Ассертивность и ассертивное поведение»

· Целесообразно каждому участнику раздать опорный конспект, содержащий основные характеристики изучаемых понятий.

Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения.

Уверенные в себе люди характеризуются:

· независимостью;

· самодостаточностью.

Внешние признаки уверенного человека:

· выглядит спокойным;

· держится с достоинством;

· открытый взгляд;

· ровная осанка;

· спокойный и уверенный голос.

Уверенный в себе человек умеет:

· чувствовать ситуацию, держаться с достоинством (жесты, голос), понимать границы физического и психического;

· адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, принять критическое замечание в свой адрес;

· действовать четко и организованно, быть настойчивым;

· открыто высказывать и отстаивать свое мнение, без враждебности и самозащиты.

Упражнение 6 «Движение»

Цель: Развитие отношения к себе как к самоценной чувствующей индивидуальности. Укрепление группового доверия.

Время проведения: 8 минут.

Инструкция:Все участники в течение 2 - 3 минут под музыку начинают свободно двигаться. Можно двигаться с вытянутыми в стороны руками, с удобной для себя скоростью и маршрутом, но так, чтобы ни кого задеть из участников.

Рефлексия:

· Что вы чувствовали в ходе данного упражнения?

· Кто из вас закрыл глаза? Что вы чувствовали в такой ситуации?

· Почему вы не стали закрывать глаза?

· Что влияло на выбор темпа и траектории движения?

Итоги дня:

Для чего необходимо быть уверенным человеком?

Как вы отличите уверенного человека от неуверенного?

Чем запомнилось Вам сегодняшнее занятие?

Что было полезного, а что бесполезно?

Домашнее задание:

Начиная с данной минуты вам необходимо запоминать приятные моменты до того как мы встретимся вновь. Обращайте внимание на каждую мелочь, которая вас порадует, вызовет вашу улыбку.

День второй

Тема. Навыки уверенного поведения. Уверенная просьба, уверенный отказ, Самопрезентация

Упражнение 1 «Веселый счет»

Цель: Концентрация внимания. Позитивный настрой на работу.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция. Ведущий предлагает осуществить счет от 1 до 30. Вместо чисел, содержащих в своем составе «3» или делящихся на «3», необходимо говорить: «Здравствуйте».

Тот, кто долго держит паузу или ошибается, выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока не останется два участника, самых внимательных.

На заметку тренеру: Обязательно поприветствуйте аплодисментами победителей.

Наши рекомендации